Тренинг для творческого педсовета по предупреждению профессионального выгорания.Доклад "Эмоциональное выгорание. Профессиональные заповеди учителя".Памятка по предупреждению профессионального выгорания для педагогов
материал по теме

Цель тренинга с педагогами:сплочение педагогического коллектива, развитее творческих способностей через использование методов арт- терапии, мандала- терапии, снятие эмоционального напряжения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_pedsovet_10.11.13.docx118.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для творческого педсовета по

 предупреждению профессионального выгорания

Цель: сплочение педагогического коллектива, развитее творческих способностей через использование методов арт- терапии.

Упражнение “Достоинства”

Участники располагаются по кругу. Каждый по часовой стрелке называет свои достоинства, а затем повторяет достоинства других в том порядке, в котором те назывались.    

Возьми бумагу и карандаш, и записывай ответы.

Вам  это понадобится в конце. Ответы должны быть честными, это поможет узнать многое о том, какова Вы  на самом деле:

1.Расположи этих животных в порядке, соответствующем Твоему отношению к ним(кто больше нравится).

а. корова

б. тигр

в. Овца

г. лошадь

д. свинья

2. Напиши по одному определению (1 слово к каждому)

а. Собака

б. кошка

в. крыса

г. кофе

д. Море

Расположение животных, посмотрите  в каком порядке Вы расположили своих животных, этот  порядок показывает Ваши приоритеты в жизни, а ниже посмотрите , что эти животные означают

Вот каковы вы в жизни:

Корова означает карьеру

Тигр - честь\достоинство

Овца - любовь

Лошадь - семью

Свинья – деньги

2. Твоё описание

 собаки = описание самого  себя

кошки = партнёра

крысы = врага

кофе = Твой интерес ко взрослой жизни (сексу)

море = Твоя жизнь

О КОМАНДНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИНекоторые – чёрные, некоторые – белые, есть коричневые и розовые, но все живут вместе, бок о бок, в мире и согласии. Одни всё время заняты, а другие спокойно ждут своей очереди, хотя в более широкой картине вещей все равны. Некоторые — прямые и закруглённые, другие – заострённые, но все знают, в чём состоит их задача. Некоторые очень красивы, у некоторых – странные имена, но каждый совершенно уникален. Сами по себе они могут быть бледными и незаметными, но вместе способны создать произведение искусства. Как многому может нас научить Коробка обычных карандашей.

Мандала – это санскритское слово, означающее «круг» или «центр». 

Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с четко выраженным центром. Внутри круга обозначены основные направления-ориентиры, число которых непостоянно. Мандалы могут быть как произведениями искусства, так и формами, созданными самой природой. Земля, какой она видится из космоса, является мандолой, человеческий глаз и снежинка – тоже мандола. 

Идея мандолы как кругового изображения связана с идеей бесконечности и цикличности жизни всего существующего, от атома до вселенной.

Предлагаем изобразить с помощью цветных карандашей ваше внутренне        содержание как учителя , педагога, воспитателя.

Рисуем Мандалу «Я как учитель, педагог». Начнём  с того, что поставьте точку в центре вашего круга. Эта точка является символом Творца и жизнетворной энергии Вселенной. Она также является воплощением Священной середины, центра Вселенной.
А теперь закройте глаза и сконцентрируйтесь на мыслях о деятельности, как педагога.  Обратите внимание на то, какие цвета, образы и ощущения возникают у вас в это время. Рисуя мандолу, вы должны пребывать в созерцательном  состоянии. Это будет насыщать вашу мандалу энергией, которая впоследствии будет исходить от нее, и распространяться  на общий творческий проект.

Затем составляем общую Мандалу нашего педагогического коллектива. Обсуждение. Как пишет Дж. Келлог «мандала... может восприниматься как капля взятой на анализ крови, по которой можно определить, какие изменения происходят в организме и каков эффект лечения. И это — не единственная аналогия с биологическими пробами: мандалу можно рассматривать еще и как живую клетку, обладающую целостностью и жизнеспособностью. Гармония и красота присущи „здоровым" мандалам, так же, как они присущи здоровым живым организмам».  Посмотрите на полученную картину. Как вы её воспринимаете? Какие чувства у вас она вызывает?

Эдуард Асадов стихи        

ЦВЕТА ЧУВСТВ

Имеют ли чувства какой-нибудь цвет,

Когда они в душах кипят и зреют?

Не знаю, смешно это или нет,

Но часто мне кажется, что имеют.

Назвать даже попросту не берусь

Все их - от ласки до горьких встрясок.

Наверное, сколько на свете чувств,

Столько цветов на земле и красок.

Улыбайтесь друг другу, говорите добрые слова, будьте открытыми, принимая и делая всё с любовью, наполняйте мир любовью и светом.

Доклад на педсовет : Эмоциональное выгорание. Профессиональные заповеди учителя.

Подготовила педагог- психолог УшаковаГ.С.

...И мучит, и кормит, и учит

Кто же это? Работа! Та самая, на которой, по некоторым статистическим сведеньям, человек проводит треть своей жизни.        

    Поиск новых способов действий требует больших душевных сил. Здесь педагога подстерегает опасность, название которой - профессиональное выгорание, или синдром выгорания. Это состояние, которое наступает в некоторых случаях у профессионалов, работа которых связана с общением, особенно с оказанием помощи: у врачей, психологов, социальных работников, педагогов. День за днем человек проводит в постоянном контакте с людьми, которые нуждаются в нем, зависят от него, которые сами часто находятся в очень тяжелом эмоциональном или физическом состоянии. Приходится иметь дело с горем, болезнью, отчаянием, страхом перед жизнью, нуждой. Через какое-то время профессионал начинает осознавать, что его ресурс сочувствия, заботы, желания что-то изменить просто исчерпан. Он больше ничего не может и не хочет. Он «выгорел».

Синдром выгорания - это состояние эмоционального истощения, за щитная реакция психики человека на длительный стресс. Невозможно целыми днями - и каждый день - находиться в состоянии активного сочувствия к чужим проблемам. Рано или поздно внутри загорается тревожный маячок, который сигнализирует: «С этого момента - или ты, или они». И вот уже профессионал ловит себя на чувстве усталости даже в начале рабочего дня, на утрате всякого интереса к прежде любимой работе, на раздражении в адрес тех кому он призван помогать. Он легко простужается, тяжело выздоравливает. Он жалуется, что стал «плохо соображать», все путает, забывает сделать важные дела. Принимая решение, как поступить в каком-то случае, он все чаще выбирает не «как правильно», а «как проще». Он действует стандартно, не пробуя ничего нового, «ими тируя» сочувствие и внимание. В результате у него появляется чувство вины, сознание собственной недобросовестности, что еще больше усиливает стресс. Если в этот период он ничего не пред принимает,   чтобы  помочь  самому себе,  синдром   развивается дальше.

С какого-то момента усталость сменяется злостью, раздражением Те, кому нужна помощь, «просто бесят», они «сами во всем вино ваты», им «все равно ничем не поможешь» и т.п. Человек чувствует постоянное напряжение, приходя домой, срывается на близких Любой рядовой рабочий или бытовой конфликт надолго выбивает его из колеи, он не спит по ночам, часами «прокручивая» в голове, что было сказано и как можно было бы ответить. Он болезненно реагирует на любую неудачу, любое замечание, ему кажется, что его не ценят, его труд плохо оплачивается ,его просто используют. Часто в это время приходят серьезные болезни, случаются травмы, словно где-то внутри система безопасности принимает решение: лучше пусть полежит пару месяцев в  гипсе, чем свихнется совсем. Такое состояние требует экстренных мер помощи, причем иногда человек сам уже не в состоянии осознать, что с ним происходит, ему нужна помощь близких, коллег, руководителя, психолога. Наконец, следующая степень развития синдрома - эмоциональное отупение, цинизм, бесчеловечность. К сожалению, каждому приходилось сталкиваться с врачами, педагогами и другими специалистами на этой стадии, которых по-настоящему к людям, а тем более к детям и к больным, вообще нельзя подпускать. Они решили проблему выгорания, нарастив непробиваемую броню черствости, холодного равнодушия. Формально выполняя необходимые манипуляции, они каждым жестом и словом дают понять, что не стоит даже надеяться на человеческое участие с их стороны.

Эта стадия часто сопровождается злоупотреблением алкоголем или наркотиками, разрушением отношений вне профессиональной сферы.

Дело не в том, что эти люди - «плохие». Возможно, они начинали свою профессиональную деятельность совсем с другим настроем. Возможно, они сохранили чуткость и душевность в общении с друзьями и близкими. Но профессионально они достигли крайней степени выгорания и, по сути, стали профнепригодны. Очень часто человек сам мучается от своего состояния, кажется себе «отвратительным», ничто в жизни его не радует. Хорошо, если он догадается обратиться за помощью к психологу или мудрому, опытному коллеге - выкарабкаться самостоятельно из крайних стадий выгорания очень трудно.

Вот основные симптомы, характерные для состояния выгорания.

1.   Физические: постоянное чувство усталости, изменение веса; нарушение сна, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, повышение артериального давления; раздраженная, чувствительная кожа, частый дискомфорт в животе, головные боли.

2.   Эмоциональные: чувство гиперответственности, постоянный страх, что «ничего не получится», апатия, пессимизм, ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность по пустякам; тревога, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, чувство одиночества, уязвимость, подозрительность, негативное видение жизненных и профессиональных перспектив («будет только хуже»).

3.   Поведенческие: частые перерывы в работе из-за приступов изнеможения, отсутствие интереса к еде или, наоборот, непрерывное чувство голода, мучительное ожидание конца рабочего дня,недели; снижение физической активности, стремление избегать лишних движений, усиленное употребления кофе, табака, алкоголя, лекарств; импульсивные поступки, неожиданные и непонятные самому человеку.

4.   Интеллектуальные: отсутствие интереса к новым идеям и методам в работе; стереотипность мышления, шаблонность принимаемых решений, нежелание учиться и меняться, снижение критичности при выполнении указаний и директив, или, наоборот, неадекватная критичность («все не так, все идиоты»); отсутствие творческого подхода к работе, творческие поиски других коллег могут вызывать агрессию, повышенное внимание к формальной стороне дела, оформлению документов и т.п.

5.   Социальные: сужение круга общения, иногда все общение происходит только на работе, падение интереса к прежним хобби и развлечениям, ощущение изоляции, непонимания со стороны окружающих, приступы «аутизма», когда физически тяжело при сутствие людей, хочется «сбежать на край света», «забиться в нору».

Если вы заметили у себя некоторые из этих признаков, и вам ка жется, что это состояние связано именно с работой, срочно принимайте меры. Синдром выгорания очень распространен, на той или иной его стадии хоть раз побывал каждый, кто проработал с людьми более одного-двух лет. Но если профессионал достаточно внимателен к своему самочувствию и заботится о себе, если у него есть «группа поддержки» из друзей, родных, коллег-единомышленников если у него есть свои, накопленные за жизнь «ноу-хау» по борьбе со стрессом, он вовремя внесет коррективы в свою жизнь.

Вот что можно предпринять.

•    Главное - уметь переключаться, «выбрасывать все из головы» Если просто попадания в домашнюю обстановку недостаточно чтобы переключиться, значит, нужно добавить в свою жизнь ярких впечатлений, чаще встречаться с друзьями, интересно про водить выходные.

•    Очень важна физическая активность, ведь она помогает пере рабатывать гормоны стресса. Не упускайте возможность прогу ляться, в быстром темпе или не спеша - в зависимости от настроения.

•    Желательно овладеть техниками релаксации. Простейший прием борьбы с усталостью выглядит так (это упражнение можно делать вместе с ребятами). Сначала нужно изо всех сил изобразить усталость - позой, звуком, прямо почувствовать, как ужасно вы устали. Побыть в состоянии полного «упадка» секунд 40-50, а затем энергично вскочить на ноги и встряхнуться.

•    Откажитесь от «жестких» стимуляторов, которые в конечном итоге только усиливают усталость, прежде всего от кофе и энерготоников. Лучше пить чай или горячий шоколад, желательно употреблять витамины группы В, если нет противопоказаний - принимать адаптогены, такие как женьшень, лимонник, элеутерококк.

•    Для профилактики выгорания очень важно не допускать хронического переутомления. В любой деятельности бывают авралы, но если работа по вечерам и в выходные становится для вас нормой, истощение не заставит себя ждать. Самое главное - полноценный сон, все остальные дела можно отложить.

•    Профессионалу, работающему с людьми, необходима возможность побыть одному, почитать или просто подумать, помечтать в одиночестве. Работа в школе - это, кроме всего, и стрессовые шумовые нагрузки. Поэтому не стоит отдыхать с включенным телевизором - ваши нервы нуждаются в тишине.

•    Если ваша усталость вызвана проблемами со сложными детьми, очень важно находить время для общения с учениками, которые вам нравятся, которые радуют вас своими успехами, поднимают настроение. Это поможет избежать депрессивного видения своей работы как «безнадежных усилий среди сплошь безнадежных детей».

•    Постарайтесь отделить главное от второстепенного и не тратить много сил и нервов на менее важные дела. Пусть лучше планы уроков будут написаны «средненько», но у вас останутся силы на то, чтобы улыбаться детям.

•    Устраивайте себе «тайм-ауты», маленькие перерывы еще до того, как навалится невыносимая усталость. Всегда можно провести короткую самостоятельную работу и попросить ребят проверить друг друга. Им полезно, а вам - передышка.

•    Иногда имеет смысл временно снизить нагрузку, получить дополнительный выходной, взять небольшой отпуск и провести его со своей семьей.

Не стесняйтесь рассказать о своем состоянии коллегам и руководству, попросить по возможности перенести стрессовые мероприятия вроде открытых уроков на несколько недель, чтобы вы могли восстановиться. Если это невозможно, настройте себя на то, что сейчас вы не будете волноваться из-за результатов проверки. Вам важно сохранить свое здоровье и психику, а также отношения с ребятами, а проблемы с методистами вы решите как-нибудь позже.

•    Очень важно! Не забывайте хвалить не только своих учеников, но и себя, рассказывать коллегам или домашним о своих профессиональных успехах. Ведите дневник или бог в Интернете -в последнем случае вы сможете еще и получать поддержку от своих читателей.

Известно, что меньше подвержены риску выгорания профессионалы, для которых их работа важна на ценностном уровне. Есть известная притча: трех каменщиков спросили, что они делают. Первый ответил: «Кладу камни», второй - «Зарабатываю на жизнь для своей семьи», а третий - «Строю прекрасный храм». Так вот, меньше всего риска «выгореть» как раз у третьего. Осознание смысла своей деятельности, ее значимости придает сил и позволяет снова и снова, как Феникс, возрождаться из пепла «выгорания». Как раз педагогу это сделать гораздо проще, чем каменщику.

«Будьте помощником, а не руководителем. Так же, как садовник помогает дереву ... Вы не заставите дерево расти быстрее, природу нельзя форсировать. Можно только сажать семена, поливать, вносить удобрения и ждать!  Дерево вырастет само, а вы оберегайте, чтоб никто его не повредил. В этом задача учителя: он должен быть садовником. Улыбайтесь друг другу, говорите добрые слова, будьте открытыми, принимая и делая всё с любовью, наполняйте мир любовью и светом».

Профессиональные заповеди педагога от Л. Петрановской      ( семейный психолог, специалист по семейному устройству детей, лауреат  Премии Президента РФ в области образования) C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\Картинки\5ен6г9.png

  • Взрослые любят общаться с детьми с помощью косвенных речевых актов. То есть вместо того, чтобы сказать: «Перестань стучать ручкой по парте», мы говорим: «И долго еще ты будешь испытывать мое терпение?». Однако ребенку, который не успел адаптироваться, или просто с обедненным в силу обстоятельств опытом общения, такие «тонкости» просто непонятны. Он чувствует, что мы им недовольны, но не сразу может сообразить, почему. Лучше сказать ясно: «Пожалуйста, перестань стучать, мне это мешает». Кроме того, именно косвенные речевые акты порой звучат с оттенком «наезда». Поэтому вместо фразы: «Сколько можно ждать, пока ты, наконец, обратишь на меня внимание?» всегда лучше сказать: «Посмотри на меня, я хочу, чтобы ты меня услышал».
  • Предъявляйте претензии ребенку всегда конкретно и в соответствии с реальным положением дел. Обвинения вроде «Ты никогда не работаешь на уроке» или «У тебя вечно находятся причины ничего не делать» никого не побудят лучше стараться, поскольку они абсурдны и заведомо несправедливы. Невозможно представить себе ученика, который действительно никогда не работает на уроке. Говорите о том, что происходило на самом деле: «Сегодня на уроке ты болтал с Мишей и успел сделать только два задания из четырех».
  • Очень важно, чтобы одобрение было не менее значимой частью вашего общения с детьми, чем замечания. Нам часто кажется, что все хорошее - это просто норма, так и должно быть, а все, что не так, непременно следует отметить. В результате, согласно подсчетам, на одну похвалу каждый ребенок слышит от 5 до 15 замечаний. Между тем если сегодня он не опоздал или не подрался (как обычно), за этим тоже стоит большой труд, немалое усилие самоконтроля. Заметьте и похвалите. Тоже конкретно и точно - чтобы ребенок имел представление, что именно вам понравилось, и мог повторить это «на бис».
  • Никто не согласится отказаться от пусть не самого лучшего, но более-менее действенного средства достижения целей, пока не получит в свое распоряжение другого. Поэтому важно всегда, осуждая один тип поведения, тут же предлагать другой. Иногда это можно сделать без слов - например, удержать руку драчуна или обнять плачущего в уголке ребенка. Тогда смысл полученных им инструкций будет такой: в первом случае - «сдержись, возьми себя в руки так, как я сейчас беру тебя», во втором -«если тебе плохо, обратись к другим людям за утешением, они поддержат тебя так, как сейчас это делаю я».Бывает, вам сразу не приходит в голову, какой  «хороший» способ поведения предложить ребенку. Тогда скажите: «Лена, давай уже что-нибудь с тобой предпримем, чтобы избавиться от этих «двоек». Задержись после урока, подумаем, что можно сделать». Помните, что учеба - важное, но не единственное содержание жизни ребенка. Чтобы он мог выйти в жизнь, ему нужно не только освоить школьную программу, но и научиться общаться. C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\Картинки\5ен6г9.png
  • -Помните, что жизнь не кончается сегодня. Если сегодня ребенок не знает, не хочет, не может, это вовсе не означает, что так будет всегда. Если сегодня ему необходима ваша помощь, ваше особое внимание, это не значит, что вам придется вечно его опекать Страхи «не очень-то помогать, а то привыкнет» часто абсурдны Если следовать этой логике, не нужно переводить трехлетнего ребенка за руку через дорогу - а то привыкнет и никогда не научится переходить сам. Дети растут и меняются, порой до неузнаваемости.. Главное, чтобы к тому моменту, когда ребенок будет готов измениться к лучшему, отношения между вами не были безнадежно испорчены, а на ребенка не был повешен ярлык «безнадежного». Дети очень чутко воспринимают внутреннее эмоциональное со стояние взрослого. Если вы их боитесь, они будут садиться на шею. Если вы их не любите, они будут обижаться и мстить. Если вы на них злитесь, они будут меряться с вами силами. Никогда не говорите, даже себе: «Он неуправляемый» или «Я не могу с ним справиться». Лучше: «Я пока не нашел способ, как помочь ему изменить поведение». Почаще напоминайте себе, что хозяин в классе - это вы, взрослый и опытный человек, а они - дети, которые будут вести себя так, как вы их научите.
  • -Несмотря на все… не переживайте слишком сильно. Не все в деле воспитания зависит от нас. Мы можем только любить детей, стараться понять их и помогать им, а результат гарантировать не можем. Хорошо это или плохо? Как посмотреть. Порой мы вроде бы все делаем правильно, а ребенок вырастает и не может справиться со своей жизнью. Грустно, конечно, но у этой «медали» есть и обратная сторона. Ведь тогда получается, что мы можем очень многое делать неправильно, а ребенок все равно вырастет хорошим и счастливым. И помянет нас потом добрым словом в своей Нобелевской лекции. Пусть даже и не в лекции, а просто вспомнит. А даже если не вспомнит, а просто все у него в жизни сложится хорошо... Давайте верить, что именно так все и будет.
  • Источник .Л. Петрановская.  К вам в класс пришёл приёмный ребёнок. Книга для учителя.  (     подготовила педагог- психолог Ушакова Г.С)    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы выступления на Школе педагогического мастерства по теме: "Профессиональное выгорание педагогов"

Выступление посвящено актуальной проблеме профессионального выгорания педагогов. В ходе выступления рассматриваются  симптомы выгорания на психосоматическом и личностном уровне, факторы, ...

Тренинг для педагогов по предупреждению профессионального выгорания

Цель:  обучать методам управления состоянием мышечного напряжения и расслабления, предупреждения синдрома эмоционального выгорания. Обучение приёмам и  кинезиологическим упражнениям, п...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ

МАТЕРИАЛ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАН НА СЕМЕНАРАХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СРЕДНЕГОЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ

ПРЕЗЕНТАЦИИ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА СЕМЕНАРАХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПО...

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПЕДАГОГАМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

В последние годы резко возрос интерес к синдрому эмоционального выгорания. Заинтересованность этой проблемой проявляют как руководители образовательных учреждений, так и сами педагоги. Это обусловлено...

профессиональное выгорание педагога

профессиональное выгорание педагога...