Тренинг для педагогов по предупреждению профессионального выгорания
материал по теме
Цель: обучать методам управления состоянием мышечного напряжения и расслабления, предупреждения синдрома эмоционального выгорания. Обучение приёмам и кинезиологическим упражнениям, применяемые на физ. минутка, динамических паузах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_kak_spravlyatsya_s_gnevom.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг: Как справляться с гневом.
(для педагогов, воспитателей, замещающих родителей)
Цель: обучать методам управления состоянием мышечного напряжения и расслабления, предупреждения синдрома эмоционального выгорания. Обучение приёмам и кинезиологическим упражнениям, применяемые на физ. минутка, динамических паузах.
Вступительное слово психолога. Как сохранить психическое здоровье, хорошие взаимоотношения с коллегами, помочь своим ученикам, воспитанникам справиться с отрицательными эмоциями? Об этом наш разговор.
Сейчас узнаете, какую позицию вы занимаете в пространстве школы, по взаимодействию с администрацией, с коллегами..
Инструкция: выберите ту пословицу или выражение, которое вам сейчас отзывается больше всего, ваша позиция в пространстве школы; отражает характер ваших взаимоотношений с администрацией школы, с коллегами.
Предлагаемые пословицы и выражения для размышлений.
“Высоко сижу, далеко гляжу…” (роль эксперта в образовательном учреждении).
“По щучьему велению, по моему хотению” (педагог берет на себя роль спасателя).
“Всякий сверчок, знай, свой шесток” (педагог выполняет монотонную работу).
“Дед за репку, бабка за дедку…” (педагог является сотрудником образовательного учреждения).
Мы выстраиваем свои коммуникативные взаимодействия с учётом тех ролей, что на себя берём. Это концепция Э. Берна. Мы поговорим об отрицательных эмоциях, и как с ним справляться без ущерба своему здоровью и здоровью окружающих.
Обойтись без гнева вообще не возможно. Это естественная реакция организма на раздражители, без нее человек не сможет выжить, не сможет двигаться вперед. Именно желание защититься помогает нам бороться, достигать целей. Управление гневом – это именно управление эмоциями через осознание причин и их контроль. Другими словами, нужно уметь понимать первоисточник чувств, перенаправить их в другом направлении.
Вашему вниманию предлагается ряд приёмов и кинезиологических упражнений, успешно применяемые на физ. минутка , динамических паузах.
Упражнение «Муха»
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени , плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Упражнение «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствовали, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнения одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение .Вы сидите на стуле. Обхватите его руками и сильно тяните в верх, вместе с собой, одновременно ногами из-за всех сил упирайтесь в пол. Примените максимальную силу, на счёт 10.Раслабились.Повторите 3 раза.
Упражнение. Вы дерево. Ноги, ваши корни Они врастают в землю, ВЫ ствол, а руки ветви .Всеми силами тянемся к солнцу, макушкой тоже, а корни прочно врастают в землю .Через минуту расслабились, Повторить 3 раза.
Упражнения общетонизирующего воздействия:
- «Дыхание». Закрыть одну ноздрю большим пальцем одноименной руки, сделать глубокий вдох, через другую ноздрю выдохнуть (3 раза подряд одной и той же ноздрёй вдох- другой – выдох). Повторить со сменой ноздрей.
- «Уши». Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх- наружу, от верхней части к мочке уха- 5 раз. Массировать участок от сосцевидного отростка за ухом по направлению вниз к ключице-5раз
Упражнение. Предназначено для восстановления функциональной асимметрии мозга:
- «Локоть» или «Паровозик». Правую руку положить на левую надостную мышцу, одновременно делая 10-12 маленьких кругов согнутой в локтевом суставе левой руки и плечом вперёд, затем столько же- назад. Поменять позиции рук и повторить упражнение. Движение напоминает игру « паровозик.
- « Знак бесконечности». Нарисовать в воздухе перед собой указательным пальцем вытянутой руки знак бесконечности.( горизонтальную восьмёрку с центром перед глазами) , всегда начиная движение вверх. Ноги на ширине плеч, двигаясь всем телом, сгибая колени ,рисовать фигуру максимального размера и одновременно, прослеживая глазами без поворота головы ( 3-4 раза).Затем то же повторяется другой рукой. Это же движение повторить двумя руками: руки вытянуты вперёд, указательные пальцы соединены, ладони разомкнуты.
Предлагается прослушать притчу.
Притча о двух волках
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Всем здоровья и творческих успехов.
(М. Твен.-Если вы разгневаны-сдержитесь, если вы сильно разгневаны – выругайтесь.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы выступления на Школе педагогического мастерства по теме: "Профессиональное выгорание педагогов"
Выступление посвящено актуальной проблеме профессионального выгорания педагогов. В ходе выступления рассматриваются симптомы выгорания на психосоматическом и личностном уровне, факторы, ...
Тренинг для творческого педсовета по предупреждению профессионального выгорания.Доклад "Эмоциональное выгорание. Профессиональные заповеди учителя".Памятка по предупреждению профессионального выгорания для педагогов
Цель тренинга с педагогами:сплочение педагогического коллектива, развитее творческих способностей через использование методов арт- терапии, мандала- терапии, снятие эмоционального напряжения....
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ
МАТЕРИАЛ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАН НА СЕМЕНАРАХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СРЕДНЕГОЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ
ПРЕЗЕНТАЦИИ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА СЕМЕНАРАХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПО...
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПЕДАГОГАМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
В последние годы резко возрос интерес к синдрому эмоционального выгорания. Заинтересованность этой проблемой проявляют как руководители образовательных учреждений, так и сами педагоги. Это обусловлено...
Тренинг для педагогов. Эмоциональное выгорание.
Тренинг направлен на снятие " Эмоционального выгорания"...
Мастер-класс по профилактике профессионального выгорания педагогов «Здоровый педагог - здоровый ребенок».
Профессия педагога очень энергоёмкая. Она требует огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты....