Тренинг для педагогов. Эмоциональное выгорание.
план-конспект занятия

Соловьева Софья Александровна

Тренинг направлен на снятие " Эмоционального выгорания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_emotsionalnoe_vygoranie.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов  «Эмоциональное выгорание»

Цель тренинга:

- Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", его

характеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделение

источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.

- Анализ собственных источников негативных переживаний, выявление

ресурсов.

- Снятие напряжения, получение психологической поддержки.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, бумага, ручки, листы с

изображением лестницы, памятки, карандаши, цветная бумага, клей,

ножницы.

Ход тренинга

I. Вступительное слово: «Проблема эмоционального выгорания

педагогов»

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких.

Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и

психические затраты.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов

стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила:

выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в

образовательном процессе. Преобразования в системе образования также

поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе,

новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-

психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода

перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть

покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх

перед контролем.

Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному

истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального

выгорания». «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной

тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой.

Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу,

профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В

результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как

негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера

говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы,

авторитарность. Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией»:

он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это

закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и

невосприимчивым к любым новшествам и переменам.

Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью

механизм психологической защиты в виде полного или частичного

исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами,

провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная

загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и

ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за

жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило,

однополы, а это – дополнительный источник конфликтов. В результате

педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания,

пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.

Правила тренинга

1. Без опозданий

2. Искренность

3. Конфиденциальность. Принцип «здесь и сейчас»

II. Практическая часть

Существует китайская поговорка:

«Расскажи мне – и я забуду

Покажи мне – и я запомню

Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»

Человек усваивает:

10% того, что слышит

50 % того, что видит,

70 % того, что сам переживает,

90 % того, что сам делает.

1. Упражнение «Динамическая диагностика эмоционального

состояния»

Все участники тренинга встают в круг. Педагогам предлагается поделиться

своим эмоциональным состоянием. Тренер берёт мяч и говорит своё

эмоциональное состояние в данный момент. Далее мяч передаётся по кругу,

возвращаясь к тренеру.

Данное упражнение сплачивает коллектив и показывает готовность

педагогов к работе.

2. Упражнение “Я- подарок”

Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим «Я- подарок».

Нужно наполнить данную фразу своим содержанием. «Какой Вы подарок?»,

«Для кого Вы подарок?»

3.Упражнение «Лестница»

Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном

промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности. Всем

участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением

лестницы, и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое

местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения

упражнения ведущий задает участникам вопросы:

- Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?

- Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?

- Что мешает Вам находиться наверху?

- Вы в силах устранить причины, которые мешают вам двигаться вверх?

4. Упражнение » Распредели по порядку»

Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения

социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой

активности; осознание своего » Я». Педагогам предлагается распределить по

порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:

- дети

- работа

- муж (жена)

- Я

- друзья, родственники

Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения

перечня:

1. Я

2. Муж (жена)

3. Дети

4. Работа

5. Друзья, родственники

Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными

результатами.

5. Упражнение «Я дома- я на работе»

Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно

больше) «Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить

составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это

позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.

Проанализировать:

- похожие черты,

- противоположные черты

- одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях

- отсутствие общих черт

- какой список было составлять легче; какой получился объемнее?

- каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные

различия и т. д.

Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их

взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально

определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную

проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.

5.Упражнение «Порой я балую себя»

Цель: Познакомить с приемами снятия нервного напряжения описанными

Мадэлин Беркли-Ален.

Содержание: перед началом тренер предупреждает слушателей, что сейчас

каждому участнику понадобиться лист бумаги и вся информация, которую

они запишут на листе, будет носит строго конфиденциальный характер.

сидящих рядом, и не спрашивать их о том, что они написали .

Инструкция: вспомните и составьте список дел, которые Вы выполняете с

целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном

здоровье и немного побаловать себя.

Когда списки будут готовы, участники должны отметить, как часто они

делают то, что написано на листе. После этого предлагается обсудить и

высказать свое мнение по поводу того, насколько важно иногда сделать что-

нибудь приятное себе.

Поэтому желательно быть более искренними, не заглядывать в листы

коллег.

По итогам обсуждения, тренер предлагает участникам прослушать

рекомендации М.Берки- Ален по профилактике эмоционального выгорания.

«ДЕСЯТЬ СОВЕТОВ М. БЕРКЛИ- АЛЕН»

К УПРАЖНЕНИЮ «ПОРОЙ Я БАЛУЮ СЕБЯ»

1. Сделай себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на

спортивное соревнование, поужинайте в ресторане) .

2. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.

3. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.

4. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».

5. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не

хватало времени.

6. В выходной позвольте себе подольше поспать.

7. Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями.

8. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-

нибудь безделушку.

(М. Беркли-Ален «Забытое искусство слушать», СПб., 1997. с 193-194)

9. Каждый вечер вставайте под душ и «смывайте» события прошедшего

дня, т.к. вода издавна является мощным универсальным проводником.

10. Если у Вас имеются нарушения со сном, читайте на ночь стихи, а не

прозу. Так как стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют

успокаивающе.

11. Высыпайтесь. Здоровый сон составляет 5-6 часов. Перед сном

обязательно проветривайте помещение. Это способствует улучшению сна.

12. Чаще совершайте прогулки. Особенно прогулки полезны вечером.

6. Упражнение «Война и мир»

Каждому участнику предлагается чистый лист бумаги.

- Представьте себе, что- это не лист бумаги, а кто- то с кем вы находитесь в

ссоре, конфликтуете. Представили?

Теперь у Вас появится возможность в течение трёх секунд рассчитаться с

обидчиком. Сделайте с ним всё, что он заслуживает.

Я начинаю счёт: раз…

После того как время истекло, просим участником спокойно подышать,

расслабиться, успокоиться эмоционально и физически. Затем предлагается

сформулировать те эмоции, которые «герои битвы» испытывают в данный

момент. Хорошо ли им? Спало ли напряжение? Нет ли ощущения горечи,

стыда за учинённую расправу? Может быть ,наоборот, их переполняет

чувство гордости за героизм и мужество? Может, есть ощущение

освобождения?

- И так, пар выпущен, возмездие свершилось. Что дальше? Вы физически

расправились с врагом, уничтожили его не оставив шансов на

восстановление. Но, в любом случае, всегда наступает тот день- первый день

после окончания войны. И выясняется, что нужно продолжать жить,

залечивать раны, возводить мосты, вступать в переговоры…

Вот Вам новый лист бумаги. На столе вы найдёте карандаши, ножницы,

краски, клей. У Вас есть ровно десять минут, чтобы помириться со

вчерашним врагом. Форму примирения вы выберете сам: Это может быть

стих, примирительная речь, рисунок… В своей работе вы можете

использовать то, что осталось от первого листа, что будет символизировать

новые отношения. Через десять минут нужно будет представить свой

«примирительный подарок».

Даётся время на изготовление «подарка» и его презентацию.

Когда все подарки вручены, обращаем внимание участников на те чувства,

которые испытывает сейчас каждый из них. Подчёркиваем, что для «войны»

нам достаточно трёх секунд, а для того, чтобы вымостить дорогу к миру- в

сотни раз больше времени.

7. Упражнение «Убежище»

Упражнение помогает успокоиться, отдохнуть, расслабиться. Выполняется

в течение четырёх- пяти минут в спокойном, слабо освещённом помещении.

Сядьте удобно и спокойно на стул и закройте глаза. Представьте, что у вас

есть убежище. Это может быть маленький домик в деревне или квартира в

городе- всё, что угодно, даже пещера в горах. О вашем убежище никто из

друзей и близких не знает. В нём Вы можете делать всё, что захотите и что

вам нравится. Там нет обязательств и занятий, которыми Вы вынуждены

заниматься из чувства долга. Там не нужно никуда спешить, не нужно

планировать дела, рассчитывать время, учитывать обстоятельства. Там нет

телефонов, телевизоров, радио. Там- полная свобода и спокойствие.

Побудьте немного в своём «убежище», помечтайте о приятном,

почувствуйте удовольствие от безделья и созерцания.

8.Упражнение «Позитивные образы»

Есть такое изречение святого Августина: «Ушедшие не отсутствуют». Те,

кто были с тобой в жизни и любили тебя, всегда вместе с тобой. Их любовь и

забота будут поддерживать тебя до самого ухода, даже в тех случаях когда

этих людей уже нет на земле.

Кроме того, упражнение построено на том факте, что у каждого человека в

жизни были события, о которых ему приятно вспомнить. Память о хороших

событиях согревает душу, поддерживает в трудные минуты. Важно только

вспомнить события в форме образа или картинки и во всех деталях и мелочах

представить его во внутреннем воображении.

Участникам предлагается сесть поудобнее, закрыть глаза и представить

приятное для них событие во всех мелочах. На данное упражнение отводится

две- три минуты.

9. Подведение итогов. Рефлексия.

Тренинг провела: Соловьева С.А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов"

Работа педагога требует много усилий, умений и терпения. Каждому педагогу необходимо уметь управлять своим психоэмоциональным состоянием и обладать навыками саморегуляции....

Тренинг для творческого педсовета по предупреждению профессионального выгорания.Доклад "Эмоциональное выгорание. Профессиональные заповеди учителя".Памятка по предупреждению профессионального выгорания для педагогов

Цель тренинга с педагогами:сплочение педагогического коллектива, развитее творческих способностей через использование методов арт- терапии, мандала- терапии, снятие эмоционального напряжения....

Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания

Материал для психолого-педагогической консультации педагогов: Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания...

Профилактика эмоционального выгорания педагогов

Профилактическая программа для специалистов системы образования, подверженных стрессовым, хроническим напряжениям. Рекомендововано исследование уровня личностного выгорания и  систематизация восс...

ТРЕНИНГИ ОБЩЕНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

В последнее время в обществе бурно происходят образовательные реформы, которые должны нести в себе не только большой развивающий и обучающий потенциал, но и должны сохранять здоровье всех участников о...

Конспект психологического тренинга "Профилактика эмоционального выгорания"

Есть внешние и внутренние факторы, которые могут привести к выгоранию. Например, условия работы относятся к внешним — их можно поменять сравнительно быстро. Внутренние факторы — это устано...

Тренинг "Эмоциональное выгорание педагогов"

Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитив­ной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомл...