Мастер-класс "Необычное в обычном"
методическая разработка по теме

Воробцова Татьяна Сергеевна

Мастер-класс "Необычное в обычном"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx17.76 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_na_master-klass.ppt1002 КБ

Предварительный просмотр:

   

МАСТЕР-КЛАСС

              Здравствуйте уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на  мастер классе «Необычное в обычном». Вдумайтесь в эти слова: всмотритесь в привычное, и вы увидите неожиданное, всмотритесь в не красивое,  и вы увидите красивое, всмотритесь в простое, и вы увидите сложное, всмотритесь в малое, и вы увидите великое. К чему призывают эти слова? Скажите, а вы любите заниматься математикой?

Вам кажется что это сложная наука! К сожалению многие считают, что математика нам нужна только в магазине, ремонте и в банке. Сегодня я хочу показать вам на одном из примеров, что математика- это наша жизнь, а жизнь- это математика.

Перед вами набор макетов.  Выберете из них только четырёхугольники. Получилось? А теперь из этих четырёхугольников выберите те, у которых прямые углы. Кто знает, как называются такие четырёхугольники?

-Прямоугольники!

- Совершенно верно. А теперь из этих прямоугольников, выберите те,  у которых равные стороны

- Скажите, с какой фигурой мы сегодня будем работать?

- С квадратом!

- Верно!

- А что вы знаете о квадрате.

- Все стороны равны, ещё, углы равны.

Почему именно с квадратом?  Существует много занимательных фокусов, парадоксов, задач в которых используется квадрат. А знаете ли вы, что великий мудрец Лао Цзы говорил « Великий квадрат не имеет углов»

Как это укладывается в нашем представлении  о квадрате?

-Немножко  несоответствие с тем, что мы знаем. На востоке квадрат почитается больше, чем какая либо другая фигура. Дело в том что, квадрат отождествляется с землёй, это символ Земли, который пересекается с космосом и олицетворяет Вселенную.

Направление, основой которой является квадрат, мы и будем заниматься.

Оригами, вы знакомы с этой техникой? – Да, хорошо!

Итак,  мы сегодня с вами говорим о математике и говорим, об оригами. Скажите, какую гипотезу вы можете предложить?

Ответ - Может быть, что оригами позволяет познать математику с другой стороны.

-Так хорошо. Еще есть какие-нибудь предложения?

Ответ - Может быть доказать “ Что великий квадрат не имеет углов»

-Так, хорошо, т.е оригами нам помогает.

-Итак,  я согласна с вашей гипотезой, что искусство оригами тесно связано с математикой и может стать хорошей основой для ее изучения. Попробуем в  ходе нашей работы подтвердить нашу гипотезу.

    Все фигуры в оригами, выполняются из геометрических фигур, и это значит,  что у нас уже есть одна точка соприкосновения с математикой. Но в оригами, фигуры можно строить без циркуля и линейки, только путем сложения этих фигур.

Возьмите квадрат, согните пополам. Пересечение таких линий, есть точка. Вы все сложили, таким образом, скажите, линия которая получилась как будет называться?

Ответ - Диагональ

-да, это диагональ квадрата, но это, еще и биссектриса.

-Вы можете разделить прямой угол на 2 равные части?

Ответ - Да, за счет диагонали.

-Да, вы его уже разделили, сложив лист пополам

-  Скажите, а можете разделить прямой угол на три равные части?

Ответ – нет.

- Не умеете этого делать? Давайте,  я вас научу!

-Итак,  для этого, нам нужно найти середину стороны. Как  нам это сделать?

Ответ  - согнуть квадрат пополам

- Хорошо, складываем вот, таким образом. Линия,  которая получилась, называется серединный перпендикуляр.

-Теперь нужно нижний правый угол приложить к  серединному перпендикуляру нижней стороны. Вот каким образом. Теперь согните эту часть, наметьте линию сгиба. Все правильно. А теперь  развернуть лист, вы увидите, что прямой угол, вы разделили на 3 равные части.

Возьмите другой квадрат. Согните его по диагонали. Скажите, какая фигура получилась?

Ответ:- Треугольник

- А сколько углов у треугольника?

Ответ: - три

- Скажите, а кто- нибудь помнит теорему о  сумме углов треугольника?

Ответ: -180

- Да. Сумма углов треугольника, равна 180.

-Мы сейчас с вами наглядно докажем эту теорему

-Возьмите угол и приложите вершину угла к противоположной стороне.

К этой же точке прикладываем второй угол и третий.

Три угла образовали один развернутый угол.

- Скажите градусная мера развернутого угла, чему равна?

Ответ: 180

-Итак, мы доказали, что сумма трех углов треугольника равна 180

- Давайте вернемся к квадрату. Скажите, а квадрат из скольких треугольников состоит?

Ответ: -из двух

- Сумма углов одного треугольника 180. Тогда, скажите сумма углов квадрата чему ровна?

Ответ: -360

- Скажите, а только квадрат состоит из двух треугольников? Я вам покажу вот такую фигуру (ромб)

Т.е. может быть любой произвольный четырехугольник. Тогда сформулируйте теорему:

Ответ: Сумма углов любого четырехугольника равна 360 *

-Совершенно верно. Посмотрите, когда мы с ребятами наглядно доказываем такие теоремы на уроке остается только математическое доказательство, которое очень успешно изучается учениками.

Дело в том, что на востоке необходимо слиться с квадратом воедино, проникнуть в его внутренний мир, почувствовать его, и сложится вместе с ним.

Достигнув совершенства, можно складывать даже мысленно.

   Я вам предлагаю один из путей, оригами, создать сегодня талисман «звезду удачи»

Для этого нам понадобится квадрат. Согните его по диагонали (квадрат желтого цвета)

1)Правый и левый угол приложите к линии сгиба

2)Еще складываем

3)Разверните, теперь  с  другой стороны складываем к линии сгиба

4)С  обратной стороны кармашек , складываем

6)Складываем пополам, эту часть

7)Получаем вот такой модуль

Итак, мы создали модуль, теперь мы соберем талисман звезду. Вы сейчас друг с другом будете собирать свои модули. Посмотрите одна часть больше, другая меньше. Меньшую часть нужно вставить в карман большей части другой детали до конца. Передавайте  дальше.

Вывод:

- Скажите,  Вам была интересна эта деятельность?  

-Да

- Вы складывали, создавали, моделировали, а значит занимались математикой!
- А как Вы считаете, какую пользу приносит оригами?

Ответ: развивается моторика, воображение, усидчивость, старательность, трудолюбие, пространственное воображение.

-Давайте вспомним ту гипотезу которая звучала в начале: Оригами помогает  изучать математику.

- Скажите, мы доказали, что оригами помогает изучать математику?

-Да.

-Скажите, а только лишь на математике можно применять оригами?

Ответ:  Еще на географии, изо, технологии, не только на уроках , но и дома , в каждом доме есть дети, можно конструировать, фантазировать, и помните , что вы всегда занимаетесь математикой . И помните , что математика это наша жизнь , а жизнь это математика .

Спасибо за работу.

Цель мастер-класса: показать связь математики с оригами.

Задача: выяснить практическую значимость оригами  на уроках математики, создать условия для развития творческой деятельности.

Мастер-класс проведён с учетом деятельностного подхода, использована проблемно диалогическая технология. В ходе занятия была сформулирована гипотеза, которую мы успешно доказали в ходе работы.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Необычное в обычном» Подготовила учитель математики МБОУ Карповской СОШ Воробцова Т.С.

Слайд 2

«Математика-это наша жизнь, а жизнь –это математика»

Слайд 3

«Великий квадрат не имеет углов» Мудрец Лао Цзы

Слайд 5

Какую пользу приносит оригами? • Развивается мелкая моторика, глазомер, точность движений; • Развивается умение сосредотачиваться на конкретной задаче; • Развивается память; • Развивается пространственное воображение, фантазия, творческие способности; Повышается интерес к геометрии, к математике, что облегчает усвоение сложных геометрических понятий.

Слайд 6

Помните, что математика-это наша жизнь, а жизнь-это математика!

Слайд 7

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что вы думаете об обычном  железном гвоздике ?

Самый драгоценный для человека металл   железо....

"Обычное посвящение, в необычной школе"

Сценарий праздничного мероприятия для пероклассников ДШИ....

Открытый урок 13.03.2013 "Учет финансовых результатов от обычных видов деятельности"

Протокол посещения открытого урока "Учет финансовых результатов от обычных видов деятельности" 13.03.2013  специальность "Экономика и бухгалтерский учет"...

Не совсем обычный урок.

Мне хотелось бы поделиться опытом организации и проведения одной формы такого «не совсем обычного» занятия – химическое шоу. Такую форму занятия применяю в качестве первой, вводной пары на 2 курсе спе...

План урока по теме "Растворы для обычных штукатурок"

Урок по предмету Материаловедение по профессии 19727 Штукатур для лиц с ОВЗ. Урок разработан с целью способствовать углублению и систематизации знаний о классификации растворов, выбор  растворов ...

Электрические лампы накаливания (обычные и галогеновые)

Вряд ли найдётся человек, которого можно было бы удивить данным электросветовым устройством, преобразующее электрическую энергию в световой поток. Но всё же есть некоторые малоизвестные моменты, о чём...