Главные вкладки

    Методическая разработка социально-психологического классного часа "Счастливая семья"
    методическая разработка на тему

    Чапни Марина Сергеевна

    Методическая разработка социально-психологического классного часа "Счастливая семья". Форма проведения: Круглый стол. Целевая аудитория: обучающиеся.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Министерство образования Московской области

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

    «Краснозаводский колледж»

    Методическая разработка

    внеклассного мероприятия, проводимого для студентов,

     проживающих в общежитии колледжа.

    Круглый стол по теме: «Счастливая семья»

    Разработала:

    Педагог-психолог

    ___________ М.С. Чапни

    г. Краснозаводск

    2015г.


    Пояснительная записка.

    Тема: «Счастливая семья».

    Место проведения: общежитие колледжа, комната отдыха.

    Цель: Формирование убеждения о важности семьи в жизни человека.

    Задачи:

    1. Определить признаки счастливой семьи;
    2. Раскрыть основные принципы существования и сохранения счастливой семьи;
    3. Определить роль членов семьи. Сформировать представление о важности каждого члена семьи, о роли семьи в жизни человека;  

    Форма проведения: круглый стол, с элементами мозгового штурма.

    Структура мероприятия:

    1. Организационный этап.
    2. Изложение материала.
    3. Мозговой штурм.
    4. Игра «Распределение обязанностей в семье».
    5. Индивидуальные задания для студентов.
    6. Подведение итогов.

    Оборудование: лист ватмана с нарисованным домом, фундаментом, крышей, фигурками членов семьи; маркеры, подготовленные листы для заданий.

    Ход круглого стола

    1. Вступительное слово воспитателя общежития.

    Здравствуйте, сегодня мы с вами поговорим на тему «Счастливая семья».

    1 июня мы вся страна отмечала «День защиты детей». Вы, уже совсем взрослые юноши и девушки, пройдёт немного времени и каждый из вас создаст свою семью. Вашим родителям и нам очень хочется, чтобы вы ответственно отнеслись к данному поступку, чтобы ваша семья была дружной, счастливой.

    Что значит счастливая семья?

    Как вести себя, чтобы сделать семейную жизнь более счастливой? 

    На эти вопросы мы постараемся сегодня найти ответы.

    (На столе размещен ватман с изображением дома).

    Что такое семья? Как вы понимаете? (ответы студентов)

    «Семья» - сколько загадок в этом слове, оно делится на два слова «семь» и «я» оно говорит «семья» - это семеро как я. Ведь в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером; могут быть общие увлечения и любимые занятия. Но не в каждой семье найдётся семеро.  «Семь – не делится ни на одно число, оно считается особенным и напоминает о том, что и «семья» тоже едина и неделима.

     «Семья» происходит от слова «семя».

    Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Со временем на нём появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды.

    Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии, заботиться друг о друге.

    Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нём зацветают и первые цветочки – сынки и дочки. Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми, они не жалеют для этого ни сил, ни времени. У всех в семье есть свои обязанности, они лежат на родителях.

    Есть такая мудрая заповедь:

    «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».

    Как вы понимаете выражение почитать родителей? (ответы студентов) (значит в детстве – их слушаться, в молодости с ними советоваться, в зрелом возрасте – о них заботиться).

    Если заповедь исполниться, то можно сказать, что семя было посеяно не напрасно.

    Семьёй надо дорожить, чтобы о вашей семье говорили только хорошее и доброе.

    Какие пословицы и поговорки о семье вы знаете? (ответы студентов):

    Приложение 1.

    Что же такое семья?

    Семья представляет собой ячейку общества или группу родственников, не всегда живущих рядом, но постоянно общающихся между собой. Каждая семья в отдельности – это равноправный союз мужчины и женщины, который предполагает взаимные обязанности и обязательства, где есть свои семейные ценности, семейные традиции.

    В широком понимании семья – жена, муж, дети, родители, бабушки, дедушки с обеих сторон и так далее. В этом случае – семья – это целый род. В узком смысле слова семья – это жена, муж и дети.

    Типы семей определяют по различным признакам. Все типы подразделяются исходя из функций, которые выполняет семья и социально-демографического состава. Большое значение имеют типы семей, классифицируемые по значимости воспроизведения населения. Семьи подразделяются в зависимости от полноты семьи, продолжительности брака, возраста супругов, наличия детей, их возраста и числа.

    В зависимости от числа детей бывают следующие типы семей:

    Многодетные – это семьи, где есть 5 и более детей. Такое количество детей в семье намного больше того, чем нужно для замещения поколений. Это настоящее счастье в семье. Именно здесь особенно ценятся семейные связи.

    Среднедетные – это семьи, где есть 3 – 4 ребенка. Это вполне достаточно для малорасширенного воспроизводства, а также для появления динамики внутри группы.

    Малодетные – это семьи, где есть 1 или 2 ребенка. Это количество детей недостаточно для естественного прироста.

    В зависимости от числа поколения в семье выделяют следующие типы:

    Простые семьи представляют собой одно поколение семьи. К таким семьям относятся супружеские пары, чьи дети еще не состоят в браке.

    Сложные семьи представляют собой семьи, состоящие из нескольких поколений родственников.

    В зависимости от формы брака выделяют полигамную и моногамную семью. Полигамная семья бывает тогда, когда у одного из супругов есть больше одного брачного партнера. Моногамная представляет собой семью, состоящую из двух партнеров.

    Помимо этих классификаций, семьи подразделяются на такие типы:

    Полная семья – это семья, где есть оба супруга.

    Неполная семья характеризуется отсутствием одного из супругов.

    Авторитарная семья представляет собой семейные отношения, где господствует один из супругов.

    Эгалитарная семья – это семья, где между мужем и женой равноправные супружеские отношения.

    Сложная семья – заключается в том, что к ней постоянно присоединяются другие родственники. Это могут быть родные по боковым линиям – родственники супругов, а также по восходящей линии – прадедушки, прабабушки и т.д. Кроме этого, такой тип включает в себя 2 и более брачные пары, связанные между собой ведением совместного хозяйства и родственными узами. У таких семей ценность семьи одинакова.

    Нуклеарная семья – это семья, которая состоит из супружеской пары и их детей.

    Существует еще одна классификация семей. В соответствии с ней, семьи бывают традиционные (патриархальные) и современные (детоцентристские).

    Традиционный тип семьи представляет собой форму отношений, где жена зависит от мужа, а дети от родителей. В этом случае муж обеспечивает жену и, следовательно, принимает самостоятельно все важные вопросы. Здесь все обязанности строго распределены между всеми членами семьи. В таких семьях дети часто вырастают с низкой самооценкой.

    Современный тип семьи появился в середине 19 века. Он характеризуется чувственной стороной интимности и брака, здесь уважается частная жизнь. В такой семье дети очень желанны, родители к ним очень привязаны. Дети в семьях такого типа испытывают повышенное внимание, они думают, что им все можно. Вырастая, такие дети часто несамостоятельны, безынициативны. Таким детям трудно приходится в жизни.

    По данным статистики 30% детей в России рождаются в неполной семье, а точнее у матерей-одиночек. Статистика других стран немногим отличается от нашей: в США – 33% матерей всех новорожденных – незамужние женщины, в Исландии – 64% (это самый высокий показатель в Европе), в Швеции – 54%, в Великобритании – 38%, в Финляндии – 37%. Для современников брак потерял свое значение, люди не верят в его долговечность. Эти факты только подтверждаются результатами Интернет-опроса, который провела недавно компания ACNielsen.

    По результатам опроса, 47% россиян не верит в прочность и долговечность брака. 27% соотечественников считаю брак устаревшим явлением. Только 70% опрошенных считают, что заключать брачный союз нужно один раз в жизни и по большой взаимной любви. И как это ни странно, мужчины верят в возможность такого брака больше, чем женщины. В Северной Америке брак считают необходимым этапом в развитии нормальных отношений 78% респондентов, в Европе – 61%.

    В России же создание семьи является необходимостью только для 58% населения. Остальные относятся к этому более сдержанно, и заводить семью собираются только в крайнем случае. В последнее время особенно актуальны гражданские браки, они давно перестали быть чем-то ненормальным в нашем обществе. Поэтому и рождение внебрачных детей стало повседневным явлением. По мнению многих россиян, заводить семью нужно, когда тебе уже за 30. К этому времени как раз таки захочется стабильности и покоя, которые и будут обеспечены юридически оформленным браком.

    1/3 опрошенных респондентов вообще не желают оформлять отношения и считают, что институт брака исчерпал сам себя. По последним данным, в Европе распадается каждый второй брак, да и в России число разводов растет с каждым днем.

    Не смотря на эти данные, 71% мужчин и 68% женщин во всем мире считают, что брак – это неотъемлемая часть жизни.

    Какая семья считается счастливой?

    Методом мозгового штурма необходимо ответить на поставленный вопрос, и записать основные критерии счастливой семьи  на лист ватмана. (примерные критерии, которые могут предложить студенты: взаимная любовь, верность, искренность, терпимость, справедливость, умение прощать, совместное управление хозяйством, материальный достаток, уважение интересов другого, разрешение конфликтных ситуаций, наличие детей, доброта, нежность и т. д.)

    Что такое “Семейное счастье”?

    В США большой популярностью пользуется книга психотерапевта Джона Готтмана, профессора Университета штата Вашингтон в Сиэтле, в которой рассказывается о доступных методах достижения семейного счастья. Ее автор – профессор с мировым именем, семейные отношения – его специальность. Давайте познакомимся с некоторыми основными принципами, при соблюдении которых, по мнению доктора Готтмана, современная семья может существовать, избегая серьезных конфликтов.

    Выступления учащихся с краткими сообщениями по книге Д. Готтмана. (Приложение 2.)

    Игра «Распределение обязанностей в семье».

    Работа в группах.

    Вам предстоит распределить обязанности среди членов семьи. Наклеить словосочетания на ватман и ознакомить нас. Словосочетания на полосках бумаги заранее заготовленные Приложение 3.

    После того, как студенты распределили обязанности, рассматриваем важность каждого члена семьи, роль семьи в жизни человека, традиции своей семьи.

    После рассмотрения обязанностей, студентам даются индивидуальные задания. (Приложение 4.)

    Я хочу закончить круглый стол словами В. А. Сухомлинского “В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня своё достоинство, надо уметь уступать друг другу”. Желаю, чтобы ваши семьи были самыми счастливыми!

    Благодарю за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться.



    Предварительный просмотр:

    Приложение 1.

    «На что клад, когда в семье лад»

    «Вся семья вместе, так и душа на месте»

    «Брат брата не выдаст»

    «Брат с братом на медведя ходят»

    «Братская любовь крепче каменной стены»

    «В дружной семье и в холод тепло»

    «В недружной семье добра не бывает»

    «В своём доме и стены помогают»

    «вся семья вместе, так и душа на месте»

    «Дерево держится корнями, а человек семьёй»

    «Дети родителям не судьи»

    «Жизнь родителей в детях»

    «Каков брат, такова и сестра»

    «Когда нет семьи, тогда и дома нет»

    «Куда мать, туда и дитя»

    «Люблю своих детей, но внуки милей»

    «Материнская молитва со дна моря достаёт»

    «Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает»

    «Не прячь свои неудачи от родителей»

    «Семья без детей, что цветок без запаха»

    «Человек без братьев и сестёр – одинокое дерево

    Приложение 2.

    1 Принцип дружбы.

    Оказывается, основы построения счастливой семьи очень просты. Счастливые супруги сумели разработать в своей повседневной жизни определенный стиль отношений, когда отрицательные мысли и чувства – свойственные всем – не преобладают над положительными. Джон Готтман такие отношения называет эмоционально интеллигентными.

    В центре его теории находится одна простая истина – счастье супружеских пар базируется на дружбе. Чаще всего они знают друг друга очень хорошо, каждый из них постоянно оказывает внимание своему спутнику жизни, и это проявляется в любых самых незначительных мелочах.

    2 принцип. Знать о партнере все.

    Очень часто супруги имеют лишь смутное представление о радостях, предпочтениях, антипатиях или страхах другого. Но в семьях, где поддерживаются духовные отношения, каждому партнеру хорошо знаком внутренний мир другого. И это относится к любой мелочи. Например, если жена готовит салат, она точно знает, какой соус предпочитает ее супруг. В то же время, если она задерживается на работе, он не забудет записать для нее очередную серию ее любимого телесериала. Скажете мелочи? Но из них складывается вся наша жизнь.

    3 принцип. Задушевный разговор как лекарство от стресса.

    Многие семьи, члены которых не выдерживают ежедневной нагрузки, приводящей к постоянным стрессам, распадаются. Зато те, где супруги в состоянии освободить друг друга от бремени психологических и физических нагрузок, становятся только крепче. Вечерняя беседа на тему “Как прошел день?” позволяет расслабиться и одновременно дает заряд бодрости на следующее утро. Джон Готтман рекомендует уделять такому времяпрепровождению от 20 до 30 минут. При этом каждый из супругов должен демонстрировать свою готовность разделить чувства другого. В конфликтах с окружающими всегда принимайте сторону своего спутника жизни – даже в тех случаях, когда он не прав. Если вы поступите наоборот, это вызовет чувство обиды, так как он рассчитывал на вашу коллегиальность. Мужчины в таких случаях это воспринимают как предательство, и последствия могут быть очень серьезными. Позже в спокойной обстановке можно разобрать суть конфликта и в мягкой форме указать ему на его неправоту. Но первоначальной реакцией должен господствовать принцип “Мы с тобой вместе против всего света”.

    4 принцип. Разделение власти.

    Многочисленные исследования Джона Готтмана показали, что семьи, в которых мужчина считается главой и не хочет делить власть со своей половиной, распадаются в четыре раза чаще, чем те, где муж ведет себя более толерантно. А семья, где муж с уважением относится к жене, делит с ней управление семьей и принимает решение вместе с ней, способна устоять в любой жизненной буре.

    5 принцип. О ссорах.

    В 40% брак распадается из-за непрекращающихся ссор между супругами. Более чем в 80% случаев именно женщины являются инициаторами обсуждения острых тем, тогда как супруг обычно уклоняется от этого. Но это еще не кризис – такое случается в любых семьях. Джон Готтман подразделяет конфликты на две категории – те, которые можно решить мирным путем, и те, которые стали привычными, превратившись в образ жизни. И тогда происходит одно из двух: либо супруги понимают, какой вид конфликтов происходит, и вместе вырабатывают стратегию их решения, либо расходятся, чтобы не отравлять друг другу жизнь.

    6 принцип. Нерешаемые и плохо решаемые проблемы.

    По наблюдению Джона Готтмана, к сожалению, 69% всех споров в семье относится ко второй категории. Главная проблема таких семей в том, что у супругов изначально были совершенно разные взгляды на стиль и смысл жизни, разное понимание значения личности и системы ценностей. В свое время данные супруги не потрудились получше узнать друг друга, а теперь они только напрасно тратят время и разрушают свой брак. Если они хотят спасти свой брак, надо обратиться к специалисту и с его помощью определить основные причины возникновения конфликтов и научиться уважать мнение друг друга. Человеку свойственно больше обращать внимание на отрицательные черты своего партнера. А вот достоинства воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Поэтому психотерапевт советует более критично относиться не к партнеру, а к своим претензиям по его адресу. Лучше больше обращать внимания на положительные стороны личности.

    К сожалению, в нашей стране услуги психотерапевта не имеют такого распространения, как в США и других странах. Чаще всего супруги бегут за помощью к друзьям и подругам, а более слабые – к мамочкам. Однако любой конфликт можно решить между собой, и главное – не затягивать решение проблемы, не накапливать обиды, а высказать свои претензии друг другу сразу, но в корректной форме.

    7 принцип. Решаемые проблемы

    Если вы раздражаетесь и сразу накидываетесь с упреками на своего спутника жизни, то ваше общение и закончится на той же ноте. Но если вы сумеете обуздать первый порыв и обойдетесь без критики, то дискуссия окажется более продуктивной для вас обоих. Ведь существует явное различие между фразами: “Боже, ну что ты за человек. Не мог бы ты ехать помедленнее, пока мы не перевернулись к чертовой матери?!” и “Я знаю, как тебе нравится быстрая езда, но я так боюсь, когда ты превышаешь скорость. Будь добр, езжай помедленней”. Возможно, реакция на вторую фразу и не последует немедленно, но она поможет вам сохранить добрые отношения. Дело в том, что люди способны меняться только тогда, когда чувствуют, что они любимы.

    Каждая из сторон несет ответственность за отношения в семье. Мы приведем некоторые правила, которые следует соблюдать при возникновении конфликтной ситуации:

    • Начинайте свои высказывания со слов “я”, а не “ты”. Постарайтесь, как можно спокойнее описать, что происходит. Не давайте оценок и не обвиняйте своего партнера.
    • Выражайте свои мысли отчетливо и будьте предельно вежливы. Используйте такие выражения, как “пожалуйста” и “мне кажется, было бы неплохо, если бы”.
    • Ваша речь должна носить позитивный характер.
    • Не отвергайте никаких предложений вашего партнера. Постарайтесь не медлить с ответом, иначе его настроение может измениться в худшую сторону.

    8 принцип. Попытки спасения.

    Например, супруги ссорятся по какому-то поводу и уже не первый раз. И каждый раз дело доходит до грандиозного скандала. Наконец, в какой-то момент дело уже готово дойти до полного разрыва, и тут жена вдруг упирает руки в бедра, резким движением разводит их в стороны и высовывает язык, идеально подражая их пятилетнему сыну. После чего супруги разражаются диким хохотом. Обстановка разряжена. Так супруги предпринимают попытку спасения, когда в самый напряженный момент вдруг поступают неожиданным образом. Обычно этот метод используют пары, обладающие “эмоциональной интеллигентностью”.

    9 принцип. Полезные ритуалы.

    Брак – это не только рождение и воспитание детей, исполнение обязанностей по дому. Брак — это и определенная духовная связь в рамках особых отношений, богатых символами и ритуалами. Если есть возможность, вы можете ввести их и в вашей семье. И это послужит ее укреплению.

    Назначьте свидание в каком-нибудь приятном месте и без детей.

    Устраивайте праздники, встречи с друзьями.

    Отмечайте самые незначительные успехи членов своей семьи.

    7 советов доктора Готтмана

    1. Не откладывайте обращение за помощью. Чувствуя, что с браком что-то не так, среднестатистическая пара предпочитает подождать 6 лет, прежде чем обратиться к специалистам за помощью. Примерно половина всех браков распадается через 7 лет.
    2.  «Фильтруйте» свои высказывания. Пары, которые стараются поменьше критиковать друг друга, обсуждая острые вопросы, чувствуют себя более счастливыми.
    3. Заговаривайте о проблеме аккуратно. Многие споры начинаются с претензий, или с критики. Это верный способ погрязнуть в эмоциях, обсуждая давние обиды и дела давно минувших дней, и таким образом лишить себя надежды на конструктивное решение проблемы.
    4. Прислушивайтесь к желаниям партнера. Настоящее партнерство возможно только тогда, оба супруга способны пойти навстречу друг другу. Обычно это хорошо получается у женщин, но и мужчинам не повредит овладеть искусством компромисса. Например, муж должен быть готов изменить свои планы по просьбе жены. В противном случае, он здорово рискует своим браком.
    5. Не бойтесь завышать планку. Удачными становятся браки, в которых партнеры с самого начала отказываются терпеть пренебрежительное отношение к себе. Чем ниже уровень терпимости к подобному поведению партнера, тем счастливее будет пара.
    6. Учитесь заканчивать спор, пока ситуация не вышла из-под контроля. Научитесь отступать и помните, что ссоры в браке напоминают иногда словесное айкидо: для того, чтобы победить, иногда стоит уступить. Супругу нужно постоянно демонстрировать, что вы уважаете его чувства и цените то, что он делает. Используйте фразы «Я признательна и хочу поблагодарить тебя за…», «Я понимаю, как тебе нелегко», «Это наша общая проблема». Если спор переходит в ссору, возьмите таймаут на 20 минут. Вернитесь к обсуждению, когда оба будете готовы обсудить вопрос в спокойном состоянии.
    7. Думайте о хорошем. В счастливом браке супруги, обсуждая проблемы, говорят друг другу в 5 раз больше приятных вещей, чем неприятных.

    Приложение 3.

    мыть посуду

    мыть полы

    мыть обувь

    вытирать пыль

    стирать

    готовить завтрак

    готовить обед

    готовить ужин

    готовить в выходные дни

    ухаживать за домашними животными

    пылесосить в доме

    поливать комнатные растения

    заниматься с младшими детьми

    выносить мусор

    сходить в магазин

    прибить что-нибудь

    чинить одежду

    Приложение 4.

    1 задание  «Имя»

    1. Что такое именины?

    ______________________________

    1. Что такое день рождения?

    _______________________________

    2. Что означает слово «фамилия»?

    ______________________________

    2. Что является наследственным именем  семьи?    ________________

    2 задание «Родословная»

    1. Кого называют потомками? 

    ______________________________

    1. Как вы называете своих родителей?

    ______________________________

    1. Кого называют предками? _______________________________

    2. Кем вам будут приходиться брат или  сестра матери или отца?

    _______________________________

    3. Развивающие задания: Знаете ли вы свою маму?

    4. Закончи пословицу

    - Какова мать - ________________ ______________________________

    - При солнышке тепло __________ ______________________________

    - У детины заболит пальчик, ______ ______________________________

    - Мать кормит детей, ____________ ______________________________

    4. Знаете ли вы качества присущие мамы?  

    - Этим качеством обладает каждая любящая ребёнка мать ___________.

    - Таким удивительным словом, обозначено качество! Оно всегда в маминой душе. _________________

    - Это свойство души можно увидеть во взгляде мамы, услышать в её голосе. _______________________

    - Умение разумно решать разные сложные вопросы, давать мудрые советы. _______________________

    5. Ребёнок, какой он?

    Написать нежные слова своему дитю.

    _______________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________

    5. Мама, а какая она?

    Написать больше нежных слов маме. ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________

    Ответы на индивидуальные задания

    1 задание  «Имя»

    1. Что такое именины?

    (день святого, в честь которого  человек назван)

    1. Что такое день рождения?

    (день, в который родился человек)

    2. Что означает слово «фамилия»?

    (семья, дом )

    2. Что является наследственным именем  семьи?   (фамилия)  

    2 задание «Родословная»

    1. Кого называют потомками? Потомки - внуки

    правнуки

    2. Как вы называете своих родителей?

    1. Кого называют предками? Предки – деды, прадеды

    прародители

    праотцы

    2. Кем вам будут приходиться брат или  сестра матери или отца?

    3. Развивающие задания: Знаете ли вы свою маму?

    4. Закончи пословицу

    - Какова мать - (таковы и дети)

    - При солнышке тепло (при матери добро)

    - У детины заболит пальчик, (а у мамы сердце)

    - Мать кормит детей, (как земля людей)        

    4. Знаете ли вы качества присущие мамы?  

    - Этим качеством обладает каждая любящая ребёнка мать (доброта).

    - Таким удивительным словом, обозначено качество! Оно всегда в маминой душе. (забота)

    - Это свойство души можно увидеть во взгляде мамы, услышать в её голосе. (нежность)

    - Умение разумно решать разные сложные вопросы, давать мудрые советы. (мудрость)

    5. Ребёнок, какой он?

    Написать нежные слова своему дитю.      

    5. Мама, а какая она?

    Написать больше нежных слов маме.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА КО ДНЮ МАТЕРИ «САМАЯ ПРЕКРАСНАЯ ИЗ ЖЕНЩИН»

    Сценарий (методическая разработка) адресован для проведения воспитательных часов,  формированию нравственных ценностей, бережного отношения к женщине, закреплению семейных устоев, особо отметить ...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия «Классный час: «Плечом к плечу»

    Данная методическая разработка посвящена героям республики Коми,  ставит своей целью формировать целостное представление обучающихся об истории России; воспитывать военно-патриотические ценности:...

    Методическая разработка акции к Международному Дню семьи «МОЯ СЕМЬЯ - МОЯ РАДОСТЬ

    О семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их...

    Методическая разработка урока по литературе «Мир семьи глазами русских писателей»

    Семья – это самое известное слово в языках всех народов мира. Одновременно это самое запутанное понятие … Например, в Библии слово «семья» отсутствует. Одновременно на титульн...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Классный час: «Моя профессия Лаборант-аналитик»

    Классный час - «Моя профессия Лаборант-аналитик». История появления профессии в техникуме.Летопись профессии «Лаборант- аналитик». Обмен опытом студентов 3 курса....

    Методическая разработка теоретического занятия "Плоды и семена"

    Методическая разработка теоретического занятия "Плоды и семена"  предназначена для преподавателя, как лекционный материал, но может использоваться студентами при выполнении самосто...

    Методическая разработка урока по литературе «Мир семьи глазами русских писателей»

    План Введение1. Алгоритм подготовительного этапа урока2. Методический инструментарий урока3. План-конспект урокаЗаключениеСписок используемой литературыПриложения...