Доклад к педагогическому совету «Речевая компетентность – составляющая общей культуры»
статья на тему

Доклад к педагогическому совету

«Речевая компетентность – составляющая общей культуры»

В сущности, ведь для интеллигент­ного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать….

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_pedsovetu.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

ГПОУ ТО «Тульский технико-экономический колледж имени А.Г.Рогова»

Доклад к педагогическому совету

«Речевая компетентность – составляющая общей культуры»

В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать….

А. П. Чехов

Общая культура человека немыслима без речевой компетентности. Понятие «компетентность» близко к понятию «профессионализм». Анализ комплекса современных рыночных требований к профессиональной компетентности позволяет разбить их на три направления, по которым выделяются следующие качества: профессиональные и личностные качества, способности в области управления.

В основе этих качеств лежит, в том числе и правильная, яркая, эмоциональная речь – залог достижения взаимопонимания между людьми, успешного общения с окружающими, профессионального успеха. Речевая компетентность придает уверенность в собственных силах, помогает правильно ориентироваться в любой жизненной ситуации.

Целью концепции модернизации российского образования сегодня является подготовка квалифицированного, компетентного, ответственного работника, готового к профессиональному самосовершенствованию, способного к эффективной работе, конкурентоспособного на рынке труда. Поэтому в профессиональной сфере востребован, сегодня только тот, кто свободно выстраивает свое речевое поведение в соответствии с нормами, определенными системой языка, а также общественными и профессиональными требованиями.

Вот почему так важна сегодня речевая компетентность не только преподавателя, но и будущего специалиста.

А. И. Куприн в рассказе «Волшебный ковер» пишет: «Ученые специалисты обыкновенно бывают самыми скучными, замкнутыми и надменными людьми на свете. Этот ученейший профессор оказался прекрасным и неожиданным исключением в их среде. Он говорил охотно, живо, хотя, может быть, и чересчур громко и – главное – в высшей степени увлекательно. Он обладал удивительной способностью заставить слушателя видеть, слышать, чуть-чуть не осязать тот предмет или лицо, о котором идет речь».

В чем особенность описанного выступления? Говорит ученый, обладающий большими знаниями, его речь содержит много нового, интересного. Он увлечен тем, о чем рассказывает, эта увлеченность заражает и слушателей, стимулирует их внимание. Выступающий в совершенстве владеет богатством языка, его изобразительными и выразительными средствами, умеет говорить красочно, с юмором, прекрасно использует интонационные возможности русского языка.

Выступление ученого – образец владения искусством речи, на который и должен ориентироваться каждый преподаватель и будущий специалист.

Чтобы овладеть искусством речи, необходимо начинать с культуры речи.

Под культурой речи – речевой компетентностью – понимается:

  • владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах;
  • умение выбрать и использовать, учитывая ситуацию общения, такие языковые средства, которые способствуют достижению поставленных задач коммуникации;

-        соблюдение этики общения.

Таким образом, речевая компетентность содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический.

Нормативный компонент – это, прежде всего правильность речи, т. е. соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями (говорящими и пишущими) в качестве «идеала», образца. Языковая норма — это центральное понятие языковой культуры.

Норма – правила использования речевых средств (слов, словосочетаний, предложений) в данный период развития литературного языка.

Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторе чия. Это позволяет литературному языку выполнять свою основную функцию – культурную.

Нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших. «Умение правильно говорить – еще не заслуга, а неумение – уже позор, – писал знаменитый оратор Цицерон, – потому что правильная речь не столько достоинство хорошего оратора, сколько свойство каждого гражданина».

Ошибки в речи малограмотного человека свидетельствуют о его низкой общей культуре. Ошибки в речи образованного человека свидетельствуют о безответственном отношении к своей работе, учебе, своим обязанностям. Это в первую очередь относится к тем, кому по должности приходится часто выступать перед аудиторией, в том числе к преподавателям, поскольку именно их речь воспринимается обучающимися как образец языковой нормы.

Выбор необходимых для поставленной цели языковых средств – основа коммуникативного аспекта речевой компетентности. Культура речи требует от преподавателя умения отбирать те языковые средства, которые соответствуют задачам общения со студентами, помогают раскрыть изучаемый вопрос точно, логично и образно, а студенту – отвечать на уроках четко и конкретно, принимать участие в различных внеклассных мероприятиях, заниматься учебно-исследовательской работой, участвовать в научно-практических конференциях.

Этический аспект речевой компетентности предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления и т. п.; выбор «ты» или «вы», полного или сокращенного имени и т. д.).

К сожалению, не каждый понимает важность соответствия речи определенным нормам, используя слова–паразиты, чтобы восполнить недостаток или слов или мыслей, слишком сложно и невыразительно излагаем содержание своей дисциплины, позволяя себе в общении со студентами речевые формулы, не соответствующие этикету, не замечая в своей речи неправильных ударений и даже вульгарных слов. А ведь проблема прежде всего в нашем нежелании понять простую истину: язык находит свое выражение в речи, а речь – это мы сами и есть. Какова наша речь – таковы мы, каковы мы – таково общество.

Как это ни печально, но нельзя не согласиться с ироничным выводом профессора М. А. Птушенко: «Кто мы? Если по-немецки научились говорить без переводчика, а по-русски никак».

Каждому сегодня следует понять, что речевая компетентность – это неотъемлемая черта личности человека, а особенно преподавателя, показатель его профессиональной и общечеловеческой компетентности. Поэтому очень важно, чтобы студенты, будущие специалисты, не повторяли ошибок преподавателей.

Выполнению этой задачи способствует не только учебная, но и кружковая работа при кабинете «Русский язык и культура речи». Ежегодно кружок посещает 8–10 студентов 1–2 курсов. Они участвуют в проведении внеклассных мероприятий недели русского языка и литературы, постигают азы учебно-исследовательской работы, участвуют в научно-практических конференциях, где ежегодно занимают призовые места.

Успех может быть достигнут только благодаря упорной целенаправленной работе. Каждому преподавателю и студенту следует помнить: совершенствуя свою речь, он совершенствует самого себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете "Реализация компетентностного подхода на уроках информатики"

Тема педсовета: «Качество образования как результат сформированности компетенций участников образовательного процесса»...

Реферат-доклад (на педагогический совет школы) "Что такое гравюра?" предлагается по следующим предметам: история искусств, рисунок.

Что такое гравюра? Немного истории о происхождении гравюры. Какая бывает гравюра ВИДЫ и техника выполнения гравюр....

Доклады на педагогические советы

Представлены доклады на темы: "Модульные технологии в самостоятельной работе студентов в процессе изучения информатики", "Применение технологии портфолио как эффективной формы оценивания образовательн...

Доклад к педагогическому совету «Формирование профессиональной компетенции студентов среднего профессионального образования»

В настоящее время формирование профессиональной компетентности выпускника приобретает особую актуальность. Мировая образовательная практика рассматривает понятие «компетентность» в качестве ос­новного...

Доклад к педагогическому совету «Дистанционные образовательные технологии в профессиональном образовании»

В современном обществе при бурном информационном росте  специалисту требуется учиться практически всю жизнь. Раньше можно было позволить себе обучиться один раз и навсегда. Этого запаса знаний хв...

Доклад к педагогическому совету «Преимущества и недостатки использования свободного программного обеспечения в образовательном процессе СПО»

Внедрение свободного программного обеспечения (СПО) является одним из наиболее перспективных направлений в использования средств ИКТ при подготовке специалистов среднего звена. Переход образовате...

Доклады на педагогических советах и советах мастеров

Мастер!Он всегда в дороге - в заботах, поисках, тревоге,И никогда покоя нет.И сто вопросов на пороге, и нужно верный дать ответ.Он сам себя всех строже судит.Он весь земной, но рвется ввысь.Не счесть,...