Доклады на педагогических советах и советах мастеров
методическая разработка

Пономарев Игорь Николаевич

Мастер!
Он всегда в дороге - в заботах, поисках, тревоге,
И никогда покоя нет.
И сто вопросов на пороге, и нужно верный дать ответ.
Он сам себя всех строже судит.
Он весь земной, но рвется ввысь.
Не счесть, пожалуй, сколько судеб
С его судьбой переплелись!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики

Забайкальского края

Государственное профессиональное образовательное учреждение

 «Борзинский филиал Краснокаменского промышленно-технологического техникума»

Выступление на педагогическом совете по теме:

«Роль мастера производственного обучения в подготовке конкурентоспособного рабочего»

Автор:

Мастер п/о Пономарев И.Н

Борзя  2019 год.

Мастер производственного обучения – это учитель профессии и воспитатель будущих рабочих. Его главная задача - обеспечить подготовку конкурентоспособных рабочих, обладающих глубокими профессиональными знаниями и навыками, умеющих творчески применять их и осваивать новую технику и технологию.

Мастер производственного обучения формирует у учащихся профессиональные знания и умения; обучает их рациональным приёмам и способам выполнения работ, передовым формам организации труда, бережному расходованию ресурсов; обеспечивает высокое качество изготовления учащимися продукции, соблюдение дисциплины, безопасности труда.

Мастер производственного обучения:

- обеспечивает полное и качественное выполнение учебной программы производственного обучения учебной группой и производственной практики;

- осуществляет тематическое и производственное планирование;

- подготовит, планирует, проводит занятия в учебных мастерских, лабораториях.

Мастер производственного обучения должен:

- обладать высокой степенью профессиональной компетентности;

- постоянно совершенствовать свои знания и умения;

- заниматься самообразованием;

- обладать многогранностью интересов и вызывать интерес к своему предмету;

- владеть культурой речи, четко, грамотно, содержательно, ярко и убедительно излагать учебный материал;

- быть заинтересованными в успехах учащихся.

Деятельность мастера производственного обучения направлена на разработку гибких индивидуализированных программ, создание теплой, эмоционально-безопасной атмосферы в учебной группе, проявлении уважения к индивидуальности учащегося, поощрении творчества и работы воображения, стимулирование умственных процессов. Уровень педагогической компетентности мастера производственного обучения в значительной мере определяет качество подготовки учащихся, будущих рабочих современного производства: мобильных, конкурентоспособных, готовых к эффективной работе.

Важным направлением в работе мастера производственного обучения является создание условий для саморазвития и самореализации учащихся, раскрытия их творческого потенциала, обеспечивающего способность принимать нестандартные решения, успешное продвижение в профессиональной и иной сфере деятельности.

Эффективность обучения и воспитания учащихся в значительной степени зависит отсотрудничества мастера производственного обучения и преподавателя. Причем, как показывают наблюдения, уровень этого сотрудничества непосредственно отражается на отношении учащихся к профессиональной и общеобразовательной подготовке, общественным делам. Взаимодействие педагогов, их пример оказывают сильное влияние на учащихся, так как в учебную группу приходят подростки с разными характерами, интересами и с разным отношением к учебе. При совместной работе мастера производственного обучения и преподавателя, можно выделить некоторые направления их педагогической деятельности:



Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики

Забайкальского края

Государственное профессиональное образовательное учреждение

 «Борзинский филиал Краснокаменского промышленно-технологического техникума»

Доклад

На тему: «творческая работа мастера производственного обучения»

Профессия: 23.01.03. «Автомеханик»

Разработал: мастер п/о Пономарев И.Н

Борзя 2021 год.

Введение.

В современных условиях подготовка рабочего не может рассматриваться как однократный процесс. Необходимо, чтобы эта подготовка непрерывно дополнялась и совершенствовалась, в том числе и через обновление содержания технического творчества.

Развитие интеллектуальных способностей предполагает создание такой обстановки, использование таких форм и методов обучения, при которых обучающийся оказывается вовлеченным в процесс добывания знаний. Только тогда формируется интеллектуально познавательная активность, уверенность в своих силах.

Давно замечено, что наиболее успешно совершенствуют квалификацию, осваивают профессию и приобщаются к рационализаторской деятельности те молодые рабочие, которые занимались техническим творчеством еще до прихода на производства, чьи творческие способности получили необходимое развитие в процессе обучения и овладения профессией.

В современном мире наблюдается объективная тенденция – с развитием общества интенсивность и качество физического труда убывает, а интеллектуального, творческого возрастает.

Чтобы отвечать современным требованиям будущий специалист помимо усвоения необходимого «ядра» профессиональных знаний, должен уметь управлять, научиться системно мыслить, преодолевать инерцию мышления, выявлять и разрешать возникающие технические противоречия, генерировать нестандартные технические идеи, овладевать навыками многовариантного решения задач и их объективной оценки. Знание основ технического творчества, развитие системного технического мышления и опыт решения реальных творческих технических задач формируют у обучающихся уверенность в необходимости изучения всех дисциплин учебного плана. В процессе обучения творчеству формируется потребность в саморазвитии, смелость мысли, стремление к самоутверждению, что обеспечивает обучающимся в будущем возможность реализовать себя при работе в новых социально-экономических условиях.

Уменьшение значимости обучения техническому творчеству в школе, привело к сокращению количества учащихся имеющих трудовые навыки, снижению уровня развития политехнического мышления.

В этой связи следует отметить, что задача формирования технического творческого мышления у обучающихся остается одной из важнейших проблем, стоящих перед системой НПО. Именно профессиональные лицеи призваны в максимальной степени создавать условия для развития творческих способностей обучающихся, чем и определен выбор темы данного выступления. По нашему мнению значительное увеличение числа проводимых мероприятий, с целью популиризациии профессий и технического творчества, должно обеспечить максимальный охват обучающихся этими мероприятиями, что приведет к развитию познавательного интереса обучающихся и будет способствовать развитию профессиональных и творческих способностей.

Техническое творчество и его особенности.

Одной из важнейших целей учебно-педагогического процесса следует считать создание благоприятных условий для развития творческих способностей личности.

Творчество – это вид вышей нервной деятельности, биологически запрограммированный в человеке, но часто не проявляющийся ввиду отсутствия условий развития.

Для развития творческих способностей необходимо:

  • совершенствования содержания учебного процесса;
  • повышения уровня его организации;
  • внедрения эффективных форм и методов обучения;
  • широкого применения в учебном процессе современных средств обучения, в частности учебных пособий.

Понять природу творческих способностей без понимания сущности творчества невозможно, именно поэтому вопросу существует много разноречивых суждений. Но все авторы единодушны в одном. Творчеству можно и нужно обучать. И задачей образовательных учреждений, и в том числе учреждений НПО, является развитие творческого мышления и творческих способностей обучающихся.

Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций, знаний, умений и продуктов.

Техническое творчество – это не только вид деятельности, направленный на ознакомление обучающихся с разнообразным миром техники, развитие их способностей, но и один из эффективных способов трудового воспитания и политехнического образования.

В современной научной и методической литературе встречаются различные определения понятию «технического творчества».

Техническое творчество обучающихся – это такая техническая деятельность, результатом которой является продукт, обладающий пользой и объективной или субъективной новизной. При этом технической деятельностью считают найденный способ решения задач, предложения по усовершенствованию производственного процесса, изготовленную модель, конструкцию, приспособление.

Практика показывает, что техническое творчество носит субъективный характер. Изобретения обучающихся чаще всего представляет собой повторение того, что уже создано другими, а изготовленное или принятое решение является новым только для его создателя. Однако, педагогическая польза творческого труда несомненно, так как в результате у обучающихся формируется способность анализировать проблемные ситуации, предвидеть их последствия, умение интегрировать и синтезировать полученную информацию, развивается мышление появляется ощущение удовлетворенности от результатов учебной деятельности.

Роль мастера производственного обучения в развитии творческих способностей обучающихся.

В отличии от кружковых занятий, посещаемых лишь частью обучающихся, производственное обучение обеспечивает охват творческих способностей у всех обучающихся. Поэтому нетрудно заметить существенную роль и значение мастера производственного обучения в формировании творческих качеств личности у его воспитанников.

Как отмечал великий русский педагог А.С. Макаренко: « Поведение воспитателей имеет решающее значение – то что делают воспитатели часто гораздо больше влияет на личность ребенка, чем то что они ему говорят».

Результативность формирования творческих качеств у воспитанников в учебной группе во многом зависит от умения мастера производственного обучения с первых занятий использовать различные методы привлечения подростков к техническому творчеству, правильного учета их возрастных особенностей, уровня знаний практических умений, а также жизненного опыта. В результате такого подхода к производственному обучению на проверочных работах за первое полугодие первого курса, как правило обучающиеся группы полностью справляются с производственным заданием. Такие результаты помогают вселить уверенность обучающимся в свои творческие способности и направляют их на путь развития профессиональных знаний, умений, навыков.

Конечно же, не каждый обучающийся научится творчески решать технические задачи, тем не менее необходимо стараться научить воспитанников применять приемы и методы способствующие эффективному решению технических задач. Эффективность производственной деятельности мастера в целях творческого обучения задач во многом зависит от того, какие приемы и формы их решения использует мастер, обсуждает ли он вместе с обучающимися варианты или предложения или навязывает свое пути решения. Важнейшей формой приобщения обучающихся техническому творчеству служат специальные подготовленные мастером производственным обучением совместно с преподавателем спецдисциплин практические задания, которые эффективнее использовать особенно на заключительном этапе производственного обучения, в период перед выпускной практики. Это значительно повышает уровень профессиональной подготовленности на момент сдачи итоговой аттестации по профессии.

Немаловажную роль в развитии технического мышления у воспитанников является подготовка и проведение мастером производственного обучения различных конкурсов профессионального мастерства как внутри группы, так и подготовка обучающихся к соревнованиям по профессии районного и республиканского уровней.

Победы на конкурсах профессионального мастерства позволяют не только поднять на высокий творческий уровень победителя, но дать ориентир в плане развития другим обучающимся. И в этом просматривается огромная роль мастера производственного обучения.

Моя методическая тема над который я работаю «Использование активных форм обучения с целью формирования практических навыков».

Секрет моего успеха очень прост. Это - создать у обучающихся интерес к получаемой профессии. Для этого необходимо иметь определенный опыт работы, хорошие знания по профессии, подход к обучающимся, личный пример мастера и многое другие составляющие нашей педагогической работы.



Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики

Забайкальского края

Государственное профессиональное образовательное учреждение

 «Борзинский филиал Краснокаменского промышленно-технологического техникума»

Доклад по теме “Алгоритм подготовки мастера к уроку производственного обучения”.

Подготовил:

Пономарев Игорь Николаевич

мастер производственного обучения

Борзя 2020

Доклад

Уважаемые коллеги! Позвольте представить вашему вниманию доклад по теме “Алгоритм подготовки мастера к уроку производственного обучения”. Слайд №1

Успех учебно-воспитательного процесса, эффективность каждого урока как его структурной составляющей во многом зависит от мастера производственного обучения. Так как под его руководством учащиеся приобретают профессиональные знания, умения и навыки, учатся творческому подходу к трудовой деятельности. Поэтому методически грамотная подготовка и проведение уроков производственного обучения - важнейшая предпосылка эффективности и качества всего учебного процесса.

Учебная деятельность мастера производственного обучения заключается в подготовке и проведении уроков. Планирование и подготовка к урокам тесно взаимосвязаны.

Планирование – это часть подготовки, в документации планирования отражаются результаты подготовки мастера к урокам. Каждый элемент подготовки включает личную подготовку мастера, подготовку учебно-материального оснащения и планирования учебного процесса.Слайд №2

Алгоритм подготовки мастера к уроку производственного обучения

Личная подготовка

мастера

Подготовка учебно-материального оснащения

Планирование

учебного

процесса

- изучение методической и научно-технической литературы, информационных материалов по теме урока

- подготовка к демонстрации на уроке новых операций и приемов трудовой деятельности.

- подготовка практических и учебно-производственных работ, упражнений, заданий для самостоятельной работы учеников во время закрепления нового учебного материала;

- подготовка и проверка исправности оборудования, инструментов, приборов и приспособлений.

- анализ итогов предыдущих занятий с целью выявления причин недостатков и внесения изменений и дополнений в следующий урок;

- определение основной дидактической цели урока;

- определение типа, вида, структуры урока;

- определение межпредметных связей и приемов их реализации на уроке;

- составление плана урока

- определение типичных ошибок, которые допускают ученики во время упражнений и их предупреждение или исправление;

- планирование методики контроля качества знаний, умений, навыков учеников на уроке.

- определение конкретных домашних заданий.

Для качественного осуществления и обеспечения производственного обучения необходимо соответствующее комплексное методическое обеспечение.

Комплексное методическое обеспечение (КМО) - это оптимальная система учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для полного и качественного изучения предметов, профессий, специальностей в пределах времени, которое отведено учебным планом. Слайд №3 КМО содержит:

1. Учебную документацию: учебный план, учебные программы, перспективно-тематический план, планы занятий.

2. Средства для учеников: учебник, учебное пособие, справочники, сборники задач, сборники заданий для выполнения упражнений и самостоятельных работ, руководство для выполнения лабораторно-практических работ, комплекты инструкционо-технологической документации.

3. Средства для мастера производственного обучения: современные методики, методические разработки по темам, методические рекомендации, информационные материалы по передовому опыту.

4. Дидактичные средства на урок: наглядные пособия, технические средства обучения, раздаточный материал, демонстрационное оборудование, устройства контроля знаний, умений учеников.

5. Учебное оборудование для выполнения учебно-производственных и лабораторно-практических работ.

Эффективность производственного обучения зависит от правильного определения формыорганизации учебно - производственной деятельности обучающихся на уроке производственного обучения .

Форма обучения – это количественный или структурный вариант согласованных действий между мастером производственного обучения и обучающимся. Слайд №4

Формы организации учебно- производственной деятельности обучающихся на уроке ПО:

  • индивидуальная (самостоятельная работа обучающихся в индивидуальном темпе по дифференцированным заданиям, самоконтроль, индивидуальный инструктаж мастера)
  • парная (обучающиеся работают парами, «проблемное» задание, взаимоконтроль, задача мастера наблюдение, коррекция)
  • коллективная (бригадная организация, разные задачи, распределение труда, кооперация, взаимоконтроль, взаимоответственность, контроль мастера по форме сотрудничества)
  • фронтальная (работа обучающихся по одинаковым заданиям, мастер контролирует весь процесс обучения)

Успех производственной учебы зависит не только от правильного определения его цели и содержания, но и от средств достижения этой цели, а также от выбора цели методов обучения, которые используются мастерами производственного обучения в разных учебно-производственных условиях.

Методы производственного обучения - основные способы деятельности мастера и учеников, благодаря которым ученики овладевают знаниями, умениями и навыками, профессиональным мастерством, развивают творческие способности, умственные и физические силы.

В теории и практике производственного обучения самой распространенной является классификация методов по источнику информации (словесные, наглядные и практические методы). Слайд №5

К словесным методам относится инструктаж, беседа, объяснение, рассказ, работа с печатным источником информации.

К наглядным методам относится раздаточный материал, макеты, модели, натуральные образцы, демонстрация приемов работы, проведения опытов, демонстрацию с помощью информационных технических средств обучения.

Практические методы - упражнения, решения производственно-технических заданий, лабораторно-практические работы, исследования, самостоятельная работа учеников.

В современной педагогической практике наиболее распространенная классификация уроков согласно определению основной дидактичной цели, которая решается на том или другом уроке.

Тип урока определяется основной дидактичной цельюВид урока - это средство его реализации (или указывает на методику его проведения).

Слайд №6 Классификация типов и видов уроков производственного обучения

Тип урока

Основная дидактическая цель

Вид урока

Урок формирования первичных умений

Восприятие и первичное осознание новой учебной информации; демонстрация новых трудовых приемов и операций трудовой деятельности; формирование первичных умений правильного выполнения отдельных приемов с соблюдением правил безопасности

-инструктаж;

- экскурсия;

- кино;

- упражнение;

Урок формирования сложных умений

Закрепление и развитие умений выполнения отдельных приемов и операций трудовой деятельности с соблюдением качества в работе; формирование умений и навыков по объединению нескольких простых операций в одну сложную при рациональном использовании урочного времени

- лабораторно-практические занятия;

- упражнения;

- самостоятельная работа

Урок усовершенствования умений и формирования навыков

Усовершенствование и систематизация умений при выполнении сложных работ, формирования навыков при решении сложных производственных заданий

- анализ конкретных ситуаций;

- конкурс;

-выполнение индивидуальных работ;

- исследование

Урок комплексного

применения знаний, умений, навыков

при выполнении учебно-производственной работы

Развитие аналитического, логического мышления, самостоятельности и творчества учеников при выполнении УПР; комплексное применение приобретенных знаний, умений, навыков

- деловая игра;

-анализ конкретных ситуаций;

-выполнение индивидуальных работ;

- игровое проектирование

Контрольно-проверочный урок

Выявление глубины знаний, проверка и оценка умений и навыков выполнения отдельных операций и сложных и комплексных работ; выявление недостатков в знаниях, умениях и навыках и их причин; получение данных для аттестации учеников

- зачет;

- тестирование;

- контрольно-проверочная работа;

- имитационные упражнения;

- конкурс;

- игра

Слайд №7 По форме проведения можно отдельно выделить такие группы уроков:

Традиционные

Инновационные

- лабораторно-практическое занятие;

- самостоятельное выполнение учебно-производственных работ;

- производственный семинар;

- производственная практика;

- выполнение индивидуальных заданий;

- исследовательская работа

- разработка вариантов решений;

- имитационные упражнения;

- индивидуальный тренинг;

- анализ конкретных ситуаций;

- разыгрывание ролей;

- игровое проектирование;

- игры, деловые игры

Слайд №8 Основной формой обучения в учебных мастерских является урокпроизводственного обучения.

Урок производственного обучения - это организационная форма практического обучения, которая обеспечивает решение единственного дидактичного задания всей группой учеников в одинаковых учебно-производственных условиях (учебных мастерских, учебно-производственных цехах учебного хозяйства).

Урок производственного обучения соответственно темы и целей имеет свою последовательность и делится на структурные этапы.

Структурными этапами урока п/о являются:

І Организационный момент урока 1-2%

І І Вводный этап урока 12-15%

І І І Основной этап урока 70-85%

ІV Заключительный этап урока 5-6%

Слайд №9 Каждый этап урока включает в себя следующие структурные элементы:

І. Организационный момент (5 мин).

- проверка наличия учеников;

- проверка готовности учеников к уроку;

- допуск по технике безопасности

ІІ. Вводный этап (вступительный инструктаж) (40 мин):

  • Актуализация опорных знаний.

- сообщение темы программы и урока;

- целевая установка проведения урока;

- проверка опорных знаний, умений, навыков учеников, необходимых им для дальнейшей работы на уроке;

- анализ и дополнение ответов учеников, подведение итогов.

  • Преподавание нового материала

- сообщение новой учебной информации;

- демонстрация новых приемов трудовой деятельности;

- объяснение характера и последовательности работы учеников на уроке;

- сообщение о передовом опыте по теме урока;

- опрос учеников и пробное выполнение ими новых приемов, показанных мастером;

- ответ мастера на вопрос учеников;

- подведение итогов вступительного инструктажа.

ІІІ. Основной этап (текущий инструктаж) ( ~270 мин.) :

- выдача заданий для самостоятельной работы учеников и объяснения порядка их выполнения;

- распределение учеников за рабочими местами;

- сообщение о критериях оценивания выполняемых работ;

- целевые обходы мастером рабочих мест учеников;

- прием мастером выполненных работ;

- уборка рабочих мест.

ІV. Заключительный этап (заключительный инструктаж) ( ~30 мин.) :

- анализ деятельности учеников в процессе всего урока;

- оценка работы учеников, ее объективное обоснование;

- анализ причин ошибок учеников и средства их устранения;

- сообщение и обоснование оценок;

- выдача домашнего задания.

Слайд №10 Требования к современному уроку производственного обучения:

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ – достижение обучающимися целей урока; овладение учащимися в результате урока сознательными, глубокими и прочими знаниями и умениями, способами их получения и применения.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ -стремление разобраться в сущности изучаемого материала и эффективно овладеть знанием и умением; активный поиск путей самостоятельного решения познавательных и практических задач.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, обеспечивающая осознанное и прочее усвоение знаний, формирование умений их принять; выработка умений самостоятельно приобретать, углублять и пополнять знания и умения.

ВЫСОКИЙ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ – комплексное применение различных форм, методов и средств с учетом их дидактических функций и возможностей; рациональная структура урока, учитывающая его содержание, цели и задачи, логику учебного процесса, место в учебном процессе, условия

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНОГО ТРУДА ОБУЧАЮЩИХСЯ - рациональное планирование, организация обучающимися своей деятельности, самоконтроль; овладение умениями работать с книгой, учебными пособиями, ТСО, инструментами, документами.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ - создание условий, когда требования к деятельности каждого обучающегося соответствуют его возможностям; организация учебного процесса так, чтобы каждый учащийся стремился решать учебные задачи собственными силами.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ТВОРЧЕСКИХ СИЛ ОБУЧАЮЩИХСЯ– овладение обучающимися рациональными способами мышления; формирования умений самостоятельно принимать рациональные решения в разнообразных учебных и производительных ситуациях.

Таким образом, урок остается основной формой организации учебной деятельности. Эффективность урока производственного обучения зависит от цели урока и комплексного применения разных форм, методов и средств обучения, что позволяет лучше усвоить логику рассуждений и эффективно осуществлять проверку усвоенных знаний. Все это повышает уровень обучения и вызывает интерес учеников к профессии.

Доклад окончен. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете "Реализация компетентностного подхода на уроках информатики"

Тема педсовета: «Качество образования как результат сформированности компетенций участников образовательного процесса»...

Реферат-доклад (на педагогический совет школы) "Что такое гравюра?" предлагается по следующим предметам: история искусств, рисунок.

Что такое гравюра? Немного истории о происхождении гравюры. Какая бывает гравюра ВИДЫ и техника выполнения гравюр....

Доклады на педагогические советы

Представлены доклады на темы: "Модульные технологии в самостоятельной работе студентов в процессе изучения информатики", "Применение технологии портфолио как эффективной формы оценивания образовательн...

Доклад к педагогическому совету «Формирование профессиональной компетенции студентов среднего профессионального образования»

В настоящее время формирование профессиональной компетентности выпускника приобретает особую актуальность. Мировая образовательная практика рассматривает понятие «компетентность» в качестве ос­новного...

Доклад к педагогическому совету «Дистанционные образовательные технологии в профессиональном образовании»

В современном обществе при бурном информационном росте  специалисту требуется учиться практически всю жизнь. Раньше можно было позволить себе обучиться один раз и навсегда. Этого запаса знаний хв...

Доклад к педагогическому совету «Преимущества и недостатки использования свободного программного обеспечения в образовательном процессе СПО»

Внедрение свободного программного обеспечения (СПО) является одним из наиболее перспективных направлений в использования средств ИКТ при подготовке специалистов среднего звена. Переход образовате...

Доклад к педагогическому совету «Речевая компетентность – составляющая общей культуры»

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 10pt; }p.cjk { font-family: "Times New Roman",serif...