Методическая разработка классного часа "Конфликты и пути их разрешения"
классный час на тему

Данный материал предназначен для студентов и учащихся старших классов. Цель - снизить уровень конфликтности подростков и научить способам выхода из конфликтных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_klassnogo_chasa.docx30.08 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа

«Конфликты и пути их разрешения»

Цель: Показать актуальность проблемы, связанной с конфликтными ситуациями.

Задачи:

  • Познакомить студентов с понятиями «спор», «противоречие», «конфликт»;
  • Обсудить причины возникновения конфликтных ситуаций;
  • Определить особенности поведения в конфликтных ситуациях;
  • Обучить способам выхода из конфликта;
  • Снизить уровень конфликтности подростков.

Подготовительный этап:

Для проведения классного часа создается презентация следующего содержания:

1 слайд:

Подбор фотографий по теме – конфликтная ситуация.

2 слайд:

Изречение Омара Хайяма:

Других не зли и сам не злись

Мы гости в этом бренном мире

И если что не так смирись,

Умнее будь и улыбнись.

Холодной думай головой

Ведь в мире все закономерно

Зло, излученное тобой,

К тебе вернется непременно.

                                  Омар Хайям

3 слайд:

СПОР - это словесное состязание, обсуждение какого-либо вопроса, при котором каждый отстаивает свое мнение, свою правоту.

ПРОТИВОРЕЧИЯ - это два противоположных, взаимоисключающих требования к одному и тому же предмету, явлению, процессу.

КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ - это ситуация, в которой участники (оппоненты) отстаивают свои, не совпадающие с другими, цели и интересы, касающиеся объекта конфликта.

КОНФЛИКТ - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия  и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Слайд 4:

Способ конкуренции: Обычно к нему прибегают люди, играющие только по своим правилам, учитывающие только собственные интересы в возникшем споре, в ущерб интересам других людей.

Способ уклонения: Вы не отстаиваете свои права и точку зрения, не пытаетесь найти с собеседником общей точки зрения для решения проблемы, то есть просто уходите от конфликта.

Способ приспособления: Вы пытаетесь действовать совместно с другим человеком, не отстаивая собственную точку зрения.

Способ сотрудничества: В конфликте вы активно отстаиваете свои интересы, но при этом готовы понять и другого человека.

Способ компромисса: Подразумевает сиюминутное, по принципу «здесь и сейчас» погашение нежелательной ситуации. При этом вы готовы чем-то поступиться в собственных интересах, справедливо ожидая того же от противной стороны.

Слайд 5:

Типы поведения:

Конкуренция  вы до последнего стоите на своем мнении, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

Сотрудничество – Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора, вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

Компромисс – С самого начала вы согласны на компромисс.

Приспособление – Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

Уклонение – Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Слайд 6:

Конкуренция.

    При этом способе, другой человек вынужден принять чужие правила игры или отступить. Стратегию конкуренции в споре используют люди, обладающие сильными волевыми качествами, для которых важно достигнуть поставленной цели. Ее не рекомендуется использовать при выяснении личных отношений с близкими людьми.

Слайд 7:

Уклонение.

  • Напряженность в споре слишком велика, и вы чувствуете, что сейчас важнее просто снизить накал страстей; вам, в общем-то, и не важно, чем закончится конфликт или вы считаете, что решение «лежит на поверхности» и не стоит тратить силы на то, чтобы найти его.
  • У вас был трудный день, а решение проблемы может принести вам дополнительные неприятности; по каким-то причинам вы уверены, что не можете или даже не хотите, чтобы конфликт разрешился в вашу пользу.
  • Вам необходимо выиграть время для того, чтобы получить новую информацию, заручиться чьей-нибудь поддержкой.
  • Вы не обладаете достаточной властью для решения конфликта желательным для вас способом.
  • Пытаться решить проблему сейчас – опасно, это может только усугубить ситуацию.

Слайд 8:

Приспособление.

  • Исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существенен для вас.
  • Вас не особенно волнует случившееся.
  • Мир и добрые отношения для вас важнее.
  • Вы полагаете, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, хотя вы заранее знаете, что он ошибается.

Слайд 9:

Сотрудничество.

  • Решение проблемы одинаково важно для обеих сторон.
  • Вас связывают длительные, тесные и взаимозависимые отношения.
  • Спор не требует немедленного разрешения и у вас есть время на поиск решения.
  • Все участники способны связно изложить суть своих интересов и выслушать друг друга.
  • Обе стороны вовлеченные в конфликт, обладают равной властью.

Слайд 10:

Компромисс.

  • Вы хотите прийти к согласию быстро и без глобальных потерь для себя.
  • Вас обоих вполне устраивает «временное затишье».
  • Вы считаете, что сможете воспользоваться кратковременной выгодой в своих интересах.
  •  Все другие подходы  к решению проблемы оказались неэффективными.

Ход классного часа:

1.  (демонстрация слайда 1)

       Посмотрите на экран и ответьте на вопрос: «О чем сегодня пойдет речь?».

     Жизнь современного человека до предела перегружена сложными ситуациями, требующими умения разрешать многочисленные противоречия между людьми. Конфликты преследуют любого человека, и они неизбежны, поэтому каждый должен научиться жить в конфликтном мире: научиться управлять конфликтными ситуациями, то есть избегать ненужных конфликтов и их тяжелых форм; выбирать подходящий стиль поведения и успешно противостоять агрессивным намерениям других людей.

2. Прочтение слов Омара Хайяма (слайд 2)

 (Выслушиваются мнения студентов)

3. Информационный блок  (слайд №3)

Вопрос к аудитории: «Какие причины , по вашему мнению, могут спровоцировать конфликт?»

Выслушиваются ответы студентов, затем дается научное определение этих понятий (на слайде).

4. Беседа «Особенности поведения в конфликтной ситуации»

Вопрос к аудитории: «А какие способы разрешения конфликтной ситуации вы знаете? В чем их суть?»

Выслушиваются ответы студентов, затем представляются на обсуждение данные научных исследований по способам выхода из конфликтных ситуаций.

(слайд 4)

Способ конкуренции – обычно к нему прибегают люди, играющие только по своим правилам, учитывающие только свои интересы в возникшем споре, в ущерб интересам других людей.

Способ уклонения – вы не отстаиваете свои права и точку зрения, не пытаетесь найти с собеседником общей точки зрения для решения проблемы, то есть просто уходите от конфликта.

Способ приспособления – вы пытаетесь действовать совместно с другим человеком, не отстаивая собственную точку зрения.

Способ сотрудничества – в конфликте вы активно отстаиваете свои интересы, но при этом готовы понять и другого человека.

Способ компромисса – подразумевает сиюминутное, по принципу «здесь и сейчас» погашение нежелательной ситуации. При этом вы готовы чем-то поступиться в собственных интересах, справедливо ожидая того же от противной стороны.

 

5. Самотестирование.

     Какое поведение в конфликтных ситуациях свойственно вам? Как вы ведете себя в конфликтной ситуации или споре?

     На этот вопрос поможет ответить тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».

6. Обработка результатов теста  (слайд 5)

     Педагог предлагает студентам проанализировать результаты тестирования и соотнести их с самооценкой своего поведения.

7. Практические рекомендации психологов  ( слайды 6,7,8,9,10)

     Многообразие конфликтных ситуаций требует от человека многообразия способов их разрешения.

  • При первом способе, другой человек вынужден принять чужие правила игры или отступить. Стратегию конкуренции в споре используют люди, обладающие сильными волевыми качествами, для которых важно достигнуть поставленной цели. Ее не рекомендуется использовать при выяснении личных отношений с близкими людьми.
  • Если вы просто уходите от конфликта – это вовсе не означает, что вы безвольный человек, может быть, вы просто верно просчитали ситуацию и решили, что вам просто ни  к чему «ломать копья». В каких же случаях способ уклонения наиболее эффективен? Вот некоторые из них: напряженность в споре слишком велика, и вы чувствуете, что сейчас важнее просто снизить накал страстей; вам, в общем-то и не важно, чем закончится конфликт или вы считаете, что решение «лежит на поверхности» и не стоит тратить силы на то, чтобы найти его; у вас был трудный день, а решение проблемы может принести вам дополнительные неприятности; по каким-то причинам вы уверены, что не можете или даже не хотите, чтобы конфликт разрешился в вашу пользу; вам необходимо выиграть время для того, чтобы получит новую информацию, заручиться чьей-нибудь поддержкой; вы не обладаете достаточной властью для решения конфликта желательным для вас способом; пытаться решить проблему именно сейчас – опасно, это может только усугубить ситуацию.
  • Третий вид стратегии лучше использовать в следующих ситуациях: когда исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существенен для вас; вас не особо волнует случившееся; мир и добрые отношения для вас важнее; вы полагаете, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, хотя заранее знаете, что он ошибается… Но лучше его не применять, если вы чувствуете, что другой человек и не собирается, в свою очередь поступиться чем-то или не оценит сделанного вами.
  • Способ сотрудничества целесообразен, если люди, участвовавшие в споре, прекрасно понимают, в чем состоит истинная причина конфликта и заинтересованы в том, чтобы он в дальнейшем по этому поводу не возникал. При этом обе стороны должны хотеть выслушать друг друга, уметь это делать и, в конце концов, объяснить собственные желания. Путь непростой, но из всех стратегий поведения в конфликте, наиболее эффективный и характеризующий вас как умных и дальновидных людей. Ситуации, когда сотрудничество просто необходимо: решение проблемы одинаково важно для обеих сторон; вас связывают тесные, длительные взаимозависимые отношения; спор не требует немедленного разрешения и у вас есть время на поиск решения; все участники способны связно изложить суть своих интересов и выслушать друг друга; обе стороны, вовлеченные в конфликт, обладают равной властью.
  • Для того, чтобы воспользоваться способом компромисса, необходимо обозначит область совпадения интересов, а она в любом споре обязательно существует. Ситуации, где компромисс наиболее эффективен: обе стороны обладают одинаковой властью и не имеют взаимоисключающих интересов; вы хотите прийти к согласию быстро и без глобальных потерь для себя; вас обоих вполне устраивает временное «затишье»; вы считаете, что сможете воспользоваться кратковременной выгодой в своих интересах; все другие подходы к решению проблемы оказались неэффективны.

8. Выводы по мероприятию

   Вопрос к аудитории: «Как вы считаете, какой способ самый эффективный и подходит для решения всех проблем?»

   Выслушиваются мнения студентов.

     Каждый из пяти перечисленных способов эффективен только в определенных условиях и ни один из них не может быть выделен, как самый лучший.

     Выбор определяется конкретной ситуацией и свойствами вашего характера. Человек, более или менее опытный с одинаковым успехом пользуется всеми стратегиями поведения в конфликте, меняя их, как костюм или галстук.

     Представленные стили не всегда решают проблему окончательно, а могут снять лишь остроту проблемы на время. Они не гарантируют, что эта тема спора не поднимется в будущем.

     Умение управлять конфликтами закономерно приводит человека к чувству, что он влияет на ситуацию, а не она на него, и повышению самооценки и деловой результативности.

     А теперь давайте улыбнемся друг другу, забудем все плохое и постараемся избегать конфликтов, учитывая советы психологов.

Приложение

Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».

     В тесте предложены некоторые способы разрешения конфликтной ситуации. Если подобным образом вы ведете себя ЧАСТО – поставьте 3 балла; ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ – 2 балла; РЕДКО – 1 балл.

ВОПРОС: «Как обычно вы ведете себя в конфликтной ситуации?»

ОТВЕТЫ:

1. Угрожаю или дерусь.

2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

3. Ищу компромиссы.

4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5. Избегаю противника.

6. Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически  нет.

8. Иду на компромисс.

9. Сдаюсь.

10. Меняю тему…

11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять с чего все началось.

13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

14. Предлагаю мир.

15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Подсчет результатов.

Заполните предложенную таблицу:

Номера вопросов, относящихся к типу поведения

Общая сумма баллов по каждой группе вопросов

Конкуренция

1

6

11

Сотрудничество

2

7

12

Компромисс

3

8

13

Приспособление

4

9

13

Уклонение

5

10

15

Тот тип, по которому вы набрали наибольше число баллов, вы чаще всего используете при решении конфликтов.

Конкуренция - вы до последнего стоите на своем мнении, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

Сотрудничество – Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора, вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

Компромисс – С самого начала вы согласны на компромисс.

Приспособление – Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

Уклонение – Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Межличностные конфликты и пути их разрешения"

Методическая разработка практического занятия "Межличностныен конфликты и пути их разрешения" своими целями ставит закрепление теоретического материала о конфликтах, формирует умение анализировать кон...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Толерантность-путь к миру"

Внеавудиторное мероприятие классный час тема: "Толерантность-путь к миру"Прошу обратить внимание, что презентация разделена на несколько частей из-за большого формата....

Методическая разработка: Биоценоз женских половых путей

Презентация по теме: Биоценоз женских половых путей...

Методическая разработка на тему: «Толерантность - путь к миру» 2022г.

Методическая разработка на тему:«Толерантность - путь к миру» 2022г....

Методическая разработка классного часа «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» (Правила поведения во время зимних каникул) методическая разработка

Цель классного часа - повышение осведомлённости студентов о безопасном поведении во время каникул.Методическая разработка классного часа на тему: «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» отража...

Методическая разработка открытого занятия "Модели поведения проводника. Разрешение конфликтных ситуаций." МДК 01.02 Тема 2.4 Организация сервиса в пассажирских поездах

В методической разработке представлен план проведения открытого занятия и презентация по теме: "Модели поведения проводника. Разрешение конфликтных ситуаций" по МДК 01.02 Эксплуатация...

Методическая разработка классного часа Тема «Толерантность - путь к миру и взаимопониманию»

Сейчас тема межнациональной терпимости, дружбы народов, добрососедства и взаимного уважения очень актуальна.  Наша страна встала на защиту двух соседних республик, нуждающихся в защите своего нас...