Методическая разработка классного часа "Конфликты и пути их разрешения"
классный час на тему
Данный материал предназначен для студентов и учащихся старших классов. Цель - снизить уровень конфликтности подростков и научить способам выхода из конфликтных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_klassnogo_chasa.docx | 30.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка классного часа
«Конфликты и пути их разрешения»
Цель: Показать актуальность проблемы, связанной с конфликтными ситуациями.
Задачи:
- Познакомить студентов с понятиями «спор», «противоречие», «конфликт»;
- Обсудить причины возникновения конфликтных ситуаций;
- Определить особенности поведения в конфликтных ситуациях;
- Обучить способам выхода из конфликта;
- Снизить уровень конфликтности подростков.
Подготовительный этап:
Для проведения классного часа создается презентация следующего содержания:
1 слайд:
Подбор фотографий по теме – конфликтная ситуация.
2 слайд:
Изречение Омара Хайяма:
Других не зли и сам не злись
Мы гости в этом бренном мире
И если что не так смирись,
Умнее будь и улыбнись.
Холодной думай головой
Ведь в мире все закономерно
Зло, излученное тобой,
К тебе вернется непременно.
Омар Хайям
3 слайд:
СПОР - это словесное состязание, обсуждение какого-либо вопроса, при котором каждый отстаивает свое мнение, свою правоту.
ПРОТИВОРЕЧИЯ - это два противоположных, взаимоисключающих требования к одному и тому же предмету, явлению, процессу.
КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ - это ситуация, в которой участники (оппоненты) отстаивают свои, не совпадающие с другими, цели и интересы, касающиеся объекта конфликта.
КОНФЛИКТ - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
Слайд 4:
Способ конкуренции: Обычно к нему прибегают люди, играющие только по своим правилам, учитывающие только собственные интересы в возникшем споре, в ущерб интересам других людей.
Способ уклонения: Вы не отстаиваете свои права и точку зрения, не пытаетесь найти с собеседником общей точки зрения для решения проблемы, то есть просто уходите от конфликта.
Способ приспособления: Вы пытаетесь действовать совместно с другим человеком, не отстаивая собственную точку зрения.
Способ сотрудничества: В конфликте вы активно отстаиваете свои интересы, но при этом готовы понять и другого человека.
Способ компромисса: Подразумевает сиюминутное, по принципу «здесь и сейчас» погашение нежелательной ситуации. При этом вы готовы чем-то поступиться в собственных интересах, справедливо ожидая того же от противной стороны.
Слайд 5:
Типы поведения:
Конкуренция – вы до последнего стоите на своем мнении, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.
Сотрудничество – Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора, вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.
Компромисс – С самого начала вы согласны на компромисс.
Приспособление – Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.
Уклонение – Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
Слайд 6:
Конкуренция.
При этом способе, другой человек вынужден принять чужие правила игры или отступить. Стратегию конкуренции в споре используют люди, обладающие сильными волевыми качествами, для которых важно достигнуть поставленной цели. Ее не рекомендуется использовать при выяснении личных отношений с близкими людьми.
Слайд 7:
Уклонение.
- Напряженность в споре слишком велика, и вы чувствуете, что сейчас важнее просто снизить накал страстей; вам, в общем-то, и не важно, чем закончится конфликт или вы считаете, что решение «лежит на поверхности» и не стоит тратить силы на то, чтобы найти его.
- У вас был трудный день, а решение проблемы может принести вам дополнительные неприятности; по каким-то причинам вы уверены, что не можете или даже не хотите, чтобы конфликт разрешился в вашу пользу.
- Вам необходимо выиграть время для того, чтобы получить новую информацию, заручиться чьей-нибудь поддержкой.
- Вы не обладаете достаточной властью для решения конфликта желательным для вас способом.
- Пытаться решить проблему сейчас – опасно, это может только усугубить ситуацию.
Слайд 8:
Приспособление.
- Исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существенен для вас.
- Вас не особенно волнует случившееся.
- Мир и добрые отношения для вас важнее.
- Вы полагаете, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, хотя вы заранее знаете, что он ошибается.
Слайд 9:
Сотрудничество.
- Решение проблемы одинаково важно для обеих сторон.
- Вас связывают длительные, тесные и взаимозависимые отношения.
- Спор не требует немедленного разрешения и у вас есть время на поиск решения.
- Все участники способны связно изложить суть своих интересов и выслушать друг друга.
- Обе стороны вовлеченные в конфликт, обладают равной властью.
Слайд 10:
Компромисс.
- Вы хотите прийти к согласию быстро и без глобальных потерь для себя.
- Вас обоих вполне устраивает «временное затишье».
- Вы считаете, что сможете воспользоваться кратковременной выгодой в своих интересах.
- Все другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными.
Ход классного часа:
1. (демонстрация слайда 1)
Посмотрите на экран и ответьте на вопрос: «О чем сегодня пойдет речь?».
Жизнь современного человека до предела перегружена сложными ситуациями, требующими умения разрешать многочисленные противоречия между людьми. Конфликты преследуют любого человека, и они неизбежны, поэтому каждый должен научиться жить в конфликтном мире: научиться управлять конфликтными ситуациями, то есть избегать ненужных конфликтов и их тяжелых форм; выбирать подходящий стиль поведения и успешно противостоять агрессивным намерениям других людей.
2. Прочтение слов Омара Хайяма (слайд 2)
(Выслушиваются мнения студентов)
3. Информационный блок (слайд №3)
Вопрос к аудитории: «Какие причины , по вашему мнению, могут спровоцировать конфликт?»
Выслушиваются ответы студентов, затем дается научное определение этих понятий (на слайде).
4. Беседа «Особенности поведения в конфликтной ситуации»
Вопрос к аудитории: «А какие способы разрешения конфликтной ситуации вы знаете? В чем их суть?»
Выслушиваются ответы студентов, затем представляются на обсуждение данные научных исследований по способам выхода из конфликтных ситуаций.
(слайд 4)
Способ конкуренции – обычно к нему прибегают люди, играющие только по своим правилам, учитывающие только свои интересы в возникшем споре, в ущерб интересам других людей.
Способ уклонения – вы не отстаиваете свои права и точку зрения, не пытаетесь найти с собеседником общей точки зрения для решения проблемы, то есть просто уходите от конфликта.
Способ приспособления – вы пытаетесь действовать совместно с другим человеком, не отстаивая собственную точку зрения.
Способ сотрудничества – в конфликте вы активно отстаиваете свои интересы, но при этом готовы понять и другого человека.
Способ компромисса – подразумевает сиюминутное, по принципу «здесь и сейчас» погашение нежелательной ситуации. При этом вы готовы чем-то поступиться в собственных интересах, справедливо ожидая того же от противной стороны.
5. Самотестирование.
Какое поведение в конфликтных ситуациях свойственно вам? Как вы ведете себя в конфликтной ситуации или споре?
На этот вопрос поможет ответить тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».
6. Обработка результатов теста (слайд 5)
Педагог предлагает студентам проанализировать результаты тестирования и соотнести их с самооценкой своего поведения.
7. Практические рекомендации психологов ( слайды 6,7,8,9,10)
Многообразие конфликтных ситуаций требует от человека многообразия способов их разрешения.
- При первом способе, другой человек вынужден принять чужие правила игры или отступить. Стратегию конкуренции в споре используют люди, обладающие сильными волевыми качествами, для которых важно достигнуть поставленной цели. Ее не рекомендуется использовать при выяснении личных отношений с близкими людьми.
- Если вы просто уходите от конфликта – это вовсе не означает, что вы безвольный человек, может быть, вы просто верно просчитали ситуацию и решили, что вам просто ни к чему «ломать копья». В каких же случаях способ уклонения наиболее эффективен? Вот некоторые из них: напряженность в споре слишком велика, и вы чувствуете, что сейчас важнее просто снизить накал страстей; вам, в общем-то и не важно, чем закончится конфликт или вы считаете, что решение «лежит на поверхности» и не стоит тратить силы на то, чтобы найти его; у вас был трудный день, а решение проблемы может принести вам дополнительные неприятности; по каким-то причинам вы уверены, что не можете или даже не хотите, чтобы конфликт разрешился в вашу пользу; вам необходимо выиграть время для того, чтобы получит новую информацию, заручиться чьей-нибудь поддержкой; вы не обладаете достаточной властью для решения конфликта желательным для вас способом; пытаться решить проблему именно сейчас – опасно, это может только усугубить ситуацию.
- Третий вид стратегии лучше использовать в следующих ситуациях: когда исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существенен для вас; вас не особо волнует случившееся; мир и добрые отношения для вас важнее; вы полагаете, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, хотя заранее знаете, что он ошибается… Но лучше его не применять, если вы чувствуете, что другой человек и не собирается, в свою очередь поступиться чем-то или не оценит сделанного вами.
- Способ сотрудничества целесообразен, если люди, участвовавшие в споре, прекрасно понимают, в чем состоит истинная причина конфликта и заинтересованы в том, чтобы он в дальнейшем по этому поводу не возникал. При этом обе стороны должны хотеть выслушать друг друга, уметь это делать и, в конце концов, объяснить собственные желания. Путь непростой, но из всех стратегий поведения в конфликте, наиболее эффективный и характеризующий вас как умных и дальновидных людей. Ситуации, когда сотрудничество просто необходимо: решение проблемы одинаково важно для обеих сторон; вас связывают тесные, длительные взаимозависимые отношения; спор не требует немедленного разрешения и у вас есть время на поиск решения; все участники способны связно изложить суть своих интересов и выслушать друг друга; обе стороны, вовлеченные в конфликт, обладают равной властью.
- Для того, чтобы воспользоваться способом компромисса, необходимо обозначит область совпадения интересов, а она в любом споре обязательно существует. Ситуации, где компромисс наиболее эффективен: обе стороны обладают одинаковой властью и не имеют взаимоисключающих интересов; вы хотите прийти к согласию быстро и без глобальных потерь для себя; вас обоих вполне устраивает временное «затишье»; вы считаете, что сможете воспользоваться кратковременной выгодой в своих интересах; все другие подходы к решению проблемы оказались неэффективны.
8. Выводы по мероприятию
Вопрос к аудитории: «Как вы считаете, какой способ самый эффективный и подходит для решения всех проблем?»
Выслушиваются мнения студентов.
Каждый из пяти перечисленных способов эффективен только в определенных условиях и ни один из них не может быть выделен, как самый лучший.
Выбор определяется конкретной ситуацией и свойствами вашего характера. Человек, более или менее опытный с одинаковым успехом пользуется всеми стратегиями поведения в конфликте, меняя их, как костюм или галстук.
Представленные стили не всегда решают проблему окончательно, а могут снять лишь остроту проблемы на время. Они не гарантируют, что эта тема спора не поднимется в будущем.
Умение управлять конфликтами закономерно приводит человека к чувству, что он влияет на ситуацию, а не она на него, и повышению самооценки и деловой результативности.
А теперь давайте улыбнемся друг другу, забудем все плохое и постараемся избегать конфликтов, учитывая советы психологов.
Приложение
Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».
В тесте предложены некоторые способы разрешения конфликтной ситуации. Если подобным образом вы ведете себя ЧАСТО – поставьте 3 балла; ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ – 2 балла; РЕДКО – 1 балл.
ВОПРОС: «Как обычно вы ведете себя в конфликтной ситуации?»
ОТВЕТЫ:
1. Угрожаю или дерусь.
2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.
3. Ищу компромиссы.
4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5. Избегаю противника.
6. Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.
7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.
8. Иду на компромисс.
9. Сдаюсь.
10. Меняю тему…
11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять с чего все началось.
13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
14. Предлагаю мир.
15. Пытаюсь обратить все в шутку.
Подсчет результатов.
Заполните предложенную таблицу:
Номера вопросов, относящихся к типу поведения | Общая сумма баллов по каждой группе вопросов | |||
Конкуренция | 1 | 6 | 11 | |
Сотрудничество | 2 | 7 | 12 | |
Компромисс | 3 | 8 | 13 | |
Приспособление | 4 | 9 | 13 | |
Уклонение | 5 | 10 | 15 |
Тот тип, по которому вы набрали наибольше число баллов, вы чаще всего используете при решении конфликтов.
Конкуренция - вы до последнего стоите на своем мнении, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.
Сотрудничество – Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора, вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.
Компромисс – С самого начала вы согласны на компромисс.
Приспособление – Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.
Уклонение – Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Межличностные конфликты и пути их разрешения"
Методическая разработка практического занятия "Межличностныен конфликты и пути их разрешения" своими целями ставит закрепление теоретического материала о конфликтах, формирует умение анализировать кон...
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Толерантность-путь к миру"
Внеавудиторное мероприятие классный час тема: "Толерантность-путь к миру"Прошу обратить внимание, что презентация разделена на несколько частей из-за большого формата....
Методическая разработка: Биоценоз женских половых путей
Презентация по теме: Биоценоз женских половых путей...
Методическая разработка на тему: «Толерантность - путь к миру» 2022г.
Методическая разработка на тему:«Толерантность - путь к миру» 2022г....
Методическая разработка классного часа «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» (Правила поведения во время зимних каникул) методическая разработка
Цель классного часа - повышение осведомлённости студентов о безопасном поведении во время каникул.Методическая разработка классного часа на тему: «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» отража...
Методическая разработка открытого занятия "Модели поведения проводника. Разрешение конфликтных ситуаций." МДК 01.02 Тема 2.4 Организация сервиса в пассажирских поездах
В методической разработке представлен план проведения открытого занятия и презентация по теме: "Модели поведения проводника. Разрешение конфликтных ситуаций" по МДК 01.02 Эксплуатация...
Методическая разработка классного часа Тема «Толерантность - путь к миру и взаимопониманию»
Сейчас тема межнациональной терпимости, дружбы народов, добрососедства и взаимного уважения очень актуальна. Наша страна встала на защиту двух соседних республик, нуждающихся в защите своего нас...