Статья на тему: "С чего начинается хор"
статья на тему

Татьяна Ефремова

В этой статье рассказывается о начальных этапах знакомства с особенностями предмета "хоровое пение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pedagoga_do_efremovoy_tatyany_kimovny.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

Статья педагога ДО Ефремовой Татьяны Кимовны

«С чего начинается хор»

Первые занятия в младших классах  должны начинаться рассказом о музыке, о хоровом пении, о значении дирижера. Беседа должна быть увлекательной, чтобы детям было интересно. Реальнее всего сначала заниматься с маленькими группами (15 человек), чтобы ребята смогли привыкнуть к новым условиям, к "чувству локтя", и лишь потом соединять их в один коллектив. Также на первых занятиях нужно объяснить и научить детей принимать правильную позицию при пении сидя и стоя. В доступной форме рассказать о дирижерских жестах, о строении голосового аппарата, дыхании. Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.

  1. Певческая позиция.
    Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов основные положения корпуса и головы должны быть следующими: 
    - голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад; 
    - стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги; 
    - в любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота; 
    - при пении в сидячем положении руки хористов должны свободно лежать на коленях; 
    - сидеть положив нога на ногу совершенно недопустимо, ибо такое положение создает в корпусе ненужное напряжение. 
    Если поющий откидывает голову назад или наклоняет её книзу, то в гортани также создается излишнее напряжение, теряется свобода фонационного выдоха. Если певцы во время репетиций сидят, сгорбив спину, то пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.

Вокальная позиция.
Правильный вдох формирует оптимальную вокальную позицию, подготавливая «место» для звука: мягкое нёбо приподнимается, образуя своеобразный «купол», язык уплощается, нижняя челюсть свободно опускается, и все это должно происходить совершенно естественно. При вдохе у певца должно быть ощущение зевка, гортань должна расслабиться, установиться в низкое певческое положение, и в таком положении она должна оставаться на протяжении всего пения. Очень часто слышны напоминания ученику о близком, позиционно высоком звучании, о ярком, не засоренном никакими лишними призвуками, голосе.

  1. Певческое дыхание.
          Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса. 
         Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации. 
    Поющий  должен уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и незаметно для окружающих. Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением легкого полузевка. Во время вдоха нижние ребра слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука. 
         Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа исполняемого произведения; чем подвижнее темп, тем они быстрее. Во время фонационного выдоха необходимо стремиться сохранить положение вдоха, то есть зафиксировать нижние ребра в раздвинутом состоянии. Стремление певца к сохранению этого положения во время пения будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука. 
    Вдох по активности и объему должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить. 
    Дыхание тесно связано с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т. д. 
    Например, от перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов, что приводит к ухудшению качества дикции, напряженности звучания голоса, быстрому утомлению певцов. Отсутствие момента задержки дыхания также порождает звук интонационно неточный, как бы с «подъездом» к заданному тону, как правило, снизу. 
    Таким образом, певческое дыхание является основой вокально-хоровой техники. Приобретение других вокально-хоровых навыков во многом зависит от приобретения навыка певческого дыхания.

Цепное дыхание.
Одним из преимуществ коллективного пения является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании (например, русской народной песни «Степь да степь кругом», латышской народной песни «Вей, вей ветерок» и многих других). 
Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются непрерывно, медленно и плавно. В большинстве случаев для них характерно сквозное динамическое развитие. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого цепного дыхания, когда певцы хора берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному, как бы по цепочке. 
Основные правила при выработке навыка цепного дыхания можно сформулировать так: 
- не делать вдох одновременно с сидящим рядом соседом; 
- не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот; 
- дыхание брать незаметно и быстро; 
- вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно; 
- чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора. 
Только при соблюдении этих правил каждым певцом коллектива можно добиться ожидаемого эффекта: беспрерывности и протяжности общего звучания хора.  Дыхание должно использоваться равномерно, свободно, чтобы звук при пении был красивым, полетным. Вдох должен быть коротким, обязательно с задержкой, а выдох продолжительным.

Используемая Литература

  1. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. М., «Педагогика», -1970г.
  2. Добровольская  Н. Вокально-хоровые  упражнения  в  детском  хоре. – М., 1987.
  3. Кадыков И.Ф. Удивительное о голосе и слухе. М.,»Знание», - 1969
  4. Музыка  в  школе: Журнал
  5. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе Л.1972 сост. Огороднов Д.Е.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание подростков». (Статью подготовила мастер производственного обучения Михейчик Елена Михайловна, КПК им. Л.Б. Васильева).

Что бы раскрыть такой важный и сложный вопрос «Духовно-нравственное воспитание подростков», надо понять, что такое духовно-нравственное воспитание....

Тест по теме: Для чего нужна дисциплина

Тест по теме: Для чего нужна дисциплина       ...

Статья на тему:Тема: география - как одна из классических метадисциплин.

Тема: география - как одна из классических метадисциплин.  Цель: формирования УУД на уроках географии Задача: рассказать, как формируются  УУД на уроках географии....

С чего начинать самостоятельное вождение

Для тех, кто недавно получил права на управление транспортными средствами....

История электричества. С кого и чего начиналось развитие электрики.

Важно понимать тот факт, что электричество существовало всегда. Более того, оно есть одно из необходимых условий нашей жизни. Большую часть электрических проявлений мы с Вами не в состоянии увидеть, а...

Методическая разработка "Сухое валяние из шерсти "С чего начинаем""

Методическая разработка "Сухое валяние из шерсти "С чего начинаем"" даёт возможность познакомиться с понятием "сухое валяние", материалами и инструментами, необходим...