Использование мультимедийных презентаций как реализация принципа наглядности при изучении профессионального модуля.
статья по теме

В данной статье рассматривается важность использования ИКТ ( в частности презентаций), для повышения интереса студентов к учебе, а так же для лучшего усвоения ими учебного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование мультимедийных презентаций как реализация принципа наглядности при изучении профессионального модуля.

 Бобуров А.В.  СПб ГБПОУ «Автомеханический лицей»

Принцип наглядности в обучении означает привлечение различных наглядных средств в процесс усвоения знаний и формирования различных умений и навыков.

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п.

Наглядность в обучении способствует тому, что у студентов формируются представления, правильно отображающие объективную действительность.

Использование наглядности имеет целью – выделение главного, существенного в изучаемых объектах и предметах.

Известно, что ощущения человека, получаемые от внешнего мира, являются первой ступенью его познания. На следующей ступени приобретаются знания в виде понятий, правил, законов. Чтобы знания студентов были осознанными и отражали объективно существующую действительность, процесс обучения должен обеспечить опору их на ощущения.

В обоснование принципа существенный вклад внесли Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л. В. Занков и др.

Пути реализации этого принципа наглядности сформулированы Я. А Коменским в «Золотом правиле дидактики»: «Все, что возможно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – осязанием. Если же какие-либо предметы и явления можно сразу воспринимать несколькими чувствами –предоставить нескольким чувствам.» [1]

И. Г. Песталоцци показал, что необходимо сочетать применение наглядности со специальным мысленным формированием понятий. К. Д. Ушинский раскрыл значение наглядных ощущений для развития речи обучаемых. Л. В. Занков вскрыл возможные варианты сочетания слова и наглядности. «Если эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, а зрительного – 25%, то их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%.» [3]

Без наглядных методов полноценное обучение невозможно. Преподаватель может долго рассказывать о какой-либо системе автомобиля, например, о системе смазки, но полного представления по словесному описанию студент не получит. Наглядный образ сформируется легче и быстрее и будет более полным, и прочным, если использовать наглядные методы обучения.

Предметы спецдисциплин являются одними из основополагающих при получении знаний по профессии. Поэтому от того, насколько качественными знаниями овладеет учащийся, будет зависеть его квалификация. Быстрое развитие компьютерных технологий позволяет во многом решить проблему качественной подготовки специалистов, путем создания интерактивных, тактических обучающих комплексов. Работа с интерактивными устройствами существенно помогает обучению. Это хороший выбор для тех преподавателей, которые хотят заинтересовать своих учащихся, повысить успеваемость и посещаемость, облегчить усвоение учебного материала.

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс по большинству предметов способствует повышению интереса учащихся к обучению. Естественно, что эти нововведения требуют изменения технологии преподавания и творчества от самого преподавателя. На сегодняшний день в образовательном процессе для повышения качества обучения необходимо применять не только разнообразные методы, формы работы, но и современные достижения техники - мультимедиа, интерактивную доску, компьютеры. 

Актуальность применения мультимедиа технологий в учебном процессе обусловлена тем, что на современном этапе нашего общественного развития происходит информатизация общества и широкое распространение глобальной компьютерной сети Интернет. Компьютерные технологии на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью жизни многих студентов. Они зачастую воспринимают их с большим интересом, чем обычный учебник. Использование информационных технологий дает большую степень усвоения материала студентами. Интерактивность является очень важной составляющей мультимедиа.

По опыту можно сказать, что использовать Интернет - ресурсы на уроках лучше в мультимедийных презентациях, подготовленных заранее с помощью программы Power Pаint.   

Во-первых, это позволит избежать технических проблем. Вы будете уверены, что откроется то, что вам действительно нужно.

Во-вторых, экономится время урока, так как грамотно составленная презентация повышает познавательный интерес студентов.  При создании компьютерной презентации все средства наглядности размещаются в компьютере или на другом цифровом носителе и демонстрируются на уроке с помощью интерактивной доски.

Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску - технические средства, позволяющие показ презентации в аудитории. Электронную презентацию можно отнести к электронным учебным пособиям, но только с оговоркой: электронные учебные пособия рассматриваются как самостоятельные средства обучения, а презентация - вспомогательное, используемое преподавателем на уроке и требующее его комментариев и дополнений. Электронная презентация- это логически связанная последовательность слайдов, объединенная одной тематикой и общими принципами оформления.

Презентация предназначена для сопровождения лекций, информационных сообщений. Презентация может содержать эффекты анимации, звуковые и видео эффекты, которые усиливают эмоциональное воздействие на аудиторию, помогают сконцентрировать внимание на важных моментах сообщения. Но чтобы достичь желаемого результата необходимо помнить о правилах создания презентации.

Важно:

-определить цель, время и место использования презентации на конкретном занятии;

-продумать структуру изложения учебного материала;

-обработать материал так, чтобы не допустить перегруженности;

-продумать композиционное решение слайдов;

-текст к слайдам должен быть доступным и лаконичным;

-продумать предшествующую показу и последующую работу студентов.

Для примера можно привести создание презентации на один из первых уроков по устройству автомобиля. В данной презентации очень мало текста, только определения основных составляющих элементов автомобиля. А используя эффекты анимации можно наглядно показать, как основные элементы автомобиля сопряжены между собой, и рассмотреть каждый элемент под разными ракурсами.

Студенты с большим интересом реагируют на урок с использованием презентации и это свидетельствует о том, что использование средств ИКТ   повышает положительную мотивацию учащихся к изучению предмета, развивает их мышление. ИКТ не единственное средство формирования познавательного интереса к предмету, однако, одно из самых современных и эффективных.

                Используемая литература.

1. Педагогическое наследие/ Коменский Я.Н. [и др.]. М.: Педагогика, 1989. 416 с.;

2. «ТО и ремонт автомобилей» В. М. Власов М.: Издательский центр «Академия 2004»;

3. «Наглядность и активизация учащихся в обучении» Л.В.Занков (М.: Учпедгиз, 1960).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа на тему : "Эффективность использования мультимедийных презентаций на уроках"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Институт развития образования Кафедра профессионального образования        КУРС...

Использование новых информационных технологий при изучении профессиональных модулей по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Контрольно-оценочные средства для проведения квалификационного экзамена по ПМ.01. "Документирование хозяйственныхопераций и ведение бухгалтерского учета имущества организации":  разра...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 15.02.08 «ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ»

Тезисы онлайн-конференции 12.12.2016 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 15.02.08 «ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ» в соавторстве Наливай...

Использование интерактивных методов при изучении профессиональных модулей.

Одна из основных задач современного среднего профессионального образования - подготовка компетентного, квалифицированного специалиста, готового к постоянному росту и самосовершенствованию. Эти способн...

Использование мультимедийной презентации в учебных целях

В своей педагогической статье " Использование мультимедийной презентации в учебных целях" я рассмотрела вопросы необходимости использовать ИКТ на уроках в школе, а также ппреимущества и реко...

Использование междисциплинарных связей при изучении профессионального модуля

Использование междисциплинарных связей при изучении профессионального модуля...

Использование активных методов обучения при изучении профессионального модуля «младшая медицинская сестра»

Активные методы обучения должны вызывать у обучаемых стремление самостоятельно разобраться в сложных профессиональных вопросах и на основе глубокого системного анализа имеющихся факторов и событий выр...