Использование активных методов обучения при изучении профессионального модуля «младшая медицинская сестра»
статья

Передня Елена Юрьевна

Активные методы обучения должны вызывать у обучаемых стремление самостоятельно разобраться в сложных профессиональных вопросах и на основе глубокого системного анализа имеющихся факторов и событий выработать оптимальное решение по исследуемой проблеме для реализации его в практической деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.91 КБ

Предварительный просмотр:

Использование активных методов обучения при изучении профессионального модуля «младшая медицинская сестра»

Под активными методами обучения понимают такие способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач по специальности.

Активные методы обучения должны вызывать у обучаемых стремление самостоятельно разобраться в сложных профессиональных вопросах и на основе глубокого системного анализа имеющихся факторов и событий выработать оптимальное решение по исследуемой проблеме для реализации его в практической деятельности.

Активные формы занятий – это такие формы организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют разнообразному изучению  и усвоению учебных вопросов , активному взаимодействию обучаемых и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования.

Активные методы обучения базируются на экспериментально установленных фактах о том, что в памяти человека запечатлевается до 90% того, что он делает, а именно отработка медицинских навыков на фантомах, до 50% того, что он видит(демонстрация учебных фильмов )и 10% того, что он слышит( проведение лекций и семинаров по предмету). Следовательно, наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие.

В соответствии с новым  Государственным образовательным стандартом, медицинская сестра должна обладать общими и профессиональными  компетенциями, включающими в себя способности:  

- организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы решения  профессиональных задач;

- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

- организовываться в условиях смены технологии в профессиональной деятельности;

- проводить профилактические мероприятия в пределах своей компетенции;

- участвовать в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах;

- оказания доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях; ;

- проводить исследовательскую работу по анализу и оценке качества сестринской помощи, способствовать внедрению современных медицинских технологий;

- организации и проведении лечебно-диагностических, реабилитационных и профилактических мероприятий в отношении пациентов всех возрастных категорий в системе первичной медико-санитарной помощи, учреждениях специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи;

- организовывать и оказывать сестринскую помощь, консультировать по вопросам укрепления здоровья пациента, его семьи, в том числе и детей; групп населения в учреждениях первичной медико-санитарной помощи;

- организовывать  и оказывать специализированную и высокотехнологичную сестринскую   помощь пациентам всех возрастных категорий.

Компетенция медицинской сестры — это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач в процессе сестринской деятельности.

Специфика работы специалистов среднего звена требует в основном практической подготовки.  

Изучая модули «пм04,пм07» студенты должны освоить 3 блока: «теория и практика сестринского дела», «Безопасная больничная среда», «Технология оказания медицинских услуг». В учебном кабинете создаются зоны, условно соответствующие изучаемым темам. Это дает возможность максимально приблизить студента к атмосфере работы медсестры в больнице.

В  практической деятельности,   используется активные методы обучения студентов: групповой тренинг, деловая игра, решение ситуационных задач.

У студентов возникает желание проводить манипуляции своими руками, осуществлять помощь пациенту. Самым сложным в этот период является преодоление страха, скованности, неуверенности. В связи с этим используется групповой тренинг:

«Групповой тренинг» служит для обучения манипуляционной технике на фантомах с применением алгоритмов манипуляции. Суть методики заключается  в том, что студенты в процессе обучения имитируют профессиональную деятельность медицинской сестры, выполняя необходимые манипуляции на фантомах. Занятия по  этой методике проводятся в доклиническом кабинете. Для каждого студента оснащается свое рабочее место согласно теме практического занятия. Преподаватель демонстрирует манипуляцию на фантоме, затем группа студентов повторяет данную манипуляцию по алгоритму. Если  один студент выполнил манипуляцию неточно, то студенты-эксперты исправляют ошибки. После этого преподаватель выделяет время для закрепления манипуляции в виде группового тренинга.  Студенты, быстро изучившие манипуляцию, становятся экспертами для других. Таким образом, преподаватель обучает манипуляциям всех студентов.  

«Решение ситуационных задач»- это элементы активного обучения, направленные на формирование клинического мышления. По основам сестринского дела ситуационная задача направлена на определение нарушенных потребностей пациента. Использование ситуационных задач на практических занятиях помогает студенту выбрать приоритетную проблему, которая требует сестринского ухода. Решение таких задач помогает закрепить теоретические знания по теме занятия. Постепенно преподаватель переходит от простых ситуационных задач к сложным.

Среди форм и методов активного обучения весьма эффективными является «деловая игра», цель которой: выполнение определенной профессиональной деятельности. Например, сбор информации о пациенте или выявление нарушенных потребностей, проблем пациента.

Таким образом, творческая деятельность преподавателя состоит в том, чтобы рационально использовать активные методы обучения, обеспечивающие наилучшее достижение поставленных целей: усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие творческого мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПО.

Использование активных методов обучения естествознанию в рамках образовательной деятельности СПО. Правильный подход к совершенствованию методов и средств обучения следует строить на научной основ...

Методическая разработка урока по психологии по теме: «Темперамент» с использованием активных методов обучения студентов в рамках ФГОС СПО

Методическая разработка  урока по учебной дисциплине «Психология»  по теме: «Темперамент» представляет собой опыт преподавателя по проведению практического занятия с использованием активных...

Методическая разработка занятия (с использованием активных методов обучения) по теме "Производительность труда"

Методическая разработка занятия по междисциплинарному курсу "Предпринимательская деятельность в сфере земельно-имущественных отношений" для студентов специальности "Земельно-имущественные отношения" у...

Электронный учебник по Профессиональному модулю «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ...

Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50

В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...

РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...

Методическое пособие «Методика проведения инновационных уроков профессионального обучения с использованием активных методов обучения».

Методическое  пособие по применению активных методов обучения (АМО) в процессе инновационного обучения для педагогов образовательных организаций....