Использование инновационных технологий в работе с неговорящими детьми.
учебно-методический материал по теме

Виролайнен Евгения Валерьевна

Данный материал будет полезен логопедам, психологам, дефектологам, воспитателям и родителям, которые живут и общаются  с неговорящими  детьми. В этой статье приведена только малая часть игр, которые можно использовать для формирования речевой деятельности у детей "молчунов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Неговорящие дети54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование инновационных технологий при работе с неговорящими детьми.

Последние несколько лет внимание российского общества направлено на инновационные образовательные технологии.

Стремление всех педагогов, в том числе логопедов, придать своей профессиональной деятельности инновационный характер, прежде всего, обусловлено переходом российского образования на позиции личностно-ориентированной педагогики. Логопеды, использующие инновации в коррекционно-педагогической работе, стремятся развивать у детей с нарушениями речи их индивидуальные способности, в том числе языковую способность, не ограничиваясь формированием «программных» знаний, умений и навыков.

(слайд2)  Термин  «инновация»о тесно связано с понятием «новый», что означает — возникший недавно, малоизвестный (Ожегов С.И., 1978);

в переводе с  латинского означает «обновление, новинка, изменение»;

в переводе с английского — «нововведение»;

применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребенка (Сластенин В.А., 2002).

Любая инновация в логопедической практике – это «микроинновация», т.к. она не меняет  организацию логопедической помощи, а только меняет ее методическую сторону.

Можно выделить следующие виды инновационных логопедических технологий: (слайд3)

— информационно-коммуникационные технологии;

— дистанционные образовательные технологии (используемые при организации работы с родителями);

— инновационные психокоррекционные технологии: арт-терапия, сказкотерапия, психосома- тическая гимнастика и т. п.;

— педагогические технологии с использованием нетрадиционных приемов: ароматерапии, хромотерапии, библиотерапии и т. п.;

— здоровьесберегающие технологии (гипокситерапия, организации питания, режима

дня и др.) и т. п.;

— смешанные технологии — традиционные логопедические технологии с использова-

нием нововведений: сенсомоторное воспитание детей, элементы методики Р. Штайнера и М.Монтессори, использование навыка чтения при формировании речевой деятельности и др.;

— организационные инновационные технологии: определение новых форм логопедической помощи детям с речевыми нарушениями, например дистанционная поддержка.

Логопедическая работа с неговорящими детьми требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении образовательных технологий.

Сегодня я вам представлю только некоторые  инновационные логопедические технологии, которые считаю целесообразным использовать в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Информационные технологии

ИТ вносят новые игровые моменты в коррекционный процесс, позволяют многократно дублиро- вать необходимый тип упражнений и речевой материал, не подавляя  интерес ребенка к занятиям.

Использование компьютерных технологий позволяет рационально сочетать традиционные и современные средства и методы обучения.

Существует много готовых компьютерных игр, с некоторыми из них вы можете познакомиться на сайте «Мерсибо».

При создании собственного дидактического материала необходимо учитывать возрастные и психологические особенности детей. При использовании компьютерных программ в работе с неговорящими детьми необходимо подкреплять словесную инструкцию наглядным примером выполнения задания, предусматривать повтор инструкции в зависимости от различных действий ребенка, четко формулировать вербальные инструкции.

1. Традиционный показ картинок можно заменить перемещением их на экране.

(слайд 4) Например, «Покажи, где ходит?» (использовать анимационные картинки)

(слайд 5)Удобно переводить в «компьютерный вид» игры, направленные на классификацию

предметов.

Психокоррекционные технологии (слайд 6)

Одним из методов коррекционной работы с целью психофизической разрядки является психо -соматическая гимнастика или психогимнастика, которая опосредованно способствует речевому развитию ребенка.

Групповая игра «Часы»

Задачи: стимуляция звуковых жестов «бом-бом», «тик-так»; чередование мышечного

расслабления и напряжения; накопление пассивного словаря.

Ход игры. Взрослый экспрессивно, покачиваясь из стороны в сторону, произносит:

«бом-бом-бом: вот как бьют волшебные часы. Сейчас давайте все превратимся в большие

волшебные часы». Взрослый подходит к каждому ребенку, раскачивает его из стороны в

сторону, воспроизводит звуковой жест, стимулируя ребенка. Взрослый: «А теперь покажем,

как ходят стрелки больших часов: “тик-так; тик-так”. Согните руки в локтях перед собой:

“тик-так”». Руки детей, согнутые в локтях, движутся попеременно в разные стороны. Взро-

слый: «Стрелки больших часов металлические, сделаны из металла: напрягите руки, почув-

ствуйте, какие они крепкие, как металл». Он показывает каждому ребенку свои напряжен-

ные руки, помогает детям напрячь руки. В завершении занятия взрослый сообщает, что часы

пробили нужное время и остановились, показывает детям, как стряхнуть напряжение с рук.

Основная цель — частое воспроизведение звукового жеста детьми.

Упражнение «Волшебные звуки»

Задачи: активизация речевого подражания, формирование умения соотносить ритм движений с речевым ритмом.

Ход упражнения. Ребенок сначала сопряженно со взрослым, затем самостоятельно

проговаривает слоги, соотнося их с соответствующими движениями руками. Слоги со зву-

ком «а» — хлопает в ладоши; «у» — стучит обеими ладонями по столу. Произносятся слоги

с согласными раннего онтогенеза (п, б, к, х, в и т. д.).

Упражнение «Мама-папа»

Задачи: формирование умения сочетать речь с движениями, формирование элементарной фразы.

Ход упражнения. Взрослый показывает ребенку, что при произнесении слова «папа» нужно ритмично (на каждый слог) хлопнуть себя по плечам, а при произнесении слова «мама»

 ритмично погладить себя. Затем взрослый, стимулируя ребенка к повторению, про-

износит считалку, сопровождая ее описанными действиями.

          Папа тут, папа там, папа, папа тут и там.

         Мама тут, мама там, мама, мама тут и там.

         Папа тут, мама там, папа, мама, тут и там.

Арттерапевтические технологии

Арттерапия — совокупность методик, построенных на применении различных видов искусства в своеобразной символической форме осуществить коррекцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов

Направлениями арт-терапии является куклотерапия, сказкотерапия.

Целесообразно включать в коррекционно-развивающие занятия с детьми упражнения, основан- ные на изобразительной деятельности ребенка, которая занимает в жизни ребенка

второе место после игровой (М.В. Водинская, М.С. Шапиро, 2006).

Упражнение «Закрашиваем зеркало» (слайд 7)

Задачи: стимуляция указательного слова «Вот», активизация диалогической речи, закрепление знания названий частей лица.

Ход упражнения. Взрослый сажает ребенка на колени перед большим зеркалом, совместно рассматривается лицо ребенка. Затем взрослый вместе с ребенком губкой или большой кистью закрашивает зеркало краской, чтобы постепенно смывая краску влажной губкой, рассказывать ребенку о его частях лица, стимулировать ребенка к их сопряженному или повторному произнесению. В конце игры взрослый несколько раз эмоционально произносит: «Где Саша? Вот!», побуждая ребенка к активной речи. Важно, чтобы действия по закрашиванию и смыванию краски проводились ребенком или совместно с ребенком, но не самим взрослым.

Игра «Волшебный крем»

Задачи: активизация простых слов, развитие воображения.

Ход игры. Взрослый показывает ребенку детский крем. Далее взрослый рисует кремом (выдавливая из тюбика или размазывая по руке ребенка) различные фигуры, по контурам похожие на какие-либо предметы, названия которых необходимо закрепить в лексиконе ребенка: часы, весы, бак, изюм и др. Взрослый стимулирует ребенка к произнесению названий. В конце игры можно предложить ребенку поменяться ролями для того, чтобы и он попробовал рисовать кремом на руке взрослого.

Упражнение «Волшебные нитки»

В арттерапии существует отдельная техника «ниткопись», на ее основе построено упражнение.

Задачи: активизация лексикона по выбранной теме, формирование подражания, воображения, развития мелкой моторики.

Ход упражнения. Взрослый показывает ребенку шерстяные нити разных цветов, предлагая выло- жить контуры нитью на шероховатой поверхности. Например, контуры овощей и фруктов. Ребе- нок может выполнять упражнение совместно со взрослым,«рука в руке» или самостоятельно.

Игра «Дорисованные картины» (слайд 8)

Игру удобнее проводить на компьютере с помощью графического редактора или текстового редактора Word.

Задачи: активизация слов простой слоговой структуры, развитие памяти и внимания.

Ход игры. Взрослый демонстрирует ребенку картинку на компьютере, затем просит закрыть глаза и быстро дорисовывает (вставляет из заготовки) любой элемент картинки, название которого соответствует простой слоговой структуре: дым, туча, кот и т. д. Ребенку необходимо заметить что изменилось и назвать добавленный элемент.

Здоровьесберегающие технологии (слайд 9)

Японская методика пальцевого массажа;

Массаж прищепками;

Массаж орехами;

Массаж шестигранными карандашами;

Массаж травяными мешочками;

Массаж камнями;

Массаж приборами су-джок терапии;

Массаж зондами, зубными щетками

Массаж металлическими или стеклянными шариками и т.д.

Нетрадиционные методы в логопедической работе (слайд 10)

Безречевые дети зачастую получают медикаментозное лечение, которое нормализует

деятельность нервной системы. В практику коррекционного воздействия уже прочно вошла

ароматерапия, которая должна использоваться под наблюдением врача, особенно если при-

меняются виды ароматических ванн, ингаляций.

В логопедии используются эфирные масла, оказывающие действие на нервную систему: в зависимости от состояния ребенка и целей занятия — расслабляющее или активизирующее.

К нетрадиционным методам относится цветотерапия. На ее основе можно оформить логопедический кабинет, предложить родителям оформить детскую комнату в соответствии с психологическим значением цвета, использовать разноцветные «логопедические аксессуары» (например, чудесный мешочек, шкатулку для призов, различные папки для хранения игр и т. д.).

После того как у ребенка возникла потребность подражать слову взрослого, можно включать  игры, основаные на методике М. Монтессори.

Игра «Солнце-дождик». Игра проводится с целью формирования речевой активности, звукоподражаний, развития навыков общения. Игра проводится с группой детей. Взрослый предлагает детям погулять по лесу, греясь на солнышке, поясняя, что может начаться

дождик, показывая большой зонт, сообщая, что под ним можно скрываться от дождика. Дети

вместе со взрослым изображают прогулку по лесу (можно использовать фоновую магнито-

фонную запись с шумом леса): перешагивают через БУРЕЛОМ, оглядываются по сторонам,

нюхают воображаемые цветы. Взрослый в это время постоянно произносит: «Солнце светит ярко. Уф, как жарко!», стимулируя детей к повторению мимики и междометия «Уф!».

в определенный момент взрослый восклицает: «Дождик! Дождик! Все прячемся под зонтик»; раскрывает зонт. Игровой момент: не спрятавшихся под зонтик слегка опрыскивают  из пульверизатора водой. Когда дети спрячутся под зонт, взрослый барабанит по зонту паль-

цами и произносит звукоподражание «Кап-кап. Как дождик капает: кап-кап». Затем снова

взрослый произносит: «Солнце! Дождя нет! Уф, как жарко!» Игра повторяется несколько

раз.

 Игра «Насекомые». По сигналу взрослого «Муха полетела» ребенок, имитируя полет

мухи, одновременно произносит звук «З». По сигналу взрослого «Жук полетел» ребенок,

изображая по лет жука, произносит звук «Ж». По сигналу взрослого «Прилетели» ребенок

останавливается. Игра может использоваться при закреплении лексической темы «насеко-

мые»: комар, оса и т. п.

Игра «Поезд». По сигналу взрослого «Поехали» ребенок, изображая движение поезда,

произносит звук «У» или «Ту-ту». Ребенку интереснее игра, сопровождающаяся аудиозапи-

сью шума поезда.

Если вас заинтересовали приведенные мною приемы, то более подробно вы можете ознакомиться с инновационными технологиями, прочитав книгу:  Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий : [пособие для учителя-дефектолога] /М.И. Лынская ; под ред. С.Н. Шаховской. — М. : ПАРАДИГМА, 2012. — 128 с.

— (Специальная коррекционная педагогика).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий на уроках химии и биологии

Информационное общество меняет классические требования не только к выпускнику, но и к преподавателям и учителям. В связи с этим, каждый преподаватель стремится заинтересовать дисциплиной, соответствов...

Презентация "Использование инновационных технологий на уроках учебной практики"

Виды инновационных технологий используемых на уроках учебной практики...

Использование инновационных технологий на уроках английского языка

    В настоящее время все преподаватели учебных заведений работают по новым образовательным стандартам. Для повышения мотивации студентов,  их общих и профессиональных компетенци...

«Внедрение опыта работы с использованием инновационных технологий при подготовке специалистов среднего звена»: материалы ІІ научно-практической интернет- конференции преподавателей Горловского территориального образовательного округа

В сборнике представлены научные доклады участников региональной научно-практической конференции «Внедрение опыта работы с использованием инновационныхтехнологий при подготовке специалистов среднего зв...