Главные вкладки

    Описание педагогического опыта тренера-преподавателя по боксу
    методическая разработка на тему

    Мигунов Николай Егорович

    Описание педагогического опыта тренера-преподавателя по боксу МБУ ДОД "ДЮСШ" Кочкуровского муниципального района Мигунова Николая Егоровича

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opisanie_pedagogicheskogo_opyta_trenera.docx27.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Описание педагогического опыта тренера-преподавателя по боксу МБУ ДОД «ДЮСШ» Кочкуровского муниципального района

    Мигунова Николая Егоровича

    Актуальность

    В стране  есть потребность формирования физически здорового, социально активного, гармонически развитого общества. Однако, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе.

        Моя цель, как преподавателя,  подготовка всесторонне развитых детей, готовых к суровым реалиям жизни. Каждый  должен получить  знания и навыки, которые будут востребованы ими в дальнейшей жизни.  Моя же цель, как тренера-преподавателя по боксу, обучить ребят технике бокса, и в зависимости от таланта и амбиций воспитанников, достижение ими наивысших результатов.

    В последнее десятилетие существенно меняется методика тренировки, совершенствуется техническое и тактическое мастерство боксеров, повышается уровень развития физических и психических качеств боксеров. Бокс становится более агрессивным, темповым, жестким и вместе с тем более универсальным, что требует повышения уровня технико-тактической, психологической, функциональной подготовленности воспитанников. В современных социально-экономических условиях, для достижения успеха в боксе, нужно применять самые прогрессивные методы тренировки, постоянно изучать передовой опыт науки и практики, творчески осмысливать его и использовать его в практической деятельности.  Поэтому успешность спортсменов зависит от совокупности нескольких факторов: знаний  и умения тренера, а также насколько система подготовки боксеров будет соответствовать тенденциям развития современного бокса.

    Условия формирования опыта

    Построение тренировки и ее реализация всегда привлекали внимание специалистов, работающих в детско-юношеских спортивных школах и в спорте высших достижений. В настоящее время накоплены достаточно обширный экспериментальный материал и большой практический опыт, которые обусловливают возможность работать в данном направлении.

     Решение задач по вовлечению максимального числа детей и подростков в систему спорта, способы их заинтересовать, с целью сохранности контингента, воспитание гармоничного, здорового поколения – побудило меня на формирование данного опыта


    Теоретическая база опыта

      Процесс подготовки юных спортсменов подчинен общим закономерностям обучения и воспитания. Однако имеется и ряд характерных особенностей для детского и юношеского спорта, что обусловлено особенностями их возрастного развития. Основная цель спортивной подготовки на данном базовом этапе - заложить полноценный фундамент будущих достижений, обеспечить всестороннее гармоническое развитие организма, повысить общий уровень его функциональных возможностей, создать богатый фонд разнообразных двигательных навыков и умений, сформировать начальные основы спортивного мастерства (М.Я. Набатникова, 1982).

    Процесс подготовки юных спортсменов, помимо общих закономерностей обучения и воспитания, должен опираться на следующие методические принципы: 1) целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству; 2) эффект утилизации качеств в зависимости от возрастных особенностей юных спортсменов; 3) соразмерность развития основных физических качеств юных спортсменов; 4) ведущие факторы на различных этапах многолетней подготовки; 5) перспективное опережение в формировании технического мастерства (Н.А. Фомин, В.П. Филин, 1972).

      Технология опыта

    Заинтересовать, привлечь ребят к занятиям бокса можно лишь в том случае, если они будут видеть пусть небольшой, но зримый результат своей работы. Добиться этого,  должен помочь им я - тренер,  и в первую очередь на тренировках. И здесь ответственейший аспект моей деятельности -индивидуальная работа с каждым учеником. Достичь повышения уровня физической подготовленности слабоуспевающих учеников можно только при помощи дифференцированного обучения. При этом, простота, доступность, оптимальное чередование нагрузок и отдыха, правильное дозирование нагрузки обязательное условие на каждой тренировке. 

    Обязательны общеразвивающие упражнения на каждой тренировке, включающие упражнения всех групп мышц и суставов, позволяющие поднять общий тонус, усилить кровообращение и улучшить обмен веществ. Для достижения спортивного результата я, как тренер, постоянно совершенствую техническую и тактическую подготовку боксера.

    Рассмотрим осноные этапы подготовки боксеров:

    1. Этап начальной подготовки: Основная цель учебно-тренировочного занятия – овладение основами техники. Основная задача – обучение технике бокса.
    2. Учебно-тренировочный этап: Основная цель учебно-тренировочного занятия – углубленное овладение технико-тактическим арсеналом бокса. Основная задача – обучение и совершенствование техники.
    3. Этапы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

    Преимущественная направленность тренировочного процесса: совершенствование техники бокса, повышение технической и тактической подготовки.

    Таким образом, вопросы совершенствования технико-тактической подготовки в боксе я решаю на учебно-тренировочном этапе, т.е. после овладения занимающимися всего объема технико-тактического арсенала.

    На начальном этапе подготовки, я закладываю фундамент общей и специальной физической подготовленности, формирую основы технико-тактического мастерства.

    В тренировке детей большое внимание уделяю совершенствованию основных боевых движений и действий, их рациональности и эффективности.

    Изучив в процессе тренировки индивидуальные особенности своих учеников, их склонности  к определенным средствам при выполнении упражнений в вольном бою, я стараюсь индивидуализировать манеру боя своих учеников с тем, чтобы они с наибольшим успехом использовали свои качества и навыки в бою. Продолжая вести воспитательную работу по развитию боевых качеств боксеров, я, учитывая особенности занимающихся, выделяю из пройденных средств техники те, которые, как мне кажется, наиболее подходит к индивидуальности  отдельного боксера с учетом его характерных особенностей. Конечно процесс индивидуализации манеры боя  не может ограничиваться каким-то определенным отрезком времени, поэтому важно боксеру всесторонне владеть боевыми навыками.

    В процессе учебно-тренировочного занятия я совместно с боксером проверяю весь компекс технических средст боксера, чтобы наиболее целесообразно использовать их в предстоящих соревнованиях.

    К основным техническим навыкам своих воспитанников, в первую очередь, отношу: умение легко и маневренно передвигаться по рингу, точно рассчитывая время и дистанцию; точно, быстро и внезапно атаковать; хорошо и своевременно защищаться; сочетать защиту с контрударами, развивать атаки и контратаки сериями ударов.

    Под тактикой в боксе понимаю рациональное использование боевых средств для достижения победы. Как бы ни было техническое совершенство боксера, умение организовать бой, правильно используя технику, применительно  к особенностям противника, определяет степень боевого мастерства боксера.

    Тактика в боксе целиком зависит от особенностей боя на ринге. В ограниченном пространстве ринга встречаются два соперника. Оба противника сознательно пользуются всеми боевыми средствами, т.е. строят бой тактически продуманно. Опыт подготовки и участия боксеров  в соревнованиях подсказывает мне, что успех тактики боя находиться в прямой зависимости от морального превосходства, технического разнообразия, быстроты темпа боя и действия ударов.

    Таким образом, я работаю с ребятами над тактической подготовкой, предусматривающей развитие и совершенствование способности боксера быстро анализировать обстановку и находить правильное тактическое решение.

    Способность сознательно и целенаправленно использовать боевые средства бокса воспитывается у боксеров в вольном бою, в котором я указываю им на возможные варианты тактического использования боевых средств.

     При подготовки боксера к соревнованиям с неизвестными противниками, делаю упор на развитие большой тактической разносторонности, подготавливающей спортсмена к различным условиям боя. При этом следует сохранять основную установившуюся направленность тактических действий боксера. Если же противник заранее известен, задачи тактической подготовки я определяю средствами, которыми боксер может добиться именно над этим противником.  

    Придерживаясь общепринятой  групповой формы занятий боксом, мне как тренеру, в виду различных индивидуальных возможностей каждого воспитанника, необходимо акцентировать внимание на индивдуализации тренировочного процесса. Индивидуализация – это акцентированное развитие «сильных» и устранение, а чаще компенсация «слабых» сторон и звеньев подготовки занимающихся.

    Период непосредственной подготовки боксера к соревнованиям длится около 20-30 дней. Содержание таких тренировок заключается в совершенствование техники, развитие боевых качеств и тактическая подготовка в соответствии с индивидуальной манерой боя и особенностями будущего противника, если он известен заранее.

    Занятия, направленные на совершенствование техники, я провожу в размеренном темпе, так как действия должны быть точными, интенсивность в упражнениях средняя, не требующая большого напряжения и выносливости.

    Учебно-тренировочное же занятие я провожу в следующей последовательности:

    Вводная часть.

    Исходя из общей направленности тренировки, недостатков и достоинств боксера, выявившихся в процессе предыдущих занятий, кратко напоминаю о них боксеру, направляя его внимание на выполнение поставленных задач.

    Подготовительная часть.

    В данную часть занятия включаю упражнения, содействующие постепенному

    переходу организма к интенсивной нагрузке, «разогревающие» нервно-мышечную систему и усиливающие деятельность сердечно-сосудистой системы, также применяю упражнения, структурно сходные с боевыми движениями боксера. Таким образом нервно-мышечная система боксера подготавливается к специфическим боевым движениям. К таким упражнениям относятся: упражнения в равновесии, заключающиеся в свободных передвижениях по залу, с произвольным и слитным сочетанием приставных шагов; ритмические упражнения в ударах по воздуху и движениях защиты в сочетании с передвижением по залу; упражнения на растягивание и быстроту, подготавливающие мышцы и связки к резким боксерским движениям.

    Постепенно ускоряя темп упражнений и усиливая их интенсивность боксёры повышают общую деятельность своего организма, подготавливаясь к основной части занятия.

    Основная часть.

    В начале включаю упражнения, предназначенные для совершенствования боевых движений. Например – «бой с тенью» – где боксер, не связанный ни партнером, ни снарядом, имеет возможность действовать произвольно и сосредоточить свое внимание на особенностях своих движений. Перед началом упражнений стараюсь сфокусировать внимание боксера на его «прошлых» ошибках, объясняю их причины и, в соответствии с этим, ставлю боксеру определенные задачи. Например, если боксер недостаточно подвижен, то основное его внимание стараюсь сосредоточить на маневрировании; если боксер, развивая атаки и контратаки, не овладел сочетанием ударов в сериях, то перед ним ставлю задачу развить специальную координацию движений в слитном сочетании ударов; если защитные движения боксера в бою недостаточно рациональны, я даю задание

    упражняться в движениях защиты; если боксер плохо сочетает движения защиты с контрударами, рекомендую исполнять различные движения защиты, соединяя их со встречными ударами, и наносить ответные удары из конечных положений защитных движений.

    Далее, в зависимости от частных задач, включаю упражнения в условном, вольном, условно-вольном бою с партнером («отработка в парах», «спарринг»), упражнения «на лапах» со мной, упражнения на боевых снарядах. Такие упражнения помогают разнообразить средства атаки и контратаки боксёра. Боксёр, независимо от его манеры боя, должен одинаково хорошо владеть этими двумя основными тактическими действиями.

    «Отработка в парах», «лапы», «снаряды» могут применяться как в отдельных занятиях, так и на одной тренировке.

    Реализовав в перечисленных выше упражнениях основные задачи тренировочного занятия, я, в зависимости от физического состояния боксера, посвящаю остаток учебно-тренировочного занятия общеразвивающим упражнениям (на скакалке, с теннисным мячом, на перекладине, на укрепление вестибулярного аппарата и др.).

    В заключительной части занятия даю упражнения, способствующие успокоению деятельности нервной, сердечно-сосудистой систем и расслаблению мышц: спокойная ходьба, дыхательная гимнастика, встряхивание, растяжка и др.

    Для лучшего умственного усвоения изучаемого, либо закрепляемого материала подвожу итог занятия.

    Организация занятий боксом не зависит от сезона. Соревнования могут проходить как в зимнее, так и в летнее время. В планировании тренировочного процесса предусматриваю, чтобы боксер на основе неуклонного повышения своего мастерства был бы в наилучшей форме к началу каждого соревнования.

    В моей группе есть воспитанник-левша, мы надеемся с ним добиваться больших успехов.  А  пока он лишь неудобный спарринг-партнер для остальных в группе, и хороший пример для отработки технических средств при подготовки боксеров к соревнованиям.

    Анализ результативности опыта

    Анализ соревновательной деятельности показал, что использование универсальной технической и тактической подготовки боксера приводит к достижению высоких результатов. На современном этапе развития бокса от спортсмена требуется «универсальность» тактических действий, что предусматривает наличие достаточного количества «домашних тактических заготовок», высокую степень владения техническим арсеналом и различными формами ведения боя. Всё это позволяет боксеру в экстремальных условиях поединка менять тактическую схему соревновательной борьбы.

    Адресность опыта

    Методика совершенствования технической и тактической подготовки боксеров тесно связана с индивидуализацией технико-тактической подготовки боксера, с опорой на универсальность применения боевого арсенала боксера. Считаю, что материалы моей работы могут служить в качестве методических рекомендаций для тренеров-преподавателей и спортсменов, интересующихся проблемой совершенствования технической и тактической подготовки боксеров.

      


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс на тему "Урок-диспут по философии как интерактивная педагогическая технология и площадка межпредметного взаимодествия" (обобщение педагогического опыта)

    Презентация мастер-класса, проводившегося на базе ТГУ им. Г.Р. Державина преподавателем  ТОГБПОУ  "Жердевский колледж сахарной промышленности" С.Н. Костяевым. Представляет собой об...

    выступления на методических, педагогических советах, школах передового педагогического опыта

    выступления на методических, педагогических советах, школах передового педагогического опыта...

    Разработка семинара - тренинга для тренеров - преподавателей "Эффективные способы обучения английскому языку в разноуровневых группах обучающихся"

    Данная разработка предназначена для использования в работе тренерами-преподавателями при обучении учителей английского языка....

    Описание педагогического опыта

    В статье описание педагогического опыта мастера производственного обучения Солоовьевой М.А....

    Психолого-педагогические аспекты деятельности тренера –преподавателя по волейболу, работающего в ДЮСШ

    Аннотация –«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА ПО ВОЛЕЙБОЛУ, РАБОТАЮЩЕГО В ДЮСШ» - МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ТРЕНЕРОВ, ОТРАЖАЮЩЕЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИ...

    Описание педагогического опыта Синициной Марии Сергеевны Преподавателя живописного отделения МБУДО «Детская художественная школа №4»

    1. Тема педагогического опыта. «Знакомство детей групп раннего художественного развития «Цветики - Семицветики» и учеников живописного отделения с народным художественным творчеством на занятиях в...