Описание педагогического опыта мастера производственного обучения «Развитие интереса обучающихся к выбранной профессии» Профессия обучения: 19149 «Токарь»
статья

Коваленко Сергей Николаевич

В даннной публикации содержится описание моего опыта по повышению мотивации обучающихся к освоению выбранной профессии в систме ФСИН. Профессия "Токарь".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_opublik._opyt_moy_nigde.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 57

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

(ФКП образовательное учреждение №57)

ФИЛИАЛ № 1

Описание

 педагогического опыта мастера производственного обучения

Коваленко Сергея Николаевича

«Развитие интереса обучающихся к выбранной профессии»

Профессия обучения: 19149 «Токарь»

Калуга 2021

Развитие интереса обучающихся к выбранной профессии.

(В учебном учреждении в системе ФСИН).

Обобщение опыта работы

мастера  производственного обучения ФКП образовательного учреждения №57  г. Калуга,

Коваленко Сергея Николаевича.

Современному обществу все больше необходимы рабочие кадры, именно рабочие, потому что людей с высшим, гуманитарным и юридическим образованием набралось чуть ли не больше, чем людей с рабочими профессиями.  Развитие системы  профессионального образования в настоящий момент является важным моментом в технологическом и экономическом вопросе страны, на это неоднократно обращал внимание и президент РФ в своих выступлениях.

В нашем учебном учреждении одной из важнейших проблем является нежелание обучающихся приобретать рабочую специальность, да и вообще вести активный образ жизни. Основной причиной, по моему мнению, является то, что зачастую у потенциальных обучающихся нет полноценного выбора профессии «по душе». Им приходиться выбирать из списка профессий, которые в первую очередь необходимы для внутреннего производства, а это не всегда «престижные профессии». Некоторые обучающиеся просто обязаны по закону получить профессию, как «не имеющие профессии». Многие имеют иски для погашения, но чтобы устроиться на производство, необходимо иметь документ о получении профессии, а так как выбираемые профессии «не престижны», я считаю, что необходимо повышать интерес к выбранным профессиям и повышать убеждения в их значимости. Еще, я считаю, что надо пояснять обучающимся о трудностях трудоустройства лиц, не имеющих профессий и о возможностях трудоустройства после освобождения, имеющим профессию.

      Чтобы наше образовательное учреждение выпускало хорошо обученных и развитых специалистов, необходимо заинтересовать потенциального обучающегося  в получении будущей профессии уже на этапе карантина. Зачастую, обучающиеся  поступают на учебу без  выбора, без понимания значимости своей будущей специальности, или чаще всего выбирают обучение для того, чтобы получить поощрения или другие блага от администрации учреждения, и поэтому не заинтересованы в высоких показателях по успеваемости. Для вчерашних преступников  важно показать, что они обучаются не просто по принуждению, а как будущие специалисты.

         Для развития интереса у обучающихся к выбранной профессии большая ответственность ложится на весь коллектив образовательного учреждения. Мастера п/о и преподаватели должны уметь заинтересовать обучающихся  на своих занятиях, сформировать положительное эмоциональное отношение к обучению. Важно, с первых занятий, когда обучающиеся только получают знания по общеобразовательным дисциплинам, показывать взаимосвязь этих дисциплин с будущей профессией. Необходимо объяснять обучающимся о важности развития в себе разносторонней личности, чтобы не быть в обществе людей «белой вороной», чтобы можно было поддерживать разговор на любые темы.

При изучении профессиональных дисциплин важно личностно-ориентированное обучение, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Преподавание материалов должно быть не скучной «лекцией», а построено на проблемном обучении, когда обучающиеся решают поставленные перед ними задачи, связанные с их будущей профессией. Необходимо на занятиях организовывать работу в коллективе, делить обучающихся на подгруппы, организовывать уроки в виде мозговых штурмов. Таким образом, обучающиеся будут неотрывно включены в обучение, на уроках они будут осваивать азы своей будущей работы.

В развитии интереса у обучающихся к выбранной профессии решающая роль принадлежит мастеру производственного обучения. Исходный уровень интереса к выбранной профессии определяется на первом занятии. На этом этапе важно вызвать и закрепить положительное эмоциональное отношение к выбранной профессии, пробудить непроизвольное внимание к ней, сформировать в мотивационной сфере профессионально значимые мотивы. Можно показать обучающимся образцы изделий, продукции, изготовленные предыдущими обучающимися и выпускниками, рассказать где и как эта продукция используется.

При подготовке к первой встрече с обучающимися мастеру полезно познакомиться с их документами (личными делами). Провести анализ данных о каждом из них, чтобы иметь представление с кем же придется работать, чтобы подобрать нужный “ключик” к сердцу каждого, чтобы с первого урока направить деятельность обучающихся по нужному руслу и спланировать индивидуальную работу с ними.

Желательно сразу создать психологически положительный настрой на само образовательное учреждение, на уважение к мастеру и преподавателям. Это достигается ярким, интересным рассказом об истории нашего училища, когда оно основано, о его традициях, об успехах выпускников на рабочем поприще в самом учреждении и на «свободе», о работающих здесь мастерах и преподавателях. Настроение, с которым мастер рассказывает об учебном заведении, создает положительный настрой на всю будущую деятельность. Интерес к профессии возрастает, когда мне как мастеру производственного обучения удается раскрыть перспективные пути, которые пролегают через овладение профессией, в результате чего обучающийся начинает воспринимать учебу в нашем учебном заведении  как шаг на пути к освобождению, «новой жизни» и желанной цели. С этой целью я использую определенные формы работы. Это беседы о профессии, встречи с опытными профессионалами, просмотр учебных видеофильмов по выполнению различных работ и т.д. Важное значение при этом, по моему мнению, имеет кооперация с мастерами производственного обучения по другим профессиям. Они проводят беседы о своих профессиях и, при деловом сотрудничестве, возможно изготавливать изделия и продукцию более разнообразную и разностороннюю, что значительно повышает интерес обучающихся к своему труду и уважение к труду других.

        Вторым этапом в развитии интереса и воспитания любви к профессии, я считаю, правильно организованная экскурсия на предприятие. Перед экскурсией я знакомлю обучающихся с ее планом, целью, задачами и нашей деятельностью. Во время экскурсии  мы знакомимся с историей предприятия, разнообразием производства, современным оборудованием, работниками предприятия, технологическим процессом.

Большой эффект имеют беседы с выпускниками образовательного учреждения, работающими в цехах ЦТАО. Прошу их рассказать о социальных преимуществах работы на предприятии, о получаемых льготах нахождения в исправительном учреждении и о том, что не всех берут на работу, а только тех, кто хорошо зарекомендовал себя на производственной практике и при хорошей дисциплине. Обучающиеся убеждаются еще раз, что на производстве необходимы рабочие, обладающие профессиональными и общими компетенциями.

В формировании производственного интереса решающая роль принадлежит учебной практики. Участие обучающихся в практической деятельности, в которой сочетаются обучение и производительный труд, способствует возникновению и развитию интереса к профессии. В процессе учебной практики обучающиеся применяют теоретические знания, что помогает им правильно применять полученный практический опыт, а учебная практика помогает осмыслить теоретические знания.

На уроках учебной практики мастер п/о главное внимание должен уделять рациональной организации труда обучающихся, помогать преодолевать трудности на пути к овладению профессией, создать условия для того, чтобы обучающиеся могли ощущать радость от успеха, от качественно выполненной работы.

 Чем больших успехов достигает обучающийся в труде, тем чаще воспитывается чувство радости от успешно выполненной работы, тем сильнее вера в собственные силы и желание овладеть профессией.

Во время производственной практики необходимо уделять особое внимание каждому обучающемуся. Присматриваюсь к его сноровке, деловым качествам, а затем определяю дальнейший план работы с каждым обучающимся.

 Для более разностороннего развития обучающегося и заинтересованности в будущей профессии в образовательном учреждении можно, в кооперации с другими группами, организовать  работу по выпуску готовой продукции, имеющий спрос, где обучающиеся могут выбрать себе занятия по интересам, связанные с их профессией и при этом зарабатывать различные поощрения. Производство и выпуск продукции  развивают творческие способности обучающихся, способствуют профессиональному росту.

Интерес и любовь к профессии также развивается за счет привлечения обучающихся к творческим работам – участие в оформлении кабинетов и мастерских, конкурсах «Лучший по профессии», к обновлению стендов, ведь обучающимся придется полистать техническую литературу, пораскинуть мозгами, самим творить. Обучающиеся принимают участие в коллективных дискуссиях по профессии. Все это открывает дополнительные возможности в изучении профессии.

Формирование профессионального интереса осуществляется поэтапно, усложняясь от занятия к занятию, от простого любопытства к осознанию социальной значимости выбранной профессии. Необходимо, чтобы каждый обучающийся в группе понимал свою значимость в общем коллективе, умел решать поставленные задачи группы, нес ответственность за свои поступки перед коллективом. Мастер п/о должен создать в группе обстановку добрых взаимоотношений, дружный коллектив, в который хочется приходить каждый день и вместе осваивать новые знания

Занимаясь с обучающимися в ходе практических занятий и во внеурочное время, во время обхода их рабочих мест на предприятии, обращаю внимание на их положительные профессиональные и творческие способности, заинтересованность в получении более глубоких знаний и умений. Эти обучающиеся становятся основными претендентами для участия в конкурсах профессионального мастерства, получения всевозможных поощрений и благодарностей.

Кроме того, важна и работа с воспитательным отделом учреждения. Должно быть сотрудничество между администрацией учреждения, обучающимися и мастерами п/о.

Для более разностороннего развития обучающихся и заинтересованности в будущей профессии в училище можно организовать работу по углубленному изучению профессий, где обучающиеся могут выбрать себе занятия по интересам, связанные с их профессией. Эта работа позволит развивать творческие способности обучающихся, способствовать профессиональному росту.

В условиях быстрого развития высоких технологий, появления различных технологических гаджетов, одним из важных аспектов в развитии интереса профессии является современное учебное и производственное оборудование образовательного учреждения.  Важна тесная взаимосвязь образовательного учреждения и предприятия ЦТАО, важна система наставничества. На предприятии обучающиеся понимают значимость полученных теоретических знаний в училище, имеют возможность применить полученные знания на практике.

Обучающиеся осваивают выбранную профессию в условиях трудового коллектива, где становятся самостоятельнее, ответственнее, понимают пользу своего трудового участия, испытывают гордость за выполненную работу, когда видят результаты своего труда и с каким качеством выполнено то или иное задание. Но самое главное, на мой взгляд, они чувствуют свою нужность в выбранной профессии, внимание и заботу трудового коллектива.

По окончании образовательного учреждения многие выпускники  определяются на те же рабочие места предприятия ЦТАО, где проходили практику. Им легко вливаться в такой коллектив, не ощущая особого перехода к  трудовой деятельности

Развитие интересов к будущей рабочей профессии является сейчас актуальной не только в системе ФСИН, но и в масштабах всей страны. Появилось движение «Молодые профессионалы», которое повысило интерес молодёжи к рабочим профессиям. Обучающиеся стали осознавать важность перспективы для их профессионального роста. Активно в профессиональных учебных заведениях внедряются демонстрационные экзамены по стандартам WorkdSkills. Выпускники различных колледжей показывают свои навыки и умения на практике.

 Если профессиональный интерес поддерживать на протяжении всего курса обучения, воспитывать любовь к профессии не только на уроках производственного обучения, но и на теоретических занятиях, то результат будет только положительный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии в работе мастера производственного обучения по рабочей профессии «Оператор ЭВМ» и «Мастер по обработке цифровой информации»

В статье описываются особенности применения различных видов проектирования, которые рассматриваются как целеустремленная система, способная к самоорганизации и самоуправлению учебной деятельности:- пр...

«Систематизация методов и приёмов развития познавательных интересов обучающихся в период освоения профессии"

Проблема профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья является актуальной. Именно профессиональная подготовка позволяет данным лицам наиболее полно раскрыть свои в...

Моделирование индивидуальной и групповой деятельности обучающихся в рамках реализации проекта ( из опыта работы мастера производственного обучения)

Моделирование индивидуальной и  групповой деятельности обучающихся  в рамках реализации проекта ( из опыта работы мастера производственного обучения) В последнее время в школьной практи...

Рабочая программа учебной практики профессионального обучения по профессии ОКПР 19149 «Токарь»

2. Характеристика подготовки2.1 Область и объекты профессиональной деятельности Область профессиональной деятельности выпускника: обработка металлических изделий и деталей на металлорежущих станках (т...

Внеурочная деятельность мастера производственного обучения (развитие технического творчества учащихся)

Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника, соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, сво...

«Применение новых технологий на занятиях по учебной практике как один из факторов повышения интереса обучающихся к выбранной профессии»

Доклад на тему: «Применение новых технологий на занятиях по учебной практике как один из факторов повышения интереса обучающихся к выбранной профессии»...