ДОКЛАД Роль мастера производственного обучения в воспитании любви к избранной профессии и формировании профессиональных компетенций
статья

Статья о роли мастера производственного обучения в обучении и воспитании обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль мастера производственного обучения в воспитании любви

к избранной профессии и формирование профессиональных компетенций

Серьезные изменения в организации и содержании педагогического процесса вызваны социально-экономическими причинами. Необходим более высокий уровень квалификации и компетентности работника, обеспечивающий его конкурентоспособность.

Основанием для обновления целей и результатов профессионального образования является компетентностный подход, состоящий в обеспечении качества подготовки конкурентоспособных рабочих, где критерием образовательных результатов выступает его успешная социальная и профессиональная деятельность.

За последние годы существенно изменились требования к выпускникам учреждений среднего  профессионального образования со стороны работодателей. Усложнение производственного оборудования, технологических процессов обуславливает повышение спроса на уровень квалификации и компетентности конкурентоспособного рабочего. Качествами специалистов, характеризующих их на рынке труда, по мнению работодателей, являются: самостоятельность, профессиональная мобильность и гибкость, умение анализировать ситуации, взаимодействовать и сотрудничать с другими людьми и последствия своей профессиональной деятельности.

Призвание мастера производственного обучения научить студентов искренне уважать и любить свою профессию, гордиться ею.

Любовь к избранной профессии начинается с мастера производственного обучения, как основного представителя профессии.

На практических занятиях мастер производственного обучения должен проявлять по отношению к студентам максимум такта, видеть в нем человека, личность, уважать его и верить в него. Личность мастера производственного обучения – учителя, воспитателя, его педагогический такт, обаяние, культура и образованность, общий кругозор проявляется в работе, поступках, в жизни воспитанников. Поэтому надо быть особенно требовательным к себе, своим поступкам, поведению, отношению к труду, разнообразить формы и методы обучения, «Воспитывай делом, а не словом».

Если завоюешь уважение и доверие студентов, то они будут положительно относиться к практическим занятиям, где возможна наиболее полная реализация различных аспектов воспитания любви к своей профессии.

Основная цель практических занятий – формирование у студентов профессиональных умений и навыков, привитие им любви к труду и профессии, воспитание дисциплины и нравственности.

Интерес к профессии, вызванный социальной значимостью, занимает в мотивационной сфере личности определенное место.

Если студенты приходят в учебное заведение без особого желания учиться, а лишь бы получить какую-нибудь профессию, то необходима целенаправленная работа по ликвидации пробелов в знаниях, развитию познавательной активности, иначе не решить проблему воспитания любви к профессии. Низкая познавательная активность приводит к неуверенности студента в своих силах, возможности успешно освоить аспекты профессии и ведет к недисциплинированности, антиобщественным поступкам.

Нельзя недооценивать помощь в воспитании любви к выбранной профессии встречи новичков со студентами курсом старше или выпускниками прошлых лет, которые успешны в работе, продвигаются по служебной лестнице, обучаются в высших учебных заведениях. На этих встречах выпускники рассказывают о трудностях в работе, полученных результатах своего труда, престиже профессии.

Важное место в работе по привитию интереса и любви к профессии занимает практика на предприятиях города и республики, наставники, коллектив. Душевная чуткость, проявленная к студентам-практикантам, имеет неоценимое значение, это положительный момент в воспитании.

Профессиональные компетенции по разным видам деятельности, которые студент должен освоить в процессе обучения, тесно взаимосвязаны с общими компетенциями, такими, как социальная значимость своей будущей профессии; организация собственной деятельности; анализ рабочей ситуации; контроль и оценка собственной деятельности; ответственность за результаты своей работы; работа в команде и др.

Личность развивается, когда в процессе деятельности испытывает трудности и стремится их преодолеть. Реализация этого принципа предполагает учет индивидуальных особенностей при выдаче практических заданий. Задача мастера производственного обучения состоит в том, чтобы развивать самостоятельность студентов, творческое мышление, сознательное желание овладеть знаниями, умениями и навыками в процессе выполнения практических заданий.

Уровень культуры человека определяется умением выстраивать корректные человеческие отношения. Культура проявляется в умении жить с другими людьми в согласии, принимать их во всем многообразии, слышать и уметь слушать человека, вести диалог.

Формирование профессиональных компетенций у студентов предполагает разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности без участия мастера производственного обучения, но под его непосредственным руководством.

Практика показывает, что наиболее склонен к анализу своей деятельности тот, кто стремится, но не достиг цели в силу той или иной ошибки. При анализе ошибок мастеру производственного обучения необходимо соблюдать такт, не спешить давать готовые рецепты, чрезмерно не опекать студента, а стимулировать на самостоятельную деятельность в поиске ошибок.

Отмечу, когда проводишь занятия в виде игры, где имеет место соревнование, уроки проходят более оживленно, ярко проявляется индивидуальность студентов,  а это важный фактор положительной динамики в воспитании любви к выбранной профессии, так как имеется наличие достижений в деятельности.

Воспитанию любви к выбранной профессии и формированию профессиональных компетенций способствует проведение внеклассных мероприятий во время декады предметно-цикловой комиссии. Студенты активно проявляют интерес и непосредственное участие в подготовке и проведении мероприятий.

Подготовка специалистов требует новых подходов к обучению, новых технологий, совершенствования информационного обеспечения учебного процесса и более тесного взаимодействия студента и мастера производственного обучения в поиске путей решения профессиональных задач.

E:\ЛЮДМИЛА\С флешки 1 июня 2008 г\ЛЮДМИЛА\Фото\02-05-07_1214.jpg

В условиях рыночной экономики возрастает потребность общества в активных, целеустремленных творческих специалистах.

«Не для школы –

для жизни учимся»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат: «Роль мастера производственного обучения в процессе воспитания и перевоспитания несовершеннолетних осуждённых»

В педагогической системе Макаренко труд занимает исключительно важное место. Научить молодежь творческому труду, писал А. С. Макаренко особенно важная задача, воспитания. Такой труд возможен только та...

Роль мастера производственного обучения в формировании портфолио студента лицея

Эффективным способом мотивации студентов к личностно–ориентированному образованию является создание с начальных курсов профессионального портфолио, как совокупность учебных достижений, которое позволи...

ДОКЛАД «РОЛЬ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ»

Успех обучения и воспитания студентов ГБУ ПО РМ «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум им. А.П. Байкузова»» в первую очередь зависит от мастеров производственного обучения, преподавателей, и...

Роль мастера производственного обучения в формировании современного рабочего

Для того, чтобы добиться хороших результатов и хороших знаний студентов требуется постоянно совершенствовать формы и методы педагогической работы, искать новые пути формирования профессиональных навык...

Статья: "Роль мастера производственного обучения в процессе формирования современного рабочего"

В условиях научно-технического прогресса, придающего труду новый характер, необходимо, чтобы современный рабочий был подготовлен к нему, имел профессионально-техническое образование, обладал глубокими...

Доклад "Роль мастера производственного обучения в процессе подготовки квалифицированных специалистов"

Педагогическое влияние мастера производственного обучения на обучающихся осуществляется на занятиях и в процессе общения с ними вне занятий. Поэтому, по моему мнению, мастер – центральная фигура...