ДОКЛАД «РОЛЬ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ»
статья на тему

Абаева Елена Федоровна

Успех обучения и воспитания студентов ГБУ ПО РМ «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум им. А.П. Байкузова»» в первую очередь зависит от мастеров производственного обучения, преподавателей, их опыта и профессионального мастерства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rol_mastera.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

  «РОЛЬ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ

И ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ»

Абаева Е.Ф., мастер производственного обучения

ГБУ ПО РМ «Рузаевский железнодорожно-

промышленный техникум им. А.П. Байкузова»

Успех обучения и воспитания студентов ГБУ ПО РМ «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум им. А.П. Байкузова»» в первую очередь зависит от мастеров производственного обучения, преподавателей, их опыта и профессионального мастерства. Мастер производственного обучения обязан не только обучать профессиональным умениям и навыкам, но и уметь квалифицированно анализировать и решать педагогические ситуации, уметь критически относится к своей работе, видеть ее сильные и слабые стороны.

 Наша образовательная организация  должна подготовить компетентных рабочих, способных к быстрой перемене труда в условиях постоянного технического процесса, умеющих правильно найти себя в условиях рыночной экономики, владеющих смежными профессиями, способных трудиться в коллективе и быстро адаптироваться на предприятиях в процессе производства.

Ведущая роль в совершенствовании  и ускорении образовательного и учебно- производственного процесса принадлежит мастерам производственного обучения. Характерные черты большинства из них - компетентность и высокий профессионализм, ответственность за порученное дело, способность обучать и воспитывать студентов, вести за собой коллектив. Мастерам производственного обучения крайне важно систематически обращаться к научной литературе по педагогике и психологии.

Необходимо, чтобы современный рабочий обладал глубокими знаниями по профессии и умениями в производственной деятельности. В решении этой задачи ведущее место принадлежит мастерам производственного обучения техникума. Они призваны передать юношам и девушкам свои знания и опыт, воспитать активную жизненную позицию, сформировать личность, привить высокие морально-этические качества, способствовать формированию компетентного специалиста, воспитанию гражданина, истинного патриота.

 Мастер производственного обучения во многом решает вопрос создания работоспособного и сплоченного студенческого коллектива, характеризующегося здоровым психологическим климатом, высоким моральным уровнем, коллективистскими общественными отношениями. Педагогическое влияние мастера производственного обучения на студентов осуществляется на занятиях производственного обучения и в процессе общения с ними вне занятий. Поэтому, мастер п/о является одной из центральных фигур образовательного, учебно – производственного и воспитательного процессов в системе СПО.

Чтобы успешно обучать и воспитывать молодежь, мастеру производственного обучения следует обладать еще некоторыми качествами, одним из них является хорошее знание своей специальности, отличные навыки в деле, которому мастер п/о обучает. С процессом обучения неразрывно связано и воспитание молодежи. Эти два процесса в работе мастера п/о неотделимы. Влияние мастера производственного обучения только тогда будет эффективным, когда его студенты будут чувствовать, что они от него получили реальные знания профессии. Мастер п/о должен прививать студентам чувство профессиональной чести.

Педагогическое мастерство – одно из важнейших качеств мастера производственного обучения, определяющих эффективность его деятельности. Главным признаком педагогического мастерства является умение научить студентов тому, что знает и умеет сам. Для этого необходимы знания педагогики и психологии. Важной характерной чертой педагогического мастерства является умение п/о устанавливать правильные взаимоотношения со студентами. Правильные взаимоотношения мастера п/о с «будущими профессионалами» базируются на его авторитете. Мастер производственного обучения, не пользующийся авторитетом, не только не способствует нравственному становлению личности студента, а мешает ему, так как его методы воздействий, зачастую, вызывают у подростка реакцию, противоположную желаемой. Авторитет мастера п/о создается глубоким знанием своего дела, личным примером, культурой поведения, эрудицией, простотой, доступностью, человечностью, принципиальностью, справедливостью, высокой требовательностью к себе и воспитанникам. Важно, чтобы между мастером п/о и ребятами сложились дружеские взаимоотношения.

Большое влияние на рост авторитета мастера п/о оказывает его умение убеждать. Педагог должен чаще советовать, показывать, внушать и реже понукать, приказывать, наставлять, выговаривать. Свою власть надо использовать в крайних случаях и в минимальном размере.

Одним из важных волевых качеств мастера п/о является умение требовать. Но требовательность может дать положительный результат, если она соединяется с уважением к студентам. Ребята говорят, что любят строгих, но справедливых педагогов, им нравится, когда с них требуют и когда внимательно наблюдают за их работой, ведут тщательный ее учет. Требовательность мастера п/о выражается в том, что он заставляет каждое дело обязательно доводить до конца.

Требовательность дает положительные результаты, если мастер п/о наряду с ней обладает педагогическим тактом, умением учитывать возрастные и индивидуальные особенности студентов. Педагогический такт – особое чувство меры, педагогической целесообразности всего того, что мастер п/о делает: его слов, поступков, общения с ребятами.

Мастер производственного обучения, безусловно, должен быть объективным человеком, одинаково относиться ко всем ребятам независимо от своих личных симпатий и антипатий. Он же, как лидер, должен быть, напротив, субъективным человеком, т.е., положительно, эмоционально, пристально относиться к студентам. Близко к сердцу принимать все волнующее их, сочувствовать и переживать.

Как мастер п/о, я в любых ситуациях стараюсь быть тактичной с ребятами, подметить в студентах лучшие качества и похвалить их за это. Поощряю отдельных ребят за успешное выполнение заданий и примерную дисциплину. Не забываю поздравить своих студентов с днем рождения.

Мастер п/о оказывает влияние на молодежь не только внутренними качествами своей личности, но и своим внешним видом, манерами поведения, поэтому мастеру п/о необходимо быть начеку, неустанно следить за каждым своим шагом, всегда быть опрятным, подтянутым, вежливым, соблюдать те нормы поведения, которые требуем от студентов. В процессе работы, мастер п/о постепенно воспитывает у них много полезных привычек.

Каждый человек представляет собой неповторимую индивидуальность. Поэтому нельзя с одной меркой подходить ко всем студентам. Проблема индивидуального подхода требует заботы мастера п/о не только о неуспевающих, но и о способных ребятах, чтобы не тормозить их движения вперед. С этой целью на уроках производственного обучения нужно сразу же дать новое задание тому, кто уже выполнил предыдущее.

Подводя итоги, надо еще раз отметить, что своим трудом и всем образом жизни мастер производственного обучения должен давать пример студентам, как в работе, так и в отношениях с другими людьми. Свое влияние на молодежь он осуществляет через коллектив, опираясь на лучших, наиболее сознательных и активных подростков. В отношении со всеми он проявляет педагогический такт, учитывая индивидуальные и возрастные особенности своих воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат: «Роль мастера производственного обучения в процессе воспитания и перевоспитания несовершеннолетних осуждённых»

В педагогической системе Макаренко труд занимает исключительно важное место. Научить молодежь творческому труду, писал А. С. Макаренко особенно важная задача, воспитания. Такой труд возможен только та...

Роль мастера производственного обучения в процессе подготовки квалифицированных специалистов.

В данной статье я попытался отразить роль мастера производственного обучения в учреждениях профессионального образования....

ДОКЛАД «Взаимодействие мастера производственного обучения и обучающихся в процессе организации производственного обучения»

Основной целью данного доклада является не только описание имеющегося опыта организации учебного процесса производственного обучения (на практическом вождении), но в приглашении всех коллег к со...

Роль мастера производственного обучения в формировании портфолио студента лицея

Эффективным способом мотивации студентов к личностно–ориентированному образованию является создание с начальных курсов профессионального портфолио, как совокупность учебных достижений, которое позволи...

Доклад "Роль мастера производственного обучения в процессе подготовки квалифицированных специалистов"

Педагогическое влияние мастера производственного обучения на обучающихся осуществляется на занятиях и в процессе общения с ними вне занятий. Поэтому, по моему мнению, мастер – центральная фигура...

ДОКЛАД «Взаимодействие мастера производственного обучения и обучающихся в процессе организации производственного обучения»

Основной целью данного доклада является не только описание имеющегося опыта организации учебного процесса производственного обучения (на практическом вождении), но в приглашении всех коллег к сотрудни...