Роль мастера производственного обучения в процессе подготовки квалифицированных специалистов.
статья на тему

В данной статье я попытался отразить роль мастера производственного обучения в учреждениях профессионального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sereda_a.f._rol_mastera_proizvodstvennogo_obucheniya.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Роль мастера производственного обучения в процессе подготовки квалифицированных специалистов.

Середа А.Ф.

ОГБОУ СПО «Димитровградский технический колледж»

 г. Димитровград, РФ

Дуальная система обучения, по своему содержанию, означает параллельное обучение в образовательном учреждении и на производстве. За основу этой системы положен принцип взаимной связи теории с практикой, позволяет учащимся не только знакомиться с производством, но и усваивать приемы и навыки работы на рабочих местах предприятий промышленности и сферы быта. Высокая жизнеспособность этой системы объясняется тем, что она отвечает интересам всех участников этого процесса: государства, учебного заведения, предприятий или организаций и студентов. Для предприятий - это возможность подготовки рабочих кадров, непосредственно, под свое производство, производственные технологии и оборудование, максимальное соответствие корпоративным интересам, экономия времени и средств на поиск и подбор рабочих, их переобучения и адаптации к условиям конкретного предприятия. К тому же, у предприятия появляется возможность перспективного планирования замены рабочих ресурсов и отбора лучших учеников, так как за время обучения можно выявить их сильные и слабые стороны.

В ОГБОУ СПО «Димитровградский технический колледж» реализуется принцип дуальной системы через социальное партнерство.

Наши обучающиеся  специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»  теоретические знания по своим специальностям получают от высококвалифицированных специалистов на  занятиях в колледже. Затем на втором курсе теоретические знания подкрепляются при прохождении учебной практики в учебно-производственных мастерских колледжа. В колледже проводятся следующие виды практик: «Слесарная», «Механическая», «Токарная», «Фрезерная», «Кузнечно-сварочная». Обучающиеся в ходе прохождений этих видов практик получают первичные навыки работы на оборудование, изготовление деталей по чертежам и т.д. под руководством мастера производственного обучения.

После получения первичных навыков на учебных практиках обучающиеся направляются на производственную практику.

Мастер производственного обучения (руководитель производственной практики) подыскивает места проведения практики и выдает задание. ОГБОУ СПО «Димитровградский технический колледж» заключил долгосрочные договора с предприятиями : ОАО «ДААЗ», ООО «ДИЗ», ООО «ДЗС», ООО «ДВЗ», ООО «ДЗВ», ООО «Лидер- Д», ООО «Рекардо» и др., где наши обучающиеся проходят производственную практику.

 Во время прохождения производственной практики мастер производственного обучения контролирует соблюдение пропускного режима, отслеживая дисциплинированность каждого практиканта. Беседа со студентами о правилах, которые обязаны соблюдать все работающие на предприятии, сообщение времени начала и окончания работы цехов, о правилах выдачи и хранения пропусков, правах и обязанностях работников охраны способствует быстрой адаптации студентов к пропускному режиму. Практиканты соблюдают табельный режим цеха и убеждаются в том, что это способствует ритмичности работы цеха. Мастер производственного обучения с первых дней практики ставит студентов на табельный учет в тех цехах, где они будут проходить практику, регулярно встречается и беседует с наставником практикантов, прислушивается к замечаниям и рекомендациям начальника цеха. Своевременная информация о нарушениях быстро и своевременно устраняется при согласованной работе мастера группы и наставника цеха. Мастер производственного обучения регулярно напоминает ребятам о том, необходимо не только освоить правильность выполнения трудовых приемов операций, соблюдать правила безопасности труда и пожарной безопасности, и не забывать о трудовой дисциплине, об ответственном отношении к труду, уважительном отношении к сотрудникам цеха. Отслеживая состояние рабочих мест практикантов, выявляя пробелы и недочеты в работе ребят, мастер обращает внимание на необходимость соблюдения технических требований, на качественные показатели работы. Контроль за прохождением производственной практики студентов, выполнением работы, своевременная помощь, оказываемая мастером, позволяет практикантам успешно справиться е производственными заданиями, поверить в свои силы, в реальность полезности и необходимости выполнения трудовых операций.

Мастер производственного обучения отслеживает степень адаптации практиканта на рабочем месте и качество результативности выполнения программного материала.

Каждый студент ведет дневник прохождения производственной практики, где отражает все работы, которые он выполняет. В ходе просмотра дневника мастером происходит анализ выполняемых работ студентом, их разрядность и сложность.

Мастеру производственного обучения дневники студентов помогают правильно и с достаточной полнотой вести записи в журнале производственного обучения, что очень важно для управления всем процессом обучения.

В современных условиях обучение в учебном заведении и обучение на предприятии не являются альтернативными, а призваны быть взаимодополняющими.

Эффективность учебно-производственной подготовки обеспечивается взаимообогащением целей, содержания, формой технологий обучения, созданием условий непрерывности образования на стыке обучения в профессиональном учебном заведения и в процессе профессиональной деятельности на предприятии. Эффективные формы сотрудничества учебного заведения и предприятия могут обеспечить качественную подготовку и дальнейшее профессиональное и личностное развитие специалиста.

Список литературы:

  1. Айтуганов И.М. Взаимодействие учебных заведений и предприятий как компонент интеграции профессионального образования и производства /И.М. Айтуганов, Ю.А. Дьячков, Е.А. Корчагин и др. // Казан. пед. журн. – 2009. - № 2 – С. 3-9
  2. Петров Ю.Н. Дуальная система инженерно-педагогического образования – инновационная модель современного профессионального образования / Ю.Н. Петров. – Н. Новгород, 2009. -280 с.
  3. Смирнов И.П. Новые принципы организации начального  профессионального образования. Переход к открытой системе в условиях рынка труда / И.П. Смирнов, В.А. Поляков, Е.В. Ткаченко. – М. : Аспект, 2004. – 32 с.