Роль мастера производственного обучения в воспитании и обучении подростков с приемами саморегуляции.
методическая разработка по теме

Богданова Рамзия Фагимовна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «КАЗАНСКИЙ АВИАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ИМЕНИ П.В. ДЕМЕНТЬЕВА»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.

Богданова Рамзия Фагимовна

Мастер производственного обучения

       "Технологическая революция и возникновение постиндустриального общества привели к тому, что к человеку стали предъявляться новые функциональные требования: работник теперь должен не только хорошо выполнять функциональные обязанности, но и уметь проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу. Таким образом, существует реальная потребность в использовании мультимедиа в процессе обучения.

   Актуальность исследования определяется тем, что современные информационные технологии, в том числе мультимедиа, открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального  моделирования явлений и процессов, которые позволяют повысить качество обучения.

Педагогические возможности средств мультимедиа определяются не простым суммированием возможностей компьютерной техники и технологий, в них входящих. Увеличение педагогических возможностей отдельных составляющих средств мультимедиа, которые взаимно развивают и дополняют друг друга, приводит к переходу количества этих возможностей в качества.

Интерактивный урок сочетает в себе преимущества традиционного способа обучения под руководством педагога и индивидуального компьютерного обучения. Наряду с информационно-познавательным содержанием интерактивный урок имеет эмоциональную окраску благодаря использованию в процессе её изложения компьютерных слайдов.

Немало важным является и то, что заранее готовясь к лекции, преподавателю необходимо разработать на компьютере в приложении «Power Point» программы «Office» необходимое количество слайдов, дополняя видеоинформацию на них звуковым сопровождением и элементами анимации. Естественно, что это значительно повышает требования к квалификации преподавателя. Он должен обладать необходимым уровнем знания компьютерной техники и владеть навыками работы с программным обеспечением.

Эффективность применения интерактивного урока в ходе преподавания объясняется своеобразием оформления текстовой информации в виде графиков, логических схем, таблиц, формул, широко используемых преподавателями дисциплин технического профиля.

Урок, как непосредственный инструмент реализации основных идей информационно-коммуникационных технологий, требует максимально тщательной разработки. Именно уроки являются той лакмусовой бумажкой, которые показывают эффективность той или иной разработки. Это одновременно и конечный результат, и последняя стадия оформления, реализации идей, заложенных разработчиками тех или иных технологий.

Мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов. Определенный перечень устной, наглядной, текстовой информации превращает слайд в учебный эпизод. Разработчик должен стремиться превратить каждый из эпизодов в самостоятельную дидактическую единицу.

Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Напомним известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Объектом исследования в нашей  работе является внедрение информационных технологий в образовательный процесс обучения, а предметом – организация урока с применением  информационных технологий в рамках производственного  обучения.

Компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы своего применения. Педагогические технологии не являются исключением. Поэтому,  мы считаем, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе не дань моде, а актуальная проблема современного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый мастер производственного обучения, по любой дисциплине,  мог подготовить и провести урок производственного обучения с использованием ИКТ.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся, формировать и развивать профессиональную  компетенции учащихся.

Компетенция - это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования и выполнять определенную деятельность.

Как видно из приведенного определения компетенция должна отвечать, во-первых, индивидуальным требованиям, то есть быть личностным качеством. Во-вторых, отвечать общественным требованиям, то есть позволять получать общественно значимые результаты. И, в-третьих, способствовать осуществлению практической деятельности, то есть позволять оперативно решать возникающие проблемы и задачи.

Для осуществления нового подхода к преподаванию с применением ИКТ необходимо знать возможности, предоставляемые компьютером для усовершенствования  учебного процесса на каждом этапе урока.

Так на этапе подготовки к уроку компьютер предоставляет возможности:

-        создавать компьютерные модели конспекта уроков, темы, курсы в целом;

-        максимально целесообразно располагать материал;

-        обеспечивать основной материал дополнительной информацией;

-        подбирать и систематизировать материал с учетом особенностей группы и отдельных учащихся.

 На этапе проведения уроков компьютер позволяет:

-        экономить время;

-        красочно оформлять материал;

-        повышать эмоциональную, эстетическую, научную убедительность преподавания;

-        оптимизировать процесс усвоения знаний, воздействуя на различные анализаторы;

-        индивидуализировать обучение;

-        концентрировать внимание на важнейшей проблеме урока;

-        в любой момент возвращаться к уже знакомому материалу;

-        самостоятельно использовать учебный материал обучающимися.

На этапе методической проработки   процесса обучения, у мастера п/о появляются дополнительные возможности:

-        развивать, модернизировать, корректировать электронные материалы;

-        систематически накапливать материал;

-        повышать мотивацию преподавания и обучения.

Кроме того, компьютерная техника применяется и как средство контроля усвоения знаний учащихся, значительно расширяет доступ к источникам информации, дает возможность получения обратной связи. Для организации мастером могут быть применены различные модели использования компьютера на уроках.

В практике преподавания производственного обучения мастерами производственного обучения применяются различные формы информационного сопровождения:

         Мастера производственного обучения могут  использовать электронные и информационные ресурсы в качестве учебно-методического сопровождения, кроме этого активно применять  различные образовательные ресурсы ИКТ при подготовке к урокам производственного обучения, а именно:

-        графические схемы;

-        программы-практикумы;

-        различные схемы .

    В   процессе  обучения  применяются   современные   инновационные   технологии:

    Инновационным методам работы уделяется внимание оснащению кабинетов учебными наглядными пособиями, макетами, тренажерами (графическая часть к письменным экзаменационным работам затем используются как наглядные пособия). К инновационным методам обучения относятся комбинированные уроки, уроки-диспуты, уроки-конференции, деловые игры, проблемное обучение, информационные технологии, элементы развивающих технологии, лабораторно практические занятия в форме конкурсов элементов исследований, предметные недели с выпуском газет, рефератов и т.д.

    Инновационные процессы позволяют не только обновить материально-техническую базу и модернизировать образовательную технологию, но и сделать более качественным и интеллектуальным процесс обучения и выпуска.

Итак, использование ИКТ на уроках производственного обучения позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют  орфографическую зоркость. Использование иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным.

         Подготовка домашнего задания по составлению презентаций  развивает умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только экономить время мастера п/о, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания. С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет, во-первых, значительно сэкономить время на уроке, во-вторых,   увеличить яркость восприятия материала за счет предлагаемых словесных, наглядных и музыкальных образов, в-третьих, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Конкурентоспособность на современном рынке труда, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения, навыки, или компетенции, которые могут применяться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций. Образование, ориентированное исключительно на академические и энциклопедические познания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда сегодня устарело. Поэтому с введением новых стандартов образования (ФГОС) оно должно быть нацелено на формирование у выпускника готовности эффективно сорганизовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели. Нет никакого сомнения в том, что уроки с использованием ИКТ призваны влиять на формирование и развитие информационно-коммуникативной  и профессиональной компетенции учащихся.



Предварительный просмотр:

План

№ п/п

Разделы

Примерные сроки исполнения

Дата выполнения

1.

Индивидуальная методическая тема:

«Роль информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения»

В течение года

2.

Повышение педагогического мастерства:

Посещение уроков теоретического обучения.

Окрытый урок по теме «Декоративно-штукатурные работы, их назначение».

В течение года

Сентябрь

3.

Углубление знаний по специальности:

Доклад на тему «факторы становления успешной карьеры будущих специалистов в условиях современного рынка труда».

Чтение новинок литературы.

Пользование СМИ.

В течение года

4.

Совершенствование учебно-методической работы:

Скорректировать учебно-планирующую документацию.

Проверочные работы на темы:

-Сплачивание досок по ширине для получения щитов

-Укладка паркетного пола по регулируемым лагам

Разобрать карточки-задания

1 семестр

2 семестр

5.

Внеаудиторная работа с обучающимися:

Приглашение ветеранов КАТК, посвященный дню Пожилых людей.

Участие в мероприятии посвященный празднику «День учителя».

Участие в празднике посвященному «Новогодний бал».

Участие в городских субботниках.

Проведение классных часов по планам учебно-воспитательных работ.

Посещение выставок и музеев г. Казани

 

Сентябрь

Октябрь

Декабрь

В течение года

В течение года

В течение года

Стаж 15 лет

Образование КИПТ 1990-1993г

Техник строитель, мастер производственного обучения.

СЗД – 30 марта 2011г

Межрегиональный институт повышения квалификации специалистов НПО   2011г.

ГАОУДПО «Институт развития образования РТ» 2013г.(профессиональное тестирование)

ГБОУ СПО «Казанский колледж коммунального хозяйства и строительства» Межрегиональная научно-практическая конференция «Интеграция науки, образования и производства- основа успешной карьеры будущего специалиста»-2013г.

 Индивидуальной методической работы на 2016/2017 уч.год

 Мастера п/о Богдановой Р.Ф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат: «Роль мастера производственного обучения в процессе воспитания и перевоспитания несовершеннолетних осуждённых»

В педагогической системе Макаренко труд занимает исключительно важное место. Научить молодежь творческому труду, писал А. С. Макаренко особенно важная задача, воспитания. Такой труд возможен только та...

Роль мастера производственного обучения в процессе подготовки квалифицированных специалистов.

В данной статье я попытался отразить роль мастера производственного обучения в учреждениях профессионального образования....

Роль мастера производственного обучения в подготовке конкурентоспособного рабочего

В условиях научно-технического прогресса, придающего труду новый характер, необходимо, чтобы современный рабочий был подготовлен к нему, имел профессиональное образование, обладал глубокими знаниями п...

Роль мастера производственного обучения в формировании портфолио студента лицея

Эффективным способом мотивации студентов к личностно–ориентированному образованию является создание с начальных курсов профессионального портфолио, как совокупность учебных достижений, которое позволи...

ДОКЛАД «РОЛЬ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ»

Успех обучения и воспитания студентов ГБУ ПО РМ «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум им. А.П. Байкузова»» в первую очередь зависит от мастеров производственного обучения, преподавателей, и...

Роль мастера производственного обучения в становлении будущих специалистов

В своем докладе мне хочется показать, как формируется будущий кулинар,человек нужной, трудной и красивой профессии....

Доклад: "Мастер производственного обучения - центральная фигура в обучении и воспитании студентов".

Мастер производственного обучения - центральная фигура в обучении и воспитании студентов.В современном, развивающимся бешеными темпами, мире каждый человек старается во всём преуспеть. Чтобы эффективн...