Программа учебной дисциплины Материаловедение
рабочая программа на тему

Баранов Владимир Ильич

Представлена программа учебной дисциплины Материаловедение программы профессионального обучения (переподготовка) и дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка) безработных граждан, по профессии  13786 Машинист (кочегар) котельной.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- определять свойства и классифицировать материалы, применяемые в производстве, по составу, назначению и способу приготовления;

- подбирать основные конструкционные материалы со сходными коэффициентами теплового расширения;

- различать основные конструкционные материалы по физико-механическим и технологическим свойствам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialovedenie.docx41.53 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Омской области  

 «Седельниковский агропромышленный техникум»

Программа учебной дисциплины

ОП. 05 Материаловедение

программы профессионального обучения (переподготовка) и дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка) безработных граждан,

по профессии  13786 Машинист (кочегар) котельной

Срок обучения: 240 час.

Квалификация: машинист (кочегар) котельной

2 разряда

Форма обучения: очная

Вид обучения: профессиональная переподготовка

Минимальный базовый уровень: основное

общее, профессиональные навыки                                                                                    

Разработал: Баранов Владимир Ильич                                                                                                             мастер производственного обучения

 Седельниково, Омская область,  2016


 Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии  140101.01 Машинист котлов,  учебного плана по профессии ОК 016-94 13786 «Машинист (кочегар) котельной», рекомендаций  БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум» по формированию нормативно-методической документации по реализации ФГОС СПО, от 01.09.2016 г.

Организация-разработчик: БПОУ  «Седельниковский агропромышленный техникум»,

с. Седельниково Омской области.

Разработчик:

Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения БПОУ  «Седельниковский агропромышленный техникум», с. Седельниково.

Согласовано:

На заседании

педагогического совета

Протокол №__________

«__»___________2016 г.

Рассмотрено:

на заседании методического совета

«__»____________2016 г.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Материаловедение

1.1. Область применения программы

 Программа учебной дисциплины является частью образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии:

140101.01 Машинист котлов.

 Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной  подготовке  по профессии:

- Машинист (кочегар) котельной,  

- Машинист блочной системы управления агрегатами (котел - турбина),

- Машинист котлов,

- Машинист - обходчик по котельному оборудованию

 на базе среднего образования, основного общего. Опыт работы не требуется.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- определять свойства и классифицировать материалы, применяемые в производстве, по составу, назначению и способу приготовления;

- подбирать основные конструкционные материалы со сходными коэффициентами теплового расширения;

- различать основные конструкционные материалы по физико-механическим и технологическим свойствам.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- виды, свойства и области применения основных конструкционных материалов, используемых в производстве;

- виды прокладочных и уплотнительных материалов;

- виды химической и термической обработки сталей;

- классификацию и свойства металлов и сплавов, основных защитных материалов, композиционных материалов;

- методы измерения параметров и определения свойств материалов;

- основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;

- основные свойства полимеров и их использование;

- способы термообработки и защиты металлов от коррозии.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 12 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 6 часов;

самостоятельной работы обучающегося 6 часов.

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 5 Материаловедение

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

12

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

6

в том числе:

     лабораторные занятия

-

     практические занятия

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

6

в том числе:

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите.

6

Итоговая аттестация в форме зачета


2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины  

Материаловедение

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

ОП. 05.

Материаловедение

6

Тема 1.1.

Конструкционные материалы.

Содержание

2

Строение материалов. Основные виды конструкционных и сырьевых, металлических и неметаллических материалов. Распознавание и классификация конструкционных и сырьевых материалов по внешнему виду, происхождению, свойствам. Типы кристаллических решеток, реальное строение металлов. Особенности строения металлов и сплавов. Основные понятия о сплавах. Связь между структурой, составом материала и его свойствами. Механические свойства материалов и основные методы их определения. Методы измерения параметров и определения свойств материалов. Механические свойства, определяемые при динамическом нагружении: испытания на ударную вязкость и хладноломкость. Испытания на усталость. Тестирование.

2

Самостоятельная работа

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

2

Тема 1.2.

Свойства металлов.

Содержание

2

Сплавы железа с углеродом. Особенности строения металлов и их сплавов, закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов. Основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов.  Диаграммы состояния сплавов железо-цементит. Классификация, основные виды, маркировка, область применения и виды обработки конструкционных материалов, основные сведения об их назначении свойствах. Чугуны. Их свойства, характеристики, марки и области применения. Углеродистые и легированные стали. Их свойства, характеристики, марки и области применения. Основы термической и химико-термической обработки. Виды химической и термической обработки металлов и сплавов. Назначение термической обработки металлов. Способы получения материалов с заданными свойствами. Определение режимов отжига, закалки и отпуска стали. Химико-термическая обработка металлов. Сущность химико-термической обработки стали. Цементация, азотирование, цианирование, алитирование, хромирование. Композиционные материалы. Способы обработки материалов. Виды механической обработки металлов и сплавов. Виды прокладочных и уплотнительных материалов. Коррозия металлов, способы защиты. Принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве. Тестирование.

Практическое занятие

2

Определение физических свойств металлов с использованием справочных таблиц.

Самостоятельная работа

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к практическому занятию с использованием методических рекомендаций, оформление отчета.

2


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета материаловедение.

Оборудование кабинета:

по количеству обучающихся:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- тесты, раздаточный материал;
- стенды для проведения лабораторно-практических работ;
- измерительные приборы.

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и документ-камера EIKI

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в Интернет

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.Адаскин А.М., Зуев В.М.

Материаловедение (металлообработка): Учебник для нач. проф. образования - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Кузьмин Б.А. и др.,

 Металлургия, металловедение и конструктивные материалы: Учебник. – М: Высшая школа, 1997.

3.Журавлева Л.В. Электроматериаловедение: Учебник для НПО.- М.: ИРПО; Проф Обр Издат, 2004

Дополнительные источники:

  1.  Лабораторный практикум по материаловедению в машиностроении и металлообработке: учеб. пособие для нач. проф. образования / [В.Н.Заплатин, Ю.И. Сапожников, А.В.Дубов, В.С.Новосёлов] ; под ред. В.Н.Заплатина. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  2.  Заплатин В.Н. Справочное пособие по материаловедению (металлообработка): учеб. пособие для нач. проф. образования / В.Н. Заплатин, Ю.И.Сапожников, А.В.Дубов; под ред. В.Н.Заплатина. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  3.  Соколова Н.Н. Материаловедение: Контрольные материалы: учеб. пособие для нач. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

Интернет-ресурсы:

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

- определять свойства и классифицировать материалы, применяемые в производстве, по составу, назначению и способу приготовления;

- подбирать основные конструкционные материалы со сходными коэффициентами теплового расширения;

- различать основные конструкционные материалы по физико-механическим и технологическим свойствам.

- оценка устного опроса;

- анализ и оценка результатов выполнения заданий в тестовой форме,   практической работы;

- наблюдение и оценка деятельности в процессе выполнения  практической работы;

- демонстрация навыка самоконтроля.

Знания:

- виды, свойства и области применения основных конструкционных материалов, используемых в производстве;

- виды прокладочных и уплотнительных материалов;

- виды химической и термической обработки сталей;

- классификацию и свойства металлов и сплавов, основных защитных материалов, композиционных материалов;

- методы измерения параметров и определения свойств материалов;

- основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;

- основные свойства полимеров и их использование;

- способы термообработки и защиты металлов от коррозии.

- оценка устного опроса;

- анализ и оценка результатов выполнения заданий в тестовой форме;

- оценка результатов собеседования.