Методы и формы работы с родителями. Конспект открытого урока для студентов СПО
план-конспект урока на тему

Белякова Светлана Ивановна

Методы и формы работы с родителями. Конспект открытого урока для студентов СПО специальность 44.02.01 Дошкольное образование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ «ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ Г. СЫЗРАНИ»

План-конспект урока

Тема: Формы и методы работы с родителями

        

МДК 04.01 Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками ДОУ

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Выполнила:

Белякова Светлана Ивановна

преподаватель ГБПОУ «ГК г. Сызрани»

Сызрань, 2016

План-конспект урока

Тема урока: Формы и методы работы с родителями

        

МДК 04.01 Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками ДОУ

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Группа 144-4

Цель урока:

Определение форм и методов работы с родителями в ДОУ. Выявление проблем и путей решения при организации и проведении различных форм и методов работы с родителями.

Задачи:

- обучающие:

- Актуализировать понятия: приемы, средства, методы, формы работы.

- Дать четкое представление о разделении форм работы с родителями в ДОУ на группы: активные и пассивные, групповые и индивидуальные, традиционные и нетрадиционные.

- Определить проблемы и пути их решения при организации и проведении работы с родителями в ДОУ.

- развивающие:

- Развивать способность анализировать и обобщать собственный опыт и знания.

- Развивать рефлексивные умения у студентов.

воспитательные:

- Воспитывать умение работать в команде; умение слушать и слышать другого человека.

-Воспитывать такие качества личности, как тактичность в общении.

     Тип урока:

Совершенствование знаний, умений и навыков.

Формы работы учащихся:

фронтальная, индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование:

Проектор, экран, ноутбук, ватманы 2 шт, маркеры, карточки для самоанализа.

Структура и ход урока

Этап урока

Методы обучения,  средства ЭОР 

Деятельность педагога

Деятельность студента

Время

( в мин.)

1

2

3

4

5

6

1

Организационный

Слайд презентации 1.

Проблемные вопросы, диалог

1.сообщение темы урока;

2. формулировка вместе с учащимися цели и задач изучения нового материала;

3.показ практической значимости изучения нового материала, мотивация учащихся к его усвоению;

Постановка перед учащимися учебной проблемы.

 

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Вступление в активный диалог с педагогом.

5

2

Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Актуализация знаний.

Слайды презентации № 2-5 «Проверь себя», беседа, проблемные вопросы

1.Актуализация имеющихся знаний у студентов по данной теме через вопросы теста.

2. Определение  студентами собственного «незнания» в рамках данной темы

Учащиеся отвечают на вопросы теста:

Метод обучения – это…

Форма – это…

Прием – это…

Средства обучения – это…

Студенты формулируют проблемы и противоречия, которые возникают у них при рассуждениях на данную тему.

10

3

Изложение нового материала в интерактивной форме, опираясь на практический опыт и имеющиеся знания студентов

Беседа, проблемные вопросы, фронтальный опрос, метод «Мозговой штурм»

Слайды презентации № 6-13

1.Актуализация знаний студентов по целям работы педагогов ДОУ с родителями.

2. Определение различных форм взаимодействия ДОУ с семьей.

3.Распределение форм работы на традиционные и нетрадиционные.

4. Определение особенностей нетрадиционных форм организации общения педагогов и родителей и активных методов общения педагогов и родителей.

5. Составление перечня совместных мероприятий педагогов и родителей

1. Студенты формулируют цели работы педагогов ДОУ с родителями.

2. Путем «Мозгового штурма» студенты определяют формы взаимодействия семьи и ДОУ.

3. В тетрадях распределяют формы работы на подгруппы: активные, пассивные, групповые, индивидуальные, традиционные, нетрадиционные.

Методом «Мозгового штурма» составляют перечень мероприятий педагогов и родителей (один студент фиксирует их на доске)

30

4

Практическая работа по подгруппам

Работа в подгруппах

1.Деление студентов на 3 подгруппы.

2. Постановка задачи для работы подгрупп: творчески представить проблемы и возможные пути решения при организации различных форм совместной работы педагогов ДОУ с родителями.

3. Анализ презентации и содержания работы подгрупп

1. Студенты в подгруппах распределяют роли: художники, капитан, генераторы идей. Придумывают название своей подгруппе.

2. Определяют проблемы и пути решения при организации совместных форм работы педагогов ДОУ с родителями на основе собственного опыта и полученных знаний.

3. На ватмане творчески представляют результаты работы подгруппы и определяют выступающих.

4. Презентуют результаты работы подгрупп (каждая подгруппа по очереди) После каждой презентации студенты и задают вопросы.

30

5.

Подведение итогов.

Слайды № 14-16.

Проблемные вопросы, беседа

1.Определение общих причин сложностей организации совместных мероприятий.

2.Формулирование слагаемых успешного общения.

3.Информирование о запретах, нарушение которых рассматривается как нарушение педагогической этики

Студенты выдвигают предположения, вступают в диалог с педагогом, конспектируют слагаемые успешного общения и запреты педагогической этики.

 

10

6.

Самоанализ и оценка работы студентов. Выставление отметок.

Работа в таблице

1.Оценка работы студентов на уроке

2. Выставление отметок

1. Студенты проводят самоанализ деятельности на уроке, вносят результаты в листы самоанализа.

2. Несколько студентов зачитывают результаты

5

Приложение 1

Лист самоанализа работы студента на уроке

ФИО студента_____________________________________________________

  1. На занятии мне понравилось, что_______________________________________________________________________________________________________________________
  2. Мне было сложно_____________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Я поняла, что_________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Свою работу на занятии я оцениваю на отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно (подчеркнуть), потому что

__________________________________________________________________________________________________________________________

ФИО студента_____________________________________________________

  1. На занятии мне понравилось, что_______________________________________________________________________________________________________________________
  2. Мне было сложно_____________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Я поняла, что_________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Свою работу на занятии я оцениваю на отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно (подчеркнуть), потому что

__________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Слайд 2

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Метод обучения – это 1 исходные закономерности, которые определяют организацию учебного процесса. 2 упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения 3 логическая категория, которая указывает на путь организации познавательной деятельности Форма – это 1 способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. 2 пространство диалога и сотрудничества между участниками педагогического процесса

Слайд 3

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Метод обучения – это 1 исходные закономерности, которые определяют организацию учебного процесса. 2 упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения 3 логическая категория, которая указывает на путь организации познавательной деятельности Форма – это 1 способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. 2 пространство диалога и сотрудничества между участниками педагогического процесса

Слайд 4

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Приём – это 1 совокупность педагогических умений для реализации педагогического воздействия 2 элемент отработки умения или навыка 3 разовое действие, в реализации метода Средства обучения – это 1 совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления педагогического процесса. 2 способ оптимизации учебно-воспитательного процесса 3 совокупность технических устройств, применяемых в педагогическом процессе.

Слайд 5

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Приём – это 1 совокупность педагогических умений для реализации педагогического воздействия 2 элемент отработки умения или навыка 3 разовое действие, в реализации метода Средства обучения – это 1 совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления педагогического процесса. 2 способ оптимизации учебно-воспитательного процесса 3 совокупность технических устройств, применяемых в педагогическом процессе.

Слайд 6

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МЕТОД (ОТ ГРЕЧ. METHODOS – ПУТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ПОЗНАНИЯ) – СОВОКУПНОСТЬ ОТНОСИТЕЛЬНО ОДНОРОДНЫХ ПРИЕМОВ, ОПЕРАЦИЙ ПРАКТИЧЕСКОГО ИЛИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ПОДЧИНЕННЫХ РЕШЕНИЮ КОНКРЕТНОЙ ЗАДАЧИ. ФОРМА – СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ОБОЛОЧКА ДЛЯ ЕГО ВНУТРЕННЕЙ СУЩНОСТИ, ЛОГИКИ И СОДЕРЖАНИЯ.

Слайд 7

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ РЕАЛИЗУЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ЦЕЛИ: 1. Просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми. 2. Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков. 3. Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Слайд 8

Формы взаимодействия с семьей День Открытых дверей Семейные проекты Родительские собрания в нетрадиционной форме Школа малышей (до 1,5 лет) Консультационная помощь специалистов Выпуск газеты ДОУ Клуб родительской культуры «Дружная семья» Клуб «Вместе с бабушкой» Беседы Праздники и развлечения Библиотека для родителей Конференции, пед.чтения, акции Парная гимнастика Семинары- практикумы Создание семейного портрета, выставки сотрудничество

Слайд 9

Традиционные Нетрадиционные ● Родительские собрания ● Групповые и общесадовские конференции ● Индивидуальные консультации педагога ● Посещения на дому ● Родительские тренинги ● Дискуссии ● Психологические разминки ● Круглые столы ● Устные журналы ● Практикумы ● Родительские вечера ● Родительские чтения ● Родительские ринги Формы работы делятся на – активные и пассивные, на групповые и индивидуальные, а также на:

Слайд 10

Наименование С какой целью используется эта форма Формы проведения общения Информационно-аналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик» Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навы­ков воспитания детей Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Слайд 11

Круглый стол Дискуссионная встреча Вечер вопросов и ответов Анкетирование Анализ педагогических ситуаций Родительская конференция Тестирование Консультация Интервьюирование Педагогическая «гостиная» Дискуссионные вопросы Решение проблемных педагогических задач Образовательно-игровой тренинг Аппеляция к авторитетному мнению из литературы Практикумы в форме деловой игры и пр. Открытые просмотры детской деятельности Управляемое игровое взаимодействие родителей и детей Досуговые формы общения детей и взрослых (познавательно-игровая викторина, фольклорный, спортивный досуг и пр.) Анализ результатов творческой деятельности детей Библиотека семейного чтения Анализ результатов творческой деятельности родителей Игровое моделирование способов родительского поведения Визуальные средства общения Просмотр видео Игровые задания и упражнения Телефон доверия Прослушивание аудиозаписи Двигательные упражнения День открытых дверей Игровые задания для домашнего общения Рисуночные задания Семейные маршруты выходного дня Акции с участием детей и взрослых Популярные формы общения Активные методы общения Методы развития рефлексии Многообразие форм и активных методов общения с родителями

Слайд 12

Совместные мероприятия педагогов и родителей Родительские собрания Конференции Консультации Беседы Вечера для родителей Кружки для родителей Тематические выставки Диспуты Педагогические советы Попечительский совет Встреча с администрацией Школа для родителей Посещение семей на дому Родительский комитет

Слайд 13

Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей Дни открытых дверей Турниры знатоков Кружки КВН, викторины Праздник Семейные конкурсы Выпуск газеты Просмотры фильмов Концерты Оформление групп Соревнования Благоустройство ДОУ и территории

Слайд 14

Причинами сложностей организации проведения мероприятий являются: недостаточное знание специфики семейного воспитания; неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей; неумение планировать совместную работу с детьми и родителями.

Слайд 15

желание пойти на контакт заинтересованность в общении видение в другом равного партнера готовность принять иную точку зрения выбор интересных значимых тем тактичность СЛАГАЕМЫЕ УСПЕШНОГО ОБЩЕНИЯ

Слайд 16

ЗАПРЕТЫ, НАРУШЕНИЕ КОТОРЫХ РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК НАРУШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ. Первый запрет – это запрет на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют такие ситуации, когда учитель идет с родителями, а не выступает ведущим. Отношения педагогов с родителями должны носить преимущественно деловой характер и касаться развития ребенка в учебно-воспитательном процессе. Второй запрет – это запрет на обсуждение с родителями внутренних отношений в учреждении. Должно стать непреложным правилом: все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, ставятся и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях, собраниях. О принятых мерах родители непременно извещаются. Третий запрет – это запрет на оценку личности ребенка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребенка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т. п.

Слайд 17

ЛИСТ САМОАНАЛИЗА ФИО студента_____________________________ На занятии мне понравилось, что_________ Мне было сложно____________________________ Я поняла, что______________________________ Свою работу на занятии я оцениваю на отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно (подчеркнуть), потому что________________________________________

Слайд 18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Е. П. Арнаутова Педагог и семья, Москва 2002 г. Е. П. Арнаутова Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника, Москва 1994 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого урока "Изучение формы вариаций на уроках музыкальной литературы"

Изучение формы вариаций, её различных типов, по методике Е.Б.Лисянской...

План-конспект открытого урока "Ранние формы религии. Мировые религии"

Методическая разработка будет  интересна преподавателям обществознания, работающим   со студентами 1 курса в  СПО....

Конспект открытого урока по теме: "Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление"

Конспект окрытого урока по русскому языку для студентов среднего профессионального образования по теме: "Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Яз...

Методы и формы работы с одарёнными детьми на уроках немецкого языка

В данном докладе отражена организация эффективной работы с одаренными детьми по немецкому языку, что представляет собой особую практическую ценность в современных условиях. Одарённых детей характ...

Открытый урок для студентов 1 курса «Русский язык как форма существования национальной культуры»

ЭпиграфПеред вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас,наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…Н. В. ГогольТема нашего ур...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА Криптографические методы защиты информации

Предмет: МДК 02.01Технология разработки программного обеспеченияТема занятия: Криптографические методы защиты информацииТип занятия: комбинированный урокЦели занятия:обучающие:приобретение практически...