Конспект непосредственно-образовательной деятельности по звуковой культуре речи в старшей группе.
план-конспект занятия на тему

Кравченко Наталья Вячеславовна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по звуковой культуре речи в старшей группе. Тема: "Звук "ж". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx15.48 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНСТИ

ПО ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

Тема: «Звук ж».

                                                                                      

 

Задачи:

1. Познакомить детей со звуком Ж.

2. Продолжать учить определять позицию звука в слове.

3. Познакомить детей  с характеристикой звука.

4. Закреплять умение образовывать степени сравнения прилагательных.

5. Развивать слуховое внимание, память, мышление, фонематическое восприятие, общую и мелкую моторику.

6. Учить детей точно и полно отвечать на вопросы.

7. Воспитывать стремление говорить правильно, четко проговаривая звуки родного языка.

Оборудование: картинки: жук, желтый лимон, желтое яблоко, желтая груша, желтый мяч, желтый шарик, желтая машинка; Мальчик – Обжора, Мальчик – Жадина, Мальчик – Хвастун, Мальчик – Врунишка; светофор.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Сегодня к нам в гости прилетел необычный гость (показываю жука).

2. Сказка Веселого Язычка.

- Но сначала послушайте интересную историю Веселого Язычка, которая произошла с ним. Однажды Язычок сидел у себя в домике, спрятавшись от морозов, и слушал зимнюю тишину.

 - Эх, скорее бы наступило жаркое лето, поющее разными звуками, - подумал Язычок. И тут произошло чудо. Все зазеленело, запело, загудело.

- Веселый Язычок понял, что наступило лето. Слышит Язычок: кто-то поет песенку: «ж-ж-ж».

 - Я не умею так петь, - огорчился Язычок. – Я  знаю песенку воды, комара, белочки и песенку змеи. Давайте вспомним их.

- Как журчит вода?

- Как поет комар?

- Как цокает белочка?

- Как шипит змея?

- Молодцы, вы вспомнили все песенки Язычка.

- Но эта песенка совсем другая. Она звонкая «ж-ж-ж».

- Чья эта песенка? (жука).

3. Знакомство с артикуляцией и характеристикой звука Ж.

- Да, «ж-ж-ж» - это песенка жука. Она поется также как и песенка змеи (ш-ш-ш), но только звонко, с голосом. Песню жука поет даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: ж-ж-ж.

- Что вы слышите? (горлышко поет эту песню).

- Давайте поучимся петь песенку жука. Произнесем звук Ж.

- Как должны быть губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук Ж?

Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.

- Какой он? (Согласный, твердый, звонкий).

- А почему, как вы определили, что он согласный, звонкий? (Он не поется, а  звенит, когда мы его произносим).

4. Игра «Наушники».

- Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук Ж, слышите шум в наушниках, да, значит мы правильно определили, звук Ж – звонкий.

- Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?

- Нет, мы видим и пишем буквы.

5. Загадка.

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь. (Жук)

- Как можно назвать маленького жука (Жучок)

- Если увидим несколько жуков, как их назовём. Кто они? (Жуки)

- Жук, жучок, жуки — какой первый звук вы слышите? (Ж)

6.   Игра «Ловишки».

- Жил-был жук. Он очень любил играть в разные игры. Давайте и мы поиграем с жуком в игру «Ловишки». Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [ж].

Жи – Са – Жа – Цо – Шо – Жу – Шу - Зи

Женя, кровать, живот, молоко, жираф.

7. «Песенки жука».

- Понравилось жуку играть с вами. Жук умеет петь песенки, попробуйте и вы спеть песенки жука.

Жа-жа,жа-жа-жа.

 Жо-жо,жо-жо-жо.

 Жу-жу,жу-жу-жу.

 Жи-жи,жи-жи-жи.

- Ребята, А жук сочинил для вас стишок, послушайте его.

 Жук жужжит: жу-жу-жу

 Я живу – не тужу.

 Все над ухом жужжу

 И детишек бужу.

- Ребята, понравилось вам стихотворение жука? Давайте его выучим. (Повторяем 2-3 раза)

8. Подарки жуку.

- Жук очень любит желтый цвет, давайте подарим ему  картинки с предметами желтого цвета.

Я подарю жуку желтый лимон, а вы что можете подарить жуку? ( желтое яблоко, желтую грушу, желтый мяч, желтый шарик, желтую машинку).

 9. Игра «Доскажи словечко».

Захотели друзья поиграть,

Стали слова со звуком Ж добавлять.

Жу-жу-жу – молока дадим… (ежу).

Жа-жа-жа – сидят на ветке два… (чижа).

Же-же-же – живем на третьем… (этаже).

Жи-жи-жи – в море плавают… (моржи).

10. Итог занятия.

 -       Ребята, с какой песенкой Веселого Язычка мы познакомились?

 -       Какие слова со звуком «ж» вы запомнили?

 -       Что вам понравилось делать на занятии?

 -   Жук   дарит вам за хорошие ответы наклейки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во 2 младшей группе по развитию речи «Медведица с медвежонком»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во 2 младшей группе по развитию речи«Медведица с медвежонком»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «В здоровом теле – здоровый дух»

Основная образовательная область  «Здоровье»Интеграция: «Физическая культура», «Познание», «Социализация», «Безопасность», &l...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Волшебные слова»

Цель: формирование у детей навыка использования вежливых слов при взаимодействии с взрослыми и сверстниками, развитие познавательных интересов у детей.Задачи: 1. Раскрыть значение некоторых вежливых с...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Семья»

Задачи: 1. Уточнить понятие «семья». 2. Включение детей и родителей в размышления о семье, о своих близких. 3. Развитие умения детей анализировать прошлое и настоящее, самоанализ личного о...

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Животные в русских народных сказках»

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речив старшей группе «Животные в русских народных сказках»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы Тема: «Дикие животные»

Тема: «Животные средней  полосы»Цель: Закрепить представление о диких животных наших лесов: внешний вид, повадки, чем питаются, приспособление к условиям жизни....