Адаптация студентов заочной формы обучения как процесс и объект управления
статья на тему

Ирина Александровна Кочеткова

Тезисы статьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kochetkovoy_i.a.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

КАК ПРОЦЕСС И ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Кочеткова Ирина Александровна,

бюджетное образовательное учреждение  Омской области

среднего профессионального образования

«Сибирский профессиональный колледж»

Аннотация: из множества проблем среднего профессионального образования  в настоящее время особо выделяется комплекс сложных вопросов, связанных с трудностями первого года обучения в образовательном учреждении, в частности,  адаптацией студентов. Необходимость поиска путей активизации педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации студентов-первокурсников является актуальной задачей. Выявление трудностей, возникающих у студентов заочной формы обучения на первом году обучения, и определение путей их преодоления позволяет повысить академическую активность студентов, успеваемость и качество знаний.

Ключевые  слова: адаптация студентов, заочная форма обучения, образовательный процесс, студенты нового набора, возникающие трудности.

Осуществляемая ныне реформа образования требует новых подходов к обучению студентов в условиях работы колледжа. Оптимальная организация учебной работы студентов, пробуждение интереса к учебной деятельности, побуждение к активности, успешность профессиональной деятельности после окончания колледжа во многом зависит от уровня их адаптации к новой образовательной среде [3]. Очевидно, что первый год обучения студентов является самым проблематичным с точки зрения адаптации личности к новым условиям

Термин «адаптация» (лат. аdaptatio – приспособление) употребляется с одной стороны, для обозначения совокупных свойств человека, которые характеризуют его устойчивость по отношению к среде в целом, выражая уровень приспособляемости к ней. С другой стороны, адаптация выступает как процесс приспособления человека к меняющимся условиям взаимодействия личности и среды. Под социально-психологической адаптацией понимают привыкание индивида к новым условиям среды с затратой определенных сил, влияние самого субъекта на среду, взаимное приспособление индивида и среды.

Адаптация студентов, начинающих обучение, заключается в активном творческом приспособлении к условиям образовательного учреждения, в результате которого у них формируются навыки и умения организации умственной деятельности, рациональный коллективный и личный режим труда, досуга и быта [2, с.23].

Что касается заочной формы обучения, то оно рассматривается как составная часть трудовой жизни взрослого человека, т.е. особенность жизнедеятельности работающего студента состоит в том, что она протекает в рамках трех социальных институтов: производство, семья и образовательное учреждение. Поэтому степень адаптации студента-заочника определяется множеством факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и так далее.

Как показывает практика, процесс адаптации первогодок протекает сложно. Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности, несформированностью профессионального самоопределения. В понятие адаптации входит мотивация учения, самостоятельность умственного труда, ценностные предпочтения, отношения с преподавателями и одногруппниками. Многие не выдерживают, прерывают обучение. Это связано с тем, что студенты, по сравнению с очной формой, ограниченное время находятся в социальной среде колледжа, мало общаются с преподавателями и сокурсниками, выполняют большой объем учебной нагрузки самостоятельно, не участвуют в общественной жизни колледжа и т.д. Поэтому к организации образовательного процесса по заочной форме обучения в Сибирском профессиональном колледже мы подходим более тщательно, с учетом указанных особенностей.

Основными задачами по содействию адаптации студентов-первогодок к профессиональной образовательной среде колледжа служит:

1. Подготовка обучающихся к новым условиям обучения.

2. Установление и поддержание социального статуса студентов в новом коллективе.

3. Формирование у обучающихся позитивных учебных мотивов.

4. Предупреждение и снятие у студентов-первогодок психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой.

В целях ускорения процесса адаптации нами определены следующие формы работы со студентами нового набора:

– традиционно, совместно с администрацией колледжа мы проводим организационное собрание с вновь принятыми студентами. На собрании мы не только ознакамливаем первогодок с правилами внутреннего распорядка колледжа, организацией образовательного процесса, правами и обязанностями студентов, но и, как правило, информируем их о достижениях нашего образовательного учреждения, уникальной истории колледжа;

– также как и на очном отделении, в каждой группе  назначается староста, который оказывает помощь сокурсникам при решении проблем учебного и организационного плана (оперативно реагируя на объявления учебной части заочного отделения, доводя информацию до конкретных студентов);

– для студентов нового набора играют организующую и направляющую роль в  образовательном процессе проводимые в начале учебного года установочные занятия, четкая организация которых обеспечивает своевременное выполнение учебного графика студентом, повышает интерес к учебе и способствует сохранению контингента на заочном отделении;

–  в межсессионный период, по субботам, как это удобно студентам,  организованы консультации с преподавателями, расписание консультаций указано в учебном графике студентов и они заявлены как индивидуальные;

– для эффективной организации самостоятельной работы студентов преподаватели разрабатывают учебно-методические комплексы по изучаемым дисциплинам.

Проблема адаптации студентов к обучению решается успешно в условиях применения инновационных моделей образования, в, частности, использования электронных технологий. 

Наличие электронной библиотеки, рабочих учебников, предназначенных для самостоятельной работы и подготовки к экзаменам, зачетам, облегчают процесс активной учебной деятельности студентов. Работа студента с электронными ресурсами, самостоятельный поиск информации способствует совершенствованию умений отбирать и структурировать необходимый для изучаемой дисциплины материал. Использование новых информационных технологий  помогает студенту стать активным в  учебной деятельности и повышает его самостоятельность, что является одним из важнейших факторов успешной социальной адаптации;

– принимая во внимание территориальную удаленность некоторых студентов (у нас обучаются иногородние студенты, проживающие в Казахстане, Тюменской области, Алтайском крае,  на Чукотке и др.), мы оперативно взаимодействуем с такими студентами через мобильную связь или e-mail. Взаимодействуя с иногородними студентами, мы обеспечиваем их необходимыми материалами для своевременного выполнения учебного графика;

– в период экзаменационных сессий преподаватели максимально используют информационные технологии в обучении;

– в целях сохранения контингента для лиц, отсутствовавших на экзаменационных сессиях,  разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут;

– проводится курсовая подготовка в службе дополнительного профессионального образования. Курсовую подготовку мы рассматриваем как способ профессиональной адаптации для студентов, не работающих по профилю специальности, по которой обучаются;

– осуществляется диагностика удовлетворенности студентов образовательной средой, что включает в себя особенности взаимоотношения с педагогами, удовлетворенность работой библиотеки, столовой, отношениями в учебной группе и с группой в целом. Так же определяются мотивы учения, мотивы выбора образовательного учреждения, а кроме этого диагностика ценностных ориентацией и особенностей самооценки;

– огромную роль играет психологическая поддержка. Доброжелательность, внимание преподавателей, учебной части отделения способствуют сокращению сроков адаптации к содержанию и организации образовательного процесса. Немаловажно то, что мы используем индивидуальный подход к каждому студенту, стараемся найти общий язык и дать совет или рекомендации в  нужный момент, оказать помощь в самостоятельном изучении материала каждому студенту-заочнику, научить объективно оценивать свои знания и возможности.    Отношения  со студентом должны сложиться быстро, выправлять их, корректировать нет времени в силу специфики заочного обучения.

 Выявление трудностей, возникающих у студентов-заочников в период адаптации, определение путей их преодоления позволяет повысить академическую активность, успеваемость и качество знаний.  В результате применения этих подходов при организации работы со студентами заочной формы обучения не только более быстро и эффективнее проходит процесс адаптации, но и увеличивается процентное соотношение качественно выполненных контрольных работ, возрастает качество освоения изучаемого материала, а также уменьшается количество студентов, отчисляемых по собственному желанию или за академическую неуспеваемость.

Адаптационный процесс необходимо рассматривать комплексно, на различных уровнях его протекания, т.е. на уровнях межличностных отношений, индивидуального поведения, психофизиологической регуляции. Решающую роль в этом ряду имеет собственно психическая адаптация, которая в значительной мере оказывает влияние на адаптационные процессы, осуществляющиеся на иных уровнях.

Основной целью создания педагогических условий адаптации является признание самооценки личности каждого человека, его права на развитие и проявление индивидуальности. Если мы хотим помочь студенту влиться в новый учебный коллектив, то эта помощь должна осуществляться всеми подразделениями образовательного учреждения на основе их взаимодействия [1, с.89].   

 Заочника воспитывает в образовательном учреждении атмосфера, поведение и поступки работающих с ним людей, которые создают ситуацию успеха и уверенности в обучении, решая ряд социальных задач: повышение грамотности, уровня культуры, образованности, формирование готовности к непрерывному образованию обучающихся без отрыва от производства.

Список использованных источников

1. Кокорина О.Р. Педагогическое содействие адаптации студентов к условиям профессионального образования // Среднее профессиональное образование. – 2008. – N 12. – С.88-90.

2. Реан А.А. Психология адаптации личности.   Анализ. Теория. Практика / Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А.– СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК,2006.–479 с.

3. Рожина И.Р. Организация психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников в условиях колледжа  [Электронный ресурс] //Фестиваль педагогических идей. 2012. URL: http://festival/1september.ru/articles/505872/ (дата обращения: 25.02.2012).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к самостоятельной работе для студентов заочной формы обучения

Учебный процесс в заочном обучении имеет свою специфику, обусловленную не только избранной специальностью, но и отсутствием ежедневного общения с преподавателем, преимущественно самостоятельной работы...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по инженерной графике по выполнению практических заданий для студентов заочной формы обучения по специальности 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»

Методические указания по выполнению практических заданий дисциплины составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины «Инженерная графика» по специальности  151031 «Монтаж и техническая э...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО МДК 01,01 "ИЗЫСКАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОДОРОГ" ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Данное методическое пособие, выполненное преподавателем1 категории Подгурской Е.Ю., является разработкой для  самостоятельной работы студентов заочной формы обучения.В результате выполнения контр...

Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения по дисциплине "Конституционное право"

Контрольные работы по дисциплине «Конституционное право» ориентируют студентов на освоение нормативно-правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней, регулирующих вопросы конститу...

Гражданский процесс Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения специальность 030912 «Право и организация социального обеспечения

Гражданский процесс Методические указания и контрольные задания  для студентов заочной формы обученияспециальность 030912 «Право и организация социального обеспечения...

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения специальность 030912 «Право и организация социального обеспечения»

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕССМетодические указания и контрольные задания  для студентов заочной формы обученияспециальность 030912 «Право и организация социального обеспечения»...

Рабочая тетрадь по МДК 05.01 «Устройство автомобилей» учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения специальности 44.02.06 Профессиональное обучение

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов специальности 44.02.06 Профессиональное обучения и направлено на закрепление знаний, профессиональных и общих компетенций студентов полученных в...