Главные вкладки

    Статья на тему:
    10.04.2017 Инновационная деятельность преподавателя спецдисциплин в современных условиях

    Федотова Светлана Николаевна

    Министерство образования Республики Мордовия

    ГБУ ПО РМ «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум имени А.П. Байкузова »

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Инновационная деятельность в современных условиях

     

     

     

     

     

     

     

    Подготовила преподаватель спецдисциплин:

    Федотова С.Н.

     

     

     

     

     

     

    1. Что же такое «Инновационная деятельность»?

    Синонимом инновации является понятие «новшество». В педагогике понятие «инновационная деятельность» рассматривается несколько глубже и имеет широкий смысловой диапазон. Это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога.

    . Современный словарь по педагогике так трактует этот термин: «Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности».

    В современном обществе первая волна осознания потребностей в новом качестве образования вылилась в идею создания учебных заведений нового типа: гимназий, лицеев, колледжей, образовательных центров, учебно-воспитательных комплексов и т. д.

    Вторая волна преобразований привела к потребности в расширенном, качественно новом научном обеспечении образовательных и воспитательных процессов в учреждениях образования, не способных к самостоятельным, осознанным и целенаправленным преобразованиям.

    Научное обеспечение экспериментальной работы в обучении и воспитании при всем ее многообразии предполагает определенную унификацию и доступность для широкого практического использования. На это направлены происходящие в настоящее время на федеральном и региональном уровнях процессы стандартизации всех ступеней образования. Это третья волна преобразований современной системы образования.

    2. Основные признаки инновационной деятельности педагога.

    Инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят от инновационного потенциала преподавателя. Инновационный потенциал личности связывают со следующими основными параметрами:

    - творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное- проектировать и моделировать их в практических формах;

    - культурно-эстетическая развитость и образованность;

    - готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов;

    - развитое инновационное сознание.

    Инновационная деятельность преподавателей имеет свою специфику. Она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. В силу специфики новаторской, поисковой работы она осуществляется очень часто на ощупь, за пределами существующего опыта и лишь частично может регулироваться и контролироваться действующими институтами. Поэтому общество вынуждено доверять исследователю, новатору, полагая, что в процессе свободного поиска истины, новых решений и способов реализации, стоящих перед обществом задач он не предпримет действий, способных в дальнейшем нанести ущерб интересам общества. Следовательно, свобода творчества должна сопрягаться с высочайшей личной ответственностью субъекта инновационного поиска.

    Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности преподавателя  являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры. 

    3. Какие обстоятельства в современной системе образования определяют необходимость инновационной деятельности преподавателя?

    Необходимость инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств:

    - происходящими социально-экономическими преобразованиями, которые обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методики и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности педагогов выступает средством обновления образовательной политики;

    - непрерывным изменением объема, состава учебных дисциплин; введением новых учебных дисциплин, требующих постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде, актуализируются задачи роста профессионального мастерства педагогов;

    - изменением характера отношений преподавателей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса преподаватель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Сейчас инновационная деятельность в образовании приобретает избирательный, исследовательский характер.

    - вхождением образовательных учреждений в рыночные отношения, которые формируют реальную ситуацию их конкурентоспособности.

    Если говорить более просто и однозначно, то главной причиной, заставляющей обращаться к инновационной деятельности, является острая конкуренция, с которой приходится сталкиваться практически каждому коллективу, оказывающему услуги в сфере образования. Сегодня коллективы ОУ обязаны самостоятельно заботиться о сохранении конкурентоспособности, отслеживать и прогнозировать ситуацию на образовательном рынке, линию поведения основных и потенциальных конкурентов, появление новых научных и технологических достижений и др. и, соответственно, быть чуть впереди.

    4. Что в работе преподавателя можно определить как инновационная деятельность?

    Самые распространенные и значимые инновации по их принадлежности к учебно-воспитательному процессу связаны с организацией учебного процесса и внедрением новых образовательных технологий.

    В основе  инновационных процессов лежат реализации той или иной образовательной технологии, являющихся ведущим фактором развития инновационного учебного процесса (методики, технологии, методы и средства обучения);

    В условиях реализации требований ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) наиболее актуальными становятся технологии:

       Информационно – коммуникационная технология;

                 Технология развития критического мышления;

                 Проектная технология;

       Технология развивающего обучения;

       Здоровье сберегающие технологии;  

       Технология проблемного обучения;

       Игровые технологии;

       Модульная технология;

                 Технология интегрированного обучения;

                 Педагогика сотрудничества; 

                 Технологии уровневой дифференциации; 

                 Групповые технологии; 

                Традиционные технологии (классно-урочная система).

     

    В своей практике я использую следующие образовательные технологии и их элементы:

     

    Информационно – коммуникационная технология

    1.Для использования ИТК в моём кабинете имеется необходимое оборудование: компьютер, проектор, принтер и сканер  и сеть ИНТЕРНЕТ.

    2.Комплет дидактического материала, в виде тематических текстов, в печатном и электронном варианте на каждого студента.

    3.Электронные папки слайд - презентации для каждой группы по отдельным темам.

    4.Тестовые оболочки Краб-2, Айрен для контроля знаний.

     

          Информационные технологии, на мой взгляд, могут быть использованы на различных этапах изучения спецдисциплин:

    — самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя;

    — частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);

    — использование диагностических и контролирующих материалов;

    — выполнение домашних самостоятельных  заданий;

    — использование компьютера для вычислений, построения графиков;

    — использование информационно-справочных программ.

    Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения:

    — графика и мультипликация помогают  понимать сложные логические математические построения;

    Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

    При выборе условий для использования ИКТ необходимо учитывать:

    1) наличие соответствующих изучаемой теме программ;

    2)готовность обучающегося к работе с использованием компьютера;

    Использование информационных технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса:

    ·                   создание уроков с использованием ИКТ;

    ·                   творческая проектная работа;

    ·                    конкурсы;

    ·                   обязательные занятия по выбору;

    ·                   творческое взаимодействие с педагогами.             

     

     

    Технология проблемного обучения

     
    Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности студентов, позволяет мне нацелить студентов на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности студентов по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
    Проблемные ситуации могу использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле. 
    Таким образом, проблемное обучение позволяет мне направлять студентов на приобретение знаний, умений и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей                  

    Здоровье сберегающие технологии

        Здоровье - это величайшая ценность человека.  

    Здоровье, по словам Н.М.Амосова, можно определить «как непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается счастье».  Здоровье каждого человека является не только индивидуальной ценностью, но, прежде всего, общественной.

     .  Работая преподавателем спецдисциплин при организации учебной деятельности, я уделяю внимание следующим факторам:

     - комплексное планирование урока;

      - соблюдение  санитарно-гигиенических условий обучения  (наличие оптимального светового и теплового режима в кабинете, условий безопасности, оборудования, оптимальной окраски стен и т.д. Организовано проветривание до и после занятий и частичное -  на переменах.  Проводится влажная уборка кабинета;

     -правильное соотношение между темпом и информационной плотностью  урока (оно варьируется с учетом физического  состояния и настроения обучающегося);

     - построение урока с учетом работоспособности студента;

     - благоприятный эмоциональный настрой;

     

    Технология интегрированного обучения

    Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

    Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.

    §  Интегрированные уроки развивают потенциал студентов, побуждают к  осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

    §  Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание студентов на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности.

    §  Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества студентов, способствует раскрытию способностей.

     

    Литература:

    1. Борисова Н.Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов. Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование», № 8, 2010, с. 16 – 21.

    2. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.

    3. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М., 1997.

    4. Курманова Э.А. Инновационная стратегия развития колледжа. Среднее профессиональное образование, № 3, 2011, с. 28 – 30.

    5. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995.

    6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996.

    7. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.

    8. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. Минск, 2001.

    9. Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в образовании. Среднее профессиональное образование, № 10, 2011, с. 12 – 13.

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Министерство образования Республики Мордовия

    ГБУ ПО РМ «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум имени А.П. Байкузова »

    Инновационная деятельность в современных условиях

    Подготовила преподаватель спецдисциплин:

    Федотова С.Н.

    1. Что же такое «Инновационная деятельность»?

    Синонимом инновации является понятие «новшество». В педагогике понятие «инновационная деятельность» рассматривается несколько глубже и имеет широкий смысловой диапазон. Это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога.

    . Современный словарь по педагогике так трактует этот термин: «Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности».

    В современном обществе первая волна осознания потребностей в новом качестве образования вылилась в идею создания учебных заведений нового типа: гимназий, лицеев, колледжей, образовательных центров, учебно-воспитательных комплексов и т. д.

    Вторая волна преобразований привела к потребности в расширенном, качественно новом научном обеспечении образовательных и воспитательных процессов в учреждениях образования, не способных к самостоятельным, осознанным и целенаправленным преобразованиям.

    Научное обеспечение экспериментальной работы в обучении и воспитании при всем ее многообразии предполагает определенную унификацию и доступность для широкого практического использования. На это направлены происходящие в настоящее время на федеральном и региональном уровнях процессы стандартизации всех ступеней образования. Это третья волна преобразований современной системы образования.

    2. Основные признаки инновационной деятельности педагога.

    Инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят от инновационного потенциала преподавателя. Инновационный потенциал личности связывают со следующими основными параметрами:

    - творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное- проектировать и моделировать их в практических формах;

    - культурно-эстетическая развитость и образованность;

    - готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов;

    - развитое инновационное сознание.

    Инновационная деятельность преподавателей имеет свою специфику. Она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. В силу специфики новаторской, поисковой работы она осуществляется очень часто на ощупь, за пределами существующего опыта и лишь частично может регулироваться и контролироваться действующими институтами. Поэтому общество вынуждено доверять исследователю, новатору, полагая, что в процессе свободного поиска истины, новых решений и способов реализации, стоящих перед обществом задач он не предпримет действий, способных в дальнейшем нанести ущерб интересам общества. Следовательно, свобода творчества должна сопрягаться с высочайшей личной ответственностью субъекта инновационного поиска.

    Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности преподавателя  являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры. 

    3. Какие обстоятельства в современной системе образования определяют необходимость инновационной деятельности преподавателя?

    Необходимость инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств:

    - происходящими социально-экономическими преобразованиями, которые обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методики и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности педагогов выступает средством обновления образовательной политики;

    - непрерывным изменением объема, состава учебных дисциплин; введением новых учебных дисциплин, требующих постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде, актуализируются задачи роста профессионального мастерства педагогов;

    - изменением характера отношений преподавателей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса преподаватель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Сейчас инновационная деятельность в образовании приобретает избирательный, исследовательский характер.

    - вхождением образовательных учреждений в рыночные отношения, которые формируют реальную ситуацию их конкурентоспособности.

    Если говорить более просто и однозначно, то главной причиной, заставляющей обращаться к инновационной деятельности, является острая конкуренция, с которой приходится сталкиваться практически каждому коллективу, оказывающему услуги в сфере образования. Сегодня коллективы ОУ обязаны самостоятельно заботиться о сохранении конкурентоспособности, отслеживать и прогнозировать ситуацию на образовательном рынке, линию поведения основных и потенциальных конкурентов, появление новых научных и технологических достижений и др. и, соответственно, быть чуть впереди.

    4. Что в работе преподавателя можно определить как инновационная деятельность?

    Самые распространенные и значимые инновации по их принадлежности к учебно-воспитательному процессу связаны с организацией учебного процесса и внедрением новых образовательных технологий.

    В основе  инновационных процессов лежат реализации той или иной образовательной технологии, являющихся ведущим фактором развития инновационного учебного процесса (методики, технологии, методы и средства обучения);

    В условиях реализации требований ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) наиболее актуальными становятся технологии:

       Информационно – коммуникационная технология;

                 Технология развития критического мышления;

                 Проектная технология;

       Технология развивающего обучения;

       Здоровье сберегающие технологии;  

       Технология проблемного обучения;

       Игровые технологии;

       Модульная технология;

                 Технология интегрированного обучения;

                 Педагогика сотрудничества; 

                 Технологии уровневой дифференциации; 

                 Групповые технологии; 

                Традиционные технологии (классно-урочная система).

    В своей практике я использую следующие образовательные технологии и их элементы:

    Информационно – коммуникационная технология

    1.Для использования ИТК в моём кабинете имеется необходимое оборудование: компьютер, проектор, принтер и сканер  и сеть ИНТЕРНЕТ.

    2.Комплет дидактического материала, в виде тематических текстов, в печатном и электронном варианте на каждого студента.

    3.Электронные папки слайд - презентации для каждой группы по отдельным темам.

    4.Тестовые оболочки Краб-2, Айрен для контроля знаний.

          Информационные технологии, на мой взгляд, могут быть использованы на различных этапах изучения спецдисциплин:

    — самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя;

    — частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);

    — использование диагностических и контролирующих материалов;

    — выполнение домашних самостоятельных  заданий;

    — использование компьютера для вычислений, построения графиков;

    — использование информационно-справочных программ.

    Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения:

    — графика и мультипликация помогают  понимать сложные логические математические построения;

    Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

    При выборе условий для использования ИКТ необходимо учитывать:

    1) наличие соответствующих изучаемой теме программ;

    2)готовность обучающегося к работе с использованием компьютера;

    Использование информационных технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса:

    ·                   создание уроков с использованием ИКТ;

    ·                   творческая проектная работа;

    ·                    конкурсы;

    ·                   обязательные занятия по выбору;

    ·                   творческое взаимодействие с педагогами.             

    Технология проблемного обучения

     
    Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности студентов, позволяет мне нацелить студентов на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности студентов по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
    Проблемные ситуации могу использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле. 
    Таким образом, проблемное обучение позволяет мне направлять студентов на приобретение знаний, умений и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей                  

    Здоровье сберегающие технологии

        Здоровье - это величайшая ценность человека.  

    Здоровье, по словам Н.М.Амосова, можно определить «как непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается счастье».  Здоровье каждого человека является не только индивидуальной ценностью, но, прежде всего, общественной.

     .  Работая преподавателем спецдисциплин при организации учебной деятельности, я уделяю внимание следующим факторам:

     - комплексное планирование урока;

      - соблюдение  санитарно-гигиенических условий обучения  (наличие оптимального светового и теплового режима в кабинете, условий безопасности, оборудования, оптимальной окраски стен и т.д. Организовано проветривание до и после занятий и частичное -  на переменах.  Проводится влажная уборка кабинета;

     -правильное соотношение между темпом и информационной плотностью  урока (оно варьируется с учетом физического  состояния и настроения обучающегося);

     - построение урока с учетом работоспособности студента;

     - благоприятный эмоциональный настрой;

    Технология интегрированного обучения

    Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

    Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.

    • Интегрированные уроки развивают потенциал студентов, побуждают к  осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
    • Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание студентов на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности.
    • Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества студентов, способствует раскрытию способностей.

    Литература:

    1. Борисова Н.Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов. Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование», № 8, 2010, с. 16 – 21.

    2. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.

    3. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М., 1997.

    4. Курманова Э.А. Инновационная стратегия развития колледжа. Среднее профессиональное образование, № 3, 2011, с. 28 – 30.

    5. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995.

    6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996.

    7. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.

    8. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. Минск, 2001.

    9. Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в образовании. Среднее профессиональное образование, № 10, 2011, с. 12 – 13.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ СПО»

    Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека, и поэтому они становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации возникают в результате научных исс...

    Статья "Инновационная деятельность преподавателей в образовательном процессе в системе СПО"

    В статье рассматриваются направления инновационной деятельности преподавателей в системе СПО: инновации в целях обучения, инновации в содержании, инновации в методах и формах обучения, инновации в орг...

    Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях

    Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях...

    Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях

    Основная цель вида профессиональной деятельности педагога дополнительного образования – организация деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагоги...

    Доклад на тему: «Инновационная деятельность преподавателя физической культуры»

    Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в ц...