Методическая разработка по приемам индивидуальной работы с отстающими студентами СПО
методическая разработка на тему

Воронцева Надежда Викторовна

Разработка носит практический характер-в пояснительной записке представлены теоритические аспекты проблемы, предложены разносторонние направления деятельности всех звеньев образовательного процесса в техникуме относительно решения проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

на методическую разработку по приемам индивидуальной работы с отстающими  студентами СПО, разработанные преподавателем Воронцевой Н.В.

   Разработка носит практический характер – в пояснительной записке представлены теоретические аспекты проблемы, предложены разносторонние направления деятельности всех звеньев образовательного процесса в техникуме относительно решения проблемы, а вот сама разработка содержит конкретные предложения, отвечающие на вопрос «Как можно повысить успеваемость студентов?»

   Преподавателем предложены варианты использования в работе с неуспевающими студентами как традиционных, так  и различных инновационных технологий и методов обучения: технология критического мышления, дифференцированного обучения, модульно-рейтингового, проектного.

   В приложении рассмотрена разработка занятия с использованием тестовой и информационной   технологий, конспект тематического классного часа, направленного на решение проблемы неуспеваемости, а также задания по дисциплине «Автоматизированные системы», имеющие дифференцированный характер.

   Методическую разработку целесообразно использовать в образовательном процессе СПО, так как она способствует решению острой проблемы, связанной с наличием неуспевающих студентов.


Пояснительная записка

        

Среднее профессиональное образование – это наиболее востребованный в нашем обществе уровень образования. В России среднее специальное образование должно быть  ведущим производителем кадров.

От выпускника среднего профессионального заведения требуются хорошо отработанные конкретные умения и навыки, осознанность решений, точность и быстрота выполнения действий, ответственность и способность к самоконтролю.

 Важнейшая цель учебного процесса является – подготовка самостоятельно мыслящего специалиста, способного к быстрой адаптации в современном меняющемся мире. Для достижения этого результата необходима собственная деятельность обучаемого. Индивидуальные усилия по овладению знаниями, навыками и умениями способствуют творческой самореализации, креативному росту.

Поэтому  каждый студент должен ответственно относиться к учебе, а преподаватели должны помогать студентам, т.е. активно работать с неуспевающими студентами.

Актуальность работы с неуспевающими и отстающими студентами  объясняется тем, что, несмотря на общеизвестность многих рекомендаций по предупреждению и преодолению отклонений в поведении и учебной деятельности студентов, эта проблема продолжает существовать и по сей день.

Целью методической разработки является определение способов  выявления неуспевающих студентов. А также описание  методов использования современных технических и информационных средств обучения для повышения успеваемости отстающих студентов.

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором студент не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой. Неуспеваемость всегда имеет совокупность причин.

В основе отставания в учении лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности студентов, с реально достигнутыми ими уровнем умственного развития и их потенциальными возможностями. Для того чтобы преподаватель мог своевременно определить  процесс неуспеваемости у студентов, ему необходимо знать ряд типологий неуспевающих студентов, представленных в таблице.

Например:

Таблица типологий неуспевающих студентов

Типы неуспевающих студентов по результатам диагностики

Помощь неуспевающим студентам

1.Низкое качество мыслительной деятельности  (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.),

сочетается с положительным отношением к учению

Студентам первой группы рекомендуются специально организованные занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, Главное в работе с ними – учить учиться.

2. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению

Для студентов второй группы важна мотивация. Будет мотивация - будет продуктивность учебной деятельности

3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению

Студентам третьей группы поможет позитивная психология.

У каждого студента есть свои сильные стороны, свои положительные качества. Необходимо найти эти качества и сконцентрировать внимание студента на том, что он действительно может

Известно, что дополнительная работа с одаренными студентами требует от преподавателя немалых усилий. Но, в то же время она приносит большое моральное удовлетворение и немалые лавры.

Работа с неуспевающими студентами также необходима и  требует от преподавателя не меньших усилий. Эта работа  не приносит больших лавров, но моральное удовлетворение оттого, что высокий процент студентов успешно освоил дисциплину и допущен к сессии велико.

Опыт работы позволяет сделать вывод о том, что главной стратегической  задачей в работе с неуспевающими студентами является недопущение у студентов отставания по большому количеству тем дисциплины. Ликвидация глубокой задолженности, накопившейся у студентов к концу семестра, часто становится для них непосильной задачей. А при большом количестве таких студентов эта задача становится физически невыполнимой и для самого преподавателя.

Работа с неуспевающими студентами проводится во внеурочное время в часы, отведенные учебным планом для консультаций. Поэтому для решения главной стратегической задачи при появлении неуспевающих по какой-либо теме необходимо, не дожидаясь появления «должников» и по другим темам сразу же назначить консультацию. Важность тематической консультации в том, что все присутствующие на ней студенты решают задачу освоения одной и той же темы. Это позволяет преподавателю еще раз объяснить самые сложные моменты темы, ответить на вопросы студентов и только после этого давать студентам контрольные задания.   Известно, что неуспевающими студентами становятся чаще всего те, кто пропускает занятия. Поэтому важной задачей для преподавателя является обеспечение явки студентов на консультацию. Для решения этой задачи важно не просто объявить о времени назначенной консультации, но каждого студента пригласить на нее индивидуально. Стоит заметить, что обязательным условием присутствия студента на такой консультации является наличие у него собственного конспекта по данной теме. Другими словами, студент, пропустивший занятие и потому, главным образом, имеющий «долг», обязательно должен восстановить собственный конспект.

Тактическую задачу: ликвидацию задолженностей на тематической консультации можно, в частности, решить по следующему алгоритму:

  1. Проверка наличия у студентов собственного конспекта по теме. Если конспекта нет, то студент начинает консультацию с восстановления конспекта.
  2. Повторное объяснение сложных моментов темы, ответы на вопросы студентов.
  3. Выполнение контрольных заданий.

Оценка за выполнение контрольного задания выставляется из расчета «минус балл»  за выполнение задания не в срок при пропуске занятия или за повторное выполнение задания при исправлении неудовлетворительной оценки.

Если оценка за выполнение контрольного задания «удовлетворительно», то студент дополнительно выполняет еще одно задание другого варианта, таким образом, подтверждая свою «тройку»

Если оценка за контрольное задание «неудовлетворительно», то студент выполняет работу над ошибками: которая заключается в том, что студент выполняет то же контрольное задание, но с использованием собственного конспекта по теме. Задача, которая ставится студенту при работе над ошибками – стопроцентное правильное выполнение контрольного задания. После этого студент дополнительно выполняет контрольное задание другого варианта.

Если и после всей проделанной работы студент не справляется с контрольным заданием, то консультация для него заканчивается безрезультатно. Однако процент таких студентов невелик.

Такая планомерная, скрупулезная, во многом индивидуальная работа с неуспевающими студентами дает неплохие результаты.

Работа с неуспевающими студентами должна проводиться по следующим направлениям: педагогическая профилактика, педагогическая диагностика, педагогическая терапия и воспитательное воздействие.

Целью разработки данных методических рекомендаций является обобщение опыта работы по указанным направлениям.

Только лишь усилий преподавателя недостаточно для того, чтобы неуспевающий студент повысил эффективность учебной деятельности, для этого необходимы и старания самого студента и его желание. Следовательно, можно сформулировать перечень мер по предупреждению неуспеваемости со стороны преподавателей, а также и самих студентов.

Меры предупреждения неуспеваемости студента

  • Всестороннее повышение эффективности каждого занятия.
  • Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
  • Индивидуальный подход к студенту.
  • Специальная система домашних заданий.
  • Усиление работы с родителями.
  • Привлечение актива группы к работе по повышению ответственности обучающегося за учение.

Работа с неуспевающими студентами в  техникуме должна начинаться  с опроса студентов:

Какие из следующих проблем Вас особенно волнуют? Что мешает Вам хорошо учиться?

  1. Неудовлетворение организацией учебного процесса,
  2. Неудовлетворительное преподавание по некоторым предметам.
  3. Неудовлетворительная работа администрации.
  4. Высокие цены в столовой.
  5. Плохое здоровье.
  6. Нежелание учиться вообще.
  7. Распространение наркотиков.
  8. Отсутствие условий для проведения досуга.
  9. Возможные подработки во внеурочное время.
  10. Престижно ли учиться в нашем колледже.
  11. Другие проблемы.

Из данного опроса можно выяснить  причины, которые, по мнению самих студентов, мешают им хорошо учиться. Чаще всего это – отсутствие мотивации, слабое развитие волевой организации, слабое здоровье, низкое развитие интеллекта.

Решение данной проблемы  должно быть ориентировано на разработку программы деятельности администрации и педагогов техникума со слабоуспевающими студентами и его родителями.

Программа деятельности студента.

1.Студент обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять преподавателю на проверку письменные задания.

2.Студент обязан работать в течение занятия и выполнять все виды упражнений и заданий на занятии.

3.Студент, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины) обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения студент может обратиться к преподавателю за консультацией.


РАБОТА С НЕУСПЕВАЮЩИМИ СТУДЕНТАМИ

Проблема работы со слабоуспевающими студентами настолько велика и сложна, что во многих  учреждениях СПО осуществляется работа  по разработке специальных программ деятельности администрации и педагогов учебного заведения со слабоуспевающими студентами и их родителями.

Подобные программы  обычно включают в себя несколько пунктов, а именно:

  1. Программа деятельности преподавателя со слабоуспевающими студентами и их родителями.
  2. Программа деятельности классного руководителя.
  3. Программа деятельности студента.
  4. Программа деятельности родителей.
  5. Программа деятельности заведующих отделениями, социального педагога, психолога (если таковые имеются).
  6. Программа деятельности администрации техникума.
  7. Контроль за соблюдением разработанной программы.

Что касается моего личного опыта в данном вопросе, то в рамках реализации пункта 1 вышеприведённого перечня программ, я акцентирую внимание в своей работе на следующих моментах.

  1. Работа с неуспевающими студентами должна проводится систематически и комплексно. Т.е. обязательно реализовывать такие направления деятельности, как: педагогическая профилактика (активные методы обучения), педагогическая диагностика (контроль и оценка результатов обучения); педагогическая терапия (дополнительные занятия со студентами); воспитательное  воздействие (беседы, работа с родителями).
  1. Педагогическая профилактика (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). 

В первую очередь я провожу работу с опорными конспектами, особенно, когда материал достаточно сложный и объёмный – это помогает слабым студентами не потерять «нить объяснения», ведь перед глазами всегда находятся ключевые понятия, названия блоков материала, а также наглядный материал, позволяющий уяснить сущность сложных терминов и понятий

Стараюсь привязывать изучаемые вопросы с жизненным опытом студентов, с обыденными, бытовыми ситуациями – зачастую это помогает уяснить сложные, на первый взгляд, совсем непонятные студентам, вопросы.

Также  часто применяю технологию «Развитие критического мышления». Данная технология очень актуальна в условиях современного образования. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.  Особенно эффективно её применение на уроках «Автоматизированные системы».

2.Педагогическая диагностика (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Мероприятия по педагогической диагностике  я реализую, например, в использовании алгоритмов решения задачи (материал уже изучен и  его закрепление, а также оценка результата обучения целесообразны с помощью решения практических задач), а также мини-проектов, т.к. групповая, коллективная творческая работа студентов, предполагающая самостоятельный поиск информации, её обработку, систематизацию, формулирование выводов и т.д., повышает активность мыслительной деятельности и мотивацию, что и является залогом успешного обучения

(мини-проекты по предмету «Автоматизированные системы» - «Автоматизирование рабочего места», «Современные виды автоматизации предприятия»).

Педагогическая диагностика предполагает также использование технологии дифференцированного обучения (ТДО). При ее применении учащиеся группы делятся на звенья. При формировании звеньев учитывается личностное отношение учащихся к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета. Создаются разноуровневые задания, различающиеся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам их выполнения, а также для диагностики результатов обучения. Примером использования мною элементов ТДО является разработка индивидуальных заданий по дисциплине «Основы теории информации» с целью диагностики результатов обучения.

Весьма актуально в современных условиях использование модульно-рейтинговой технологии. Стараюсь внедрять в свою практику её элементы, которые способствуют повышению познавательных устремлений отстающих и ещё более активной работе остальных, более благополучных категорий студентов. Например, по предмету «Автоматизированные системы» мною разработан список требований к освоению курса по основным его разделам, включающий практический, теоретический блоки, блок самостоятельной работы, а также такие условия, как обязательное посещение  наиболее важных занятий (семинары, контрольная работа, практические занятия) и  обязательное наличие ответов (устных или письменных) на таких занятиях.

3. Педагогическая терапия.

Педагогическая терапия предполагает проведение дополнительных занятий. Это не только контроль знаний по пропущенным, а затем проработанным студентом темам, но и индивидуальная  работа – объяснение непонятого на уроке, выдача индивидуальных заданий, контроль их выполнения. Дополнительные занятия очень эффективно организовывать, используя технологию коллективного взаимообучения.

 Основными преимуществами такой технологии являются:

  • в процессе речи развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
  • в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;   
  • каждый чувствует себя раскованно, работает  в индивидуальном темпе;
  • повышается ответственность не только, за   свои успехи, но и за результаты коллективного труда; 
  • отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
  • формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
  •  обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

4. Воспитательное воздействие (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Наиболее значимым в работе преподавателя с неуспевающими студентами является именно воспитательное воздействие.

В связи с этим, в индивидуальных беседах, а лучше групповых, т.к. это полезно абсолютно всем студентам (например, на классных часах), мы обсуждаем такие темы, как «Как заставить себя что-то сделать», «Чувство ответственности – как оно помогает нам в жизни», «Как сделать карьеру», «Как пройти собеседование», «Как стать лучше»,  «Кто Я», «Как запомнить большой объём информации» и т.п.

Изучив немало материала по данному вопросу, а также обобщив свой опыт, я пришла к выводу, что, на мой взгляд, самыми значимыми направлениями в работе с неуспевающими студентами являются:

 во-первых, активизация умственной деятельности на уроке, которая  способствует усвоению материала всеми категориями учащихся, развитию мышления, формированию самостоятельности  мыслительной деятельности; в обобщённом виде это можно назвать – «совершенствование методики преподавания»;

 во-вторых, проведение воспитательных мероприятий, которые направлены на обретение мотивации студента, если именно её отсутствие повлекло за собой проблемы в успеваемости;

в-третьих,  очень важно в работе с неуспевающими студентами  уметь встать на позиции ученика. А для этого нужно соблюдать такие педагогические постулаты:

  • НЕТ насмешливому тону!
  • Уметь вести со студентом непринуждённый диалог.
  • Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, таблицы, схемы, план).
  • Учить работать со справочной литературой.
  • Как можно чаще создавать ситуации успеха, чтобы повысить самооценку студента.
  • Не допускать оскорблений и издёвок в адрес студента.
  • Стимулировать стремление к творчеству, к работе в группе.
  • Поддерживать любую, даже едва проявившуюся инициативу студента в отношении освоения предмета.

Весьма полезны нам, преподавателям советы психологов в этом вопросе, например:

  • Не ставьте студента в ситуацию неожиданного вопроса, не требуйте быстрого ответа на него.
  • Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени , разнообразный, сложный материал. Нужно постараться разбить его на блоки, и давать их постепенно, по мере усвоения.
  • Как можно чаще применяйте метод проектов.
  • Обязательно контролируйте и оценивайте самостоятельную работу студентов.

Задача преподавателя в работе с неуспевающими студентами чрезвычайно сложна ещё и тем, что работать приходится одновременно с разными категориями студентов – и «сильными», и «слабыми», и «средними».  Как сказал один из выдающихся педагогов : «Малоспособный к изучению дисциплины ученик – это ученик, у которого слабо развиты память, мышление и внимание. Суть мастерства учителя состоит в определении характера необходимой в конкретной ситуации помощи. Игнорирование индивидуального подхода может привести к тому, что более способные и развитые учащиеся  будут задерживаться в своём развитии, а слабо подготовленные учащиеся будут не в состоянии достичь уровня «средних», а тем более «сильных» учеников».

Поэтому, ещё одним важным выводом (в-четвёртых!) по изученному вопросу, является убеждённость в том, что в основе работы со слабоуспевающими студентами (и не только со слабоуспевающими, но и всеми их категориями) лежит дифференцированный, индивидуальный подход.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Конспект урока по дисциплине «Автоматизированные системы» в группе ПИ-214/15 специальности «Прикладная информатика по отраслям» на тему «Основные принципы и стадии разработки автоматизированных систем. Автоматизация рабочих мест: индивидуального и коллективного» с использованием технологии «Развитие критического мышления».

Тема урока: «Основные принципы и стадии разработки автоматизированных систем. Автоматизация рабочих мест: индивидуального и коллективного» 

Цели урока:

1) обучающие:

-определение роли автоматизации  в автоматизированных системах;

-закрепление знаний по вопросам: «Понятие автоматизации», «Автоматизация рабочего места», «Индивидуальное и коллективное автоматизированное рабочее место»;

-обобщение знаний по взаимоувязанным темам: «Автоматизированные и неавтоматизированные информационные системы», «Структура АИС»;

2) развивающие:

-создание условий для развития  критического мышления (Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.   Технология КМ представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения, письма, прослушивания);

-формирование навыков выявления межпредметных связей;

-создание условий для развития умений учащихся обобщать полученные знания,  делать необходимые выводы;

-обеспечение условий для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли;

3)воспитательные:         

-создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к будущей профессии;

-обеспечение условий для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;

-создание условий, обеспечивающих формирование у студентов навыков самоконтроля;
- способствование овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Оборудование урока:

- компьютер, проектор, экран (для демонстрации презентации);

-раздаточный материал (листы-заготовки для формирования конспекта в течение урока);

-варианты заданий для проведения письменной проверочной работы по вопросам изученной темы.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Этапы урока и разбивка во времени

  1. Организация работы (5 мин)
  2. Актуализация знаний (проверка домашнего задания, повторение пройденного материала) (20мин)
  3. Изучение нового материала (30 мин)
  4. Систематизация полученных знаний (10 мин)
  5. Закрепление полученных знаний (10 мин)
  6. Подведение итогов урока: оценивание учащихся, задание на дом (5 мин)

Содержание этапов урока

  1. Организация работы.
  • Отметка отсутствующих;
  • формулировка темы и цели урока;
  • знакомство с листами-заготовками для формирования конспекта  в ходе урока.

  1. Актуализация знаний.
  • Проверка домашнего задания по теме «Структура АИС: основные составные части»

А) Устный индивидуальный опрос(4 человека)

1.Понятие АИС, структура. Функциональные и обеспечивающие подсистемы.

Дополнительные вопросы к отвечающему:        

-что представляет собой структуру информационной системы?

- что входит в функциональные подсистемы комплексных задач?

- какие функциональные подсистемы выделяют в системе управления коммерческого банка? (приведите пример).

Вопросы к группе (фронтальный опрос):

-что значит – «Информационное обеспечение »? Как бы вы, предположительно, воспользовались информационным обеспечением и охарактеризовали перспективы развития такого обеспечения на предприятии?

-как вы думаете, за счет чего АИС постоянно стремится  к улучшению?

- какое обеспечение является комплексом технических средств, который обслуживает  технику?

2. Понятие подсистема. Функциональные подсистемы ( на доске продолжить запись блок-схемы автоматизированного управления производством).

Дополнительные вопросы к отвечающему:

-почему мы говорим, что автоматизированное управление реализуется на основе взаимодействия автоматизированной системы управления и объекта управления?

- Перечислите из каких составлящих состоят обеспечивающая и функциональная части автоматизированной информационной системы? (предложить надоске запись схемы).

Вопрос к группе ( фронтальный опрос):        

-что такое функциональная подсистема?

3. Изучение нового материала.

Продолжение изучения темы «Основные стадии создания АИС»: Характеристика стадий и этапов создания ИС.

Заполнение листа-заготовки для формирования конспекта на тему «Основные стадии создания АИС (см. Приложение)

4.Систематизация полученных знаний ( по результатам заполнения таблицы)

5. Закрепление полученных знаний.

Проведение письменной проверочной  работы (варианты заданий см. в Приложении)

6.Подведение итогов урока

-оценивание студентов по результатам устного индивидуального опроса, фронтального опроса (в ходе проверки домашнего задания, а также в ходе изучения нового материала), проверочной работы;

-домашнее задание:

 работа с конспектом;

Лист-заготовка

для формирования конспекта

Тема: «Основные принципы и стадии разработки автоматизированных систем»

Вопросы, раскрывающие тему

Ответы

Комментарии, примеры

  1. Что такое стадия создания АИС?

  1. Формирование требований к АИС

3. Разработка концепции АИС

4.Восемь стадий создания автоматизированных систем:

5. Три периода создания системы


6.Предпроектный период

 

7.На стадии разработки концепции АС проводят четыре этапа работ

8.Техническое задание

9.Проектирование

Варианты заданий для проведения проверочной работы по теме «Основные принципы и стадии разработки автоматизированных систем»

В-1        

  1. Стадия создания АИС  – это…
  2. Формирование требований к АС – это…
  3. Технический проект 
  4. Третий период – это..

В-2

  1. Проектирование – это…
  2. Разработка концепции АС – это…
  3. Рабочая документация 
  4. Что осуществляют на 2-м этапе?

В-3

  1. Техническое задание – это…
  2. Эскизный проект – это…
  3. Сопровождение АС 
  4. Что создают на 1 -м этапе?

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Индивидуальные задания по дисциплине «Автоматизированные системы» для подготовки к итоговому контролю по изученному курсу. Задания разработаны с применением технологии дифференцированного обучения (ТДО).

Индивидуальные задания по дисциплине «Автоматизированные системы» 

Работа выполняется в виде реферата, обьемом не менее 10 страниц формата А4, шрифт 14, Times New Roman, межстрочное расстояние – 1,5. Обязательные разделы: введение, основные вопросы, заключение, список литературы. Оформление титульного листа, листа содержания и текста – аналогично требованиям оформления курсовой работы.

Уровень «удовлетворительно»

  1. Глоссарий по теме (титульный лист; материал, по которому составлен глоссарий; список литературы. Количество определений – не менее 5)
  2. Презентация по теме (на диске, на флешке; титульный лист, материал, по которому разработана презентация, список литературы. Количество слайдов – не менее 8)
  3. Тестовые задания по теме (титульный лист, список литературы, ключ к тестам; материал, по которому составлены задания. Количество заданий – не менее 10).
  4. Лист ответов на вопросы уровня «удовлетворительно»

Уровень «хорошо»

  1. Глоссарий по теме (титульный лист; материал, по которому составлен глоссарий; список литературы. Количество определений – не менее 5)
  2. Презентация по теме (на диске, на флешке; титульный лист, материал, по которому разработана презентация, список литературы. Количество слайдов – не менее 8)
  3. Тестовые задания по теме (титульный лист, список литературы, ключ к тестам; материал, по которому составлены задания. Количество заданий – не менее 10).
  4. Лист ответов на вопросы уровня «хорошо»
  5. Кроссворд по теме ( лист с кроссвордным заданием, лист с ответами, материал, по которому составлено задание, список литературы)

Уровень «отлично»

  1. Глоссарий по теме (титульный лист; материал, по которому составлен глоссарий; список литературы. Количество определений – не менее 5)
  2. Презентация по теме (на диске, на флешке; титульный лист, материал, по которому разработана презентация, список литературы. Количество слайдов – не менее 8)
  3. Тестовые задания по теме (титульный лист, список литературы, ключ к тестам; материал, по которому составлены задания. Количество заданий – не менее 10).
  4. Лист ответов на вопросы уровня «отлично»
  5. Кроссворд по теме ( титульный лист, лист с кроссвордным заданием, лист с ответами, материал, по которому составлено задание, список литературы)
  6. Конспект по самостоятельно изученной теме ( титульный лист, план конспекта, список литературы, материал, по которому составлен конспект. Объём – 1-2 страницы)

        

Темы для разработки рефератов, презентаций, глоссариев, кроссвордов.

  1. Основные понятия: информация, данные, способы сбора и хранения информации.
  2. Информационные технологии: принципы обработки текстовой, табличной, графической и звуковой информации.
  3. Автоматизированные и неавтоматизированные информационные системы.
  4. Этапы развития АС.
  5. Управленческая и информационная пирамиды.
  6. Функции информационных систем.
  7. Необходимость автоматизации обработки информационных потоков.
  8. Перспективы развития информационных технологий
  9. Структура АИС: основные составные части.
  10. Функциональные и обеспечивающие подсистемы.
  11. Основные принципы и стадии разработки автоматизированных систем.
  12. Основные стадии создания автоматизированных систем: формирование требований к автоматизированной системе, концепция автоматизированной системы, техническое задание и т.д.
  13. Основные стадии создания АИС
  14. Содержание  этапов создания АИС на различных стадиях
  15. Понятие: информационное обеспечение. Состав информационного обеспечения.
  16. Характеристики и кодирование экономической информации; ее классификация.
  17. Принципы создания информационного обеспечения.
  18. Назначение и состав программного обеспечения, необходимого для работоспособности АИС.
  19. Системное программное обеспечение.
  20. Пакеты прикладных программ, входящие в состав АИС
  21. Языки программирования (общие для разработки АИС и встроенные).
  22. Сетевые технологии, обеспечивающие работоспособность АИС
  23. Назначение, состав и структура математического обеспечения.  
  24. Модели и алгоритмы обработки информации в автоматизированных системах.
  25. Технические средства, применяемые в АИС: состав, классификация, функции.
  26. Выбор технических средств для решения конкретных задач
  27. Основные понятия о правовом и организационном, математическом обеспечении.
  28. Классификационные признаки информационных систем.
  29. Особенности построения информационно-поисковых систем.
  30. Назначение и общая структура банков данных.
  31. Автоматизированные системы управления: сфера применения и особенности информационных задач.
  32. Основные направления автоматизации управления: САПР, АСУ , АСУП, АСУ ГПС, ИАСУ.
  33. Типы и роль различных информационных систем в организации.
  34. Виды эффективности и оценка эффективности автоматизированных систем. Показатели эффективности.
  35. Пути повышения эффективности автоматизированных систем.
  36. Автоматизированные информационные системы и сети - перспективные направления развития автоматизированных систем.
  37. Особенности построения и использования автоматизированных рабочих мест.
  38. Общефункциональная обеспечивающая технология АРМ
  39. Автоматизированное рабочее место на основе персональных ЭВМ
  40. Типовая структура АРМ.

Темы для самостоятельного изучения (уровень «отлично»).

  1. Создание информационных систем на основе Microsoft Office..
  2. Ко-маркетинг: цели, особенности, примеры.
  3. Средства разработки Internet-приложений.
  4. Пользовательские программные средства для работы в Internet.
  5. Создание информационных систем на основе электронной таблицы Excel.
  6. Создание информационных систем на основе СУБД Access

Лист ответов уровня «удовлетворительно»

№п/п

Вопрос

Ответ

1

Что такое АИС?

2

Автоматизированные и неавтоматизированные ИС.

3

Основные составные части АИС.

4

Основные стадии создания АИС

5

Что такое системное программное обеспечение.?

6

Языки программирования

7

Технические средства, применяемые в АИС.

8

Классификационные признаки информационных систем.

9

Что такое САПР?

10

Что такое автоматизированные информационные системы?

11

Типовая структура АРМ

12

Автоматизированное рабочее место на основе персональных ЭВМ

13

Использования автоматизированных рабочих мест

14

Общефункциональная обеспечивающая технология АРМ

Лист ответов уровня «хорошо»        

№п/п

Вопрос

Ответ

1

Что такое АИС?

2

Автоматизированные и неавтоматизированные ИС. (приведите пример)

3

Основные составные части АИС.

4

Основные стадии создания АИС

5

Что такое системное программное обеспечение? (привести пример)

6

Языки программирования(рассмотреть несколько языков)

7

Технические средства, применяемые в АИС.

8

Классификационные признаки информационных систем.

9

Что такое САПР?(как используется)

10

Что такое автоматизированные информационные системы?

11

Типовая структура АРМ(привести пример)

12

Автоматизированное рабочее место на основе персональных ЭВМ

13

Использование автоматизированных рабочих мест (привести пример)

14

Общефункциональная обеспечивающая технология АРМ

Лист ответов уровня «отлично»        

№п/п

Вопрос

Ответ

1

Что такое АИС?

2

Автоматизированные и неавтоматизированные ИС. (приведите пример)

3

Основные составные части АИС.

4

Основные стадии создания АИС

5

Что такое системное программное обеспечение? (привести пример)

6

Языки программирования(рассмотреть несколько языков)

7

Технические средства, применяемые в АИС.

8

Классификационные признаки информационных систем.

9

Что такое САПР?(как используется)

10

Оптимизация сетевых графиков

11

Типовая структура АРМ(привести пример)

12

Автоматизированное рабочее место на основе персональных ЭВМ

13

Использование автоматизированных рабочих мест (привести пример)

14

Расчет сетевых графиков

ВНИМАНИЕ!!!!!!!

  1. Темы, выбранные вами для рефератов, презентаций, кроссвордов и составления глоссария НЕ ДОЛЖНЫ СОВПАДАТЬ ДРУГ С ДРУГОМ И С ТЕМОЙ ВАШЕЙ КУРСОВОЙ РАБОТЫ!!!!!

  1. Все 39 тем должны быть вовлечены в работу группы, т.е. все эти темы должны быть рассмотрены!!!!!

  1. Индивидуальные задания следует сдавать в единой папке (титульный лист см. ниже).

        

Образец титульного листа  папки.

ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

Индивидуальное задание

по дисциплине «Автоматизированные системы»

Специальность: «Прикладная информатика (по отраслям)»

Выполнила: Попова Ирина Александровна

                          Группа: ПИ-214/15        

                                     Уровень сложности: «хорошо»

                                                       Проверил: преподаватель Воронцева Н.В.

Энгельс 2016

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рекомендации студентам «Как запомнить большой объём информации»

Как запомнить большой объем информации

В течение жизни люди запоминают огромное количество информации, однако случается так, что вам нужно запомнить очень много в кратчайшие сроки. Особенно часто такое случается со студентами, когда за ночь до экзамена они пытаются выучить все содержание курса, потому что не занимались должным образом во время семестра. В любом случае, умение запоминать большой объем информации пригодится и в других жизненных ситуациях.

Инструкция

1

1.Один из способов запомнить большой объем информации – ретрансляция запоминаемого материала. В зависимости от типа вашей памяти (визуальная или аудиальная) вы можете переписать или записать на аудио носитель для последующего прослушивания те данные, которые вы хотите заучить.2

После этого попробуйте проконтролировать, что из запоминаемого отложилось у вас в голове. Запишите все, что вы сможете вспомнить.

 А затем сравните записанное с первоисточником.

В любом случае, повторение и переписывание – очень эффективно для сохранения информации.

3

2. Еще одна техника для запоминания большого объема данных – это определение главное мысли. Например, если вам нужно запомнить некий абзац информации, вы должны его прочитать, тщательно обдумать, выделить и записать главное. Одно это предложение будет отсылать ваш мозг к остальной информации, которая не будет записана.

4

3. Продвинутая техника для запоминания большого объема информации - попытаться написать первые буквы всех слов текста, который вы хотите запомнить. Запишите буквенный код, а затем попытайтесь воспроизвести все, что записано. Затем снова посмотрите на полный текст, а потом опять вернитесь к коду. Звучит невероятно, но такая техника, при постоянной тренировке, действительно работает

 

4. Выберите оптимальное время для изучения новой информации. 

Для большинства людей это период с восьми до десяти утра, а также с восьми до одиннадцати вечера.

В зависимости от вашего режима дня, пики активности могут смещаться. Понаблюдав за собой, вы сами быстро найдете время, когда учить вам легче всего. С

оветСовС22

5. Зачастую учащиеся не могут запомнить материал, потому что не способны на нем сосредоточиться. При отсутствии железной силой воли вам лучше найти помещение, где ничто не будет отвлекать вас от учебника, и попросить домашних не беспокоить вас, пока вы не закончите. Уберите с рабочего стола художественную литературу, диски, сувениры – все то, что ваш мозг может посчитать более интересным, чем подготовка к занятию.

6. Разбейте весь материал на несколько частей. Сложно «впихнуть» в себя за раз огромное количество новой информации. Если вы станете делать небольшие перерывы после заучивания отдельных глав, дело пойдет гораздо быстрее.

4

7. Если после прочтения главы учебника вам кажется, что вы ничего не поняли, попробуйте объяснить полученную информацию кому-нибудь (другу, собаке, плюшевой игрушке). Объясняя материал несведущему человеку, вы будете выбирать наиболее легкие формулировки. Все, что вам казалось сложным и запутанным, станет простым для понимания.

5

8. Определяйте для себя «сроки хранения» заученного материала. Материал, вызубренный вами только для того чтобы сдать экзамен, забудется вами через пару дней. Если же вы поймете, что эти знания необходимы вам в дальнейшем, усвоенное сохранится на долгие годы.

6

9. Повторение – мать учения. После того, как вы заучили весь материал, бегло просмотрите его и повторите через сорок минут. Затем прочитайте еще раз тему на следующий день. Теперь вы можете быть уверены, что эти знания останутся с вами надолго.

1

10. Настройте себя на то, что вам необходимо что-то запомнить. Не вся информация вам нужна, поэтому вы не обращаете на нее внимания и не запоминаете ее. Если же вы дадите мозгу сигнал, что вам нужно заострить внимание на этом тексте, телефонном номере или фразе, то эта информация с большей вероятностью отложится в вашей памяти.

2

11. Просмотрите оглавление книги или содержание текста, который вам нужно запомнить. Это позволит вам мысленно сформировать структуру информации. Потом вам будет значительно проще соединять смысловые блоки между собой, если вы будете точно знать, что и за чем следует.

312. Сформулируйте основные вопросы, ответы на которые вы должны найти в данном материале. Тогда ваше внимание будет заостряться на них, и вы с большей вероятностью запомните необходимую информацию с первого раза.

4

13. Внимательно прочитайте текст. Обязательно выделяйте важные места и основные мысли. Такое детальное прочтение оставит в вашей памяти важные элемент информации, уцепившись за которые вы потом сможете воссоздать всю картину. Если вы почувствуете, что отвлеклись, начните чтение с того момента, который помните.

56

14. Откажитесь от механического запоминания, основанного на зрении, слухе и т.д. Оно не рассчитано на долговременную память и уже через 2-3 недели вы не сможете вспомнить, о чем шла речь.

1

15. Читайте текст, который вам нужно запомнить, вслух. Когда вы читаете про себя, текст запоминается намного хуже. Это происходит потому, что в этом случае задействованы только зрительные органы. Когда вы проговариваете текст вслух, то работают еще и речевые, и слуховые рецепторы. Получается, что вы одновременно и читаете, и говорите, и слушаете информацию, которую нужно запомнить.

2

16. Представляйте себе то, о чем идет речь. У людей с творческими способностями больше развито образное мышление. Так, если вы будете представлять себе то, о чем читаете, шансов запомнить текст у вас будет значительно больше. К тому же такое восприятие информации делает процесс самого чтения более эффективным: если вы будете полностью увлечены этим занятием, то вы с меньшей вероятностью будете отвлекаться на посторонние мысли.

317. Возвращайтесь к тем фрагментам текста, которые после прочтения остались непонятыми. Запомнить текст будет значительно труднее, если вы не будете в полной мере понимать, о чем идет речь. К тому же, когда вы перечитываете тот или иной отрывок, он запечатлевается в вашей памяти. Потом для вас не составит труда вспомнить то, о чем шла речь.

4

18. Если в тексте присутствуют непонятные слова, посмотрите их значение в словаре. В большей степени это относится к статьям, которые носят научный характер. Чтобы запомнить текст, вы должны знать значение всех слов, присутствующих в изучаемом материале.

12

19. Освойте мнемотехнику (от греческого мнемос – память). Запоминание по этому методу основывается на ряде закономерностей между уже имеющимися знаниями и новой информацией: логическая связь, различные виды ассоциаций (звуковые, цветовые и так далее), связь букв и слов, повторение. Эти способы запоминания хороши для тех, у кого развито логическое мышление.

Помните, что усвоенная информация особенно быстро забывается сразу после запоминания, затем темп забывания значительно замедляется, поэтому имеет смысл повторить материал спустя несколько часов после запоминания!

33

20. Пишите трудно запоминающиеся фразы, слова на стикерах и развешивайте в квартире, разместите их в тех местах, где вы часто появляетесь. Это может быть холодильник, зеркало в ванной или телевизор. Постоянно попадающиеся на глаза яркие стикеры помогут вам отложить информацию  в памяти уже на следующий день.

44

Для эффективного запоминания информации нужно, чтобы сам процесс был осмысленным. При этом активизируется логическая память, позволяющая прочно закрепить материал и при необходимости быстро восстановить его содержание. Выработав у себя привычку осознанного продуктивного запоминания, развив ассоциативную память и автоматический анализ полученных данных, можно значительно увеличить объем обрабатываемых сведений и качество их усвоения.

5

21. При наличии большого количества разноплановой информации целесообразно составить план ее изучения, разделив весь объем по тематикам и срочности, с которой она должна быть переработана. При возможности лучше для каждой отдельной дисциплины отводить определенный день, к концу которого повторить краткий обзор изученного материала.

6

Приступать к обработке информации лучше в позитивном настроении, хорошо выспавшимся и отдохнувшим. Не стоит оставлять занятия на вечерние часы. Следует делать перерывы в работе для отдыха и расслабления – отдохнувший мозг продолжит деятельность с большим эффектом.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные методы и приемы обучения работе с текстом на уроке немецкого языка

Формирование навыков работы с текстом в ходе изучения иностранного языка – сложный и важный процесс, позволяющий обучающимся освоить  лексическую и грамматическую стороны языка в контексте. ...

УРОК ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ «Освоение приемов штукатурных работ»

Тема урока:  Ознакомление с видами поверхностей, подлежащих оштукатуриваниюЦели урока:1. Ознакомить с видами деревянных поверхностей и их подготовкой. Формировать умения по правильному и рационал...

Скрипты по обществознанию "Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Порядок приема на работу." для подготовки к ЕГЭ по блоку: "Право"

Скрипты по обществознанию "Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Порядок приема на работу." для подготовки к ЕГЭ по бл...

доклад "МСетоды и приемы самостоятельной работы на уроках междисциплинарного куса"

      Цели образования предполагают не только формирование специалиста, отвечающего требованиям     потребности рынка труда, но и   формирование лич...