Приемы индивидуальной и дифференцированной работы при обучении по профессии «тракторист – машинист сельскохозяйственного Производства» (квалификация водитель автомобиля ) как способ повышения качества профессиональной подготовки студентов
методическая разработка на тему

Селезнев Евгений Александрович

Tекстовка отдельно по слайдам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoria_seleznev.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд. Здравствуйте. Меня зовут Селезнев Евгений Александрович. Работаю мастером производственного обучения по профессии «тракторист – машинист сельскохозяйственного производства» в Шарангском филиале ГБОУ СПО «Шахунский агропромышленный техникум». Мое педагогическое кредо «Назначение учителя – помочь родиться мысли ученика» (Сократ).

2 слайд. Тема моей презентации «Приемы  индивидуальной и дифференцированной работы при обучении по  профессии  «тракторист – машинист сельскохозяйственного производства»  (квалификация водитель автомобиля), как способ повышения качества профессиональной  подготовки студентов»

 Проблема дифференцированного обучения, на мой взгляд,   очень актуальна.  Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении?

Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.

Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого обучающегося.

3 слайд. Ведущее место в формировании теоретических основ дифференцированного обучения занимают психолого-педагогические исследования. Среди них прежде всего следует назвать работы Юрия Константиновича Бабанского,  Бударного, Чередова, Виноградовой, Щукиной и многих других.

Чтобы повысить качество профессиональной  подготовки студентов,

  • я  разработал учебно–методический  комплекс  для  обучающихся по профессии водитель автомобиля,  
  • изучил различные  технологии организации индивидуального и дифференцированного обучения;
  • прошел повышение квалификации в условиях ресурсного центра ШАПТ;
  • Курсы в НИРО в 2012 году

4 слайд. Развитие мышления студентов - одна из основных задач, которые я ставлю перед собой.  То, что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития обучающегося,  - это установленный факт, который невозможно оспаривать.

     В нашем филиале  проводится подготовка водителей по программе «С» в пределах ОПОП по профессии «тракторист – машинист сельскохозяйственного производства», есть хоздоговорные группы. Программа предусматривает 60 часов индивидуального вождения на каждого студента. Подход к обучению вождения должен быть дифференцированным, т.е. необходимо учитывать: имеет студент навыки управления транспортными средствами, или нет. Дать ему достаточную степень самостоятельности или обучение начинать с элементарных операций, учитывая индивидуальные особенности каждого обучающегося.

5 слайд. В  методической литературе различают два основных типа дифференциации содержания обучения: уровневую и профильную. Профильная дифференциация – это дифференциация по содержанию. Дифференциация этого вида, как правило, осуществляется в школах через курсы по выбору и профильное обучение.
         А уровневая дифференциация выражается в том, что обучение учащихся одного и того же класса в рамках одной программы  проходит на различных уровнях усвоения учебного материала. Такие типы  также свойственны школе.  
У нас они не возможны, так как профессиональный стандарт абсолютно одинаков для всех студентов, в т.ч. и  по квалификации водитель автомобиля. Поэтому я опираюсь на идеи оптимизации по Ю.К. Бабанскому, который говорил о  внутренней  дифференциации.

    Выделяют различные формы внутренней дифференциации: дифференцированные задания, дозирование помощи мастера студентам, групповая работа с обучающимися по модели полного усвоения знаний.

Рассматривая внутреннюю дифференциацию, принято учитывать, что при этом происходит "учет индивидуальных особенностей, присущих группам студентов, и организация вариативного учебного процесса в этих группах».

6 слайд. Цель моей педагогической деятельности заключается в формировании будущего профессионала через индивидуальную и дифференцированную работу при обучение по квалификации водитель автомобиля для повышения  качества  профессиональной подготовки студентов.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Разработать УМК  по квалификации водитель автомобиля, в том числе контрольно-оценочные средства  для студентов.
  2. Разнообразить приемы и методы организации как индивидуальной, так и дифференцированной работы.
  3. Активизировать «слабых» студентов и дать возможность дальнейшего развития «сильным»
  4. Развить навыки решения задач в нестандартных условиях.

7 слайд. Ведущая педагогическая идея по Ю.К. Бабанскому: Это сотрудничество мастера и студентов на основе взаимного уважения и доверия, дифференцированного  и индивидуального подхода к обучающимся ,  развитие и саморазвитие каждого студента на основе его индивидуальных способностей через  включение его в индивидуальную учебную или творческую деятельность.

8-10 слайд. По степени сложности репродуктивные уровни учебно-производственной деятельности обучающихся на учебных занятиях п/о подразделяются на 4 этапа. В начале, обучающиеся работают под непосредственным наблюдением и руководством мастера. Затем, выполняют работу самостоятельно на основе типовых алгоритмов мастера, а потом на основе самостоятельно созданного алгоритма. И в завершении обучающиеся используют усвоенные общие и профессиональные компетенции.

11 слайд. В качестве примера предлагаю развернутый план урока по отработке упражнения №4. Данное занятие проводиться на оборудованном автодроме, на машине ГАЗ САЗ – 3307. В начале занятия проводиться вводный (необходимая проверка  алгоритма заданий, комплект презентаций, комплект карточек с заданиями). Далее текущий инструктаж, а в конце занятия заключительный инструктаж (Контроль, самоконтроль и обработка ошибок).

12 слайд. Результаты профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты показаны на слайде. На графике видно, что успеваемость обучающихся стабильно высокая (100%), а качество знаний повышается с 56% до 75%

13 слайд. Опыт работы по теме «Применение приемов индивидуального и дифференцированного обучения в условиях внедрения ФГОС СПО по профессии «Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства» по квалификации водитель автомобиля обобщен в  Шарангском  филиале ГБОУ СПО «Шахунский агропромышленный техникум»  и представлен на заседании методического объединения филиала, а также на конференции в г.Шахунья в 2014 г. 

  • Данный материал рекомендован методическим советом к использованию  мастерам   Шахунского техникума и его филиалов
  • Студенты по профессии «Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства» по квалификации водитель автомобиля представляли ШАПТ в районном конкурсе профессионального мастерства в 2013 г.
  1.  Слайд. При подготовке презентации мною использовалась литература, представленная на слайде.
  2. Слайд. Спасибо за внимание.