Мы-разные, но мы вместе!
методическая разработка на тему

Ковалева Елена Павловна

Мероприятие разработано для обучающихся 1-2 курсов колледжа с целью воспитания толерантного отношения между собой и людьми, их окружающими, формирования таких качеств личность как доброта, отзывчивость, взаимопонимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka.docx81.74 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ ВО «Бутурлиновский механико- технологический колледж»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

 «Мы- разные, но  мы вместе!»

Автор: Ковалева Елена Павловна,

классный руководитель КС- 21 группы.

Бутурлиновка 2016 г.

Пояснительная записка

Опыт показывает, что педагогические задачи успешно решаются лишь при органическом сочетании учебно - воспитательной работы с целенаправленным воздействием на студента во внеурочное время.

Практика свидетельствует: чем разнообразнее по форме и богаче по содержанию жизнь студентов в колледже, тем успешнее развиваются их творческие способности, раскрываются сильные стороны личности молодых людей, растет их интерес к знаниям, тем самым плодотворнее протекает процесс обучения и воспитания. В целях улучшения взаимоотношений между студентами важно затрагивать вопросы, касающиеся толерантности.

Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда, во все времена, история человечества помнит разноцветные полосы взаимоотношений между людьми.

И наше время не является исключением. Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Потому что уважение между студентами разных национальностей, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем - вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.

Толерантность - это важнейшая составляющая поликультурного воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение воспитанников.

Представленные в данной разработке материалы состоят из мультимедиа презентации ("Мы- разные, но мы вместе"), подробного сценария и приложений к классному часу. Мероприятие разработано для  обучающихся колледжа 1-2 курсов с целью воспитания толерантного отношения между собой и людьми их окружающими, формирования  таких качеств как доброта, отзывчивость, сочувствие, взаимопонимание.

Основные цели классного часа (воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; воспитание интернационализма, коммуникативной культуры общения и взаимопонимания) будут способствовать успешной социализации личности студента в дальнейшем, а также развивать терпимость к различиям между людьми.

Данная разработка может представлять интерес для воспитателей и классных руководителей в воспитании толерантности у подрастающего поколения.

Методические рекомендации

Методика подготовки и проведения внеклассного мероприятия в системе СПО прежде всего предполагает определение его содержания, которое в свою очередь зависит от целей и задач, возрастных особенностей подростков, их опыта.

Практика показывает, что наиболее эффективными и интересными для студентов являются приемы и элементы методики коллективной творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого подростка.

В период завершения подготовки мероприятия педагог окончательно определяет его структуру (план).

Назначение вступительной части - мобилизовать внимание студентов, обеспечить серьезное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека вообще и молодежи в частности. Время вступительной части ограничено до 5-7 минут. Разговор можно начать с проблемной ситуации или с примеров, побуждающих к раздумьям.

Назначение основной части определяется воспитательными задачами классного часа, функциями или формой проведения. Здесь рассматривается основное содержание проблемы.

В заключительной части важно создать у всех студентов чувство удовлетворения от состоявшегося разговора, возбудить у старших подростков желание внести изменения в свое поведение, в жизнь учебной группы в стенах СПО. Заключительная часть может быть большей по времени, если разговор перешел в русло практических дел. Она не должна длиться слишком долго, чтобы не затмить впечатления от основного содержания.

План внеклассного мероприятия

Тема. «Мы- разные, но  мы вместе!»

Цель: расширить знания студентов о понятии “толерантность”, познакомить с основными чертами толерантной и интолерантной личности;

Задачи:

образовательные

  • актуализация знаний студентов о понятии «толерантность»;

развивающие

способствовать развитию:

  • внимания, памяти, творческого мышления;
  • уважительного отношения между студентами;
  • способности адекватно и полноценно познавать себя и других людей.

воспитательные

  • воспитание чувства коллективизма, сплочённости;
  • формирование ответственности за себя, активной жизненной позиции.

здоровьесберегающие

способствовать:

  • охране и укреплению физического и психического здоровья студентов;
  • созданию благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии.

Техническое и методическое обеспечение внеклассного мероприятия.

  • Мультимедийная установка.
  • Презентационный материал.

Форма проведения: классный час.

Предварительная работа: студентам заранее сообщается тема данного мероприятия, группа делится на подгруппы. Каждой подгруппе дается задание представить ту или иную национальность: краткую историю, национальный костюм, блюдо.


Ход внеклассного мероприятия

 (Слайд 1) Мы-разные, но мы вместе!

(Слайд2)

«Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности. Такой человек не только счастлив и эмоционально уравновешен, но он, к тому же, крепче здоровьем и меньше подвержен болезням. У него сильная воля, хороший аппетит, и ему легче заснуть, ведь совесть его чиста»                                                                                                      (Далай-Лама XIV)

Вступительная часть:

Кл. рук :  Добрый день! Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность». А что оно означает? (Выслушать мнение воспитанников).

Основная часть:

Студент1.( Слайд 3) (Слайд4)

Толерантность, что это такое,

Если спросит кто- ни будь меня        

Я отвечу- это всё земное,

То, на чём стоит планета вся.

Толерантность – это люди света, разных наций, веры и судьбы.

Открывают что-то, где-то.

Радуются вместе,

Нет нужды опасаться, что тебя обидят.

Люди цвета крови не твоей.

Опасаться, что тебя унизят.

Люди на родной земле твоей.

Ведь планета наша дорогая, любит всех нас белых и цветных

Будем жить друг друга уважая.

Толерантность – слово для живых.

Студент 2.( Слайд5)

«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, демократии и правопорядка…»

(Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года)

Толерантность – это добродетель, которая делает возможным постижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

Студент1.( Слайд6)

 Понимание толерантности в разных языках неоднозначно:

В английском – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь».

Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических и религиозных взглядов».

В испанском оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

 В китайском языке быть толерантным - значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».

В арабском языке толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, снисходительность, благосклонность, терпение, расположенность к другим».

В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».

В русском – способность терпеть что- то или кого–то (быть выдержанным, стойким, уметь мириться с существованием  чего – либо или кого – либо).

Кл. рук.: Игра «Поднимите руку , у кого...».

-русый цвет волос;

– родился зимой;

– в имени есть буква А;

- карие глаза;

– любит мороженое ;

- чья фамилия заканчивается на –ов;

- читал «Приключения Буратино»;

Кл. рук.(Слайд7) И действительно: «Мы- разные, в этом наше богатство, Мы- вместе, в этом наша сила!» Каждый из нас неповторим и значим. Все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений.
А теперь я приведу один известный пример. Речь идет о немецком плакате, формирующем повседневную толерантность. Он был создан в конце 60-х годов, во Франкфурте-на-Майне и публикуется сегодня в немецких школьных учебниках, представлен в музейных витринах и на уличных рекламных тумбах.
Простой и динамичный ритм плаката, его очевидная связь с повседневной толерантностью, ссылки на повседневность – сделали его необыкновенно популярным.
Он нравится интеллектуалам и молодежи, он убедителен для людей разных возрастов.

В нем есть открытое просветительство и скрытая ирония. Его создавали философы, культурологи и активисты университетских молодежных движений 1968 года.

Студент2. Что же собой представляет этот плакат?( слайд 8)
Это всего семь строчек, написанных как бы от руки:
 

Твой Иисус – еврей.
Твой автомобиль – японский.
Твой кофе – бразильский.
Твои цифры – арабские.
Твои буквы – латинские.
Твоя демократия – греческая.
Твой сосед после этого всего - лишь иностранец?

Студент1.Концепция плаката ясна: человек всегда пользуется культурными достижениями, опытом других наций , повседневными трудами других народов (кофе выращивают в одной стране, отпуск  проводят в других странах), символ веры, Иисус  Христос был рожден другим народом. Можно ли при этом смотреть свысока на иностранцев, людей других национальностей?! Что необходимо человеку в эпоху глобализации? Конечно, толерантность.

Кл. рук.  Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый  окружающими.  Толерантность считается  признаком  высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. А сейчас мне хотелось бы поговорить о вечном, о любви.

Студент2.  Сказка о любви 

 (Звучит музыка, рассказывается сказка.)

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. (слайд 9 )

Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику: 

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет..

.

Студент1. Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник,

одну зовут Радость (слайд 10)

другую - Удача (слайд11 )

третью – Красота (слайд 12)

четвертую - Печаль (слайд 13)

пятую - Доброта  (слайд 14)

Студент2.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать...

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

Кл. рук.- А кого выбрали бы вы? Почему? (Ответы)

(Звучит музыка и продолжение сказки.)

Студент2. Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Кл. рук.  Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)

Студент1.(слайд 15)

Пусть этот день начнётся с доброты 
и с чьей-то удивительной улыбки. 
Кому-то, кто-то принесет цветы, 
Или пришлет записку на открытке. 
А кто-то приготовит крепкий чай, 
добавив пару ломтиков лимона 
и скажет «Больше не скучай… 
Когда ты так грустишь, мне тоже плохо. 
А кто-то поцелует нежно в лоб, 
обнимет крепко хрупкие ладошки 
и растворит ноябрьский озноб 
в мечтах и в нежности, и в счастье понемножку. 
Пусть этот день начнётся с теплых глаз 
и, расцветая радостью на сердце, 
Пусть кто-то улыбнется вам сейчас 
улыбкой, помогая вам согреться.

Студент2.

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым? Как считаете вы?(Выслушать ответы). Обратимся к таблице.(слайд 16)

Рисунок3

(обсуждение с воспитанниками информации об основных чертах личности)

Студент1.Терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо отличий. 

Кл. рук. В процессе подготовки к этому мероприятию наша группа была разбита на части, которым было дано домашнее задание представить свою национальность. Группы, которые сегодня выйдут на сцену, расскажут о народах, которые живут с нами, бок о бок на территории России, а студенты учатся именно в нашем колледже. Они поведают нам об их образе жизни, истории, обычаях, даже угостят вкусными блюдами, которые в конце праздника могут попробовать за «столом дружбы» все желающие.

Студент2. Первыми мы приглашаем на сцену УКРАИНЦЕВ!
Студент1..Теперь свою национальность представят ДАРГИНЦЫ!

Студент2.Слово берут нация мира-ЦЫГАНЕ!

Студент1. А сейчас мы узнаем больше о ТУРКАХ-МЕСХЕТИНЦАХ!

Кл.рук. А теперь подведем итоги нашего мероприятия:

Какие самые важные качества человека можно объединить под одним понятием ТОЛЕРАНТНОСТЬ?(Выслушать ответы)

Студент1.(Слайды86-89) Добродетель, взаимоуважение, способность принимать человека таким, какой он есть, помощь нуждающимся.

Кл.рук. Толерантные дети- это наше будущее!(слайд90)  Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что наше мероприятие оставило  глубокий след в душе каждого, помогло нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир.
Пусть каждый из вас, пусть наша группа, наш колледж, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.

      Закончить мероприятие  хочется словами известного драматурга Бернарда Шоу:

(Слайд1 )  «Теперь, когда мы научились летать по  воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле,  как люди.» 

Так давайте  же будем людьми , по отношению друг к другу!

А теперь все приглашаются за наш круглый «стол дружбы» отведать такие разные, но одинаково вкусные национальные блюда. Приятного аппетита!

Используемая литература:

 1. Рожков, М. И. Воспитание толерантности у школьников : учеб.-метод. пособие / М. И. Рожков, Л. В. Бойбородова, М. А. Ковальчук. – Ярославль : Академия развития : Академия Холдинг, 2003. – 192 с.

2. Классный руководитель №4 2006 год, Г.А. Абозина, Ростовская область, классный час для старшеклассников “Толерантность”.

3. Классный руководитель №4 2008 год “Воспитание толерантности”.

4. Педагогический вестник, 2008 год, С.Брунько, “Будь толерантен – попросту терпим”.

5. Управление школой. №18 2010 год, Е.Федоренко, «Эмоциональная компетентность педагога: почувствовать личность ученика, а не увидеть представителя национальности»