Химия элементов. Элементы IVA группы
методическая разработка на тему

Карапетян Алина Саядовна

Семинарское занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_seminarskogo_zanyatiya_5.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО  ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ  КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Рассмотрен на заседании

ЦМК химических дисциплин

Протокол № ______

от "___"_________ 2015 г.

Председатель ЦМК: _______________________

                                   Галузина Т.А.

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по учебной работе

 _______________

Л.А. Назарова

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Семинар №5

Химия элементов. Элементы IА -  IIIА группы.

  Специальности: 

34.02.01 «Сестринское дело»

31.02.03 «Лабораторная диагностика»

31.02.02. «Акушерское дело»

                                                                                                                                                                   Курс: 1

                                                                                               Преподаватель: Карапетян А.С.

Калуга, 2016

Методическая разработка семинарского занятия №5

Тема: Химия элементов. Элементы IА -  IIIА группы

Тип занятия – обучающий семинар

Цели:

Образовательная: повторить и углубить знания студентов о щелочных, щелочно-земельных металлах, алюминии их нахождении в природе, способах получения, физических и химических свойствах, применении и биологическом значении.

Развивающая: развитие критического мышления, самостоятельности, способности к рефлексии, общеучебных умений, наблюдательности.

Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, правильной само- и взаимооценки и чувства ответственности, коммуникативности и умения работать в команде.

Планируемые результаты.

личностные: 

химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;

готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;

умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

метапредметные: 

  1. использование различных видов познавательной деятельности и основных − интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи,
  2. применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
  3. использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;

предметных: 

  1. уверенное пользование химической терминологией и символикой; владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
  2. умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
  3. сформированность умения владение правилами техники безопасности при использовании химических         − веществ;
  4. сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.

Методы

  1. Рассказ
  2. Демонстрация
  3. Практические методы обучения (химический эксперимент)
  4. Работа в парах, группе.

Используемые педагогические технологии

-технология развития критического мышления

-развивающее обучение;

-здоровьесберегающие технологии

Формы учебной деятельности

Фронтальная

Работа в парах

Работа в группах

Индивидуальная

Средства обучения, оборудование

Лабораторное оборудование

Основные понятия и термины

  1. Щелочные и щелочно-земельные металлы
  2. Атом. Элемент
  3. Электроотрицательность
  4. Степень окисления
  5. Окислитель
  6. Восстановитель
  7. Валентность
  8. Химическая связь
  9. Ковалентная неполярная связь

План-конспект занятия

Организационный момент.

1. Определение потребностей и мотивация. 

Преподаватель предлагает занимательную информацию прием « знаете  ли вы»

  1. что содержание натрия в организме человека  при весе приблизительно 70 кг  составляет 100 г
  2. что физиологический раствор – это 0,4 % раствор хлорида натрия
  3. что йоны калия замедляют работу сердца.
  4. без йонов кальция не сможет сокращатся сердце и свертываться кровь
  5. что дефицит кальция вызывает заболевание рахит. В организме человека приблизительно 1 кг кальция
  6. без пероксида натрия используется для регенирации воздуха в подводных кораблях и в космосе.

Загадка: он же корунд, он же рубин, он же сапфир. (образуется на поверхности алюминевых изделий.

Преподаватель: Итак, тема сегодняшнего занятия Элементы I – III группы главной подгруппы. В результате создания информационного запроса учащиеся самостоятельно определяют цели и задачи занятия.

Преподаватель: Давайте определим его цели и задачи.

Мотивация. Преподаватель: Скажите, почему без пероксида натрия соединения невозможна жизнь в подводных лодках и космических кораблях?

В ходе обсуждения студенты формулируют цели занятия.

2. Стадия вызова

В ходе подготовки к  семинарскому занятию студенты заполняют таблицу. Прием «Бортовой журнал»

Доска делится на три части. Вызываются три студента и случайным выбором достают варианты заданий.

Разбивка на кластеры очень проста и легко запоминается:

1. Необходимо написать ключевое слово в середине  доски.

2. Далее записывают слова, которые приходят на ум в связи с данной темой.

3. По мере того как возникают идеи необходимо устанавливать связи между ними.

Задание по вариантам:

  1. вариант составьте кластер - щелочные металлы  (признаки - положение ПСХЭ, строение атома, электронная формула, степень окисления, высший оксид и высший гидроксид)
  2. вариант составьте кластер – щелочно-земельные металлы (кальций, барий, стронций)  (признаки - положение ПСХЭ, строение атома, электронная формула, степень окисления, высший оксид и высший гидроксид)
  3. вариант составьте кластер - алюминий  (признаки - положение ПСХЭ, строение атома, электронная формула, степень окисления, высший оксид и высший гидроксид)

На выполнение задания дается 10 мин.

В это время остальные студенты должны составить синквейн щелочи (в парах)

Правила написания синквэйна:

В первой строчке тема называется одним словом (существительным).

Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных).

Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами.

Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

Синоним из одного слова, который повторят суть темы.

Синквэйны являются быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации.

Например,

  1. Соляная кислота (Хлороводород)
  2. Сильная, одноосновная, бесцветная, летучая (дымит)
  3. Нейтрализует, восстанавливает, диссоциирует
  4. Основной реагент химической промышленности
  5. Галогеноводород.

После выполнения задания вызывается эксперт, который проверяет и оценивает работу студентов у доски.

3. Стадия осмысления

Задание 1. Прием «сводная таблица»

 

Признак

Na

Ca

Al

Нахождение в природе

Способ получения

Взаимодействие с О2

Взаимодействие с Cl2

Взаимодействие с Н2О

Взаимодействие с HCl

Задание 2.

Составить и решить генетические ряды для натрия, кальция и алюминия.

Пример:  Na →  Na2O2   →Na2O  → NaOH  →Na2CO3

Задание 3.

Химический эксперимент: Как при помощи трех реактивов  Аl2(SO4)3, NaOH, HCl получить и доказать амфотерные свойства гидроксида алюминия?

Напишите последовательность решения задачи, проделайте эксперимент и оформите результаты работы в виде

прием «Лист решения проблем»

Проблема

Что есть для решения

Чего не хватает

Решение

Получить Al(OH)3

Аl2(SO4)3, NaOH

Алгоритма решения

Аl2(SO4)3 +6NaOH =

2Al(OH)3 ↓+ 3Na2SO4

Доказать амфотерные свойства Al(OH)3

Al(OH)3

Алгоритма решения

Разделить осадок на две пробирки. К первой пробирке добавить NaOH, а к другой HCl до исчезновения осадка.

Написать уравнения реакций

Амфотерность – двойственность свойств.

Алгоритма решения

Al(OH)3 + HCl →…

Al(OH)3 + NaOH →…

4. Стадия рефлексии

Состабить благодарственное письмо:

1 вариант. Натрий и калий и их соединения

2 вариант. Алюминий и его соединения.

5. Подведение итогов.

Преподаватель оцениваем работу студентов. Выставляет оценки.

 

6. Домашнее задание.

Подготовиться к семинару №6.

 Литература

  1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. и др. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
  2. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод. пособие. — М., 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по естествознанию (раздел Химия с элементами экология)

Методическое пособие  по естествознанию (раздел «Химия с элементами  экологии») для специальности 101101 Гостиничный сервис           Пособи...

Методическое пособие по естествознанию (раздел Химия с элементами экология)

Методическое пособие  по естествознанию (раздел «Химия с элементами  экологии») для специальности 101101 Гостиничный сервис           Пособи...

Контрольная работа по разделу "Химия с элементами экологии"

Материал содержит пояснительную записку, критерии оценивания, анализ результатов выполнения контрольной работы по разделу "Химия с элементами экологии" учебной дисциплины "Естествознание" для специаль...

«Внутриаптечный контроль лекарственных форм» , «Контроль качества неорганических лекарственных средств элементов VII группы периодической системы химических элементов им.Д.И.Менделеева»

Аннотацияна методическую разработку лекции«Внутриаптечный контроль лекарственных форм», «Контроль качества неорганических лекарственных средств элементов VII группы периодической сис...

« D - ЭЛЕМЕНТЫ. ПОБОЧНАЯ ПОДГРУППА VII ГРУППЫ. СОЕДИНЕНИЯ МАРГАНЦА». «D-ЭЛЕМЕНТЫ. ПОБОЧНАЯ ПОДГРУППА VIII ГРУППЫ. СОЕДИНЕНИЯ ЖЕЛЕЗА»

Лекция по учебной дисципдине "Общая и неорганическая химия" для студентов фармацевтических колледжей...

Методическая разработка урока по химии на тему: Применение элементов профессиональных компетенций на уроках химии

методическая разработка содержит основную часть, практическую часть, технологическую карту урока по химии...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Характеристика элементов по их положению в Периодической системе» учебной дисциплины ОП. 08. Общая и неорганическая химия

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.Характеристика элементов по их положению в Периодической...