ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
статья по теме

Борзова Любовь Викторовна

В статье рассматриваются возможности рганизации научно-исследовательской работы студентов через их участие в предметных олимпиадах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borzova_lyubov_viktorovna.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ  КОЛЛЕДЖА  

Л.В. БОРЗОВА

Филиал ГПОУ «Саратовский областной колледж искусств» в г. Балашове

muz_balashov@mail.ru

Современные требования к специалистам обуславливают особую важность воспитания у студентов стойкого познавательного интереса, развития аналитического и творческого мышления, являющихся неотъемлемыми характеристиками гармонически и всесторонне развитой личности.

Цели современного среднего профессионального  образования все более связываются с развитием профессионально-личностных качеств выпускника, формированием его профессиональной компетенции; результатом образования становится готовность человека к эффективному выполнению основных производственных функций.

Применение интегрированных способов дидактического воздействия, направленных на гармоническое формирование специалиста среднего звена  на основе синтеза теории и практики, является основной обучения. Немаловажную роль при этом играет эффективность усвоения знаний из области психологии и педагогики, как в учебное, так и во внеурочное время.

Одним из средств активизации творческого потенциала студентов, служащим «стимулом для личностного и профессионального роста, осознания себя в профессии и умения найти свое место в жизни», является их участие в олимпиадах по педагогике [5].

Студенты филиала Саратовского филиала колледжа искусств регулярно принимают участие в областных олимпиадах по педагогике, проводимых Вольским педагогическим колледжем им. Ф.И. Панферова. Конкурсные задания олимпиад включают в себя как вопросы, ориентированные на усвоение теоретических знаний по предмету, так и творческие задания. Так, например, участнику олимпиады в 2015 году предлагалось написать краткое суждение о том, чем является педагогика – наукой или искусством? [1]. Критериями оценки были определены аргументированность и самостоятельность суждений; умение в краткой форме представить свои мысли по данному вопросу.  

Приведем пример конкурсной работы Объедковой  Дарьи, студентки 4 курса, занявшей 1 место в олимпиаде 2015 года [2] (сейчас – студентка Самарского государственного института культуры):

«Чем является педагогика: наукой или искусством? Чтобы разобраться в этом вопросе, для начала выясним, что собой представляют данные понятия. «Педагогика» от древнегреческого – это искусство воспитания. «Искусство» от церковнославянского – это опыт, проба. Эти два понятия очень тесно переплетаются и очень схожи. Ведь быть педагогом – это значит обладать чрезвычайным мастерством в разных сферах жизни, а высокий уровень мастерства – это и есть искусство.

Не умаляя значения науки, я считаю, что педагогика, в большей степени, – искусство. Чтобы доказать это, давайте сравним эти два понятия: педагогику как науку и педагогику как искусство. Наука – это процесс, призывающий к изучению, анализу, систематизации знаний; процесс, для постижения которого нужно учиться, иначе его не постигнешь. А искусство можно перенять, как например, воспитание внутри семьи, где родители, не изучая никаких наук, воспитывают и обучают своих детей, переняв, в свое время, опыт у своих родителей. Как художник создает свои неповторимые картины, вкладывая в них всего себя без остатка, так и педагог, обучая и воспитывая ребенка, ваяет из него совершенно неповторимую личность, передавая свой, годами накопленный опыт.  Недаром говорят: «Талантливый педагог – талантливые дети». Ведь каким развитым и разносторонним будет учитель, таким будут и его воспитанники. А умение воспитать самого себя – это талант. Таким образом, можно с полной уверенностью заявить, что педагогика – это полностью творческий процесс, с индивидуальным сценарием для каждого ребенка, который невозможно заранее выучить или предугадать».

Обвинцева Василиса, студентка 4 курса, занявшая 2-ое место в олимпиаде 2015 года [2] (ныне студентка Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова), в своей конкурсной работе пишет: «Когда я прочитала этот вопрос, то поняла, что раньше никогда об этом не задумывалась. Немного порассуждав, я пришла к мнению, что педагогика вмещает в себя и искусство, и науку. Ведь одно без другого не существует. Как писал Л.Н. Толстой: «Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как легкие и сердце, так что если один орган извращен, то и другой не может правильно действовать»[4]. Также и с педагогикой. Если ее рассматривать только с научной стороны, тщательно изучать все книги и публикации великих ученых, то мы забудем о самом главном, о том, ради кого все это делается. Мы забудем о детях.

Педагог, несомненно, должен изучить как можно больше научной литературы, но это не даст гарантии тому, что он будет обладать умением общаться с детьми. Ведь им с самого раннего возраста неинтересны научные мнения, им нужны игры, общение, открытия, танцы, музыка. Они познают мир. А ведь это и есть искусство.

Полностью погружаться в искусство тоже не следует. Должна быть та основа, которая будет контролировать весь процесс обучения, держать в рамках. Педагоги не должны забывать, что выполняют самую важную роль.  Они воспитывают, прививают вкусы, дают раскрыться ребенку. Ведь это так важно для каждого. Для ребенка на какой-то промежуток времени педагог становится авторитетом. Этот отрезок времени ответственен для педагога. Ведь ребенок – это сосуд, который наполняется всем, что видит, и очень  важно, чтобы наполнялся хорошим, добрым».

Завершая работу, студентка прибегает к такому сравнению: «если бы я была художником, то слово «педагогика» изобразила бы в виде дерева. Наука – это ствол, а листочки – это искусство. Мы все же опираемся на мысли и взгляды ученых, но без украшения и творчества обойтись нельзя», и  заканчивает свое суждение словами российского публициста, педагога и философа С.Л. Соловейчика: «Воспитание и обучение детей – это искусство, одно из сложнейших человеческих искусств. А педагогика – наука об искусстве воспитания и обучения детей, стопроцентная наука и стопроцентное искусство»[3].

Участие студентов в конкурсных испытаниях подобного рода способствует развитию их творческого мышления, учит работать с научной литературой, стимулирует интерес к изучаемому предмету, к дальнейшему профессиональному обучению.

Литература

  1. Дистанционная областная олимпиада по педагогике и психологии [Электронный ресурс] Режим доступа http://vpkvolsk.ucoz.ru/news/distancionnaja_oblastnaja_olimpiada_po_pedagogike_i_psikhologii/2015-12-30-257(дата обращения: 13.02.17)
  2. Отчет о проведении областной олимпиады по педагогике и психологии [Электронный ресурс] Режим доступа https://drive.google.com/file/d/0B9uutDxICy_UNHpUXzVJLW5SODA/view (дата обращения: 13.02.17)
  3. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. – М.: Детская литература, 1987.–  365 с.
  4. Толстой Л.Н. Вопросы философии и психологии. Собрание сочинений в 22-х томах. – М.: Художественная литература, 1983.–т.15.
  5. Тулькибаева Н.Н. Подготовка студентов к организации и проведению педагогических олимпиад. – Челябинск: Цицеро, 2011. –126 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация научно-исследовательской деятельности студентов СПО как способ становления конкурентоспособного специалиста

Представлена методика организации научно-исследовательской деятельности студентов СПО как способ становления конкурентноспособного специалиста...

методика организации научно-исследовательской работы студентов по дисциплине "Финансы, денежное обращение, кредит"

В методической разработке раскрываются принципы, методы организациии исследовательской работы студентов с учетом специфики учебной дисциплины...

Статья на тему: Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов

Рассматриваются некоторые вопросы организации научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов: содержание, направления и ...

Тезисы к конференции. Организация научно-исследовательской деятельности студентов при написании курсовых и ВКР терапевтической направленности. С.Я. Лущай, Г.А. Максимова, Л.С. Марач

Тезисы были подготовлены для Всероссийской научно-практической конференции"Инновационные направления развития среднего медицинского образования"г.Тюмень, декабрь 2016 г....

Опыт организации научно-исследовательской работы студентов медицинского колледжа.

В презентации представлен опыт организации научно-исследовательской работы студентов медицинского колледжа на примере П(Ц)К № 1 Сестринское дело....

Опыт организации научно-исследовательской работы студентов в рамках технологических дисциплин

Опыт организации научно-исследовательской работы студентов в рамках технологических дисциплин Российскому обществу для его поступательного развития необходимы одаренные люди, но, к сожалению, дал...

Тема выступления: "Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС"

-актуальность,-противоречия и затруднения для педагогов в организации научно-исследовательской деятельности,-основные направления научно-исследовательской деятельности обучающихся....