Открытое занятие по декоративно-прикладному творчеству «Изготовление шубки для зайчика».
план-конспект занятия на тему

Виноградова Наталья Константиновна

Занятие «Изготовление игрушки зайчик» входит в дополнительную образовательную программу «Мягкая игрушка», блок « Изготовление комбинированного изделия из ткани», группа  третьего  года обучения. Возраст обучающихся8-9лет. Вид занятия: занятие в мастерской. Данное занятие способствует закреплению полученных знаний, умений и навыков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытое занятие 42.49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ВАХТАНСКИЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР

Открытое занятие по декоративно-прикладному творчеству

«Изготовление шубки для зайчика».

Автор:

Виноградова Наталья Константиновна

Педагог дополнительного образования

1 квалификационная категория

Р.п. Вахтан, 2014г

План – конспект учебного занятия  

 Занятие «Изготовление игрушки зайчик» входит в дополнительную образовательную программу «Мягкая игрушка», блок « Изготовление комбинированного изделия из ткани», группа  третьего  года обучения. Возраст обучающихся8-9лет. Вид занятия: занятие в мастерской. Данное занятие способствует закреплению полученных знаний, умений и навыков. Повторение и расширение знаний о технологии изготовления мягкой игрушки  идет через устный опрос и практическую работу. Для повышения активности детей, эмоционального настроя использованы элементы сказки и игры, литературно-музыкальная пауза.

Конспект занятия в творческой мастерской дает возможность использования нетрадиционных форм проведения занятий с применением информационных технологий - сопровождается  электронной презентацией, которая способствует лучшему усвоению материала.

Ожидаемый результат:

- закрепление полученных знаний, умений и навыков;

 - изготовление игрушки «Зайчик».

- расширение кругозора в области знаний о жизни лесных обитателей родного  края.

Методические рекомендации по подготовке к занятию: 

- для педагогов: изучение с детьми литературы о животном мире нашего края.

Блок «Изготовление комбинированного изделия из ткани »                   3год обучения

Конспект учебного занятия

Вид занятия: занятие в мастерской

Тема занятия: «Изготовление шубки для зайчика»

Цель: Применение  и закрепление  полученных знаний, умений и навыков при  изготовлении мягкой игрушки.

Задачи:    

Обучающие:

- закрепить полученные знания, умения и навыки раскроя и   пошива игрушек;

Воспитательные:

-воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;

-воспитывать соблюдение правил ТБ;

-формировать самостоятельность.

Развивающие

- развивать воображение;

-развивать познавательный интерес.

Результаты учебной деятельности:

Личностные УУД:

- определять мотивы и смысл своей деятельности;

- развивать эстетическое сознание через творческую деятельность;

- высказывать свою позицию, предлагать свои способы решения;

- осуществлять выбор способов реализации собственного замысла;

- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;

Познавательные УУД:

- искать и отбирать информацию из различных источников: книги, журналы, интернет – ресурсы и другие базы данных;

- умение определять логическую последовательность действий и следовать ей в своей деятельности;

Регулятивные УУД:

- постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;

- осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;

- осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

- взаимодействовать с педагогом и учащимися;

- слушать и слышать других, уважать чужое мнение;

- формулировать свои мысли с учетом имеющегося опыта;

- умение договариваться и работать в коллективе.

Предметные УУД:

- знать о видах и особенностях декоративно - прикладного искусства;

- приобретать опыт нахождения и сохранения информации;

- называть виды и назначение материалов, инструментов, применяемых в технологических процессах создания изделий декоративно - прикладного искусства;

Методы проведения:

Наглядные – знакомство с иллюстративным материалом, образцом выполняемого изделия.

Словесные  - беседа, рассказ.

Практические – закрепление теоретических знаний. Показ выполнения определённых операций и их последовательность.

Аналитические – наблюдение, сравнение, самоанализ.

Игровые

Материалы и оборудование

Для педагога:

-  ноутбук;

- иллюстративный материал.

Наглядные пособия:

– зайчик и лиса – мягкие игрушки; образцы работ,  мастер-класс (электронный вариант), образцы (электронная презентация)

Для обучающихся:

- инструменты:  ножницы, клей-карандаш, иглы, нитки, ткань белого цвета

– детали глазок и мордочки для зайчиков;

План занятия

Название этапа занятия

время

1. * Организационный этап: приветствие(проведение игры-разминки “КАК ЖИВЕШЬ”)

3 минуты

2.* Повторение полученных  на прошлых занятиях знаний:

– Изготовление деталей для фигурки “зайчик”

- раскрой, сшивание и сборка игрушки

     * Постановка цели и задач занятия:

 Вводная беседа:

– литературно-музыкальная пауза

– Беседа с персонажами

*Объяснение нового материала:

- сшивание деталей шубки для зайчика обметочным швом

*Физкультминутка

12 минут  

3. Практическая часть урока:

- сшивание деталей шубки для зайчика обметочным швом,

- оформление  готового изделия по собственному замыслу

                              23 минуты

4. Подведение итогов занятия, просмотр

работ, обсуждение, рефлексия.                            

7 минут

Ход занятия

1 .Организационная часть.

Контроль посещаемости,  проверка готовности к занятию.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы сегодня пришли, несмотря на хмурую погоду. У меня поэтому хорошее настроение. А у вас? Давайте поиграем в нашу любимую игру “Как живешь?” (каждое действие показывается соответствующим движением)

КАК ЖИВЕШЬ? Вот так!

 КАК ПЛЫВЕШЬ? Вот так!

 КАК БЕЖИШЬ? Вот так!

 ВДАЛЬ ГЛЯДИШЬ?Вот так!

 ЖДЕШЬ ОБЕД?Вот так!

 МАШЕШЬ ВСЛЕД?Вот так!

 НОЧЬЮ СПИШЬ?Вот так!

 А ШАЛИШЬ?Вот так!

Теперь вы тоже улыбаетесь, и можно начинать занятие.

2. *  Повторение  полученных знаний

На прошлом занятии мы выкроили наших зайчишек и сшили голову.  Давайте вспомним, как мы это делали?

Опрос по теме предыдущих занятий (с использованием  презентации):

- Какие виды ткани использовались для изготовления игрушки зайчик?

- Основные этапы раскроя изделия.

-Какие швы применялись при пошиве игрушки?

- Основные этапы сборки игрушки.

- Основные этапы оформления мордочки.

    *Постановка темы занятия.

Сегодня мы с вами начинаем путешествовать по зимней белой сказке.

Хотя, нет – разве можно отправляться в нее, когда еще не все готовы ее встречать?

Люди к зиме готовятся. Как? (ответы детей)

Птицы к зиме готовятся. Как? (ответы детей)

Да и звери в лесу готовятся к зиме.

А зима-то уже близко! (приметы зимы, ответы детей).

Что же сейчас творится в лесу? А вот что.

Загадка.

Комочек пуха,

 Длинное ухо.

 Прыгает ловко,

 Любит морковку.

Жил-был в лесу с мамой и папой серый зайчишка. Прыгал, резвился на поляне да забот не знал. Все ему в друзья годились – и березка, и клен, и куст малины.

Но однажды зайчишка выскочил на поляну и друзей своих не признал – у березки листочки пожелтели, у клена – покраснели. “Уж не заболели ли они?” – испугался зайчишка.

– Что с вами случилось? – спросил он.

– Осень пришла, – ответили они.

А вскоре и вовсе без листьев березка с кленом остались. Испугался зайчик больше прежнего. Побежал к маме Зайчихе.

– Ничего, не бойся. Зима приближается! Вот и за твою шубку вот-вот примется.

Ведь врагов у нас полным-полно. Но все равно мы, зайцы, живем – не тужим. Выручают нас нос, чуткие уши, быстрые ноги. Да еще Зима помогает – шубку нам белую одевает, с такой нас никто не заметит на снегу!

Сообщениетемы занятия:

Давайте поможем поскорей зайке сменить шубку летнюю на зимнюю, иначе случится беда – на белом снегу его быстро увидят охотники и хищные звери.

Объяснение новой темы:

Сегодня у нас очень ответственное занятие – мы будем сшивать шубку для наших зайчишек. Сейчас очень внимательно смотрите на меня и запоминайте. (педагог подробно объясняет технологию сшивания шубки зайца, используя презентацию): соединение деталей и сметывание их обметочным швом, выворачивание, обработка наружных швов, рекомендации к оформлению готового изделия.

Показ образца готового изделия.

Педагог:  Ребята, вам понравилась новая шубка зайчишки?  (Ответы детей). Давайте сошьем  нашим зайчикам такую же.. Вспомните, из каких деталей она состоит? (Ответы детей…). Назовите этапы изготовления шубки. (Ответы детей…) Какой шов будете использовать? (Ответы детей..)

Педагог: Молодцы, ребята, вы все хорошо запомнили и я уверена, что легко справитесь с заданием. А где наши помощники? Кто у нас помощники? (наши пальчики)

Пальчиковая игра “Здравствуй, пальчик”

Ну, вот, пальчики поразмялись  и начали играть.

Пальчиковая игра “Наши пальчики играют” (проснулись (растопырить пальчики)– потрудились (пальчики активно шевелятся)– заснули (пальчики сжались в кулачок)).

Пальчики у нас приготовились к работе. Но нам понадобятся еще и другие помощники – наши глазки. Ребята, зажмурьте глаза сильно-сильно, а теперь откройте их и посмотрите перед собой. Сделайте это упражнение несколько раз. Ну вот, теперь и глазки приготовились к работе. А сейчас встаньте и покачайтесь из стороны в сторону, как деревья в лесу. Молодцы, ребята.

Но перед тем как приступить к работе, давайте повторим правила техники безопасности использования колющих и режущих предметов.

  • Как передаем ножницы?
  • Где нужно хранить иголки?
  • Как поступаем со сломанной иголкой?
  • Можно вкалывать иголки в одежду?
  • Можно ходить с иголкой по кабинету?
  • Можно оторвать нитку руками?
  • Где должны находиться ножницы во время работы?

 Теперь можно приступать к работе. (Используется презентация «Мастер –класс по изготовлению шубки для зайчишки»).

 Практическая работа. 

  • Работа по сшиванию деталей (используем сметочный шов)
  • Обработка наружных швов.
  • Оформление изделия.
  • Во время работы индивидуальные консультации учащихся, показ практических действий по мере необходимости.

Заключительная часть

Игровой момент.

 Рассматриваем получившихся зайчиков. Вот их сколько! Да все белые, пушистые!

Зайка, зайка – весельчак!

 Прыгнул так и прыгнул сяк.

 В белой шубке, в белый снег –

 Раз! И спрятался от всех.

Давайте мы с зайчиком поиграем в игру “Разноцветные полянки” (4 полянки желтого, белого, зеленого, коричневого цветов, у детей в руках – силуэты зайцев белого цвета. Под веселую музыку зайцы прыгают на цветных полянках, на сигнал “лиса” – зайцы прячутся на ту полянку, где их не видно – на белую).Почему лиса не увидела зайцев? (ответы детей).

На лесной опушке

 Прыгают зайчишки. (дети прыгают под музыку)

 Прыгают, резвятся,

 Никого не боятся.

 Сели зайчики в кружок,

 Роют лапкой корешок. (Имитация движений по тексту)

 Ушками шевелят, да морковочкой хрустят (Хрум-хрум-хрум…)

 Вот идет Лисичка-

 Серая сестричка. (Дети прячутся в “домик” из рук)

 Походила, посмотрела, Зайцев нет… и ушла…

 Снова на опушке

 Прыгают зайчишки,

 Прыгают, резвятся,

Вообщем  веселятся

 Сели зайчики в кружок,

 Роют лапкой корешок. (Имитация движений по тексту)

 Ушками шевелят, да морковочкой хрустят (Хрум-хрум-хрум…)

Анализ работ. Рефлексия. Подведение итогов. Что нового узнали?  Вам было интересно?  Какие возникли трудности во время практической работы?

Список литературы:

Давыдов В.В., Слободчиков  В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – 2002. – № 3-4.–14-19с.

Данилов М.А., Компов Б.П. Дидактика /Под общей ред. Б.П. Компова. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 2007. – 518с.

Данилов М.А. Умственное воспитание // Сов. Педагогика. – 2004. – № 12. – 70-86с.

Долженко Г. “100 оригами”. Ярославль, 2000.

Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: НИИОПП, 2006. – 27,48с.

Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей  лепке, аппликации в игре. М., “ВЛАДОС”, 2004.

Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – М., 2007. – 152с.

Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся. – М.: Просвещение, 2008. – 288с.

Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.: Педагогика, 2001. – 200с.

Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М., 2007. –151, 198с.

Рузина М.С. Афонькин С.Ю. “Страна пальчиковых игр” СПб “Дельта” 1997.

И. Агапова, М. Давыдова, "Мягкая игрушка своими руками". Москва,                         Айрис - пресс, 2003г.

Н. Белова "Мягкая игрушка. Весёлая компания". Санкт - Петербург, 2003г.

http://www.it-n.ru. – Сеть творческих учителей.

 http://www.ug.ru. – Сайт Учительской газеты.

 

 

1.Аннотация на образовательную программу, в рамках которой проводится данное учебное занятие

Данное открытое занятие входит в учебно – тематический план  третьего    года обучения реализуемой образовательной программы «Мягкая игрушка».

Дополнительно – образовательная программа направлена на реализацию творческого потенциала обучающихся . Процесс обучения по изготовлению мягкой игрушки строится по принципу обучения от простого к сложному, что дает возможность детям легче и быстрее усвоить материал и найти свой стиль в изготовлении игрушек.

2.Психолого – педагогическая характеристика группы детей, с которыми педагог планирует проводить данное учебное занятие

Данная группа сформирована в 2011 учебном    году.В группе обучается 14 детей 8-9 лет: 12 девочек и 2  мальчика. Это дети с разным творческим потенциалом, различными трудовыми умениями и навыками, разные по возрасту и характеру.  

 В течение учебного года обучающиеся развивают свои способности, используя приобретенные умения и навыки, и к концу учебного года создают более сложные по технике выполнения изделия.

3.Характеристика оборудования учебного занятия: средства обучения, наглядные пособия, технические средства и др.

На  занятии  использовано следующее оборудование:

Для педагога:

-  ноутбук;

- иллюстративный материал.

Наглядные пособия:

– зайчик и лиса – мягкие игрушки; образцы работ,  мастер-класс (электронный вариант), образцы (электронная презентация)

Для обучающихся:

- инструменты:  ножницы, клей, нитки, иголки, ткань белого цвета  – детали глазок и мордочки для зайчиков.

4.Тема учебного занятия в учебной программе

Изготовление шубки для игрушки "Зайчик", оформление готового изделия.

5.Место проектируемого учебного занятия в учебном курсе

Изготовление шубки для игрушки "Зайчик", оформление готового изделия это 11 занятие  по теме «Изготовление комбинированных изделий из ткани» дополнительной образовательной программы «Мягкая игрушка» третьего года обучения.

6.Сложность занятия вообще и конкретно для данной группы

Для педагога: наиболее важным в ходе занятия является создание ситуации успеха для каждого учащегося, умение педагога приходить на помощь обучающимся в момент осмысления поставленных задач, рассмотрения проблемы с различных позиций, выработки своего восприятия и понимания;

Для детей: не все дети усваивают материал быстро: одни сразу проявляют творческую фантазию и мышление, другие остаются лишь исполнителями и, только накопив определенные умения и навыки, наблюдая за работой  друзей и педагога, начинают применять свои силы.

- Сложность данного занятия так же  связана со спецификой материала (сыпучесть)

7.Тип учебного занятия

Изучение и усвоение нового материала.

закрепление  полученных знаний, умений и навыков при  изготовлении мягкой игрушки.

8.Цель

Задачи:

Цель: Применение  и закрепление  полученных знаний, умений и навыков при  изготовлении мягкой игрушки.

Задачи:    

Обучающие:

- закрепить полученные знания, умения и навыки раскроя и   пошива игрушек;

Воспитательные:

-воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;

-воспитывать соблюдение правил ТБ;

-формировать самостоятельность.

Развивающие

- развивать воображение;

-развивать познавательный интерес.

9.Методы обучения

Объяснительно -  иллюстративный:  рассказ, беседа – диалог, наглядная демонстрация приемов работы, игра.

Наглядный: образцы готовых изделий, выставка детских работ из дудника;

Практический: самостоятельная работа над изготовлением шубки для зайчика по заданному образцу, а так же на основе фантазии с использованием приобретенного опыта;

Игровой: игра – приветствие  (разминка) в начале занятия предназначена для снятия у детей напряжения, поднятия настроения, возбуждение фантазии.

Развивающий: загадки  на знание  фауны родного края, развивающая кругозор учащихся, развивающая  умения сравнивать, выделяя контрастные признаки, различия и некоторые сходства.

10.Форма организации учебного занятия

Индивидуальная деятельность по правилам, аналогичная, сходная с показанным образцом.

11.Хронометраж учебного занятия

1 Организационный этап              3 минуты

2 Вводный этап                               12минут                                  

3Основной этап                              23 минуты

4 Заключительный этап     10 минут

12Содержание учебного занятия:

Поэтапные цели учебного занятия:

Организационное начало учебного занятия.

Цели:

-психологический настрой учащихся на предстоящее занятие;

-обеспечение нормальной обстановки на занятии

Возможные действия педагогов и учащихся:

-взаимное приветствие педагога и обучающихся;

-проверка отсутствующих;

-проверка внешнего состояния помещения;

-проверка рабочих мест;

-организация внимания

13. Проверка знаний, полученных на предыдущем занятии

Вводная беседа

Повторение материала, изученного ранее

Цели:

-воспроизведение в памяти учащихся усвоенных знаний, умений и навыков;

-обеспечение понимания всеми учащимися материала данного занятия;

Устный опрос

- Беседа о признаках наступающей зимы

-повторение этапов технологии изготовления мягкой игрушки "Зайчик"

-определение возможных затруднений учащихся;

(обратить внимание обучающихся на сыпучесть ткани);

-корректирование материала с учетом реальных знаний, умений и навыков обучающихся

14.Изучение нового материала

Цели:

-усвоение фактов и основных идей;

-усвоение метода исследования изучаемого материала;

-овладение методикой воспроизведения изучаемого материала

"Вводная беседа"

Объяснение методов сборки шубки для зайчика:

- соединение деталей и сметывание их обметочным швом,

-выворачивание,

- набивка деталей синтепоном,

-обработка наружных швов,

- рекомендации к оформлению готового изделия.

(демонстрация приемов работы)

15.закрепление пройденного материала в практической деятельности

Цель:

прочное усвоение знаний и их реализация в практических действиях

-повторение знаний, полученных на занятии;

        

-практическое занятие по сборке шубки для зайчика.

16.Контроль и «оценка» знаний

-выработка критериев «оценки» знаний со стороны педагога;

-выработка позитивной мотивации к получению знаний;

-воспитание объективной самооценки

-итоговая проверка после изучения  темы по изготовлению шубки для зайчика

-теоретическая часть

-практическая работа

17 Обобщение и систематизация знаний

Цель:

-выработка системы знаний, умений, способностей

- итоговые повторения всех этапов технологии изготовления мягкой игрушки "Зайчик",включая новый материал.

-реализация полученных знаний, умений и навыков на практике.

- коллективное обсуждение творческих работ обучающихся( учащимся предлагаются вопросы на обсуждение и творческое осмысление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое объединение педагогов декоративно-прикладного творчества

Заседание МО по теме: "Мастер-класс: формы и методы"...

Методическое объединение педагогов декоративно-прикладного творчества

Заседание МО по теме: "Мастер-класс: формы и методы"...

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ Тема: Работа кружка декоративно-прикладного творчества «Декоративная композиция»

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к п...

«Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях декоративно-прикладным творчеством»

В данной статье рассматривается точка зрения некоторых учёных, которые считают, что рукоделие влияет на уровень «женских» гормонов!В последние годы в разных странах отмечается всплеск инте...

Методическая разработка открытого урока по декоративно-прикладной композиции в ДШИ.

На уроке  вместе с учащимися были выполнены оригинальные декоративные тарелки из глины с рельефами в виде листьев клена и дуба. В представленном материале описано поэтапное выполнение декоративно...

Методические указания по выполнению работ на практических занятиях по МДК 01. 01. Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства Раздел Художественно-стилистические особенности в декоративно-прикладном искусстве

Пособие для обучающихся по выполнению работ на практических занятиях  МДК 01. 01. Раздел Художественно-стилистические особенности в декоративно-прикладном искусстве разработано в соответствии с Ф...

Презентация к занятию по декоративно-прикладному искусству

Учимся изготавливать из бумаги ангелочка для украшения....