Спираль Е.М Чумакова.Планирование тренировочного процесса на 5-10 лет.
методическая разработка на тему

Спираль- это повторение одних и тех же приемов особо продуманной последовательности; арсенал действий, которые всякий раз повторяются на более высоком уровне, в более сложной форме с возрастающим сопротивлением. Спираль должна повторяться минимум через две недели, максимум- через месяц. По сути это похоже на создание безусловных рефлексов, навыков, которые можно использовать в любых ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации городского округа город Выкса

МБУ ДО   «ДЮЦ «ТЕМП»»

Сообщение к педагогическому совету

Краткий обзор
систематизации и последовательности изучения техники борьбы самбо. «Спираль» Е. М. Чумакова.

Выполнил:

Садковский Никита Евгеньевич,
педагог дополнительного образования

г.Выкса

2017г.


Чумаков Евгений Михайлович  (1921-1997)– заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР, заслуженный работник физической культуры России, академик Международной академии  информатизации, профессор кафедры борьбы РГАФК. Им издано более двухсот пособий и публикаций по самбо. Он создал плеяду ярких «звёзд»  в спорте и науке, подготовив 36 чемпионов Мира и Европы и 15 кандидатов педагогических наук.

Евгений Михайлович  Чумаков  является одним из основателей современной систематики и классификации техники самбо. Одним из результатов его работ стала концепция, позволяющая описывать приёмы самбо в категориях научных терминов. Её графическое выражение легло в основу оригинальной методики подготовки самбистов и получило известность как «Спираль Чумакова».
        Спираль - это повторение одних и тех же приемов особо продуманной последовательности; арсенал действий, которые всякий раз повторяются на более высоком уровне, в более сложной форме с возрастающим сопротивлением. Спираль должна повторяться минимум через две недели, максимум - через месяц. По сути это похоже на создание безусловных рефлексов, навыков, которые можно использовать в любых ситуациях.

       Идея «спирали» пришла к  Евгению Михайловичу Чумакову в начале 50-х годов, когда он работал с двумя экспериментальными группами юношей. Сутью изобретения стал концентрический метод обучения, цель которого заключалась в том, чтобы помочь самбисту усвоить тот или иной прием на уровне рефлекса, включить его в своеобразное «память тела».  Этот процесс невозможен без постоянной активизации познавательной деятельности, без цикличного возвращения к одному и тому же техническому действию, которое обрастает все более и более богатым арсеналом возможных комбинаций.

      Особым пунктом в работах  Е. М. Чумакова и его последователей выделен такой процесс, как «совершенствование» борца. Всякий прием, продемонстрированный на несопротивляющемся оппоненте, следует закрепить в схватке с сопротивлением.      График занятий по данной методике схематично можно представить в виде винтовой линии. Каждый новый виток предполагает усложнение техники, в том числе при помощи комбинаций.

      Рассмотрим идею Чумакова на примере бросковой техники. В основании спирали лежит окружность, площадь которой поделена на три сектора: А 1- броски ногами, А 2- броски руками, А 3- броски туловищем. Один круг спирали состоит из десяти точек, каждая из которых фиксирует момент изучения одного базового броска. Пройдя первый круг (из десяти занятий), самбист получает представление обо всех бросках ногами, руками, и туловищем. Точка 11 (начало нового витка) возвращает к изучению тех же бросков, но с усложненным захватом, в определенную сторону, возможно, с комбинацией подготовки. Пройдя все четыре круга (40 занятий) можно продолжить «спираль» для индивидуального повышения мастерства, формирования собственной техники и даже для изобретения собственных комбинаций приемов. Такой же спиральной систематизации подвергается и техника борьбы в партере, а в дальнейшем, благодаря стараниям последователей Чумакова, и ударная техника боевого самбиста.


      Определяя систему задач, которые должны решаться в процессе спортивного совершенствования борца, тренер стоит перед сложной проблемой. Ввиду многогранности процесса обучения и тренировки, многочисленности определяющих его параметров невозможно представить себе, по крайней мере в настоящее время, чтобы удалось выбрать какой-то единственный критерий спортивной подготовленности, доведение которого до максимума, означало бы достижение высшего спортивного результата.

      В результате хорошо организованного процесса обучения происходит формирование и укрепление системы связей между различными видами действий. При этом следует установить, что не все приемы борьбы самбо в одинаковой мере применяются в соревнованиях. Есть приемы, которые применяются почти всеми борцами во всех схватках, а другими же пользуются значительно реже. Отсюда следует вывод, что для совершенствования приемов, которые приносят высокие результаты и часто применяются в схватках в процессе обучения и тренировки, следует тратить больше времени, чем на те, которые практически не находят применения в большинстве схваток. Последовательность обучения должна обеспечить периодическое повторение приемов и, одновременно, изучение всего многообразия технических действий. Многолетние наблюдения, проведенные специалистами, позволили установить, что в соревнованиях броски применяются в следующей пропорции: броски ногами (подножки, подсечки, подхваты, зацепы, подсады, броски через голову) — 50%; броски с помощью рук (захватом ног, выведением из равновесия) — 30%; броски с помощью туловища (бедро, через спину, прогибом) — 20%. Исходя из этих пропорций, было разработано полуалгоритмическое предписание, которое помогает тренеру построить занятия по изучению техники борьбы самбо. Для этого разрабатывается систематика приемов, которая закладывается в схему (предписание полуалгоритмического типа) (рис. 1).


http://pics.livejournal.com/alex_219/pic/0000cz88
Рис. 1



Тренер, приступая к планированию, строит своеобразную круговую диаграмму, отражающую пропорциональность технического арсенала борца, что позволит правильно распределить время, затрачиваемое занимающимися на совершенствование техники. Затем выделяются лучи, которые соответствуют основным приемам, совершенствованию которых необходимо уделить больше времени. Рекомендуется 5 бросков ногами, 3 — руками и 2— туловищем. На каждом луче по часовой стрелке наносится нумерация уроков, на которых будут изучаться соответствующие приемы. Для того чтобы не перепутать последовательность, рекомендуется соединять цифры линией, которая образует спираль. В результате каждый оборот спирали будет соответствовать примерно месячному циклу занятий (с учетом тех уроков, на которых не будет изучаться техника).



Для составления рабочего плана тренеру рекомендуется заполнить карточку последовательного усложнения приема (рис. 2).


Тренер, заполнив схему распределения приемов по урокам (спираль) на необходимый период обучения (лучше всего на 1—4 года и более), приступает к заполнению карточек усложнения приема. Заполнение карточки следует проводить с учетом подготовленности занимающихся. Если тренер считает, что к тому моменту, когда по схеме подходит время изучать данный прием, занимающиеся не будут подготовлены и не смогут освоить действие, он вместо изучения самого приема в название варианта техники ставит название специального подготовительного упражнения. Таких упражнений может быть несколько. Чаще всего так приходится поступать при построении последовательности изучения бросков прогибом. Карточек составляется столько, сколько лучей в схеме (для бросков—10). Пользуясь этими схемами, затем составляют поурочный рабочий план. При построении классификации и систематики приемы, которые применяются в соревнованиях редко, были опущены в иерархии на один-два уровня ниже Это позволило сразу уменьшить периодичность их повторения до одного-двух раз в год (ножницы, отхват ,мельница и др.).


Подобным образом строится изучение техники в стойке и в борьбе лежа. Для упражнений, которые необходимо повторять на каждом уроке, данное предписание предполагает изучение техники выполнения приемов на каждом уроке (по одному приему в стойке и лежа).


Такая система позволяет изучать приемы в соответствии, с основными дидактическими принципами, такими, как доступность, последовательность, систематичность, прочность, и планировать тренировки на 5—10 лет. При этом техника будет периодически закрепляться в основе и в то же время совершенствоваться в вариантах, защитах, комбинациях с другими техническими действиями. В приведенных иллюстрациях приводится только примерная схема последовательности усложнения одного броска с неполным объемом вариантов.

В результате работы Чумакова Евгения Михайловича стало возможным представлять не только операционный состав деятельности в спортивных схватках, но и взаимозависимость (как количественную, так и качественную) между этими составляющими. Оперируя понятиями из системы Чумакова, тренеры получили возможность выстраивать тактику поединка. Ученик Евгения Михайловича - заслуженный мастер спорта СССР Илья Лазаревич Ципурский утверждает, что на базе профессиональных знаний, опыта и умений каждый тренер или спортсмен может создать свою частную приемлемую для него «спираль». Я считаю, что принципы, положенные в основу концепции «Спираль Чумакова», могут быть  использованы в любой  педагогической деятельности, которая включает в себя учебные программы со сроком реализации от трёх лет. Эта модель концентрического обучения рассчитанного на длительный срок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Особенности использования в учебно-тренировочном процессе боксерских лап»

Методическое пособие поможет тренерам  поставить работу на лапах с целью оттачивания всех ударов....

Роль тренера в тренировочном процессе спортсменов.

Роль тренера думаю что результат на тренировках по большей части зависит от тренера. В общем всё вроде бы точно. Допустим, некоторые спортсмены лечится у врача. И будет результат или нет- зависит от т...

Роль тренера в тренировочном процессе

Тренер - одна из самых уважаемых профессий в мире. Попасть в нее может быть довольно сложно, но в случае больших успехов на таком поприще, материальное вознаграждение будет полностью соответствовать з...

Роль тренера в тренировочном процессе спортсмена

Роль деятельности тренера связано с целью, стоящей перед ним,- достижение его учениками высокого спортивного мастерства в результате многолетней тренировки. Роль тренера-это постоянное общение со свои...

ПМ 03. ПК 3.1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.

ПМ 03. ПК 3.1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта....

ПМ 03. ПК 3.1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта

ПМ 03. ПК 3.1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта...

ПМ 03. ПК 3.1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.

ПМ 03. ПК 3.1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта....