Структура учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий.
статья на тему

Малькова Людмила Алексеевна

Структура учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_uchebnoy_deyateln._formirovanie_uud.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

Структура учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий.

Как формируются структурные элементы учебной деятельности?

Учебная деятельность (далее по тексту – УД) имеет определенную структуру, или, говоря точнее, закономерные этапы своего осуществления. В качестве основных этапов осуществления учебной деятельности могут быть рассмотрены: целеполагание, планирование действий, выполнение действий, контроль и коррекция, оценивание результата, рефлексия.

Структура УД:

Постановка или принятие цели          Планирование

Выполнение действий             Контроль и коррекция

Оценивание результата            Рефлексия

Структура учебной деятельности.

Этапов формирования УУД этой группы (структурные элементы учебной деятельности) так же, как и в предыдущем случае, четыре, и они представлены ниже:

1 этап Рефлексия            Целеполагание            Контроль и оценка    Выполнение           Планирование

2 этап Рефлексия           Целеполагание             Контроль и оценка Выполнение           Планирование

3 этап Рефлексия           Целеполагание           Контроль и оценка    Выполнение           Планирование

4 этап Целеполагание           Планирование          Выполнение           Контроль и оценка           Рефлексия

Вторая группа УУД – структурные элементы учебной деятельности. На первом этапе учитель сам ставит цель урока, сам осуществляет планирование и определение этапов урока, объясняет назначение конкретных заданий, которые учащимся предстоит выполнять самостоятельно, затем контролирует и оценивает их действия по заранее определенным критериям. Проводит рефлексию способов действия, которые освоили учащиеся. Учащиеся вместе с учителем проходят через ситуацию деятельности, но их самостоятельность минимальна – на этапе выполнения предложенного учителем действия. На втором этапе учитель ставит цель урока, сам организует планирование и определение этапов урока, объясняет назначение конкретных заданий, но учащиеся не только самостоятельно их выполняют, но и осуществляют контроль и оценивание результата. Рефлексию осуществляет учитель. На третьем этапе учащимся передается еще и этап планирования порядка действий в соответствии с целью, постав- ленной учителем на урок. Целеполагание и рефлексия остаются за учителем. На четвертом этапе учитель создает проблемную ситуацию, а учащиеся самостоятельно определяют на ее основе цель, порядок действий и осуществляют все следующие этапы учебной деятельности по решению проблемной ситуации. В задачи начальной школы входит прохождение первого и второго этапов, в ряде случаев при помощи учителя дети уже в третьем - четвертом классах способны планировать этапы урока в соответствии с целью, но в полном объеме УУД, связанные с целеполаганием, планированием и рефлексией учебной деятельности, развиваются в основной школе.

 Урок как инструмент развития универсальных учебных действий. Урок, выстроенный в соответствии с требованиями развивающего образования, характеризуется несколькими важными особенностями, которые и создают условия для развития универсальных учебных действий, прежде всего – организационных (регулятивных).

Урок как инструмент развития универсальных учебных действий.

Первое. По своей структуре современный урок совпадает со структурой деятельности. Освоение детьми учебной деятельности начинается с самого начала обучения в школе, но достаточно долгое время ее структуру задает и удерживает учитель, а ученику для самостоятельного выполнения отдается этап выполнения запланированных учителем действий. Цель, план, контроль, оценивание, рефлексия – все это зона ответственности учителя. Более того, довольно часто учитель и не открывает учащимся всю эту «кухню» деятельности, сообщая только тему урока и давая задания на ее освоение в определенной, понятной самому учителю последовательности.

 Второе. Деятельностная структура урока всегда «прозрачна» и открыта учащимся. Первый шаг в создании образовательной ситуации, которая будет работать на формирование УУД, – это предъявление учащимся в ходе урока всех его этапов:

- цели деятельности на уроке и предполагаемого результата;

- критериев оценивания результата;

- объяснение плана (почему именно это мы будем делать и в такой последовательности);

- объяснение принципов и способов контроля и оценивания и т.д. Прозрачность деятельностной ситуации, осознание детьми логики развертывания урока – это первое и главное условие. Далее учитель начинает постепенно передавать учащимся для самостоятельного осуществления этапы деятельности на уроке. И тем самым формировать у них различные универсальные учебные действия.

    Третье. Степень самостоятельности учащихся в осуществлении учебной деятельности постепенно нарастает. В целом, деятельностный урок – это система учебных действий, направленных на достижение результата – как сугубо учебного, так и предметного. Вторая группа УУД – структурные элементы учебной деятельности. В целом, проектирование такого урока осуществляется на основе следующей схемы: (см на стр.4)

Разработка деятельностного урока. Сначала педагогом определяются собственные педагогические цели на этот урок и описываются конкретные педагогические результаты, на которые необходимо выйти. Прописываются предметные, метапредметные и личностные результаты. Далее педагог начинает разрабатывать логику урока для учащихся, фиксируя цели учащихся на этот урок (они могут по формулировке совсем не совпадать с формулировкой педагогической цели, но для педагога будет очевидным, что

Учитель                                                       Учащиеся

Педагогические цели урока                Проблема                 Цель

                                                            Образ результата                 План

                                                            Действия по плану            Результат

                                                               Оценивание результата           Рефлексия        Педагогический результат                  способа достижения

   

                                                   Схема

ее достижение позволит достичь педагогического результата), достигаемый ими результат и весь путь достижения, которым и является данный урок. В процессе сценирования начала урока важно обратить внимание на следующие моменты:

Выделение этапов урока. При создании урока четко выделяйте этапы учебной деятельности. Попробуйте отказаться от привычной структуры урока или четко соотнесите ее с этапами деятельности. Для самих себя пропишите переходы с одного этапа на другой. Детям всю эту «кухню» можно будет не озвучивать, но вы сами должны точно знать, где заканчивается один этап деятельности и начинается другой и какая между ними связь.

Этап актуализации знаний. Если он проходит до постановки проблемы, задания этого этапа должны четко выводить детей на проблему. Если этот этап проходит после проблематизации, задания должны помогать вспомнить все, что необходимо, чтобы решить данную проблему.

 Постановка проблемы. Есть разные способы постановки проблемы: разрыв в знаниях (невозможность ответить на поставленный вопрос), отсутствие способа решения предложенной задачи, отсутствие аргументов в защиту своего мнения, практическая задача, которую нужно решить, применив теоретическое знание. В любом случае, проблема – это противоречие, «белое пятно», разрыв, неопределенность. Убедитесь, что вы действительно поставили перед учащимися учебную проблему. Проверьте себя: вытекает ли из данной проблемы цель урока?

Цель урока. Цель урока чаще всего формулируется через действие или в виде проблемного вопроса, на который нужно найти ответ. Цель обязательно нужно записать и сформулировать «образ результата». Чаще всего это осуществляется через вопрос: «Как мы поймем, что достигли цели?».

 Критерии оценивания. Ваши дети смогут самостоятельно оценить друг друга или себя, а также примут вашу оценку как объективную в том случае, если они в начале урока узнали, по каким критериям их будут оценивать. В некоторых случаях критерии могут вводиться в конце урока, одновременно с оцениванием, но это скорее исключение. Спросите самих себя, а вы сами понимаете, по каким критериям и как будете оценивать детей после этого урока?

Цель – задачи – план урока. Из поставленной цели должен логично вытекать вопрос: «Что мы должны для этого сделать?» (это и есть задачи), а далее – «В каком порядке и как мы будем это делать?» (это план). И задачи, и план обязательно нужно проговаривать с детьми, желательно – фиксировать в виде символического пути (вопросов, шагов, таблицы, схемы и др.), который нужно сегодня пройти, чтобы прийти к результату. Уровень самостоятельности детей в этих вопросах вы регулируете сами. В конце урока к целям, задачам, к плану и его выполнению нужно вернуться обязательно. Это ведь и есть обучение итоговому контролю!

План урока-исследования. План урока-исследования не может быть прописан заранее в деталях, поскольку учащиеся должны пройти путь доказательства самостоятельно. Примерный план такого урока может выглядеть так:

  1. выдвинуть предположения относительно …

2 - сформулировать критерии истинности гипотез

3 - проверить все выдвинутые гипотезы и выбрать самую обоснованную

4 - разработать общий способ … (изучить теорему…)

5 - применить общий способ для …

6 - ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

Проектирование педагогом собственной деятельности по развитию УУД.

Шаг 1. Определение перечня УУД для определенного года обучения с учетом образовательных результатов предыдущего года обучения и психологических особенностей учащихся.

 Шаг 2. Экспертиза развивающих возможностей учебного предмета и учебно-методического комплекта, используемого педагогом; определение перечня УУД, которые целесообразно развивать средствами данного предмета: на какие УУД может успешно работать? Задания на какие УУД представлены в УМК в достаточном объеме? Какой доработки они требуют? Для каких УУД необходимо разрабатывать задания и учебные ситуации?

Шаг 3. Сценирование урока или учебного задания:

1  - подбор дидактических средств в рамках данного учебного предмета для развития УУД;

 2 - планирование урока с использованием деятельностных технологий, работающих на развитие данных УУД;

 3 - подбор средств контроля и оценки образовательных результатов с учетом УУД;

4 - оценка эффективности собственной педагогической деятельности с учетом УУД.

 Так, шаг за шагом учитель двигается от замысла к его реализации – созданию развивающей среды для учащихся в рамках образовательного процесса.

Заключение.

Школа возникла много десятилетий (точнее сказать – столетий) назад для решения главной задачи – образования людей, прежде всего – подрастающего, входящего в жизнь поколения. Образование – это развитие. Это выращивание в обучающемся качеств и способностей, которые помогают ему развиться в культурного человека. Человека, владеющего способами мышления, коммуникации, практического действия на основе тех ценностей и смыслов, которые заложены в культуре. Люди разные, их возможности различны, но цель – развитие и выращивание – универсальна для всех, получающих образование. В том курсе, который взяла современная российская школа, заложен большой развивающий потенциал. Без его реализации идеи инклюзивного образования не смогут пустить глубоких корней в практике работы педагога.

Приложение.

Вариант1.

ТЕМА: «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными».

 ЦЕЛИ УРОКА: формирование умений:

- находить придаточные определительные в сложноподчиненном предложении по характерным признакам, правильно употреблять в речи;

 - расставлять знаки препинания в СПП с придаточными определительными;

- составлять схемы предложений с придаточными опреде- лительными.

 Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Повторение теории по теме «Сложноподчиненное предложение».

Выберите из предложенных термины, связанные с темой «Сложноподчиненное предложение».

 Заполните таблицу:

сложное предложение, однородные члены предложения, второстепенные члены предложения, вводные слова, подчинительные союзы, обстоятельство, союзные слова, обращение, придаточное предложение.

 Сложноподчиненное предложение

 сложное предложение

подчинительные союзы

Свяжите данные термины в высказывание (сложноподчинённое предложение – это сложное предложение, связь в котором осуществляют подчинительные союзы и союзные слова. Зависимое предложение в сложноподчиненном называется придаточным предложением).

 3. Проверка домашнего задания – упр. 86.

 На доске запись предложений, схемы предложений №2, 10 – с вопросами, определение типа придаточного – 2 человека.

Запишите тему сегодняшнего урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными».

Наша задача сегодня:

 1) научиться находить придаточные определительные в сложноподчиненном предложении по характерным признакам,

2) расставлять знаки препинания в СПП с придаточными определительными.

Вариант 2.

ТЕМА: «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными».

Актуализация

 Выберите из предложенных термины, связанные с темой «Сложноподчиненное предложение», и заполните схему: сложное предложение, однородные члены предложения, второстепенные члены предложения, вводные слова, подчинительные союзы, обстоятельство, союзные слова, обращение, придаточное предложение. Свяжите данные термины в высказывание. Что у вас получилось? Какой вариант самый правильный и почему?

Проблематизация Прочитайте предложения. Расставьте знаки препинания. К какому типу эти предложения относятся? Как вы думаете, почему возникли разные версии? Что нового для нас в таких предложениях? Запишите тему сегодняшнего урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными». Какое новое понятие появилось в формулировке темы? С каким синтаксическим термином соотносится тип придаточного «определительное»? Как вы думаете, определительное и определение – это одно и то же? Целеполагание. Как мы можем сформулировать цель нашего сегодняшнего урока? (научиться правильно расставлять запятые в сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными)

Сформулируйте наши задачи сегодня, используя опорные глаголы (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, за крепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться и т.д.).

1 - выяснить, чем отличается придаточное определительное от определения;

2 - научиться находить придаточные определительные в сложноподчиненном предложении по характерным признакам; уметь расставлять знаки препинания в СПП с придаточными определительными.

Это и есть наш план на сегодня.

 Результатом нашей работы станет:

1 Лингвистический текст, содержащий характеристику сложноподчиненного предложения с придаточным определительным;

2 Таблица с указанием отличительных характеристик СПП с придаточным определительным.

Литература.

1 Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как спроектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от мысли к действию: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: (Стандарты второго поколения).

2. М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, 2014 © Педагогический университет «Первое сентября», 2014

3. Федеральные государственные образовательные стандарты: http://standart.edu.ru/

4. Федеральный закон. Об образовании в Российской Федерации: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/