семинар для педагогов "Современные образовательные технологии - неотъемлемые атрибуты педагога"
учебно-методический материал на тему

Сычёва Ирина Ренатовна

Данный семинар предназначен для педагогов образовательной организации. Освещаются темы: что такое "педагогическая технология", "современная технология", подробно рассмотрены классификации современных технологий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл семинар 28.24 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – НЕОТЪЕМЛЕМЫЕ АТРИБУТЫ ПЕДАГОГА.

 «Учитель должен сознательно

идти в ногу с современностью,

проникаться  и  вдохновляться

                   пробудившимися в  ней

 переменами» А. Дистервег

Главной особенностью современного общества является переход человечества в исторически новое состояние, которое ряд исследователей определяют как цивилизационный слом. Особое место отводится воздействию информации, роли ее новых технологических систем, форм, характера и объема влияния на все сферы жизнедеятельности человека. Переживает период серьезных изменений и система образования.

Будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний – бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности, это чему сегодня должна учить школа.

Переход к информационному обществу существенно меняет, естественно, требования к результатам образования. К концу 20-ого века стало ясно, что в современном информационном пространстве накапливание знаний, умений и навыков не позволит выпускнику школы быть конкурентоспособным. Для реализации данных в образовательном пространстве учебного заведения должны быть созданы условия на уроках и во внеурочной деятельности. В связи с этим одной из задач педагога является активное внедрение современных педагогических технологий, которые направлены на развитие познавательных, личностных, метапредметных, коммуникативных результатов в обучении.

Кто он сегодня - современный преподаватель? Источник информации, носитель инноваций, консультант, наблюдатель, ресурс, справочник, советник, тот,  кто учит других или постоянно учится сам? Какой  он - современный педагог? Творческий, самокритичный, предприимчивый, стрессоустойчивый, владеющий информацией, психолог?

Динамика современной жизни предъявляет высокие требования к специалистам разных сфер деятельности, требует активного внедрения новых технологических решений. Разумеется, не обошли эти  тенденции и сферу образования. Наступление информационных технологий требует подготовки подрастающего поколения к реалиям информационного общества.

В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.

Педагогика в современном мире переживает период переосмысления подходов, отказа от некоторых устоявшихся традиций и стереотипов.

Одним из факторов, способствующих повышению качества обучения обучающихся, является освоение педагогами современных педагогических технологий с последующим внедрением в учебно-воспитательный процесс. Организация обучения на основе технологического подхода позволяет не только удовлетворять образовательные запросы каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями, но и создавать условия для самореализации, саморазвития, формирования у них компетенций, необходимых для полноценной жизни в современном обществе.

В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие «технология», пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление – педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира.

А что же это такое «педагогическая технология»?

Существуют большие разночтения в его понимании и употреблении. Вот лишь некоторые определения.

Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).

 Педагогическая технология – продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Источниками педагогической технологии являются достижения педагогической, психологической и социальных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет.

  Для успешного функционирования педагогической системы нужна тщательно продуманная "отладка" всех ее составляющих. Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.

Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:

ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.

Условием успешности и достижения результатов в процессе работы по внедрению ФГОС является применение новых современных образовательных технологий.      

Любая педагогическая технология охватывает определенную область педагогической деятельности. С одной стороны, включает в себя ряд соответствующих ее деятельностей (и соответствующих технологий), с другой стороны, сама может быть включена как составляющая часть в деятельность (технологию) более широкого (высокого) уровня. В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель приносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи, с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской.

Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп.

  1.   По   научной   концепции   усвоения   опыта   выделяют:

  • ассоциативно - рефлекторные технологии,  
  • бихевиористские технологии,
  • развивающие технологии и т.д.

2. По ориентации на личностные структуры:

  • информационные технологии (формирование  школьных знаний, умений,  навыков по предметам);
  • операционные технологии (формирование способов умственных действий);
  • эмоционально - художественные    и    эмоционально    -    нравственные    технологии (формирование сферы эстетических и нравственных, отношений);
  • технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности);
  • эвристические технологии (развитие творческих способностей);
  • прикладные технологии (формирование действенно - практической сферы).

З. По характеру содержания и структуры выделяют следующие технологии:

  • обучающие и воспитывающие;
  • светские и религиозные;
  • общеобразовательные и профессионально        ориентированные;
  • гуманитарные и технократические;
  • различные отраслевые;
  • частнонредметные;
  • монотехнологии комплексные (политехнологии) (комбинируются из элементов различных монотехнологий);
  • проникающие технологии (технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов).

4. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиции ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяются несколько типов технологий:

  • авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно        

воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект».

  • дидактоцентрические технологии отличаются высокой степенью невнимания к личности ребенка, в них господствуют субъект - объектные отношения педагога и учащихся, приоритет обучения над воспитанием, самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства.
  • личностно    -    ориентированные    технологии    ставят    в    центр    всей    школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных   условий   ее   развития,   реализации   ее   природных   потенциалов.   Они характеризуются гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
  • гуманно  -  личностные  технологии  отличаются  своей  гуманистической  сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности.
  • технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект - субъектных отношениях педагога и ребенка.
  • технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности.
  • эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом   (подсознательном) знании - Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс - это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине.

5. Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий:

  • Догматические;    
  • репродуктивные;    
  • объяснительно    -    иллюстративные;    
  • технологии программированного    обучения;    
  • технологии     проблемного     обучения;    
  • технологии развивающего    обучения;    
  • технологии    саморазвивающего   обучения;  
  • диалогические;
  • коммуникативные;
  • игровые;
  • творческие.

6. По категории организации учащихся наиболее важными являются:

  • массовая    (традиционная)   школьная   технология;  
  • технология   продвинутого   уровня (углубленного     изучения     предметов,     гимназического,     лицейского,     специального образования);  
  • технология   компенсирующего   обучения   (педагогической   коррекции,  поддержки,   выравнивания);   различные  виктимологические  технологии   (сурдо,  орто, тифло,  олигофренопедагогика);
  • работа  с  отклоняющимися  (трудными  и  одаренными) детьми в рамках массовой школы.

7. По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий:

  • педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений;
  • педагогические  технологии   на основе  активизации  и  интенсификации  деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова);
  • педагогические    технологии     на     основе     методического     усовершенствования     и дидактического реконструирования учебного материала (технология «диалог культур» В.С.Библера и С.Ю.Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В.Тарасова);
  • природосообразные,   использующие  методы   народной   педагогики,   опирающиеся   на естественные   процессы   развития   ребенка   (обучение   по   Л.Н.Толстому,   воспитание грамотности по А.Кушниру и др.);
  • альтернативные методы: вальдорфская педагогика Р.Штейнера, технология свободного труда С.Френе и др.);
  • многие  из  действующих  систем  авторских   школ.  (Из  наиболее  известных  «Школа самоопределения» А.Н.Тубельского, «Русская школа» И.Ф.Гончарова, «Школа - парк» М.Балабана и др.).

Данные технологии основаны на системно-деятельностном подходе и отвечают требованиям сегодняшнего дня.

На данном педсовете мы рассмотрим лишь часть из технологий, которые с нашей точки зрения, максимально эффективны в процессе решения поставленных задач ФГОС.

Работа в группах.

Уважаемые коллеги, мы с вами живет в быстро меняющимся мире и, конечно, меняется образование, меняются цели образования, и вслед за этим меняется деятельность педагога. Невозможно действовать по устоявшейся методике, нужно глубокое понимание природы тех процессов, которые обеспечивают развитие ребенка. Внедрение в урок современных образовательных технологий и инноваций является одним из эффективных способов работы с современным обучающимся, в условиях перемен в образовании. Мы можем сказать, что каждому педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного.

Жить в эпоху перемен интересно. Управлять переменами — ответственно и почетно. Создавать перемены… каково это? У нас у всех есть возможность это узнать. И даже не только возможность, но и в определенной мере обязанность, поскольку «вещи меняются в худшую сторону спонтанно, если их не менять в лучшую сторону намеренно» (Френсис Бэкон).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) в деятельности педагога-психолога "

ЗОТ – совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образов...

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа дея...

Методический семинар-открытая педагогическая площадка "Современные образовательные технологии моделирования учебных занятий и внеаудиторных мероприятий в системе СПО"

Цель: овладение слушателями профессионально-педагогическими компетенциями, необходимыми для выполнения следующих видов профессиональной деятельности: организация процесса обучения и воспитания в образ...