ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области НОО на основе изучения профессиональной литературы других педагогов
статья

ПК 4.3

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том, что читательская грамотность младших школьников - важнейшая проблема в методике преподавания чтения, так как ребенок рано начинает испытывать на себе воздействие средств массовой информации, вследствие чего он все реже обращается к книгам.

Формирование читательской грамотности младших школьников является важнейшей задачей современной начальной школы, так как многократно выросли требования к речевой деятельности и культуре речи человека.

Учить всех детей сознательно, самостоятельно, избирательно читать книги в школьные годы, а главное, затем, в дальнейшей жизни, чтобы они хотели и умели непрерывно пополнять свое образование, с наименьшей затратой сил добывать недостающие знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации - залог успешности в любой деятельности.

И хотя усилий в этом направлении прилагается немало, результаты нельзя назвать удовлетворительными, так как педагогическая практика показывает, что у детей в начальных классах навык чтения формируется недостаточно полноценно. Это приводит к тому, что школьники испытывают существенные затруднения при работе с вербальной информацией, требующей большого напряжения их интеллектуальных сил, и у них постепенно пропадает интерес к самому процессу чтения. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узко-предметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно и грамотно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.

Всё вышесказанное определяет актуальность выбора темы нашего исследования: «Формирование читательской грамотности младших школьников в процессе обучения».

Объект исследования: формирование читательской грамотности младших школьников в процессе обучения.

Предмет исследования: этапы и приёмы работы  для формирования читательской грамотности младших школьников в процессе обучения.

Цель исследования : выявление и обоснованиеприёмов и методов работы формирования читательских грамотности  у младших школьников в процессе обучения.

Задачи исследования:

- изучить психологические основы формирования читательской грамотности у младших школьников в процессе обучения;

- определить критерии сформированности читательской грамотности у младших школьников в процессе обучения;

- систематизировать приёмы работы по формированию читательской грамотности младших школьников в процессе обучения;

- изучить и обобщить опыт работы учителей начальных классов по теме исследования;

- разработать и апробировать систему уроков по формированию читательской грамотности у младших школьников в процессе обучения;

- обобщить результаты проделанной работы и сформулировать выводы по теме исследования.

В данной работе использовались следующие методы исследования:

- теоретические: анализ научно-методической, психолого-педагогической, специальной литературы; анализ педагогического опыта по изучаемой теме; обобщение, сравнение, систематизация;

- эмпирические: педагогическое наблюдение младших школьников в процессе обучения.

Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, которое содержит основные и список использованной литературы.

Глоссарий

Чтение– познавательная деятельность, основной целью которой является понимание письменного текста.(А. П. Евгеньева)[6]

«Грамотность» произошло от греческого «grammata» — чтение и письмо(А.П. Евгеньева). [7]

«Грамотность»- степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке(Д. Н. Ушаков). [2]

Читательские действия – это умение вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте; сделать прямые умозаключения из этой информации; интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста; оценить содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов (С. Ф. Васильченко). [4]

Читательский интерес – направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг (Л.Ф.Климанова)[5]

Читательская грамотность  — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (А. В. Кивинов)[2]

Уровни читательской грамотности:
Высокий- говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей ступени;

Средний–характерен для читателей, ещё не полностью освоивших основы чтения ; 
Низкий – делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщение о человеческих чувствах , мыслях и знаниях для самообразования[3]

Глава 1. Понятие читательской грамотности и этапы ее формирования у младших школьников.

1.1. Понятие и позиции  читательской грамотности.

Слово «грамотность»  подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества.

«Читательская грамотность» — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».[1]

Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.[1]

    Читательская грамотность характеризуется следующими позициями:

  1. Способность к осмыслению письменных текстов различного типа;
  2. Осознание использование заложенной в них информации для решения учебных и жизненных задач;
  3. Понимание значимости чтения для саморазвития;
  4. Использование образцов поведения, представленных в литературе, в сфере социальных отношений;
  5. Уровень читательской культуры.

Таким образом, базовое понятие «читательская грамотность» сроится на двух личностных новообразованиях человека:

  1. Готовность к читательской деятельности;
  2. Возможность её использовать.

1.2. Характеристика компонентов читательской грамотности.

Компоненты характеристики читательской деятельности:

  1. Овладение техникой чтения-  установление связи слова видимого и произносимого, слитное произнесение слогов и предложения , соблюдение интонации, правил чтения: ударение, паузы и др. , умение читать знаки транскрипции .

2. Эмоционально- экспрессивная реакция – есть выражение пристрастного отношения к прочитанному тексту.  Могут проявляться:

- внешне с помощью эмоциональных высказываниях , жестов, мимика, вокализации;

- внутренне(скрыто)- в изменении построения, задумчивости, отказе от прилюдных высказываний.

3. Осмысление текста- это понимание текста, прочитанного самостоятельно. Оно включает:

- соотнесение цели чтения и содержания прочитанного;

- осознание и оценку главной мысли;

- анализ особенностей построения теста и его языковых особенностей с учётом типа текста.

4. Интерпретация прочитанного теста предполагает субъективное истолкование, объяснение, размышление над прочитанным, своеобразный диалог читателя с тестом.

5. Анализ прочитанного текста, спровоцированный прочитанным текстом, предполагает сравнение индивидуальной реакции на текст с мнениями других читателей, анализ изменений в своих взглядах, которые  произошли под влиянием текста.

Все указанные характеристики читательской грамотности обеспечивают активное использование информации, представленной в текста, для решения учебных, практических, жизненных задач.

1.3.Технологии и этапы формирование читательской грамотности у младших школьников.

Технология критического мышления

Особое внимание уделяю формированию навыков читательской грамотности. Это смысловое понимание прочитанного, умение составлять план к рассказу, выделять главную мысль текста, находить информацию, данную в скрытом, неявном виде, выбирать из текста предложения по заданию, уметь доказательно выразить свое мнение. 
Для этого используются приёмы:
1) технологии развития критического мышления через чтение и письмо; 
2) технологии проблемного обучения;
3) игровой технологии;
4) личностно-ориентированной технологии;
5) информационно-коммуникационной технологии;
6)здоровьесберегающей технологии.
Среди многих технологий меня заинтересовала: «Технология критического мышления». 
Приемы этой технологии позволяют формировать ученика, мыслящего критически, то есть способного к активной самостоятельной деятельности, выполняющего разные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификация.

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов.

  • 1 этап  - «Вызов», на котором ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. 
  • 2 этап  - «Осмысление»: ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). 
  • 3 этап  - «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.[3]

Пример опросника к тексту Л.Н. Толстого «Лев и собачка», который был предложен учащимся для работы в парах с последующим коллективным обсуждением. ВОПРОСНИК Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

1. Назовите главных героев произведения. 

6.Как лев относился к собачке? Найдите в тексте соответствующие глаголы.

2. Где происходят события?

7.Что случилось с собачкой через год?

3.Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом?  Подтвердите ответ словами из текста.

8.Чем заканчивается быль?

4.Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней?

9.Вспомните начало рассказа и подумайте, кого противопоставляет автор? Ответ обоснуйте.

5.Перечитайте описание поведения льва после смерти собачки. Подберите слова-ассоциации.

10.Каково ваше впечатление от рассказа?

На стадии вызова происходит обращение обучающегося к личному опыту, обмену информацией. Это этап целеполагания, на котором каждый учащийся ставит свои цели, не зависимо от целей учителя и других учеников. 

С этой целью можно использовать такие технологические приемы как:

Приём – «Чтение с остановками».

 Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Приём «Синквейн».

  В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

Приём «Работа с вопросником» .

 Применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».

  Применяется как на стадии  объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

Приём «Мозговой штурм».

 Позволяет активизировать младших школьников,помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Приём «Создание викторины».

  После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы.

Приём «Логическая цепочка».

  После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

В процессе чтения принято выделять две взаимосвязанные стороны — техническую,то есть скорость, правильность и качество озвучивания букв, и смысловую, то есть понимание содержания прочитанного.

Вывод: раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

Глава 2. Уровни читательской грамотности. Этапы формирования читательской грамотности.

2.1. Уровни читательской грамотности.

Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности учащихся.

Например, в начальной школе высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний.

Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом.

Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.

Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни. В направлении «читательская грамотность» особое место в учебном процессе занимает текст. Он помогает выполнять не только образовательные, но и воспитательные задачи. При формировании духовно-нравственных качеств личности. Художественный текст служит основой для упражнения в развитии связной речи. Основным методом в совершенствовании умения воспринимать текст является анализ текста.[6]

  1. Этапы формирования читательской грамотности у младших школьников в процессе обучения.

Современная система формирования читательской грамотности младших школьников предполагает три этапа обучения.

Первый этап - подготовительный, который протекает параллельно с периодом обучения грамоте и соответственно равен ему. Второй этап - начальный, который следует за подготовительным. Третий этап - основной, внутри которого в свою очередь выделяются: собственно основной этап и завершающий.

    На подготовительном этапе главная цель обучения - пробудить и поддержать у детей желание обращаться к книгам, листать их, узнавать «знакомые»; ввести детей в доступный круг чтения. Читательский интерес – направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг.

Для достижения этой цели один раз в неделю в течение 20-25 минут проводится занятие с детской книгой. Ведущая учебная задача этого периода - показать детям связь между содержанием книги и ее внешними приметами. На начальном этапе главной целью становится цель - научить читать книгу. Выдвигаются главные учебные задачи: учить детей ориентироваться в группе книг и устанавливать связь между группой книг и возможной целью чтения, а также тренировать в самостоятельном прогнозировании содержания и чтении книги.

На подготовительном этапе  у учащихся отрабатывается тип правильной читательской деятельности. Далее перед учителем стоит задача этот общий универсальный тип деятельности индивидуализировать, а основным средством индивидуализации читательской деятельности учащихся является самостоятельное выполнение детьми строго продуманных учителем домашних заданий к урокам внеклассного чтения.Целью обучения на основном этапе провозглашается: формирование читательских интересов. Именно теперь дети должны убедиться в том, что мир книг - это широкий и увлекательный мир разных собеседников-авторов, в котором каждый читатель может найти что-то интересное для себя.

Повседневно наблюдая за деятельностью детей с книгой, учитель деликатно, но настойчиво побуждает учащихся при подготовке к уроку внеклассного чтения делиться с ним и товарищами своими замыслами, успехами, заботами. Он проявляет искренний интерес к этим заботам, доброжелательно, своевременно советует, как лучше справиться с заданием в намеченном ребенком плане, используя знания, умения и навыки, которыми ребенок владеет.

К концу основного этапа обучения читательской грамотности дети должны уметь:

-​ ставить для себя цель обращения к книгам;

-​ обращаться к библиотечно-биографической помощи;

-​ пересмотреть как можно больше книг, прежде чем выбрать книгу для чтения;

-​ выделить для себя внешние показатели содержания книги;

-​ осознавать содержание выбранной книги, максимально используя свои читательские возможности;

-​ выбрать книгу, наиболее полно соответствующую поставленной теме;

-​ соблюдать при самостоятельной работе с книгой правила гигиены чтения.

Чтение является сложным психическим процессом, и, прежде всего процессом смыслового восприятия письменной речи, ее понимания. Сложность этого процесса обуславливается, прежде всего, его неоднородностью: с одной стороны, чтение – процесс непосредственного чувственного познания, а с другой – представляет собой опосредованное отражение действительности. Чтение нельзя рассматривать как простое действие; оно является сложной деятельностью, включающей такие высшие психические функции, как смысловое восприятие и внимание, память и мышление.

Образовательные достижения по повышению читательской грамотности школьников  представляют собой:

     1) личностные результаты - сформированность ценностного отношения к    чтению; совершенствование читательских навыков; развитие эстетического вкуса; формирование развивающего круга чтения;
    2) метапредметные результаты - умение эффективно использовать различные  источникам; объективно оценивать достоверность и значимость информации; освоить опыт проектной деятельности;
    3) предметные результаты -  уровень усвоения материала, достаточный для продолжения обучения в этой области и решения определенного класса проблем в социальной практике; формирование опыта достижений в социально значимых видах деятельности - в олимпиадах, конкурсах и др.

2.3. Формирование читательской грамотности младшего школьника в процессе обучения.

Работа по формированию читательской грамотности на уроках литературы свою специфику, поскольку текст выступает здесь и как объект изучения, и как средство и результат обучения. При изучении литературы происходит овладение понятийно-терминологическим аппаратом речеведения, текстовыми нормами и на этой основе формируются коммуникативные умения, связанные с восприятием, анализом, интерпретацией, оценкой текстовой информации и порождением текста. Перечислим этапы работы над текстом и формы взаимодействия учителя и учащихся.[4]

Этапы, описание

Приёмы

I. Предтекстовый этап.

1. Определение цели и стратегии чтения.

2. Прогнозирование содержания текста по заголовку.

 3. Лингвистический комментарий.

4. Толкование смысла эпиграфа (если есть).

  1. «Перепутанные логические цепочки»;
  2.  «Ключевые слова»;
  3.  «Мозговой штурм»;
  4.  «Работа с вопросником».

II. Текстовый этап.

1. Чтение по частям либо чтение всего произведения.

 2. Соотношение читаемого с готовым планом.

 3. Проверка правильности ранее сделанных в ходе чтения прогнозов.

 4. Лингвистический комментарий (при необходимости).

 5. Соотношение названия произведения и жанра, стиля и типа речи.

6. Фиксирование ключевой информации каждого абзаца.

  1. «Чтение с остановками»;
  2.  «Синквейн»;
  3.  «Создание викторины»
  4. «Логическая цепочка».

III. Послетекстовый этап.

1. Формулировка вопросов, ответы на которые есть в тексте.

 2. Составление плана.

3. Выбор слов, предложений, в которых заключается главная мысль.

4. Объяснение своими словами главной мысли текста.

5. Осмысление взаимосвязи между текстом и эпиграфом.

6. Подбор синонимов к слову, под- бор синонимичных синтаксических конструкций.

 7. Анализ изобразительных средств языка (взаимосвязь жанра, идеи произведения и языковых средств).

8. Написание аннотаций к произведению, составление тезисов.

9. Написание изложения.

10. Написание сочинения с использованием информации текста.

11. Выбор аннотации из нескольких предложенных вариантов.

12. Диалог-обсуждение текста.

1. «Знаю, узнал, хочу узнать»;

2. «Мозговой штурм»;

3. «Работа с вопросником»

Вывод:таким образом, читательская грамотность в определённой степени должна быть сформирована на начальной ступени образования. В среднем и старшем звене читательская грамотность получает своё развитие и, совершенствуясь, переходит в читательскую компетентность.

 Заключение

Одной из актуальных задач современной начальной школы является формирование читательской грамотности младшего школьника. Работа по формированию читательской грамотности тесно связана с задачей освоения младшими школьниками умения работать с художественными и информационными текстами. Эффективность данной работы  прежде  всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса.

   Тогда он уверенно может сказать: 
«Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» . Грамотный человек, вдумчивый читатель, ответственный гражданин – вотистинная цель нашей работы. ( Иоганн  Генрих  Песталоцци)

Список использованной литературы

1. Бугрименко, Е.А. Чтение без принуждения / Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман. – М.: ИНТОР, 2009. – 172с.

2. Климанова, Л.Ф. Уроки литературного чтения / Л.Ф.Климанова. – М.: Просвещение, 2010. – 64с.

 3. Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2009.

4. Дусавицкий А.К.   Урок в начальной школе: Реализация системно-деятельностного подхода к обучению: кн. для учителя / А.К. Дусавицкий [и др.]. – 4-е изд. – М. : Вита-пресс, 2010.

5. Матвеева Е.И.   Деятельностный подход к обучению в начальной школе : урок литературного чтения (из опыта работы) / Е.И. Матвеева, И.Е. Патрикеева. – 3-е изд. – М. : Вита-пресс, 2010.

6. «PRO- чтение» Сборник методических материалов 2016

7. «PRO- чтение» Сборник методических материалов 2015

Дополнительная литература:

1. (Глоссарий ФГОС НОО второго поколения)

2. (Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. – М.: Компания Спутник+. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. 2006.

Интернет ресурсы:

https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/formirovaniiechitatielskoighramotnostiuchashchikhsia34klassovnaurokakhlitieraturnoghochtieniia

http://5-bal.ru/informatika/84379/index.html



Предварительный просмотр:

Описание

инновационного педагогического опыта

учителя начальных классов

Николаевой Светланы Александровны

1.1Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

 Ребенок ждет встречи со школой, проявляет интерес ко всему, что с ней связано. Как скоро и как успешно он приспособится к новой жизни, во многом зависит от меня. И вот передо мной встал вопрос: как сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Как создать на уроке такие условия, при которых каждый ученик чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность?

Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе. Именно поэтому педагогическая проблема, над которой я работаю  «Проектная деятельность как фактор развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников».

Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Проектная деятельность - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, который способствует формированию практических умений и навыков.

Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, целью которого является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, учет индивидуальных особенностей, сохранение физического и психического здоровья. Успех в современном мире определяется способностью человека организовывать свою жизнь: видеть дальнейшую и ближайшую перспективу, находить и привлекать необходимые ресурсы, намечать план действий и осуществлять его, оценивая, удалось ли достичь поставленных целей.

       Помня об этом, внедряю в классно-урочную систему учебно-воспитательного процесса технологию проектов. Это даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, ребята, научившись ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представлять свой труд широкой публике, обретают очень важный навык, необходимый в жизни, - делать презентацию.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.

Перспективность опыта.

Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости научно-исследовательской и проектной деятельности в школе. Опираясь на знание психологии любого человека, а ребёнка в особенности, можно отметить, что лучше всего человек выполняет ту работу, которая ему интересна, нравится и доставляет удовольствие. Исследовательские умения, особенно такие как, умения искать, отбирать и организовывать необходимую информацию, становятся сегодня неотъемлемой частью разнообразной деятельности человека. В последние годы в образовательных учреждениях России уделяется большое внимание исследовательской деятельности учащихся, которая является условием формирования интересов, потребности в деятельности, способствует более успешной социализации школьника. Как показывает опыт, метод проектов в обучении как нельзя лучше решает задачи новой школы. Раннее приобщение детей к научно-исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности, причем не только в старшей школе, но и в начальной.

Используя технологии проектного обучения, хорошо понимаю, что правильно организованное обучение должно вести за собой развитие. Характер помощи, которую я оказываю ученику, это не прямая подсказка, как выполнить задание, а организация коллективного поиска, при котором ребенок напрягает свой ум в совместной деятельности со мной и товарищами по классу. Даже при минимальном участии в общей работе он чувствует себя соавтором, соучастником в выполнении задания, накапливая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Это воспитывает у ученика веру в свои силы. Я принимаю ребенка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями, складом ума и характера.

1.2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и примерной основной общеобразовательной программы начального общего образования (ООП НОО), показал, что среди требований, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представлены и требования непосредственно связанные с формированием информационной культуры личности.

Формированию информационной культуры школьников способствует использование в учебном процессе метода проектов, так как реализация проекта предполагает работу с информацией – поиск, обработку, использование и т.п. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена.

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».

Метод учебного проекта — это одна из личностно - ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики. «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю», - этими словами Конфуция можно кратко и ёмко охарактеризовать метод учебного проекта.

Основной задачей обучения посредством проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Учебный проект для учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;

-это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;

-это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Проектная деятельность – это та среда, где каждый может себя проявить.

В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность. В проектной деятельности младших школьников можновыделить следующие этапы:

− мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный настрой; обучающиеся: обсуждают, предлагают собственные идеи);

– планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

– информационно-операционный  (Обучающиеся: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект. Учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником );

– рефлексивно-оценочный (обучающиеся: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

В начальной школе могут быть эффективно реализованы следующие типы проектов:

- творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т. д.), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;

- ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нем;

- ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;

- практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;

- исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.

Обучение младших школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин, а также во внеурочной деятельности. Дети младшего школьного возраста по своей природе уже исследователи, им свойственна любознательность, жажда новых впечатлений. Они с удовольствием принимают участие в видах учебной работы, которые предполагают выполнение поисковых и экспериментальных заданий.

На уроках можно выполнять мини-проекты. На мой взгляд, легче такую работу проводить на уроках окружающего мира. Например, изучая тему «Наше питание» (3 класс, учебник «Окружающий мир » под редакцией А.А.Плешакова) на уроке проводили мини-исследование на тему «Пищевая тарелка». Дома дети составили примерное меню своего завтрака, обеда и ужина. В классе, используя состав продуктов, выяснили, содержатся ли в продуктах меню белки, жиры, углеводы, витамины. Какие преобладают, каких мало и сделали выводы. На уроке ИЗО можно продолжить данную работу - предложить творческий проект «Какие продукты укрепляют мое здоровье, а какие разрушают». Дети рисуют на одной половине листа полезные продукты, а на другой – вредные. Затем объясняют свой выбор и делают выводы. Использование исследовательских методов при проведении интегрированных уроков позволяют значительно повысить развивающий и воспитательный потенциал учебного процесса. Надо заметить, если проекты создаются по проблемам, волнующим самого ребенка, то авторы проектов проявляют особую активность и личную заинтересованность в получении результатов. Эта работа проводится индивидуально — с теми детьми, которые проявляют выраженный интерес, имеют развитые познавательные способности и навыки самостоятельной учебной работы.

Развитие проектной деятельности в начальной школе уже заложено в учебниках УМК «Школа России». В 1-ом классе происходит подготовка к проектной деятельности. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем и родителями. Так, по предмету «Окружающий мир» в 1-ом классе ученики выполняют проекты по темам «Мой любимый город», «Моя малая родина», «Моя семья», «Мои домашние питомцы», составляя фоторассказы с подписями, в которых выражают свое отношение к окружающему. Такая работа развивает в ребенке способность мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личный потенциал. Надо отметить, что рассчитывать на полную самостоятельность детей младшего школьного возраста при выполнении проектов нельзя — они еще не способны проявлять ее в силу своих возрастных особенностей, поэтому роль учителя здесь особенно велика, хотя необходимо выстроить работу над проектом таким образом, чтобы дети выполняли ее максимально самостоятельно.

1.3. Теоретическая база опыта

Метод проектов возник еще в 20-е годы прошлого века в США. Его называли также методом проблем. Он основывался на идеях прагматической педагогики американского философа и педагога Джона Дьюи. Его ученик и последователь В. Килпатрик, определяя суть этого метода, называл его «от души выполняемый замысел».

В России метод проектов был известен еще в 1905 году. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской.

Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе. Со временем идея метода проектов претерпела изменения. Но суть ее остается прежней — стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие мышления.

В практике современного российского образования метод творческих проектов находит всё большее распространение (Ступницкая М.А., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.,. Полат Е.С, Щербакова С.Г., Выткалова Л.А. и др.).

Теоретическую основу опыта составляют:

1.Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

3. Концепция УМК «Школа России» авторского коллектива учёных (А.А.Плешаков, М.И.Моро и др.), которая в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС;

4.Планируемые результаты начального общего образования Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно – ориентированных целей образования;

5. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).

6.Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.

7.Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.]; под ред. А. Б. Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.: ил. – (Стандарты второго поколения).

1.4Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

Для развития интеллектуально-творческих способностей необходима высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом». Второе условие развитие способности ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно педагог должен поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей.

Проект - есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение. 

Метод проектов как педагогическая технология, включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся :

-индивидуальную,

-парную,

-групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Этот метод органично сочетается и с групповыми методами.

В ходе выполнения проектов дети учатся:

- реализовывать свой творческий потенциал;

- проводить самостоятельные исследования;

- принимать самостоятельные решения;

- находить и использовать различную информацию;

- работать в команде и отвечать за результаты совместной деятельности.

Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Кому-то по силам реализация индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. И эта задача падает на плечи взрослых.

Приобщение детей к  проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей. Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые стоят перед начальной школой. По моему мнению, их в полной мере можно  решить, строя учебный процесс на основе проектного обучения.

В работе по методу проектов, можно выделить следующие этапы:

- целеполагание;

- разработка проекта;

- выполнение проекта;

- подведение итогов.

На каждом этапе деятельность учителя и детей распределяется следующим образом:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1.Формулирует проблему (цель).

2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3.Формулирует задачу

1.Вхождение в проблему.

2.Вживание в игровую ситуацию.

3.Принятие задачи. 4.Дополнение задач проекта

2 этап

1.Помогает в решении задачи. 2.Помогает спланировать деятельность.

3.Организует деятельность

1 .Объединение детей в рабочие группы. 2.Распределение ролей

3 этап

1.Практическая помощь (по необходимости). 2.Направляет и контролирует осуществление проекта

1.Формирование специфических знаний, умений, навыков

4 этап

1.Подготовка к презентации. 2.Презентация

1Подготовка проекта деятельности к презентации. 2.Представление (зрителям или экспертам) продукта

Обобщающая таблица позволяет спланировать работу педагога и детей по созданию конкретного проекта.

Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей

Проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, при помощи учителя и родителей). Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть реализованы творческие проекты. На уроке русского языка выполняли проект «Имя прилагательное в загадках». Учащиеся придумывали загадки, находили в них имена прилагательные, рисовали к загадкам картинки.

В 3 классе на уроке русского языка с учениками выполняли проект «Семья слов».

  В процессе работы над проектами могут возникнуть трудности объективного характера. В этом случае необходимо участие взрослых, в той мере, которое необходимо детям. Практика показывает, что совместная проектная деятельность предоставляет такие возможности, которые ведут к сплочению детско – взрослого союза. Совместная проектная деятельность  детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию чутких взаимоотношений между родителями, детьми, учителями”. Во 2 классе дети вместе с родителями выполняли проект «Моя родословная»

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами. На уроке математики познакомились с японским с искусством «оригами». Дети многие делали фигурки – оригами, некоторые искали информацию.

На уроках окружающего мира учащимися были выполнены проекты: «Школа кулинаров», «Богатства отданные людям», «Красная книга».

Дети с удовольствием выполняли проекты «Деревенский дворик», «Лего», Сочинение «Моя семья», «Письмо Деду Морозу» и другие.

При выполнении проекта «Тайна имени» ребята рассказали о происхождении своего имени, дополняли рассказ интересными сведениями о людях, носящих такое же имя.

Также на уроках были выполнены проекты:

-«Экономика родного края»

-«Составляем орфографический словарь»

-«Рассказ о слове»

-«Рифма»

-«Профессии»

-«Родной город» и другие.

В условиях правильной организации проектной деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к работе над проектами.

Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.

1.5 Анализ результативности

Итогом проведенной работы является то, что дети учатся самостоятельно работать,  не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы. Дети учатся с удовольствием, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация.

Мои выпускники подтверждают высокий уровень знаний по всем предметам при дальнейшем обучении в среднем звене; учащиеся самостоятельно умеют работать в группе, участвуют в районных конкурсах исследовательских работ и творческих проектах учащихся.

В течение нескольких лет, мне удалось добиться позитивных результатов, которые отражаются, в первую очередь, во внеурочной деятельности учащихся. Мои ученики принимали участие:

-в межшкольной научно- практической конференции «Война глазами детей»;

- в международном проекте «Они защищали Родину», посвященного 65-летию Победы в Великой Отечественной войне;

- в межшкольной научно- практической конференции «История, культура и традиции земли Зубово - Полянской»;

- в муниципальной межшкольной научно – практической конференции исследовательских работ «Моя малая родина: природа, культура, этнос»;

- в конкурсе «Защитим лес» Номинация «Творческая работа»;

- в конкурсах рисунков и сочинений

-в районном конкурсе «Новогодняя открытка» в номинации «Зимняя фантазия»;

- в ХIХ и XX Международном творческом фестивале «Рождественская звезда»;

-в конкурсе детского рисунка «Этот день Победы»

-районный конкурс «Калейдоскоп профессий» в номинации «Конкурс рисунка и плаката»

- районный конкурс «Все краски творчества против наркотиков»

- районный историко – патриотический конкурс, посвящённый памяти святого праведного воина Фёдора Ушакова «Наш святой»

- Участие в Республиканском конкурсе-проекте «Покорми птиц»

- XI Межрегиональный конкурс творческих работ «Великая Отечественная война глазами детей XXI века: «Помните! Через века, через года,-помните!...

- II – Всероссийский блиц – турнир «Второклассники в стране знаний»:

-конкурс сочинений «Война в судьбе моей семьи» в рамках заключительного этапа Международного проекта «Они защищали Родину»

Проводимая работа позволяет мне получать результаты подготовки учащихся, развивает творческие и познавательные способности детей. С результатами своей деятельности выступаю на педагогических советах, заседаниях РМО и ШМО учителей начальных классов.

1.6Трудности и проблемы при использовании опыта

В процессе работы над проектами могут возникнуть трудности объективного характера. В этом случае необходимо участие взрослых, в той мере, которое необходимо детям. И в некоторых семьях родители по ряду субъективных и объективных причин (трудовая занятость родителей, отсутствие опыта у родителей) не могут оказать помощи. Но многие семьи заинтересованы и оказывают помощь своим детям. И практика показывает, что совместная проектная деятельность предоставляет такие возможности, которые ведут к сплочению детско – взрослого союза. Совместная проектная деятельность  детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию чутких взаимоотношений между родителями, детьми, учителями.

1.7 Адресные рекомендации по использованию опыта.

С опытом моей работы, разработанными уроками, мероприятиями, составленными презентациями, проектами учащихся можно познакомиться на моих личных сайтах

Ежегодно даю открытые уроки, участвую в научно-практических семинарах, в работе районных методических объединений. Провожу мастер-классы и принимаю активное участие в научно-практических семинарах.

В 2008-2009 учебном году участвовала в «Конкурсе лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство значительный вклад в образование» и вошла в десятку лучших педагогов.

За годы работы в школе я пришла к убеждению, что в ней, кроме уроков и перемен, отметок и дневников есть то главное, что остается спустя многие годы в памяти, в жизни, в душе. Это атмосфера, уклад. Школа должна быть миром открытий и откровений, радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества.

1.8 Наглядное приложение

1. Конспект открытого урока-проекта по русскому языку в 3А классе на тему «Семья слов»

2. Видеозапись урока - проекта по русскому языку в 3А классе на тему «Семья слов»

3. Презентация к уроку по русскому языку в 3А классе на тему «Семья слов»

4.Конспект открытого интегрированного урока по математике и математике и конструированию на тему «Оригами. Защита проектов».

5.Презентация к интегрированному уроку по математике и математике и конструированию на тему «Оригами. Защита проектов».

6. Презентация «Проекты 3а класс»

C:\Users\АНДРЕЙ\Desktop\справки\Отсканировано 30.09.2015 19-60_000.jpg

Директор гимназии /Балашкина Н.В./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа дея...

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельност...

ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

-анализ деятельности других педагогов в области физической культуры и спорта;- систематизация педагогического опыта и образовательных технологий на основе изучения профессиональной литературы по физич...

ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

-анализ деятельности других педагогов в области физической культуры и спорта;- систематизация педагогического опыта и образовательных технологий на основе изучения профессиональной литературы по физич...

ПК 3.3. Систематезировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы. самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

В данном разделе размещена информация о систематизации  и оценивании педагогического опыта и образовательных технологий в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной л...