Консультация для педагогов
консультация на тему

Развивающая среда.Что нужно ребенку?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_no_2.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

                                          Консультация для педагогов

«Развивающая   среда. Что нужно ребенку?»                                                    

 «Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Этот мир должен окружать ребенка…»

В. Сухомлинский

 Развивающая  предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве  и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности.

Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении:

  • Дошкольное  образование –  первое  звено  в  системе  непрерывного образования человека.
  • Качество  дошкольного  образования,  образовательных  услуг обеспечивается многими условиями.
  • В  том  числе  и  рациональным,  целесообразным  по  возрасту дошкольников насыщением предметно-развивающей среды детского сада.

Зачем нужна предметно-развивающая среда дошкольнику?

  • Для  удовлетворения  своих  потребностей  в  определенный  момент своего развития.
  • Деятельность  в  условиях  обогащенной  среды  позволяет  ребенку  проявить  пытливость,  любознательность,  познавать  окружающий  мир  без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.  
  • Размеры  и  организация  этого  пространства  связаны  с  возрастными особенностями детей.

Зачем нужна предметно-развивающая среда воспитателю?

  • Она  является  эффективным  вспомогательным  средством  для воспитателя при поддержке индивидуальности и целостного развития ребенка до школы.
  • Развивающая  среда  строится  с  целью  предоставления  детям наибольших  возможностей  для  активной  целенаправленной  и  разнообразной деятельности.
  • Служит  для  воспитателя  специальным  пространством  организации деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.

Требования ФГОС к развивающей предметно - пространственной среде. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

Содержательно-насыщенной

Полифункциональной

Трансформируемой

Вариативной

Доступной

Безопасной

Соответствовать возрастным особенностям детей и программе. 

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Цель:  Сконструировать  многоуровневую многофункциональную  предметно-развивающую  среду  для  осуществления процесса  развития  творческой  личности  воспитанника  на  каждом  из  этапов  его развития в дошкольном учреждении.

Задачи:  

•  сконструировать  и  наполнить  предметно-развивающую  среду соответствующим содержанием;

•  обеспечить  эффективность  использования  предметно-развивающей  среды при  развитии  личности  ребенка,  его  способностей,  самостоятельности  и инициативности творчества.

 В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности:

Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе, включающий в себя): 
-центр игры
-центр двигательной деятельности
-центр конструирования
-центр музыкально театрализованной деятельности
Спокойный сектор:
-центр книги
-центр отдыха
-центр природы
Рабочий сектор: (занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности).
-центр познавательной и исследовательской деятельности
- центр продуктивной и творческой деятельности
-центр правильной речи и моторики.
 
Полноценное развитие, воспитание и образование детей могут осуществляться только при определенных условиях:

  • Рядом с ребенком должны быть любящие, понимающие, ответственные и высокопрофессиональные педагоги;
  • Ребенку необходимо создать развивающую среду; и не только за счет набора соответствующих возрасту предметов и игрушек. Среду важно наполнить эмоциональным комфортом, душевным теплом, весельем и гармонией.
  • Важно учитывать особенности каждого ребенка. И не только те, которые проявляются в индивидуальных темпах развития, но и те, которые связаны со здоровьем детей.

Ожидаемые  результаты: 

гармонично  развитая,  творчески  активная личность ребенка-дошкольника.

 Развивающая среда не может быть построена окончательно.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию. 

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.


Таким образом, важнейшей задачей воспитателя по созданию предметно-развивающей среды в группе и на участке, является умение организовать быт так, чтобы тесно увязать все элементы повседневной жизни с развитием, обучением, игрой и приобщением детей к труду, а для этого необходимо создать спокойную и доброжелательную атмосферу в группе, ДОУ, то есть социальную среду.

Материал подготовила

 старший воспитатель Л.В. Кускова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов"Театрализованная игра как способ освоения детьми социальных ролей и средство развития нравственно-патриотических чувств".

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых люде...

Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность как средство ознакомления с культурой народов России".

Реализация приобщения детей к культуре народов обеспечивает приобщение ребёнка к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ окружающего мира, хранящих знания об историческом прошлом, настоящем,...

Консультация для педагогов «Здоровый образ жизни педагога»

Обсуждение здорового образа жизни педагога, основных причин заболевания. Рекомендации по использованию психологической  зарядки....

Консультация для педагогов «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьной дезадаптации и неуспеваемости.   Особую тр...

Консультация для педагогов "Управления стрессом в профессиональной деятельности педагога"

      Каждый человек на протяжении всей жизни время от времени сталкивается со стрессовыми ситуациями. Они возникают из-за нехватки времени, конфликтов на работе и...