Консультация для педагогов"Театрализованная игра как способ освоения детьми социальных ролей и средство развития нравственно-патриотических чувств".
консультация на тему

Першина Татьяна Петровна

 

              Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора и музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество. Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatr_igry.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная игра как способ освоения детьми социальных ролей и средство развития нравственно-патриотических чувств.

              Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора и музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество. Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

        Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов. Театральная деятельность это самый распространённый вид детского творчества, она близка и понятна ребёнку. Надо сказать, что театральная деятельность в детском саду присутствует почти во всех режимных моментах: зарядка, прогулка, занятия, праздники и развлечения, подвижные и сюжетно-ролевые игры.

        Театральная игра считается разновидностью сюжетно-ролевой игры. Различие между ними лишь в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные ситуации, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. Театральная игра делится на 2 группы: режиссёрские или предметные игры и игры – драматизации. К режиссёрским играм относятся – настольный, теневой, кукольный и другие виды театров. А в играх-драматизациях дети сами исполняют роли героев сказок. Очень важный момент состоит в том, что дети даже старшего дошкольного возраста в театрализованные игры не играют самостоятельно. Поэтому педагог должен направлять детей и создавать необходимые условия. Идеальное условие – театральная студия, но можно использовать для театральных занятий групповую комнату. Немаловажное значение имеет наличие музыки, театральных масок и костюмов. Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Если игра для ребенка — это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театральная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности, развитие творческих способностей ребенка.

Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность, которая заключаются в каждой сказке, литературном произведении. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи становятся образами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступком создаёт у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей (литературные, музыкальные). Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы, выполняют просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ, они смеются, когда смеются персонажи, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Реальные отношения немало важный структурный компонент театрализованных игр. Они представляют собой отношения между детьми, как партнерами по совместной игровой деятельности и взрослым, как возможным организатором и партнером. Эти отношения определяются особенностями личностного развития ребенка и характером межличностных отношений между сверстниками. Эти отношения играют существенную роль в развитии коммуникативной и социальной компетентности ребенка, в его нравственном развитии. Выделение и отражение эмоций, переживаемых ребенком в процессе игры, значимые для него межличностные отношения, дает возможность прочувствовать последствия своих поступков, выявить новые значения своей деятельности, обеспечить формирование ее новых социальных мотивов.

     Оптимальным для нравственного и патриотического воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-театрализованных  праздников:  «Рождество», «Святки», «Масленица», «Иван Купала», «Именины берёзки». Через театрализованную деятельность дети вместе с взрослыми исследуют особенности работы по формированию нравственно-патриотического отношения к культурному наследию является приобщение детей к народной культуре и быту. Народное искусство входит в жизнь современного ребёнка вместе с народной песней, сказкой, хороводами, плясками, поэтому оно так близко ему и понятно. Данная работа знакомит детей с русским народным костюмом и костюмами людей других национальностей. Этот важный момент позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа.

       Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. С музыкальным  фольклором дети нашего  дошкольного учреждения знакомятся уже со 2 младшей группы на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и в народных праздниках. Народное творчество вызывает интерес детей к богатству и разнообразию музыкального фольклора. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами русского народного творчества, с яркостью и многообразием национальных костюмов. В своей работе с детьми я использую аудио- и видеозаписи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра, многочисленные костюмы разных народов. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, я воспитываю в них чувство патриотизма, толерантного отношения к представителям других национальностей, уважения.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что театрализованная деятельность способствует интенсивному развитию эмоционально-личностной сферы ребенка, она помогает выразительно говорить, умению вести диалог, рассказывать стихи, сказки, разыгрывать мини-сценки. Владея куклой и всеми доступными видами театра, у ребенка вырабатываются навыки доброжелательного общения со сверстниками, родителями, другими взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность как средство ознакомления с культурой народов России".

Реализация приобщения детей к культуре народов обеспечивает приобщение ребёнка к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ окружающего мира, хранящих знания об историческом прошлом, настоящем,...

Консультация для педагогов «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьной дезадаптации и неуспеваемости.   Особую тр...

Консультация для родителей подготовительной группы «Нравственно-патриотическое воспитание детей»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

«Семья – как средство духовно-нравственного развития дошкольников», консультация для педагогов

laquo;Семья – как средство духовно-нравственного развития дошкольников», консультация для педагогов...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя....

Дидактические игры по нравственно-патриотическому развитию

Картотека игр расчитана на средний возраст...