Конспект занятия с детьми младшего школьного возраста
план-конспект занятия по теме

Тема урока  (внеурочного занятия): «Что означают наши имена»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Внеурочное занятие с обучающимися 2 класса.

Тема урока  (внеурочного занятия): «Что означают наши имена»

Сроциальный педагог: Маслакова Татьяна Степановна

Формы работы: интегрированное занятие с элементами игры

Цель занятия: познакомить учащихся с возникновением имён.

Задачи занятия:

1. Определить понятие, что  такое имя.

2. Познакомить детей с различными именами и их значениями;

3. Развивать устную речь, мышление, память учащихся;

4. Воспитывать уважение друг к другу, содействовать формированию сплоченного коллектива.

Дидактические средства: загадка на солнышке, клубок нитей, альбомные листы, краски, фигуры на липучках для рефлексии – облачка и тучки. 

 

Структура и содержание занятия

Этапы деятельности на занятии

Содержание занятия

Коррекционные задачи

На формирование, каких УУД направлено решение коррекционных задач.

Организационный этап Психологический настрой на занятие

- Здравствуйте ребята!

(Дети сидят по кругу).

- Мы с вами начинаем наше занятие. Но для того чтобы бы приступить к нему, давайте пожелаем друг другу успеха и удачи, каждый повернётся к своему соседу справа и улыбнётся ему, затем повернётся к соседу слева и улыбнётся ему.

Создать необходимые условия для психологического настроя учащихся на работу.

формирование коммуникативных УУД:

- умение слушать и понимать других;

- воспитывать взаимоуважение друг к другу.

Подготовительный этап

Совместное целеполагание

- Если разгадаете загадку, то солнышко повернется к нам

Педагог загадывает детям загадку, расположенную на отвернутом солнышке:

Тебе дано,

А люди пользуются?

-Что это такое? (дети отгадывают: имя)

Педагог с детьми разбирают загадку.

Загадка разбирается по вопросам:

Почему имя тебе дано? Какая задача у имени, для чего или зачем оно тебе дано? Есть ли смысл у имени?

Солнышко вывешивается на доску.

- Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем разговаривать?

(Предположения детей: сегодня мы будем говорить об именах, узнаем, что же такое имя и узнаем их значения).

Дидактическая игра (мозговой штурм): «Какое оно?» 

Педагог: Ребята, давайте подумаем, а какое оно имя?

Дети выдвигают свои предположения: женское, мужское, ласковое, полное, сокращенное, свое, чужое, содержащее в себе иной смысл…

- Может ли человек жить без имени?

Дети: нет, объясняют почему (выдвижение предположений).

Проблемная ситуация: А если у человека нет имени, что с ним произойдет?

Дети: ему будет не так, как остальным; плохо, он будет расстраиваться, человек не может без имени, оно ему необходимо.

- Правильно ребята без имени человеку было бы сложнее выжить в нашем многогранном и разноцветном мире.

- А что мы будем делать, чтобы ответить на эти вопросы?

Что такое имя? Откуда берутся имена? Что значит ваше имя?

Планирование деятельности: разбираться, что такое имя, узнаем, откуда они появились, для чего они нужны, узнаем

тайны имен.

Формировать творческое восприятие и воображение;

умение анализировать и планировать деятельность

Формировать творческое восприятие и воображение;

умение анализировать и планировать деятельность

формирование познавательных УУД:

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- анализ, синтез;

- умение находить информацию разными способами (в разных источниках).

формирование познавательных УУД:

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- анализ, синтез;

- умение находить информацию разными способами (в разных источниках).

Операциональный этап

Физминутка

Продолжение  операционального этапа

Организация поиска информации из рассказа педагога.

Педагог начинает свой рассказ по теме занятия, обращаясь, всё время к обучающимся.

-Я решила разобраться, что же такое имя?

Ребята, кто-нибудь из вас может ответить на это вопрос?  (предположения детей: именем называют человека, имя есть у каждого человека).

- Послушайте внимательно мой рассказ и найдите в нём, то, с чем связано имя человека.

- Для начала я решила посмотреть, что такое имя в  справочнике (демонстрация справочника) и вот что я узнала:

ИМЯ - личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа. Имена личные люди имели во все времена. У каждого народа они связаны с его культурой, бытом, жизнью.  Любое слово, которым именовали человека, окружающие начинали воспринимать как его личное имя, и, следовательно, любое слово могло стать именем.

        Таким образом, личное имя — слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему  для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нём с другими.

       Роль личного имени в жизни человека очень велика. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, поэтому все его хорошие или плохие поступки делаются достоянием гласности благодаря имени.

      Личные имена употребляются не только в жизни, в частных разговорах, но и в документах. Они могут быть модными или, напротив, устаревшими.  Официальное русское именование триедино: его составляют имя, отчество и фамилия.

Организация диалога:

- Скажите, кто запомнил, что же такое имя? Как оно появилось?

Ответы детей: имя – это личное название человека, любое слово могло стать именем.

- Велика ли роль имени в жизни человека?

Дети: Велика, у каждого человека есть имя. Без имени человек не может жить.

- А кто запомнил, какие бывают имена?

Дети: Личное, модное, устаревшее.

Педагог: Приведите примеры таких имен.

Дети приводят примеры: например устаревшие имена Серафим, Степанида, Фаина, Лазарь, Назар,  модные имена: Карина, Алина, Матвей, Максим. Личные имена называют свои имена.

Педагог: Молодцы, ребята, внимательно слушали меня, привели хорошие примеры.

Мы сейчас немного отдохнём.

Ветер дует нам в лицо (дети встают, нужно помахать руками на лицо)

Закачалось деревцо (руки вверх, наклоны корпуса вместе с руками в стороны)

Ветер тише, тише, тише (присесть, помахать руками вверх-вниз) .

Деревцо всё выше, выше (потянуться вверх).

- Ну а теперь давайте расскажем, кого,  как зовут, для этого выполним следующее:

Упражнение "Мое имя".

Работа организуется в группах. Сначала в четверках, затем все вместе.  Дети по очереди сообщают о себе по плану:

 "Мое имя ..., мне... лет, + дополняют, что-то о себе мне нравится, я интересуюсь, я люблю и т.д.…."

Первый начинает взрослый:

Например: Моё имя Татьяна, мне 41 год, мне нравится сегодняшний день.

Далее педагог следит за деятельностью в малых группах, потом все возвращаются в круг и говорят, как им нравится, когда их называют: полным именем или сокращенным, уменьшительным или измененным.

- Ребята, значение имени и есть некая тайна имени.

После того, как каждый ребенок выскажется о себе, как его зовут и что-то о себе педагог предлагает найти информацию подобранную заранее, что обозначает его имя.

Примеры имён:

Яна - от древнееврейского — «милость Божья».

Тахир (азербайджанское имя) в переводе с арабского – «чистый, целомудренный».

Анна – от древнееврейского  «благодать»

Александр - от греческого «мужественный защитник».

Матвей –  от древнееврейского «Божий человек»

Дарья -  от персидского — «огонь великий».

Руфат (азербайджанское имя) –  с арабского «знатный», «высокое положение».

Ксения - от греческого «гостеприимство», «чужеземный»

Кира - от греческого «госпожа».

Елизавета - от древнееврейского - «клятва божия».

Самира (азербайджанское имя)  – с арабского -  «собеседница».

Алина - от древнегерманского -  «благородная».

Игра "Клубочек и его нити".

- А теперь узнаем о тех, кто рядом с нами.

У педагога в руках клубочек, нить обвита вокруг пальца. Он задает одному из участников, какой-либо вопрос (Что ты любишь? Чего ты боишься? С кем дружишь? и т.д.) и кидает ему клубок. Тот ловит его, обматывает нитку вокруг своего пальца и отвечает на вопрос. Затем задает вопрос следующему участнику, кидает ему клубок. В конце клубок возвращается ведущему.

Все видят нити, связывающие детей друг с другом, определяют, на что похожа ниточная фигура. Теперь вся группа — единое целое. Это нити дружбы.

Педагог: Много хорошего и разного мы узнали друг о друге. Давайте напомним миру, как нас зовут. Мы любим свое имя и сейчас напишем его на листах.

Рисование своего имени: творческое задание.

- А теперь, давайте напишем и нарисуем наши имена, в соответствии с их значениями, то есть их тайной.

Нарисуйте символ имени, сделайте герб имени, оживите, имя с помощью своего рисунка, поместите его в среду и т.д.

Дети пишут свое имя любой краской на альбомном листе и дополняют его значением, смыслом.  Если ребенок затрудняется, педагог пишет его имя на листке, ребенок копирует. При наличии одинаковых имен можно написать букву фамилии или другой знак. Листы вывешиваются на доску.

- создать условия для речевого общения учащихся, введения новых понятий в активный словарный запас учащихся путём расширения их речевой практики;

- расширять познавательную деятельность школьников;

- формировать умение учащихся работать в группе, принимать  общие правила, совместно договариваться в группе.

формирование регулятивных УУД:

- формулировать и удерживать цель занятия;

- составлять план и последовательность действий;

формирование коммуникативных УУД:

- умение слушать и понимать других;

- воспитывать взаимоуважение друг к другу;

- умение работать в группе, принимать правила группы, совместно договариваться о правилах общения в группе и следовать им;

- умение оформлять свои мысли в устной речи;

- умение отстаивать свою точку зрения.

Итоговый этап

- Давайте полюбуемся нашими именами. В каждом человеке есть что-то интересное, особенное.

- Кто узнал что-то новое о себе?

- О своих друзьях?

- Кто запомнил для чего человеку имя?

- Какие бывают имена?

- Почему говорят «Тайна имени»?

Дети отвечают на вопросы педагога.

- У каждого человека есть имя, данное ему при рождении. Так и нужно его называть. А все вместе мы (перечисление имен присутствующих) - одно целое «Мы».

Учить выделять главное, существенное.

Развивать умение сравнивать анализировать.

Учить делать выводы.

формирование личностных УУД:

- самоопределение  себя частью изменяющегося мира, умение объяснять, что связывает тебя с твоими близкими друзьями по классу.

Рефлексивный этап

Педагог показывает детям вырезанные облачка и тучки на липучках и предлагает украсить небо вокруг нашего солнышка облачками, если занятие понравилось и тучками, если им было грустно и скучно.

Дети украшают доску.

Чтобы оценить свою деятельность на занятии продолжите фразы, либо выберите этап занятия, что вам особенно запомнилось:

Я узнал про свое имя….

Мне было интересно, когда …

Мне еще нужно узнать…

Для меня самым трудным было…

Сегодня на занятии мне было…

- Наше занятие подходит к концу. Давайте снова возьмемся за руки, улыбнемся друг другу!

- Все мы молодцы! Большое спасибо за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста на занятиях хора"

Важнейшим средством духовного развития ребенка, повышения уровня его нравственной и эстетической культуры является музыка, и особенно – вокально-хоровое воспитание. Выразительное и эмоциональное испол...

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ХОРА

Среди многообразия задач музыкального развития личности одной из ведущих выступает развитие эмоционально-чувственной сферы, в которой решающее место отводится эмоциональной отзывчивости.Особая роль ...

Обучающее занятие-игра по правилам дорожного движения для детей младшего школьного возраста "Красный, жёлтый, зелёный"

Сценарий предполагает, что зрители рассажены по секторам и разделены на три команды: команда красных, команда жёлтых, команда зелёных.  Ведущие знакомят участников программы с историей возникнове...

Курсовая работа «Театральная игра как способ изучения английского языка детьми младшего школьного возраста в условиях школьной площадки»

 Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но...

Аппликация из бумаги “Новогодняя» - занятие для детей младшего школьного возраста

Знакомство с техникой оригами, аппликации; развитие глазомера, развитие мелкой моторики рук, воспитание усидчивости, развитие творческих способностей...

Методическое пособие по МДК 02.02 Основы реабилитации для специальности 34.02.01. Сестринское дело "ЛФК с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"

В данном пособии представлен материал для проведения практического занятия по МДК 02.02 Основы реабилитации для специальности Сестринское дело....

Консультация для педагогов на тему: «Проектная деятельность в работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста»

Дети с речевыми нарушениями, как никто другой нуждаются постоянной тренировке и подкреплении действиями умения практически применять полученные знания. Метод проектов предоставляет ребенку возможность...