Предметы естественнонаучного цикла в развитии творческого потенциала школьника
статья на тему

Хачатурова Карине Робертовна

Презентация посвящена проблеме развития творческого потенциала обучающихся. Творчество рассматривается как процесс создания субъективно нового и  требует безусловного учета возрастных особенностей школьников и творчества педагогов при организации учебного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Реализация потенциала ребенка в естественнонаучной области

Предметы естественнонаучного цикла в развитии творческого потенциала школьника

  Хачатурова Карине Робертовна, учитель физики

  ГБОУ школа №129, karinah@inbox.ru                                                                                                                                                                                                                              

В 1961 году, после полета Ю.А.Гагарина, президент США Джон Кеннеди произнёс знаменитые слова: «Советское образование - лучшее в мире. Мы должны многое из него взять. СССР выиграл космическую гонку за школьной партой». «Космос мы проиграли русским за школьной партой». Шли десятилетия, а советское образование оставалось мировым лидером, о чём высказался и американский президент Рональд Рейган: «Самое мощное оружие русских — это их образование». А вот оценки наших реформаторов: «Россия проиграла в глобальной конкурентной гонке и оказалась в технологическом рабстве. Нужно менять модель образования от детских садов до вузов». Поскольку современное общество характеризуется возрастанием роли наукоемких технологий во всех сферах его жизнедеятельности и это все предопределяет качественные изменения целей и задач общего образования и введение новых образовательных стандартов, в соответствии с которым современное школьное образование организуется так, чтобы в школьные годы каждый обучающийся смог не только реализовать и развить  свои способности, но и преумножить свои потенциальные возможности. В данном контексте происходит  существенная реорганизация всей системы школьного образования, в том числе и его  естественнонаучной составляющей: достижение  метапредметных результатов на уроках всех учебных предметов  данной образовательной области, усиление их прикладной и практической направленности, ориентация на развитие самостоятельности и творчества школьников в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности предметов естественнонаучной направленности. Это обусловлено и результатами международных исследований (с 1999 года) качества образования (PISA, TIMSS),  где наблюдается невысокое качество знаний и умений  российских школьников по предметам естественнонаучного цикла, неумение школьников использовать образовательный потенциал физики, химии, биологии, астрономии (с 2017 учебного года) и физической географии в реальных жизненных ситуациях, а также недостаточный уровень их естественнонаучной грамотности. PISA и TIMSS рассматривают естественнонаучные грамотность и обученность как способность обучающихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях проблем, которые могут быть проанализированы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, которые основаны на экспериментах и наблюдениях, необходимых для понимания окружающего мира, и изменений, которые вносит в него человеческая деятельность, а кроме этого, для принятия необходимых решений. Объектом исследования являлись образовательные достижения учеников пятнадцатилетнего возраста по математике и естественнонаучным предметам. Эти два предмета являются приоритетными областями в плане оценки интеллектуального потенциала стран и способностей их подрастающего поколения использовать свои возможности  и применять новые технологии. Участие российских школьников в данных исследованиях выявило не очень высокие результаты естественнонаучного образования и естественнонаучной грамотности (PISA: на 26 месте из 31стран участников; TIMSS: 16 место из 59). В заданиях теста PISA и TIMSS по исследованию естественнонаучной обученности и грамотности использовались разнообразные реальные ситуации, связанные тем или иным образом с естественнонаучными или техническими проблемами. Низкие показатели естественнонаучной грамотности и обученности обусловлены слабой межпредметной и интегративной связью предметов естественнонаучного цикла в современной школе и недостаточным развитием творческого потенциала обучающихся в соответствии с их особенностями и возможностями. В соответствии с этим в  содержание учебных предметов естественнонаучного цикла внесены следующие изменения: усилена прикладная, практическая направленность всех учебных предметов  образовательной области естествознания (физика, химия, биология), географического содержания и на сегодняшний день астрономии, древнейшей из наук. На протяжении веков человек стремился разгадать тайну ощущавшегося им великого мирового «порядка» Вселенной, который древнегреческие философы и назвали Космосом (буквально - порядок, красота). Зарождение астрономии было продиктовано практическими потребностями  на самых ранних стадиях существования человеческого общества. На пути познания окружающего мира человек никогда не ограничивался простым собиранием сведений об отдельных, разрозненных фактах небесного мира, наблюдения и факты всегда объединялись в целостную систему представлений - картину мира. Именно астрономические явления и связанные с ними явления на Земле помогли первобытному человеку сделать первое и величайшее открытие, что мир вокруг него закономерен, что каждое явление и событие имеет причину, по крайней мере одним событиям всегда предшествуют одни и те же другие события. Современные представления механизма Вселенной и космических исследований позволили построить картину устройства и главных законов, получить возможность более уверенно ориентироваться не только в пространстве и во времени, но и «ориентироваться» в самой цепи событий на Земле и на Небе.

Если мы хотим, чтобы наши дети в этом мире стремились стать великими учеными и инженерами, очень важно вдохновить их на правильную деятельность. Астроном и автор телевизионной программы «Космос» Нил де Грасс Тайсон недавно рассказал следующее: «Я могу стоять перед восьмиклассниками и говорить: кто хочет стать аэрокосмическим инженером, который построит самолет на 20% более энергоэффективный, чем тот, на котором летали ваши родители? Но это не работает. Однако если я спрошу: кто хочет быть аэрокосмический инженером, который спроектирует самолет, который будет ориентироваться в разреженной атмосфере Марса? Я получу лучших учеников в классе». Мы с вами получим – новые современные достижения России за школьной партой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках технологии.

Развитие творческих способностей учащихсяна уроках технологии посредством смены объектов труда....

Развитие творческого потенциала студентов колледжа в курсе методики развития детской речи

Данная статья поможет студентам и работающим воспитателям более творчески подходить в работе с детьми по развитию речевого творчества.Целенаправленная, систематическая работа преподавателя по ра...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ГАРМОНИИ

В организации учебно-воспитательного процесса особое внимание обращается на профессиональное самоутверждение студента. Этому способствуют многие факторы, в том числе, различные виды самостоятельной ра...

Отчет о проведении декады предметов естественнонаучного цикла

Отчет о проведении декады предметов естественнонаучного цикла в Ростовском строительном колледже. Задачи: 1.     Формирование исследовательской компетенции обучающихся.2....

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенц...