развитие творческого потенциала школьников с нарушением интеллекта через театральную деятельность
статья

Okuneva Victoria Alexandrovna

разработки

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovz_teatr.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Самым популярным и увлекательным направлением в школьном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Из всех видов игр театрализованная игра оказывает особое воздействие на развитие способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на место другого в различных ситуациях и находить адекватные способы содействия.

Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод о важности театрального искусства в развитии личности ребенка дошкольника, оно позволяет решать задачи, касающиеся интеллектуального и художественно-эстетического, нравственного воспитания.

Работая с определённым контингентом детей и учитывая низкий уровень мотивации к процессу обучения и восприятия детей данной категории и проанализировав длительные наблюдения и собственный опыт работы, позволяют мне сделать вывод о том, что театрализованные игры играют очень важную роль во всесторонней коррекции и компенсации аномалий развития, в подготовке «особых» детей к жизни и труду.

Опыт моей работы показал, что любая задача любого занятия, режимного момента, прогулки, досуга, музыкального и спортивного праздника решается детьми легче, проще и быстрее, если они ее обыгрывают. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником в учебно-воспитательном процессе.

В основе организации моей работы лежит комплексный подход, в соответствии с которым в качестве основного условия повышения эффективности процесса выступает целенаправленная организация различных видов деятельности, широкое использование игры, сочетание игровых, невербальных и вербальных средств. Центральное место занимают различные виды театрализованных игр: игры в кукольный театр, игры-драматизации.

Исходя из возрастных и психологических особенностей детей с выраженной умственной отсталостью театрализованные игры построены мною на материале сказок, несущие в себе активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и на эмоциональную сферу ребёнка.

«Особые» дети очень долгое время не понимают эмоциональных состояний. А сказка оказывает благотворное эмоционально-пробуждающее действие на ребенка, – она не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту.

Эмоциональный фон, который я стараюсь создать при чтении сказки, смене голосов персонажей, отражении на моём лице эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывал при прослушивании сказки.

Приобщение детей к театрализованной деятельности я начала с настольного театра, пожалуй, самого доступного вида театра для детей с выраженной умственной отсталостью. У детей отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра картинок, игрушек.

Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок («Этот пальчик – дедушка...», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок»); игры-импровизации («Кошка и котята», «Курочка и цыплята», «Бабочки на полянке» и др.).

Здесь ребёнок действует за игрушечного героя, изображая его разными средствами вербальной выразительности (выразительные интонации, типичные для определенного образа, характеризующие его поступки и поведение, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса).

Детям, в зависимости от степени тяжести имеющегося дефекта, сложно имитировать нужное движение: бег, прыжки, ходьбу и одновременно с этим проговаривать текст, потому что действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Совершенствованию отдельных элементов движений, движений и текста помогают «особым» детям специальные упражнения, игры, этюды («Под дождиком», «Капельки», «Разные ветры», «Дождь идёт»; игры-пантомимы «Падающие листья», «Солнце и луна», «Солнечные зайчики» и т.п.)

Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой театр. Дети получают массу приятных эмоций, с удовольствием включаются в предложенную игру. Особенно детям нравится показывать сценки с несколькими персонажами одновременно («Репка», «Гуси-лебеди» и др.)

Используем с детьми групповую форму показа режиссёрских игр, где каждый ребёнок ведёт игрушки в общем сюжете. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. Необходимость развития мелкой моторики пальцев рук давно признана специалистами как средство стимуляции речи.

В своей работе я активно использую пальчиковый театр. Здесь можно обыгрывать персонаж, как находясь за ширмой, так и изображать действия, передвигаясь свободно по группе.

Детям с выраженной умственной отсталостью сложно произносить текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при драматизации сказки «Репка» дети «тянут» репку, при разыгрывании сказки «Курочка Ряба» изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё. В процессе таких игр-драматизаций, действуя вместе со взрослым и подражая ему, дети учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация.

Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.

Вначале самостоятельно показываю игру, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста.

Читая стихотворные тексты, сказки я подключаю по возможности детей к игре: подыгрывать основной сюжетной линии, имитировать движения, голоса, интонации персонажей игры.

Можно провести небольшие упражнения с детьми. Проводить их лучше сразу же после окончания театрализованной игры. Ребенок ещё в восторге от того, как водились персонажи, как говорили, действовали за них. Самое время предложить ребёнку поиграть так же. Для упражнений я использую высказывания только что выступавших персонажей. Например, в сказке «Рукавичка» надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Предложить ребенку сказать от имени мышки или волка. Подключить всех детей, устроить соревнование: кто лучше попросится в домик за мышку, волка.

Затем я предлагаю ребенку игры-имитации хорошо знакомых сказочных персонажей: «Покажи, как прыгает зайчик»; «Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка», «Покажи, как ходит петушок» и пр.

Для развития творческих способностей детей через театрализованные игры мною была организована предметно-развивающая среда: оборудован уголок театрализованной деятельности, где располагаются различные виды театров, реквизит для разыгрывания сценок, атрибуты для различных игровых позиций.

Дети часто проводят много времени в уголке театра, листают страницы книг, рассматривают иллюстрации сказок и пр. Я стараюсь, чтобы весь подобранный материал соответствовал сюжетам произведений уже известных детям, был легким для запоминания. Провожу серию занятий, делаю упор на обучение творческому рассказыванию с интонационной выразительностью речи.

Идея сказок, которые показывают дети, борьба со злом, помогает им выработать определенное нравственное отношение к жизни.

Интеграция в общество детей с нарушениями интеллекта не может происходить так же, как у нормально развивающихся сверстников. Ограниченность жизненного опыта в силу нарушения познавательной деятельности обуславливает нечёткость, упрощённость и искаженность общих представлений, а недостаточный объём знаний о жизни, деятельности и отношениях людей, окружающем мире у детей с нарушением интеллекта приводит к нарушению связей с социумом, культурой. Основной сферой протекания процесса социально-психической адаптации личности является, прежде всего, сфера межличностного взаимодействия. Поэтому целесообразно организовать учебно-воспитательный процесс, коррекционно-развивающую работу в РЦ в направлении социального становления ребёнка с ОВЗ как личности.

Одним из видов детской деятельности, широко используемых в процессе воспитания и всестороннего развития, является театрализованная игра. Игра помогает ребёнку активизировать и обогащать словарь, развивать интерес к литературе, психические процессы, пантомимические навыки, способствует нравственно-эстетическому воспитанию. Театрализованная игра не только, как эффективное средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей детей с нарушением интеллекта, но и как средство развития познавательной, эмоциональной, двигательной сферы. Так развитие мотивационно- потребностной сферы осуществляется, во-первых, через изменение положения ребёнка в системе взаимоотношений с окружающим миром; во-вторых, в процессе овладения предметами культуры, закреплёнными в художественных произведениях; в-третьих, в развитии гуманной, экологической и социальной направленности мотивации детей, в привитии интереса к природному и художественному миру, к взрослым людям как носителям определённых социальных ролей, а также к сверстникам как партнёрам по совместной деятельности.

Театрализованная деятельность в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью

Из всех видов игр театрализованная игра оказывает особое воздействие на развитие способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на место другого в различных ситуациях и находить адекватные способы содействия.

В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

Театрализованные игры играют очень важную роль во всесторонней коррекции и компенсации аномалий развития, в подготовке «особых» детей к жизни и труду. В результате дети получают представления, которые затем закрепляются в реальной жизни. Таким образом, дети усваивают социальный опыт, преодолевая познавательный «эгоцентризм», негативные формы поведения. Целью использования театрализованной деятельности является формирование и коррекция социального, эмоционального, интеллектуального потенциала ребёнка.

Подводя итог можно сказать о том, что театрализованная деятельность позволяет решать такие педагогические задачи как:

1. Формирование выразительности речи у детей.

2. Привитие ребенку устойчивого интереса к родной культуре, литературе, театру.

3. Совершенствование познания окружающего мира, участвуя в театрализованных играх (дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений).

4. Развитие творческих способностей детей через театрализованные игры.

5. Формирование уважительного отношения друг к другу.

6. Учить познавать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Таким образом, использование театрализованной игры как средства коррекции и развития детей с нарушением интеллекта, знакомит с миром прекрасного, расширяет представление об окружающем, а главное способствует психологической адаптации ребёнка в социуме и является эффективным средством социализации детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА по программе профессиональной переподготовки «КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА» Тема: Особенности развития познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках математики посредством дидактической игры

Нарушения психического развития вызывают, прежде всего, нарушения познавательной деятельности, поэтому учитывая индивидуальные особенности умственно отсталых младших школьников, познавательная д...

Предметы естественнонаучного цикла в развитии творческого потенциала школьника

Презентация посвящена проблеме развития творческого потенциала обучающихся. Творчество рассматривается как процесс создания субъективно нового и  требует безусловного учета возрастных особенносте...

"Развитие творческого потенциала учащихся через разнообразные формы театрализованной деятельности"

В данной статье говорится об эффективности воздействия театрального творчества на личность ребенка, рассматриваются разные форматы театрализованной деятельности из опыта работы автора....

Развитие творческого потенциала личности через познание окружающего мира на уроках изобразительного искусства.

Проект предназначен для учащихся художественных отделений ДШИ и общеобразовательных школ. Носит рекомендательный характер....

Доклад по теме самообразования "Развитие творческого потенциала воспитанников на основе краеведческого материала через игровую деятельность"

Издавна бытующие в народе ценности формируют строгие нормы воплощенные педагогические идеи, традиции, обычаи....

Развитие творческого потенциала детей через вокальную, хоровую и театральную деятельность

Статья на тему "Развитие творческого потенциала детей через вокальную, хоровую и театральную деятельность"...