Развитие творческого потенциала детей через вокальную, хоровую и театральную деятельность
статья

Баширова Наталья Юрьевна

Статья на тему "Развитие творческого потенциала детей через вокальную, хоровую и театральную деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_bashirova_n.yu_.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ВОВЛЕЧЕНИЕ В ВОКАЛЬНУЮ, ХОРОВУЮ И ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Баширова Н.Ю.

Раменский г.о., МУДО БЦРТДиЮ

на базе МОУ Быковская СОШ № 14

«Без творческих поисков

нет подлинного искусства»

Д. Шостакович

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России прописано: «Общеобразовательные учреждения должны <…> раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» [1, с.6]. «В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить: готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше» [1, с.12].

Следовательно, современное образование должно содействовать тому, чтобы научить детей активизировать свой творческий потенциал. В связи с этим в настоящее время насущными становятся вопросы формирования творческого потенциала учащихся в процессе школьного образования. Уже давно психологам известно, что каждый ребенок обладает мощным творческим потенциалом, но в процессе взросления не всем удается эти задатки сохранить или развить. Творчество рассматривается уже не как процесс или деятельность, но как характеристика личности, стиль жизни, способ отношений с миром.

Все дети обладают разнообразными творческими способностями; задача современного учителя – развить эти задатки в процессе не только воспитания и обучения, но и межличностного общения.

Во всех без исключения детях живет потребность в занятиях музыкой. Пение – один из наиболее простых способов самовыражения. В 2015 г. на базе двух школ Раменского района я создала творческие объединения художественной направленности: вокал «Алые Паруса», хор «Веселые Нотки» на базе МОУ Быковская СОШ № 14 и хор «Капитошка» на базе МОУ Раменская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Создание культурно-обучающей среды посредством активных инновационных методов сотрудничества с детьми, направленных на формирование, сохранение и укрепление духовно-нравственного здоровья учащихся через вовлечение в вокальную, хоровую, а также театральную деятельность дало возможность обучающимся реализовать свой творческий потенциал.

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе работы по программе «Алые Паруса» дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы сценического воплощения песни. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это дает театрализованная деятельность, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, к развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализовываться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана данная программа, направленная на духовное развитие обучающихся.

Программы хорового пения «Веселые нотки» и «Капитошка» направлены на приобщение детей к музыкальной культуре родного края, что, несомненно, имеет большое значение в духовно-нравственном воспитании обучающихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда члены хорового объединения принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда. Хоровое воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребенка и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности.

На протяжении пяти лет автором статьи проводилась работа по выявлению и развитию творческих способностей как в образовательном, так и в воспитательном процессе. Включение обучающихся в огромную палитру видов деятельности, разнообразных по структуре, содержанию, направленности и методам реализации позволило повысить мотивацию к саморазвитию, сплотить классные коллективы, организовать общение и передачу опыта ребят разных возрастов.

Особое место в нашем творчестве занимают без сомнения фольклорные праздники и мероприятия. При подготовке к их проведению чувствуется какая-то особенная, своя, родная, русская атмосфера – и это несмотря на тот факт, что в школах и классах обучаются ребята различных национальностей и вероисповеданий. Разучивание и исполнение народной песни стало для нас еще и своеобразным «путешествием» в мир русской культуры: от прослушивания песни в исполнении всемирно известных исполнителей до поиска своей, «непохожей» манеры исполнения.

Во время выступления все без исключения чувствуют свою принадлежность к русскому народу, его культуре, самобытности. За это время уже стали ежегодными такие мероприятия, как литературно-музыкальная композиция «Рождественская сказка», фольклорный праздник «Масленичный переполох», музыкальная гостиная «В гостях у русской песни». С огромным нетерпением ребята ждут участия в ежегодном районном конкурсе фольклорных ансамблей и исполнителей народной песни.

Обучающиеся моих творческих объединений неоднократно становились победителями и призерами творческих конкурсов, фестивалей, концертов различных уровней.

Мы гордимся своими достижениями, но не собираемся на этом останавливаться: будем совершенствовать работу, стараясь приобщать детей к увлекательному миру музыки, даря радость совместного творчества.

Каждый ребенок имеет полное право жить, любя и понимая настоящее искусство, ощущая красоту жизни и гармонию мира. Не должна уйти в прошлое поющая Россия, в песнях творившая свою духовность, утверждавшая нравственность и прославлявшая подвиги.

Воспитание души – главный результат работы со школьниками.

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М: Просвещение, 2009. – 24 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческой активности детей через дизайн».

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создав...

«Развитие творческой активности детей через дизайн». - презентация и речевое выступление

Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование резул...

"Развитие творческого потенциала учащихся через разнообразные формы театрализованной деятельности"

В данной статье говорится об эффективности воздействия театрального творчества на личность ребенка, рассматриваются разные форматы театрализованной деятельности из опыта работы автора....

Проектная работа «Развитие творческого потенциала детей с ОВЗ посредством проектной деятельности кружка «Раз крупинка, два крупинка»»

Проектная работа«Развитие творческого потенциала детей с ОВЗ посредством проектной деятельности кружка «Раз крупинка, два крупинка»»...

Развитие творческого потенциала личности через познание окружающего мира на уроках изобразительного искусства.

Проект предназначен для учащихся художественных отделений ДШИ и общеобразовательных школ. Носит рекомендательный характер....

"Развитие творческого потенциала обучающихся, их нравственных качеств средствами театрализованной деятельности".

Театр - игра, чувства, ответственность, сплоченность, нравственность, воспитание....