Доклад по теме самообразования "Развитие творческого потенциала воспитанников на основе краеведческого материала через игровую деятельность"
материал

Бондаренко Людмила Михайловна

Издавна бытующие в народе ценности формируют строгие нормы воплощенные педагогические идеи, традиции, обычаи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОШИ Аксарковская школа-интернат среднего общего (полного) образования

Изображение 051.jpg

   

Доклад

Тема:

Развитие творческого потенциала воспитанников на основе краеведческого материала через игровую деятельность.

            воспитателя  Бондаренко Л.М.

п. Аксарка

Предполагаемые темы самообразования

  1. Использование элементов этнопедагогики  для развития творческих способностей младших воспитанников  

Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях по

художественному труду

  1. Развитие художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства
  2.      Этнопедагогический аспект в развитии творческих способностей  
  3. Художественное творчество с элементами этнопедагогики
  4. Развитие творческого потенциала воспитанников на основе краеведческого материала через игровую деятельность.

           Этнопедагогика является сравнительно новой наукой.

          Национально- региональный компонент (НРК) – часть государственного образовательного стандарта. Цель НРК- воспитание у детей бережного отношения  к языковой и речевой культуре родного края. Поэтому в основу планирования работы воспитателя ставятся задачи в освоении регионального содержания, работа направляется на обобщение накопленного опыта.

           Прогрессивные идеи народной педагогики не потеряли своей актуальности и в наше время. Поэтому в воспитании детей и молодежи, в частности ненцев – нужно принимать во внимание этнические и психологические, особенности, максимально использовать достижения в развитии материальной и духовной культуры народа.

 « Человек, оторванный от национальных духовных корней, будь он русским или осетином, узбеком или армянином и т. д.,  теряет многие духовные и нравственные качества личности, как человек, замкнувшийся в своей национальной скорлупе» (Волков Г.Н.)

       Издавна бытующие в народе ценности формируют строгие нормы воплощенные педагогические идеи, традиции, обычаи. Народная педагогика располагает огромным   количеством материала, не исчерпавшего своих воспитательных возможностей. Использование позитивных народных традиций оказывает неоценимую помощь в воспитании детей. Учитывая психолого- физиологические особенности детей этого возраста, воспитатели широко используют в своей педагогической практике разнообразные формы воспитания – краеведческие беседы, сказки, дидактические ролевые игры, творческую и практическую деятельность, задания и задачи по организации многообразной деятельности учащихся.

             В своей педагогической деятельности мне помогает знание ненецкого языка и понимание  хантыйского.  Провожу в семье мероприятия, где дети поют и читают  стихи на родном языке.  У Л.В. Лапцуя есть поэтически обработанные советы.  Он писал для детей, потому что считал, что писатель должен участвовать в воспитании молодого поколения в духе высокой нравственности.  

«Настроения нам с утра не порти,

Не ходи дружок бродячей тучей

Не смейся над чужим пороком,

Ведь ты не знаешь наперед

(мы все бессильны перед роком)

Что совершиться через год...

Знай,  природы никогда не иссякнет чаша,

Лишь черпай из нее с умом

Ты не потеряв стыда…»

   

 Прививать любовь к  родному краю помогает мне богатый материал собранный из СМИ: «Красный Север», «Приуралье» ,«Ямальский мередиан»,  «Северяне».  Оформили альбомы:

  1. «Устный народный фольклор  Севера» (Поговорки, пословицы, сказки);
  2. «Интересные люди Севера» ;
  3. «Флора и фауна Ямала»;
  4. «Традиции и обычаи ненцев».

       Знания полученные на занятий, бесед, чтений, рассматривания альбомов, закрепляются на прогулках, в играх «Пастух  и олени», « Куропатки и охотники» и т д.

      Активно используем такое средство наглядности, как пособие - стенд «Изучаем родной край», которое предназначено для агитационно- познавательных целей, для пропаганды о родном крае. Доступная и наглядная форма пропаганды знаний о жизни родного края, пословицы, сведения о экологическом календаре, кроссворды с помощью стенда, целенаправленное использование наглядного пособия такого типа в интернатах позволяют использовать его как действенное методическое средство.

        Вместе с детьми смастерили книжки – раскладушки: «Сказки», Ансамбль «Сэра- сэв», собираем  песни, диски  с творчеством наших артистов, Елены Лаптандер, Лагея Гаврила.

Собираю диски с документальными фильмами …

       В моей библиотеке  есть книги,  которые помогают мне в моей педагогической деятельности это:

«Ненцы Ямала»   -Н.И. Ного, Т.Н. Мартышин, Г.П. Харючи. Пособие содержит информационно- справочные материалы.

«Из глубины веков»  Е.Г.Сусой.

      Если постоянно и методически правильно использовать элементы этнопедагогики, это повысит эффективность воспитательного процесса. Работая воспитателем с детьми коренной национальности, первостепенное значение придают тому, что должны знать ту почву, на которой хотим построить воспитание личности в условиях семейного воспитания. А значит,  нам воспитателям,   еще многому необходимо научится,  заниматься самообразованием,  изучать литературу, обычаи и традиции  коренных народов.

**«Этнопедагогический аспект  в развитии творческих способностей  у детей коренной национальности»  

Все дети способны» - такова моя ведущая педагогическая идея в учебно-воспитательном процессе.

Детское творчество неисчерпаемо, оно всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного, всё понимающего  учителя, командные методы в творчестве не срабатывают, здесь эффект достигается на основе увлеченности. Главный стимул творчества - огромная радость, которую оно дает и ребенку,  и  учителю.  И, верить в него, уважать как личность, стремиться помочь каждому в достижении успеха.

              Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.

            Раннее развитие способности к творчеству в  младшего школьного возраста – залог будущих успехов. Известный педагог В.Н. Шацкая определяла творчество школьников как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования творческой личности. Устойчивое сохранение у детей интереса к изобразительной деятельности обуславливает более быстрое и глубокое усвоение знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, содействует расширению общего умственного кругозора.

Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятельности, как показала практика эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определенным объемом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно – творческие способности..

         Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного и патриотического воспитания.

При знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством наших коренных национальностей – Ханты и Ненцы.

Дети узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение);  о связи содержания орнамента с окружающей природой; связи искусства с бытом и жизнью народов Ханты и Ненцы. Также дети учатся умению составлять узоры на северные мотивы, отличать орнаменты от других. Узнают, что орнаментом украшают одежду, обувь и различные хозяйственные мешочки, сумочки. У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.    

            В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели, выделили в процессе восприятия. Создавая свое изделие, декоративно-прикладное искусство дети отмечают, почему оно нравится, что в нем интересного, почему оно радует их, и наоборот, вызывает отрицательное отношение. Часто эстетическая оценка переплетается с нравственной.   Поэтому выражение отношения к изображаемому или предмету – это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности  творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей. Общественная направленность проявляется в том, что они создают что-то своими руками для других (поделки, игрушки в подарок малышам для игр, мамам, папам к праздникам). В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремление выполнять рисунок, лепку как можно лучше. Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимания и заботы о других детях, близких людях, потребность в добрых делах.

 

Наши северные дети талантливы.            Большое внимание в своей работе уделяю проведению мероприятий внутри семьи,  они позволяют мне лучше узнать детей, раскрыть их творческие возможности и способности,  сплотить воспитанников в единый коллектив, увлечь полезным делом.  Это – творческий труд, занятия по ИЗО деятельности. Раз или два в неделю провожу с детьми занятия по аппликации, поделки из цветной бумаги, природного материала, пластилина и ткани. Изготовили из папье – маше  сувенирную куклу «Ямальский ребенок».   Делали выставки рисунков: «Осенний вернисаж», конкурс рисунков «Моя мама самая лучшая», «С днём рождения, Ямал!», «С новым годом!», к 23 февраля и 8 марта.  Обычно в наших мероприятиях участвуют все дети.      На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, фигурку вместе составляет общую композицию.  

 Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником, но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир ребенок, и этот потенциал надо раскрыть.

            Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь из сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческого потенциала учащихся через разнообразные формы театрализованной деятельности"

В данной статье говорится об эффективности воздействия театрального творчества на личность ребенка, рассматриваются разные форматы театрализованной деятельности из опыта работы автора....

Индивидуальный план самообразования по теме «Активизация творческой деятельности воспитанников детского дома, через раскрытие внутреннего творческого потенциала воспитанника»

Самообразование педагога есть необходимое условие его профессиональной деятельности. Общество всегда  предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования.  Тема с...

Индивидуальный план профессионального развития Тема самообразования педагога: «Активизация творческой деятельности воспитанников детского дома, через раскрытие внутреннего творческого потенциала воспитанника»

Тема самообразования педагога:  «Активизация творческой деятельности воспитанников детского дома, через раскрытие внутреннего творческого  потенциала воспитанника» Развитие ...

Развитие творческого потенциала детей через вокальную, хоровую и театральную деятельность

Статья на тему "Развитие творческого потенциала детей через вокальную, хоровую и театральную деятельность"...