Статья. «Системно–деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».
статья на тему

Ахметзянова Эльфия Киямовна

Статья на тему: "Системно -деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе" опубликована в сборнике " Применение инновационных технологий в урочной и внеурочной деятельности педагогическими работниками Республики Татарстан"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sbornik_kfu.docx35.21 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Системно–деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе». 

     Из опыта работы учителя начальных классов высшей квалификационной категории Ахметзяновой Эльфии Киямовны

        «Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

      Таким образом, Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность обучающихся. В процессе деятельности обучающийся осваивает УУД, развивается как личность.

       Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность.

     Ключевое место в системно-деятельностном подходе занимает категория "деятельности", а деятельность сама рассматривается как своего рода система, нацеленная на результат.

     Что же предполагает к обучению деятельностный подход ?

- Наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимание того, что именно нужно выяснить, освоить).

 - Выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний.

 - Выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания.

 - Формирование у школьников умения контролировать свои действия- как после их завершения, так и по ходу.

 - Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. Иными словами, создаются условия для того, чтобы на всех этапах изучения темы ребёнок был человеком, активно и осознанно действующим. Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

      Целью деятельностного  подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: - ставить цели, - решать задачи, - отвечать за результаты»

        Технология деятельностного метода предполагает следующую последовательность шагов на уроке:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») 2) выделяется содержательная область («могу»)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.

3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие детьми нового знания). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: 1) ставят цель, 2) строят план достижения цели, 3)предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств (алгоритмы модели, учебник) 4) построение плана достижения цели.

5. Реализация построенного проекта. На данном этапе необходимо организовать:1) решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково; 2)зафиксировать преодоление затруднения; 3) уточнение характера нового знания.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи. (фронтально, в парах или группах)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение. Организовать выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

9. Рефлексия учебной деятельности. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности, организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Пример урока с применением системно-деятельностного подхода.

Урок русского языка  во 2-м классе.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановке

Приветствие.

Эмоциональный настрой

- Какое у вас настроение на начало урока?

- Покажите своё настроение с помощью смайлика.

 

Дети показывают смайлики.

 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания.

- Я вам раздала слова на карточках. Прочитайте их, мысленно вставляя где это нужно буквы.

Дя…тель, вет…р, (м,М)…сква, (ф,Ф) или (п, пп), б…бл…отека.

- Лена, выполни это задание у доски.

- Определи, какой частью речи являются эти слова? Расскажи все, что знаешь об этой части речи.

- Разделите эти слова на группы.

- Я предлагаю остановиться на варианте кто? и что?. Запишите эти существительные  в тетрадь в два столбика : слева – существительные , отвечающие на вопрос кто?. А с права – существительные, которые отвечают на вопрос что?

- Как можно назвать эти существительные?

- Как вы распределили существительные по столбикам. Какие у вас будут замечания?

- Какая сегодня тема урока?

Это существитель-ные т.к. отвечают на вопросы кто? И что? И обозначают предметы, явления, людей.

1.«сильный» ученик выполняет задание у доски вставляет буквы, определяет часть речи, распределяет по группам.

С маленькой буквы и с большой отвечающие на вопрос кто? и вопрос что?

Возможно, они называются одушевленные и неодушевленные

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

3. Выявление места и причины затруднения.

- Заполните карточку « Я знаю, я умею, я могу».

- Если вы согласны с утверждением, поставьте знак «+», если нет «?».

« Я знаю, я умею, я могу».

Ф.И.________

В начале урока

1.Я знаю, что такое имена существительные

2. Я умею находить существительные среди других слов.

3. Я знаю, что имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.

Учащиеся делают вывод о том, что не все знают, что такое одушевленные и неодушевленные имена существительные и не все знают, какие имена существительные можно отнести к одушевленным, а какие к неодушевленным.

 4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: 

Научиться правильно строить предложения, излагая свои мысли, анализировать, делать выводы

- Что нового о существительных мы узнаем на уроке?

- Я предлагаю вам самим открыть новое знание, чтобы в результате нашей совместной работы все ваши «?» превратились в «+».

- Какими средствами  можем добиться этого?

- Сегодня мы будем учиться ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевленные и неодушевленные существительные.

На данном этапе учащиеся ставят цель согласовывают тему урока, строят план достижения цели и т.д.

- Будем обсуждать, выполнять задания, писать упражнения.

5. Реализация построенного проекта.

Цель: Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия

 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

 Научиться правильно строить предложения, излагая свои мысли, анализировать, делать выводы.

- А теперь давайте, поиграем с вами в игру «Одушевленные или неодушевленные».

- Прочитайте , определите : одушевленное или неодушевленное  оно.

 Лисичка

- А кто думает по-другому?

- Кто же из них прав?

- Молодцы! Вы сделали правильный выбор: Вы начали добиваться успеха в своих высказываниях.

- А сейчас я вам предлагаю выполнить такое задание которое потребует от вас внимание! Работать будете в паре.

Найди 6 слов.

РАДУГАРДЫРБУЛКАМРОЛКВЫЧАЗКИПЮЕЯТЬКАЛПВУСУ

- Какие слова нашли?

I в.- выписать одушевленные существительные

II в.- неодушевленные.

- Какие существительные  выписал 1 вариант? Почему?

- Какие существительные  выписал 2 вариант? Почему?

- Составьте предложение с существительным роза . Прочитайте.

- Определите, в каком предложении это существительные одушевленное, а в каком – неодушевленное? Почему?

Сделайте вывод.

Каждый ученик в паре придумывает существительные  и загадывает его соседу по парте, его сосед должен назвать, какое оно - одушевленное или неодушевленное и объяснить почему?

- Я думаю, что неодушевленные. т.к. обозначает название грибов и отвечает на вопрос что?

 - Я думаю, что одушевленное, т.к. обозначает животное и отвечает на вопрос кто?

- Правы оба – это, многозначное слово. Они могут обозначать и название грибов и животных.

Фронтальная работа по вариантам.

Белка, Роза, лиса

Радуга, роза, конфета

- Эти существительные обозначают животных и имя человека, отвечают на вопрос кто? Это одушевленные имена существительные.

- Эти существительные обозначают предмет  и  отвечают на вопрос что? Это неодушевленные имена существитель-ные.

1 в. В саду расцвела роза.

2 в. Роза сорвала в саду  красивую розу.

 - В первом предложении это существительное неодушевленное, т.к. обозначает цветок и отвечает на вопрос что?

 Во втором предложении существительное Роза – имя девочки и отвечает на вопрос кто? Это существительное – одушевленное. А существительное розу – неодушевленное – обозначает цветок и отвечает на вопрос что?

- Чтобы правильно определить одушевленное и неодушевленное это существительное, надо поставить вопрос и знать значение этого существительного.

7. Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону.


Продолжим работу с предложениями. Сейчас вам предстоит сделать выбор заданий. Это задание творческое.

Зад.1. На доске рисунки животных, неба, цветов. Составьте 2 предложения с одним и тем же существительным, так чтобы в одном случае это существительное было одушевленным, а в другом -  неодушевленным.

Дети составляют предложения и объясняют свой выбор.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Работа с учебником.

Самостоятельная работа. Взаимоконтроль.

 9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности,  самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Беседа по вопросам:

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Достигли мы результата?

- Что мы узнали на этом уроке?

 

А теперь заполняйте карточку : «Рефлексивный экран»

Домашнее задание

- Уметь различать одушевленные  и неодушевленные имена существительные.

- Узнали, что существительные делятся на 2 группы одушевленные и неодушевленные. 

«Рефлексивный экран»

- Я узнал …

- Я запомнил …

- Я понял, что …

- Я могу похвалить себя за …

        В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

       Правильное использование системно-деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универасльных учебных действий на уроках в начальной школе.

В презентации представлены: понятие УУД, функции, виды, критерии сформированности УУД, связь с содержанием учебных предметов, условия, список технологий, преемственность и планируемые результаты....

Проект " Особенности формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 1-ом классе"

За последние десятилетия в обществе произошли кардингальные  изменения о целях образования и путях их реализации.Происходит переход к сотрудничеству учителя и обучающихся  в ходе  овлад...

Проект " Особенности формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 1-ом классе"

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации.Происходит переход к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладени...

Выпускная работа на тему: "Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"

Выпускная работа на тему: Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действиймладших школьников...

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПОНЯТИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СПО, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Остановимся на некоторых межпредметных понятиях в математике.Например, понятия «корень», «корень уравнения», «корень слова», «сфера», «сфера услуг...

Методическая работа на тему: «Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания» (из опыта работы)

Уроки истории и обществознания дают возможность научить наших учеников способности к самостоятельному усвоению новых знаний, добыванию информации.Формирование универсальных учебных действий на уроках ...

Реализация метапредметного подхода в обучении математике как средство формирования универсальных учебных действий

Для решения жизненных задач, помимо способностей и личностных качеств, необходимы учения. Имеенно умения и развивает прпеодаватель, работая с обучающимися....