Главные вкладки

    Методическая работа на тему: «Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания» (из опыта работы)
    методическая разработка на тему

    Ёлкина Ольга Ильинична

    Уроки истории и обществознания дают возможность научить наших учеников способности к самостоятельному усвоению новых знаний, добыванию информации.

    Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания дает возможность подготовить ученика обучаемого, способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение жизни, имеющего возможность использовать функциональные, деятельностные качества на практике, успешно овладевшего новыми знаниями, умениями и компетенциями.

           «Практикоориентированность» исторического знания и связанных с ним способов анализа социальной действительности заключается в том, что они позволяют лучше понимать сегодняшний мир, в котором мы живем и принимать осознанные самостоятельные решения в нем - это основное направление ФГОС.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                Муниципальное  учреждение «Методический центр»

                Романовского муниципального района Саратовской области.

                                 

            Районный конкурс научно-исследовательских работ для педагогов

                                             «Методическая копилка»

                                                 

                                        Методическая разработка на тему:

        «Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания»

                                                  (из опыта работы)                      

             

                                                                             

                                                                                                Выполнила: учитель  

                                                                                               истории и обществознания

                                                                                        I квалификационной категории            

                                                                                          МОУ Большекарайская СОШ

                                                                                                          села Большой Карай

                                                                                                        Романовского района

                                                                                                         Саратовской области

                                                                                                           имени Н. Ф. Сосина                    

                                                                                                  Ёлкина Ольга Ильинична

                                                                         

                                                                         

                                                              ноябрь 2018         

                           

                                           

                                                  Содержание:

    1. Введение                                            с. 3

    2. Актуальность темы                         с. 3

    3. Основная часть                                с. 5

    4. Заключение                                       с. 11

    5. Ссылки на источники                     с. 13

                           «Школа должна побуждать молодёжь принимать    активную  

               гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную  

                                                        социальную включённость в жизнь общества».

                                                                                                                        В.В. Путин

                     «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным

                                                                     развиваться дальше без помощи учителя».                                                              

                                                                    Введение

           Образование сегодня все более становится тем институтом, через который транслируются и воплощаются в жизнь базовые ценности общества. В настоящее время мы наблюдаем стремительные перемены в экономической, политической, социальной и духовной сфер жизни. Это не может не отразиться на поведении, жизненных ориентирах и внутреннем мире современного человека. Пришло время смены педагогических ориентиров, содержания и технологий образовательного процесса.

    Актуальность: Каждые десять лет объём информации в мире удваивается.          

           Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными.  

           Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия.

          Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

          В разделе: «Требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования», ФГОС сформулированы основные требования к итоговым навыкам и умениям учеников по истории, а именно:

         1) формирование основ гражданской, этно-национальной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

         2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

         3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

         4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этно-национальной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

         5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

         6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

           Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин, формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

           Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования.

           Современное информационное общество требует от нас подготовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно меняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

           Для жизнидеятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть, важны не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Школа должна «научить учиться».  

            Именно поэтому перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. 
            Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

             Мы - педагоги вынуждены  отказаться от традиционных технологий и перейти на системно-деятельностный подход, когда цель образования определяется как развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Работа по формированию и развитию универсальных учебных действий на уроках истории способствует познавательной деятельности школьника в области других наук, а так же его адаптации  в обществе.

             Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»). 
            Именно поэтому перед школой остро встала  
    проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).

            В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:

    - Личностный

    - Регулятивный

    - Познавательный

    - Коммуникативный

           Какие УУД можно формировать средствами предметов «история» и «обществознание»? Исходя из содержания каждого блока, можно сделать вывод о возможности формирования всех 4-х видов УУД.

           Главная проблема – как сформировать эти умения?

                                                     Основная часть.

           История и обществознание - такие предметы которые участвуют в процессе формирования навыков критического мышления. Сегодня политика нашего государства направлена на сохранение суверенитета и целостности нашей страны.  

           Задача учителя заключается в том, чтобы вся деятельность была направлена на формирование у учащихся стереотипа мышления сквозь призму современной истории.

           Сегодня ученик по стандартам второго поколения должен: уметь самостоятельно приобретать знания;

           И сразу возникает несколько вопросов:

    • Как учить детей без принуждения?
    • Как помочь им раскрыть свои возможности?
    • Как сделать предмет интересным для всех?

            Работа по формированию и развитию универсальных учебных действий на уроках истории способствует познавательной деятельности школьника в области других наук, а так же его адаптации в обществе.  

            Какие УУД можно формировать на уроках истории и обществознания?

            Необходимо формирование следующих видов универсальных действий:  

        - установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность;

       -  планирование и прогнозирование, контроль и оценка;

       -  общеучебные, логические учебные действия;

       -  поиск и выделение необходимой информации;

       -  рефлексия способов и условий действий;

       -  анализ объектов с целью выделения признаков;

       -  установление причинно – следственных связей;

       - построение логической цепочки рассуждений;

       -  выдвижение гипотез и их обоснование;

       - формулирование проблемы;

       -  самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

           А как же формировать эти умения? 

           В своей работе стараюсь учитывать взаимосвязь уровня сформированности УУД со следующими показателями:

    •        состояние здоровья детей;

    •        успеваемость по основным предметам;

    •        уровень развития речи;

    •        степень владения русским языком;

    •        умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

    •        стремление принимать и решать учебную задачу;

    •        навыки общения со сверстниками;

    •        умение контролировать свои действия на уроке.

           Для формирования УУД я использую следующие виды деятельности:

    •        составить рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, карты и схемы;

    •        извлекать информацию из источника;

    •        описание объекта по схеме;

    •        составление характеристики исторического деятеля;

    •        работа с картой («чтение карты»), схемой;

    •        анализ исторического источника;

    •        чтение и обобщение фактов из литературного источника;

    •        составление вопросов к тексту, ответы на них;

    •        комментированное чтение текста;

    •        составление простого и сложного плана;

    •        составление сравнительных, хронологических таблиц;

    •        составление кластера;

    •        подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;

    •        составление логической схемы, цепочки; и другие.

           Работа может идти как в группах, так и индивидуально.

           Отдавая на уроке дань традиционным технологиям, с целью формирования УУД использую интерактивные методы работы.

           На своих уроках использую технологии критического мышления «Шесть шляп мышления».

           В основе данного метода лежит идея параллельного мышления.  

           Параллельное мышление – это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют. Автор этой методики Эдвард де Боне, который предложил разделить процесс мышления на шесть различных режимов, связав его с цветными шляпами. «Примеряя» на себя шляпу определенного цвета, мы учимся думать в заданном направлении, а смена шляп приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций. Ученик, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в этот момент тип мышления, который с ней ассоциируется.

           Белая шляпа: информация Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. Какой мы обладаем информацией? Какая информация нам нужна?

           Красная шляпа: чувства и интуиция. Участники высказывают свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопрос.

          Черная шляпа: Черная шляпа помогает видеть все негативные стороны события, явления, проблемы.

          Желтая шляпа: поиск достоинств, преимущества и позитивных сторон рассматриваемой темы, помогает найти положительные стороны ситуации, увидеть плюсы явления. Почему это стоит делать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

           Зеленая шляпа: придумываем новые идеи, исследуем возможности. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

           Синяя шляпа: управляет процессом. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

           Метод «Шести шляп» можно использовать на уроках истории и обществознания. Так на уроке обществознания в 8 классе по теме «Мы сами творцы своих благ и причины своих бедствий!? («Отклоняющееся поведение») использую методику «Шести шляп» для работы со статьей «Детский алкоголизм», что позволяет рассматривать проблему детского алкоголизма с разных точек зрения, устанавливать связи между явлениями, формировать навыки самостоятельной работы с информацией.

          Для успешного формирования УУД на уроках истории и обществознания необходимо разнообразить виды деятельности на уроке: составление кластера, схемы, логической цепочки, таблицы, вопросов к тексту, простого и сложного плана, рассказа на основе учебного материала и дополнительных источников информации, комментированное чтение, описание события по карте, анализ источника.

           Так на уроке обществознания по теме «Правовое государство» в 9 классе выделяю следующие виды деятельности: умение извлекать информацию из источника, рассказ на основе информации учебника и презентации, составление схемы «Признаки правового государства». Такие виды деятельности направлены на формирование метапредметных и ключевых компетенций учащихся.

           Важным для формирования универсальных учебных действий является выбор способа действий, этот способ действий должен объяснить ученику учитель.  

           Обучающемуся необходимо показать образец выполнения учебной операции (использование памятки). На уроках обществознания для написания эссе в 11 классе рекомендую обучающимся памятку «Примерная структура эссе», «Этапы работы над эссе». Опора на памятку позволяет осознавать и выстраивать речевое высказывание в устной и письменной форме, создавать алгоритм деятельности при решении учебных задач, т.е. формировать общеучебные универсальные действия.

           На уроках истории и обществознания использую задания, которые позволяют анализировать, сопоставлять и обобщать исторические факты, самостоятельно формулировать ответы на возникшие вопросы. Такие типы заданий включает рабочая тетрадь по истории России для 9 класса под редакцией Данилова А.А., которая состоит из вопросов и заданий к документам, кроссвордов, тестов, логических схем, сравнительных таблиц, анализа цифровой информации.

           Решение подобных заданий на уроках истории служат мотивацией для изучения темы, они направлены на самостоятельную деятельность учащихся с дополнительным источником информации, позволяют формировать познавательные универсальные учебные действия обучающихся.

           В новых условиях меняется система подачи информации, стиль отношений между учителем и учащимися.

          Для формирования коммуникативных действий на уроках необходимо учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, инициативное сотрудничество в поиске информации. Поэтому на уроках истории и обществознания создаю условия для возникновения проблемной ситуации, формулировки проблемы, деятельность обучающихся направлена на анализ информации, высказывание собственного мнения.

           На уроке обществознания в 10 классе по теме «Социальная структура общества» предлагаю для обсуждения отрывок из статьи «Неравенство» американского социолога Н. Смелзера. Учащиеся не только находят в указанной статье компоненты неравенства в социальной структуре, но и высказывают свое мнение по вопросу: «Причина социального неравенства – в способностях, богатстве или статусе?».

           Образовательная технология «Дебаты» способствует созданию устойчивой мотивации к обучению, а элемент состязательности на уроках стимулируют творческую, поисковую деятельность и тщательную проработку материала.

           Для проведения дебатов на уроках истории можно предложить следующие темы: «Петр I – чудо или чудовище?!», «Декабристы — герои или преступники?», «События октября 1917 года: переворот или революция?», «Человек – худшая или лучшая из всех живущих на земле тварей?», «П.А. Столыпин: палач или великий реформатор?».

           Данная форма работы стимулирует формирование всех видов универсальных учебных действий, в первую очередь коммуникативных УУД, так как направлена на развитие способностей к согласованию действий с учетом позиций других. Это же можно продолжить на уроках с элементами ролевых игр.

           На таких уроках учащиеся получают возможность реализовать себя и свои способности, применять на практике полученные знания, а овладение ими обеспечивает успешность в учебной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

           Формированию универсальных учебных действий в значительной степени способствует методика изучения материала крупными блоками, применяемая мною в тех случаях, когда по независящим от учителя обстоятельствам сокращается время, отведённая на изучение темы. Основная идея данной методики: изучаемая тема не дробится на отдельные мелкие фрагменты (параграфы), а представляется целиком на лекционном занятии, затем повторно проводится через различные виды практической самостоятельной работы и, наконец, третий раз «пропускается» через сознание и память школьников посредством контрольных заданий различного характера (как репродуктивных и конструктивных, так и творческих).

            Этапы работы с блоком

    I. Введение в тему (составление блок-схемы).

            Самый сложный этап для меня, так как нужно изложить большой объем материала с привлечением различных средств обучения: историческая карта, наглядные пособия, электронные пособия; мультимедиа-лекции; резентации; видеофильмы.

            Подготовка к этому этапу должна быть тщательно продумана: нужно выделить главное из огромного количества деталей и постараться изложить разделы темы единым целым. В то же время материал должен быть достаточно компактным. Главная моя задача на данном этапе – заложить основы знаний при помощи всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, дискретной.

         II. Урок (уроки) практических занятий.

            Этот этап блока включает в себя самостоятельную работу. Именно на данном этапе формируются умения и навыки самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом, его систематизации и анализа. На таком уроке (уроках) ребята составляют план текста, формулируют определения, составляют схемы, заполняют таблицы, учатся извлекать информацию из текста. Развиваются творческие способности обучающихся: они пишут рассказы, сочинения, выступают в роли экскурсовода, рисуют, совершают воображаемые путешествия, инсценируют исторические события и т.д. Развиваются и коммуникативные способности, поскольку применяю работу в парах, группах.

            Некоторые задания на этом этапе могут быть сложными, трудоемкими, требующими волевых проявлений ученика. С целью повышения познавательной активности учащихся, стимулирования интереса, развития самооценки, волевых усилий, применяю рейтинговую систему оценивания.

            Составляю рейтинговую карту по теме, знакомлю с нею учащихся на вводном занятии. Ведется учет рейтинга ученика в сравнении с одноклассниками и относительно самого себя в предыдущей теме (темах).  

           Объем домашнего задания зависит в этом случае от объема выполненной на уроке работы. На данном этапе работы с блоком функция учителя определяется как информационно-консультативная, организующая.

    III. Урок обобщения и контроля.

           Его цель: определить уровень усвоения материала. Достигается это сочетанием самостоятельной индивидуальной и групповой работ. Эффективен дифференцированный контроль, программированные задания (тесты, в том числе и компьютерные), познавательные задачи и др. Уровень сложности может быть задан любой, он зависит от цели, степени подготовленности детей и т.д.  

           Предложенные формы работы в основном использую на уроках истории и обществознания в старших классах.  

          Важным моментом в формировании УУД является использование ИКТ на уроках.

          Презентации должны стать не просто красивыми картинками или готовыми схемами, таблицами, а средством формирования учебных действий, реализации деятельностного подхода к обучению. Меньше нужно заниматься простой трансляцией знаний, больше внимания уделять формированию комплекса метапредметных умений, а это уже сдвиг в направлении компетентностной модели образования.

           В связи с этим, как мне кажется, имеет смысл уточнить: что следует понимать под «способностью использовать знания и умения в реальной жизни» применительно к истории, которая в принципе-то изучает «дела минувших дней»?  

           Ответ на этот вопрос действительно важен с точки зрения организации познавательной деятельности на уроках истории.

           Действительно, история изучает «дела минувших дней», но в то же время имеет важное «прикладное» значение - например, рассказывает о чужих ошибках, на которых, как известно, желательно учиться.

           Историческая наука учит критически воспринимать политическую реальность, кроме того, грамотный в историческом плане человек неплохо умеет вычленять правду из потока сфальсифицированной информации.

           Получается, что здесь следует говорить не столько о формировании способности использовать исторические знания в реальной жизни, сколько о вкладе этого учебного предмета в развитие личности ученика.

           Важно научить детей высказывать свое мнение, вступать в полемику, причем красиво и доказательно - это пригодится им и в жизни, и на других уроках.

                                                           Заключение.

           Уроки истории и обществознания дают возможность научить наших учеников способности к самостоятельному усвоению новых знаний, добыванию информации.

           «Практикоориентированность» исторического знания и связанных с ним способов анализа социальной действительности заключается в том, что они позволяют лучше понимать сегодняшний мир, в котором мы живем и принимать осознанные самостоятельные решения в нем - это основное направление ФГОС.

            Подведу итоги:

           1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия.

           2. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности и ребёнка.

           3. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

           4. Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения.

           5. В образовательной практике происходит переход:

       от обучения, как преподнесения учителем обучающимся системы знаний, к активному решению проблем с целью выработки определённых решений;

       от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций;

        к сотрудничеству обучающихся и учителя.

             И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.

            Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания дает возможность подготовить ученика обучаемого, способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение жизни, имеющего возможность использовать функциональные, деятельностные качества на практике, успешно овладевшего новыми знаниями, умениями и компетенциями.

    Ссылки на источники:

    Алексашкина Л. Н., Ворожейкина Н. И. История. Планируемые результаты, Система заданий 5–9 классы, М.; «Просвещение» – 2014.

    Алексашкина Л. Н. Итоговая проверка по истории в основной школе: общие подходы и вариативность // Преподавание истории и обществознания в школе. 2014 – № 2. – С. 15 – 24.

    Асмолова А. Г., Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя – 4-е изд. – М.: «Просвещение», 2014.

    Иванова Е. О., Осмоловская И. М., Теория обучения в информационном обществе. –м. «Просвещение», 2011.

    Карабанова О. А. Учимся учиться!// http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250

    Ковалёва Г. С. и др., Метапредметные результаты. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации. Пособие для учителя, – М. «Просвещение», 2014.

    Кочергина Л. Л., Обществознание. 6–11 классы. Формирование политических и социальных компетенций – Волгоград: «Учитель», 2013.

    2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

    3.http:\\fersha.nar.ru\

    4 http:\\tow.ural.ru\shp\


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психолого – педагогическое сопровождение личностно – ориентированного урока истории и обществознания. (Из опыта работы Генкиной Т.Б.)

    В данной статье раскрываются основные принципы и способы психолога-педагогического сопровождения личностно - ориентированного урока истории и обществознания. Автор опирается на конкретные примеры из л...

    Проект " Особенности формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 1-ом классе"

    За последние десятилетия в обществе произошли кардингальные  изменения о целях образования и путях их реализации.Происходит переход к сотрудничеству учителя и обучающихся  в ходе  овлад...

    Проект " Особенности формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 1-ом классе"

    За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации.Происходит переход к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладени...

    Тема: «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения химии»

    Пример формирование УУД в процессе обучения химии в различных класса...

    Выпускная работа на тему: "Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"

    Выпускная работа на тему: Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действиймладших школьников...

    Методический доклад на тему "Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания"

    Методический доклад на тему "Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания"...

    Статья. «Системно–деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».

    Статья на тему: "Системно -деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе" опубликована в сборнике " Применение инновационных ...