«Возрастные особенности детей, обучающихся в 1 классе».
статья на тему

Сиротенко Светлана Владимировна

С поступлением ребёнка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым, т. к. дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений.

       Чтобы правильно использовать имеющие у ребёнка резервы, необходимо как можно быстрее адаптировать их к работе в школе и дома, научить учиться, быть внимательным, усидчивым, развивать самоконтроль, трудовые навыки и умения. Ребёнок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx15.71 КБ

Предварительный просмотр:

         Тема: «Возрастные особенности детей, начавших обучение в      1 классе».

Исполнитель: Сиротенко С.В.

(учитель физической кудьтуры)

МОБУ Кудровская СОШ№1

Россия, Санкт-Петербург

С поступлением ребёнка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым, т. к. дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений.

       Чтобы правильно использовать имеющие у ребёнка резервы, необходимо как можно быстрее адаптировать их к работе в школе и дома, научить учиться, быть внимательным, усидчивым, развивать самоконтроль, трудовые навыки и умения. Ребёнок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.

     Большинство детей, приходящих в школу, находятся на дооперационном уровне интеллектуального развития. Это уровень наглядного мышления.

Поступление в школу для первоклассника – это новая деятельность, новые отношения, новые переживания. Это новое социальное пространство, целая система новых требований и правил, которыми теперь определяется жизнь школьника.

Нормы и правила, предъявляемые первокласснику школой, новы и непривычны для него, порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим требованиям нужно адаптироваться.

Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он может длиться один месяц, у других – одну четверть, у третьих- растянуться на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения начальным этапом учебной деятельности, помощи и поддержки со стороны окружающих его взрослых.

 Нужно помнить о том, что у ребенка присутствует желание быть успешным в учебе, быть хорошим и любимым. Ученик уверен, что у него все должно получиться хорошо и очень переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины. Познавательный интерес находится на низком уровне или средне-низком. Большое место в мотивации младшего школьника занимают узколичные мотивы – мотивация благополучия, престижа.

      У детей слабо развито произвольное внимание. Оно требует близкой мотивации. Обычно школьник может заставить себя сосредоточенно работать, чтобы получить отличную отметку и т. д.

 Непроизвольное внимание развито гораздо лучше. Младшего школьника особо привлекает новое, яркое, неожиданное, интересное, без всяких усилий со стороны ученика. Они лучше, быстрее запоминают и сохраняют в памяти конкретные события, сведения, предметы, факты, чем описания, определения, объяснения.

         В данном возрасте достаточно заметно формирование личности, так как учение предъявляет серьезные требования. Формируется характер, воля, расширяется круг интересов, развиваются способности.

     Характер младшего школьника прежде всего импульсивный. Они незамедлительно начинают действовать, не подумав, не взвесив, по случайным поводам. Причина - потребность в активной внешней разрядке при слабости волевой регуляции поведения.

       Младший школьник еще не обладает опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей. Он опускает руки, теряет веру в свои силы и возможности при неудаче. Появляется капризность, упрямство. Так же следует иметь в виду эмоциональную усталость. Ребенок может плакать, капризничать и т. д.

        Младший школьник очень эмоционален. Все, за чем они  наблюдают, о чем думают, вызывает эмоции. Они не умеют контролировать и сдерживать свои чувства, непосредственны и откровенны в выражениях радости, горя, неудовольствия. Часто меняется настроение. Кратковременными  и бурными бывают  проявления радости, гнева.

       Данный возраст очень подходит для воспитания коллективистских отношений. В этом поможет участие в общественных, школьных, классных мероприятиях.

       Не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Многие не понимают, зачем нужно учиться, что учение – труд, который требует огромных усилий. Если ребенок к этому не привык, то наступает разочарование, отрицательное отношение к учебе.

      Задача учителя показать, внушить мысль, что учение – это серьезная работа, но интересная. Она позволит узнать много нового, важного, интересного. Учитель становится значимой фигурой, его похвала или порицание часто более важны, чем родительские. Учитель с самого начала пребывания детей в школе становится  для них непререкаемым авторитетом. А это важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.

      Успешность ребенка в первом классе – это совместный труд учителя, самого ребенка и его родителей. Важно не испугать возможными трудностями, не убить  интереса к учебе, «не перегрузить» ученика новыми знаниями, не подорвать веру в свои силы. Нужно помнить, что успешность ученика в школе – это не только, а точнее, не столько «пятерки», сколько его рост относительно самого себя, иногда медленный, иногда незаметный, и лишь иногда стремительный и бурный.