"Гимнастика мозга" для оптимизации работы логопеда
консультация на тему

Кочукова Людмила Семёновна

 Хочу предложить вашему вниманию упражнения, которые помогут оптимизировать вашу работу с детьми. Упражнения активизируют три блока мозга и выстраивают связи между ними, восстанавливают проводимость сигнала между мозгом и другими частями тела. Обучив ребенка этим упражнениям, вы поможете ему снять эмоциональное напряжение, повысите его энергетический уровень  и работоспособность, улучшите его  слух, зрение, т.е. наладите работу системы «мозг – тело». А когда система «мозг – тело» функционирует нормально, мозг получает от всех частей тела четкие сигналы и такие же сигналы посылает обратно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Гимнастика мозга» для оптимизации работы логопеда.

Жизнь предоставляет нам море возможностей, и надежнее,

когда у руля находится капитан в сбалансированном состоянии.

Ведь тогда перед ним открываются новые горизонты,

и он легко и смело ведет свой корабль через

 все шторма и трудности, встречающиеся на пути.

С.С. Смирнова, О.А. Цыплёнкова

С каждым годом большинство наших детей, особенно живущие в крупных городах, все дальше и дальше идут по пути разрыва интегрирующих связей между телом, мышлением и эмоциями. Причины этого в неоправданно большом количестве времени, которое они проводят без движения: в школе за партами, дома за компьютерами. Да и у многих взрослых активно двигающийся ребенок вызывает раздражение и беспокойство. Его постоянно одергивают, усмиряют, иными словами – «обездвиживают». Однако ребенку  без движения невозможно постичь многообразие мира. Ребенок, который мало двигается, более пассивен в своей деятельности, быстрее утомляется, его внимание, восприятие и память ослаблены. Почему же это происходит?

Наш мозг с функциональной точки зрения можно условно разделить на три больших блока. Первый блок отвечает за энергетику организма, за наш «бензин», за счет которого мы выполняем абсолютно все действия, вплоть до мыслительных процессов. Если бак у нас не полный, то маршрут окажется коротким. Далее – операциональный блок, он отвечает за обработку полученной информации. Все освоенные нами навыки находятся здесь. И наконец, блок планирования и контроля за протеканием собственной деятельности. Для того чтобы ребенок быстрее усвоил какой-либо материал, у него должны работать слаженно все три функциональных блока.

Представим работающий мозг в виде световой матрицы – мозаики, в которой постоянно происходят переливы света – в одной области мозга лампочки зажигаются, в другой гаснут, в одних областях они горят ярко, в других тускло. И каждому педагогу, а логопеду в особенности, нужно добиваться, чтобы у ребенка «загоралось» большое количество лампочек – нейронов, то есть происходило увеличение связей между клетками мозга. Только тогда  повышается общая активность мозга ребенка, и педагог быстрее достигает поставленной цели.

Упражнения:

  1. «Вода»

Перед тем, как начать работать с ребенком, предложите ему глоточек воды. Вода – лучший проводник электрического сигнала в нашем теле. Все электрохимические процессы, проходящие в теле, а следовательно, в мозге и ЦНС зависят от проходимости нервных импульсов. Обезвоживание вызывает снижение энергетического потенциала нашего тела.  Для работоспособного и энергичного состояния необходимо пополнять свои водные запасы. С приемом воды улучшается концентрация внимания, повышается активность и энергичность. Употребляя воду, вы оптимизируете работу мозга, повышаете уровень энергии, улучшаете концентрацию, умственную и физическую координацию.

Внимание! Ни сок, ни чай, ни другие напитки такую функцию не выполняют.

  1. «Взгляд на перекрестие»

Символ перекрестия «Х» позволяет оптимизировать работу правого и левого полушария.

  1. Нарисуйте символ «Х»
  2. Расположите его в удобных и видимых для вас местах.
  3. Смотрите на этот символ при необходимости.

Варианты: можно чертить глазами перед собой, соединяя диагонали, например на стене.

Улучшает навыки письма, помогает организованности, повышает концентрацию внимания, развивает бинокулярное зрение, улучшает координацию движений.

  1. «Думательный колпак» -  Можно выполнять стоя и сидя.

Эти движения обостряют слух и внимание, помогают работе кратковременной памяти, повышают умственные и физические способности.
По мнению психологов, «думающий колпак» будет полезен школьникам перед началом занятия, так как поможет быстро сконцентрировать внимание. В области ушей расположены многие акупунктурные точки, массируя которые вы помогаете всему организму.

  1. «Энергетическая зевота»

Забудьте о том, что говорили родители насчет зевоты! Может быть, зевать неприлично, но зато очень полезно для здоровья! Посредством зевоты организм пытается удовлетворить свою потребность в кислороде для зарядки мозга, избавиться от углекислого газа, а также расслабить напряжение челюстной мышцы. Научно доказано, что зевота способствует детоксикации организма, стимулирует работу слезных протоков и расслабляет все тело от макушки до пяток.  Зевота улучшает зрительное внимание и восприятие, снимает напряжение мышц лица, улучшает коммуникацию, улучшает навыки чтения, творческого письма, выразительной речи.

  1. Займите удобную позицию, положите кулачки на щеки.
  2. Откройте и закройте рот, чтобы почувствовать места, где соединяются верхняя и нижняя челюсть. Переместите кулачки на эти места.
  3. Представьте, что вы зеваете, широко откройте рот и на этом «зевке» массируйте пальцами выше обозначенные места. При этом поизносите расслабляющий звук «м-я-я-я-я-у-у-у-у». Повторить 3-6 раз.

  1. «Сова»

Упражнение можно выполнять стоя или сидя.

  1. Правой ладонью захватите мышцу посередине плечевого пояса. Ладонь должна быть мягкой, как бы приклеенной к мышце.
  2. Сжимайте мышцу, на выдохе медленно поворачивая голову слева направо. Доходя до крайней удобной вам точки в повороте головы, начинайте движение в обратную сторону. При этом губы, сложенные трубочкой, произносят звук «Ух» на выдохе. Одновременно с «Ух» происходит сжатие мышцы ладонью и поворот головы. Шея слегка вытягивается, а глаза с каждым уханьем расширяются, имитируя круглые глаза совы.
  3. Сделайте 3 раза.
  4. Поменяйте руки. Сделайте 3 раза.

Данное упражнение снимает напряжение в шее и способствует притоку крови к головному мозгу. За счет обогащения мозга кислородом активизируется сосредоточение, внимание и навыки понимания, совершенствуется внутренняя речь, мышление.

  1. «Вращение шеей»

1.Встаньте прямо, голова – по серединной линии.

2. Приподнимите одно плечо к уху. Положите на него голову.

3. Позвольте голове скатиться к серединной линии и опустите плечо. Подбородок опущен достаточно низко. Рот чуть приоткрыт. Представьте, что голова – тяжелый шар.

4. Медленно начинайте поворачивать голову направо и налево ( не дальше плеча).

5. Сделайте 4-5 подходов. В местах сильного напряжения в шее чуть дольше подержите голову в этой позиции и спокойно и глубоко подышите.

6. Вернитесь в исходную позицию.

Данное упражнение способствует расслаблению ЦНС и снятию зажимов в области шеи, плеч, спины; улучшает навыки устного чтения, чтения «про себя».

  1. «Перекрестные шаги»

1. Встаньте прямо, голова по средней линии тела.

2. Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги, которое двигается навстречу.

3. Это движение повторяем правой рукой и левой ногой.

Это упражнение активизирует, а в некоторых случаях восстанавливает взаимодействие между двумя полушариями мозга и телом; улучшает способность видеть закономерности и ускоряет процесс обучения; улучшает учебные навыки чтения, письма, слушания и усвоения информации; способствует плавности дыхания.

  1. «Ленивые восьмерки»

Упражнение интегрирует работу обоих полушарий мозга, способствует развитию координации движений всего тела в повседневной жизни, улучшению ориентации в пространстве, прорабатывает стрессовые зажимы глазных мышц. Упражнение  улучшает координацию глаз и рук, координации движений всего тела, бинокулярного и периферического зрения, а также взаимодействия глазных мышц. Данное упражнение улучшает навыки письма, слушания и усвоения информации.

Варианты: рисуем мелом или маркерами на доске, пастелью на бумаге, прикрепленной на уровне глаз.

  1. «Алфавитные восьмерки»

Регулярные упражнения «Алфавитная восьмерка» помогают стать внимательнее, быстрее решать математические задачи, запоминать иностранные слова, читать и, что немаловажно, грамотнее писать.  Данное упражнение повышает способность к периферическому восприятию, узнаванию и различению символов; снимает напряжение с плечевого пояса, повышает сосредоточение, корректирует зеркальное написание букв и цифр.

  1.  «Слон»

Упражнение объединяет все каналы восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический. Оно также стимулирует внутреннюю речь и творческое мышление. Как следствие, улучшаются навыки чтения, слушания, письма, речи, повышается внимание, улучшается память, координация. Выполняя движения, важно добиться, чтобы работало все тело.

  1.  «Гравитационное скольжение»

1. Примите устойчивое положение, скрестив ноги.

2.Поднимите руки вверх на вдохе. Наклоняясь на выдохе вниз и вперед, немного потянитесь руками вместе с головой, растягивая позвоночник. Представьте, что верхняя часть туловища как магнитом притягивается к земле, и, расслабив голову и руки, опустите их вниз. Чуть расслабьте колени и плавно покачайтесь в этом положении.

3. На вдохе поднимаемся (позвонок за позвонком), начиная от копчика. Голова и руки расслаблены. Голову поднимаем в последнюю очередь.

4.Сделать упражнение 3 раза.

Улучшает понимающее слушание и чтение, помогает расслаблению при длительном сидении, активизирует ощущение баланса и чувство координации, придает чувство уверенности и активизирует способность к самовыражению.

  1.  «Кнопки мозга»

Данное упражнение интегрирует левое и правое полушарие, обеспечивает приток крови, обогащенной кислородом к головному мозгу, за счет чего происходит лучшее восприятие информации. Балансируется работа левой и правой половины тела, улучшается одновременная работа глаз, снижается визуальное напряжение, повышается уровень энергии, улучшает учебные навыки чтения, письма.

1.Встаньте удобно, ноги параллельно друг другу, колени расслаблены.
2. Положите одну руку ладошкой на пупок.
3. Вторую руку разместите под ключицами. Имейте в виду: под ключицами, слева и справа от грудины, между первым и вторым ребром, находятся так называемые кнопки мозга, воздействие на которые волшебным образом помогает сосредоточиться.
4. Массируйте «кнопки мозга» с одной стороны большим, а с другой стороны – средним и указательным пальцами. Можно и просто активно гладить эту область всей ладонью. Рука на пупке остается неподвижной.
5.Поменяйте руки и повторите упражнение.
После того как движения станут привычными, попробуйте дополнить их слежением глазами слева направо и наоборот.
Голова при этом остается неподвижной. Это поможет расширить угол зрения, что необходимо ученикам для быстрого усвоения нового материала.

Все эти упражнения занимают очень мало времени. Их можно выполнять как физкультминутки, в разном порядке. Очень хорошо обучить этим упражнениям родителей, чтобы ребенок и дома продолжал налаживать работу системы «мозг – тело». Упражнения «Перекрестные шаги» и «Энергетическая зевота» хорошо использовать при дизартрии – «запускаем» тело, чтобы включилось звукоподобие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нормативно - правовые основы в работе логопеда

описание нормативно-правовых документов в работу учиетеля-логопеда...

Сказкотерапия в работе логопеда с детьми с ОВЗ

Статья содержит  небольшой обзор здоровьесберегающих технологий, используемых в логопедической работе с детьмии с ОВЗ....

Технология БОС в работе логопеда

данный материал представляет теоретические аспекты данного вопроса....

Технология БОС в работе логопеда

данная презентация преназначена для освещения вопроса Технология БОС в работе логопеда...

Использование Су-Джок терапии в работе логопеда

Су-Джок отлично развивает иелкую моторику...

"Миофункциональная коррекция в работе логопеда"

Статистические данные по всему миру говорят, что количество речевых расстройств с каждым годом увеличивается. Поэтому очень важно проводить у детей профилактику речевого нарушения в глобальном аспекте...

Разработка, моделирование и оптимизация работы мехатронных систем

Рабочая программа учебной практики профессионального модуля для специальности Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям)...