Сказкотерапия в работе логопеда с детьми с ОВЗ
консультация

Статья содержит  небольшой обзор здоровьесберегающих технологий, используемых в логопедической работе с детьмии с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_v_rabote_logopeda_s_detmi_s_ovz.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия в  работе логопеда с детьми с ОВЗ.

      Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка.

      Развитие речи детей, одна из главных педагогических задач. За последние годы выросло количество детей с речевой патологией, наблюдается отставание высших психических функций, мелкой и общей моторики. Если все нарушения не исправлять в раннем возрасте, то это приведёт к трудностям общения с окружающими.

      Дети с ОВЗ быстро утомляются, повышенная отвлекаемость, нет интереса к занятиям.

Часто логопеду очень трудно привлечь внимание ребёнка, побуждать к произношению звуков, слогов. Поэтому педагогу в своей деятельности необходимо обеспечивать положительный настрой, интерес к выполнению заданий.

      В своей работе  мною используется  здоровьесберегающая технология – сказкотерапия.

      Сказка является универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Это педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Существует разнообразие сказок, которые используются в логопедической коррекции. Их цель – это последовательное развитие и коррекция речи детей, и связанных с ней психических процессов. Сказки проводятся как целое занятие, так и часть занятия.

       На занятиях с детьми с ОВЗ применяются разнообразные логопедические сказки: пальчиковые, артикуляционные, сказки, способствующие формированию связной речи, фонетические и лексикограмматические.

  • Артикуляционные сказки:

Логопед  рассказывает сказку о весёлом язычке, выполняя вместе с ребёнком комплекс артикуляционных упражнений перед «волшебным зеркалом».

Такие занятия нравятся детям, вызывают интерес к органам артикуляции, формируется усидчивость.

Для выполнения артикуляционных упражнений можно использовать логопедические куклы (весёлый бегемотик, лягушонок, колобок и т.д.). Взрослый или ребёнок надевает куклу на руку и предлагает выполнить артикуляционные упражнения.

 

  • Пальчиковые сказки:

Стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей, улучшается память, внимание. Используя на занятиях пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук, ребёнка можно заинтересовать сказкой. Каждый пальчик будет иметь  роль героя из знакомых сказок.

  • Фонетические сказки:

Побуждают ребёнка произносить звуки речи, с главными героями  сказки приходится переживать, принимать решение, тем самым происходит ненавязчивое закрепление изучаемых  звуков.

Сказки способствуют формированию связной речи детей с ОВЗ. Ребёнок раскрепощается, повышается заинтересованность в выполнении задания, договаривает фразы, произносит их самостоятельно. Повышается эффективность логопедической работы.

Таким образом, можно сделать следующие выводы о значении сказкотерапии в логопедической работе с детьми с ОВЗ: у детей укрепляется психическое здоровье, что способствует быстрой адаптации в обществе. Улучшается звукопроизношение, слоговая структура слова, грамматический строй, словарь, фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, связная речь.

Учитель – логопед: Е.В. Арефьева.

Литература:

  1. Зинкевич – Евстигнеева. Т.Д. «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии» Спб – 1998г.
  2.  Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста – М: АСТ. Астрель,2006.
  3. Колодяжная Т.П. КолуноваЛ.А. «Речевое развитие ребёнка в детском саду: новые подходы2, Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель», 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в ГБОУ СПО Зарайском педагогическом коледже имени В.В. Виноградова Московской области

В данной работе представлен опыт работы по социально-педагогической поддержке детей-сирот и детей ОБПР в учреждении СПО...

Возможности сказкотерапии в работе педагога-психолога с обучающимися « группы риска»

В данной статье  предоставляются мини исследования ,котрые я провела на базе нашего колледжа. Мною была разрабатанна программа тренингов с использованием метода сказкотерапии.Тренинги я проведила...

проект- "Сказкотерапия" для работы с детьми старшего дошкольного возраста

Этот проект-  целью которого является сохранение и укрепление психического здоровья, профилактике тревожности, аггрессивности, развитие положительных эмоций, добрых чувств, формирование позитивно...

Индивидуальная профилактическая работа с детьми-сиротами, детьми девиантного поведения в общежитии

В данной статье представлена работа  с детьми-сиротами, детьми девиатного поведения в общежитии...

Приемы работы педагога-психолога с детьми с особыми потребностями. Арт-терапия в работе с детьми с нарушением зрения.

Демонстрация  эффективного  собственного   опыта  работы  с детьми с особыми  потребностямии их  продителями .Арт-терапия  в работе с детьми с нарушением...

Эссе на тему :«Сказкотерапия- как метод психологической работы с детьми раннего возраста в процессе приучения их к горшку».

Эссе посвящено роли сказкотерапиии в психологической работе с детьми раннего возраста в процессе приучения их к горшку. По итогам городского  фестиваля "здоровый ребено-счастливая мама работ...