Возможности сказкотерапии в работе педагога-психолога с обучающимися « группы риска»
статья по теме

В данной статье  предоставляются мини исследования ,котрые я провела на базе нашего колледжа. Мною была разрабатанна программа тренингов с использованием метода сказкотерапии.Тренинги я проведила с детьми "группы риска".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности сказкотерапии в работе педагога-психолога с обучающимися, « группы риска»

На сегодняшний день в психологической практике существует немало различных психотерапевтических техник, которые направлены на коррекцию и развитие личности в целом. Это: НЛП, гештальт-группы, Т-группы и другие.

  Несмотря на существующее разнообразие психотерапевтических техник сказкотерапия вызывает наибольший интерес.

     По определению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой,сказкотерапия — это процесс поиска смысла,расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Сказкотерапия-это и процесс переноса сказочных смыслов в реальность,процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

     Преимущество данного метода заключается еще в том,что он интегрирует множество психотехнических приемов в единый сказочный контекст. В основе метода сказкотерапии лежит феномен мифа, сказки, притчи,метафор.В этом ряду особое место занимают метафоры, которые позволяют расширить границы самосознания. а также затрагивают определенные слои подсознательного. Специфической особенностью метафор является то,что благодаря им человек получает возможность перевести сложнве и не всегда доступные пониманию понятия в более простые и конкретные формы, имеющие личностно-значимую эмоциональные окраску.

 Сказкотерапия,в основе которой лежат мифы и притчи,позволяет психотерапевту создавать проективные ситуации, обладающие помимо терапевтического эффекта еще и диагностическим. Особенностью метода сказкотерапии заключается в том, что имеет несколько уровней воздействия на личность: 1) неосознаваемый; 2) осознаваемый; 3) поведенческий.

Осуществить изменения на осознаваемом и поведенческом уровнях не представляет собой трудности при использовании любого другого метода, тогда как сказкотерапия предполагает глубинный уровень воздействия через проявления сферы неосознанного, благодаря чему происходит осмысление, переживание и устранение причин затруднения. Данный метод вбирает в себя широкий спектр разрешения разнообразных проблем, так как предполагает поиск путей выхода в доступной и интересной сказочной форме. Таким образом, сказочная форма, обращаясь к сокровенным пластам психики, с одной стороны, уводит от реальности внешней, но приводит к внутренней, а с другой стороны, устраняет контроль сознания за совершением действий, проговариванием собственных мыслей, оценок. Все это приводит к тому, что тренинговая ситуация становится своеобразной "лакмусовой бумажкой", указывающей на истинные чувства, связи и отношения.

В контексте нашей работы с детьми « группы риска» выявлено несколько проблем. Так, в процессе воспитания и развития таких детей у них формируется личностная и социальная неадекватность, которая сопровождается следующими проявлениями: 1) преобладание эмоционального деструктивного фона; 2) высокая личностная и ситуативная тревожность; 3) повышенная конфликтность; 4) социальная нереализованность.

В связи с этим нашей целью является оказание психологической помощи, которая была направлена на гармонизацию психоэмоционального состояния и содействовала личностному и профессиональному развитию обучающихся.

Для достижения поставленной цели нами была разработана психокор- рекционная программа, которая включает в себя четыре блока: 1) блок стабилизации и коррекции психоэмоцонального состояния; 2)блок формирования навыков коммуникативной компетентности; 3) блок личностного роста. Оценка эффективности программы осуществляется с помощью проективных техник: "Человек-Человек под дождем" предложенной Е.Романовой, Т.Сытько, "Дождь в сказочной стране" Т.Д.Зинкевич-Евстегнеевой, опросник Спилберга-Ханина и тест Люшера.

.

"Человек-Человек под дождем" позволяет оценить адаптивные возможности и устойчивость человека к воздействию стрессовых факторов. Рисунки рассматриваются в сравнении до участия в группе и после проведенной сказкотерапии. Дождь символизирует стрессовую ситуацию. По тому, как меняется человек по сравнению с первым рисунком, можно судить об отношении автора к трудностям и способам их преодоления. Цель психологического анализа рисунков данной серии - понять характер поведения женщин в неблагоприятных условиях и найти ресурсы противостояния.

Как модификацию указанных методик можно использовать проективную методику "Дождь в сказочной стране", предложенную Т.ДЗинкевич- Евстигнеевой. Данная тема актуализирует глубинные ассоциации с дождем. Цель данной методики - выявить потенциальные ресурсы противостояния трудностям у обучающихся «группы риска».

Опросник Спилберга-Ханина определяет уровень личностной и ситуативной тревожности. С помощью теста Люшера  мы определяем наличие или отсутствие деструктивного эмоционального фона.

На базе областного государственного автономного профессионального образовательного учреждения « Технологический колледж» Великого Новгорода в ноябре 2016 г. был проведен  сказко-терапевтический тренинг, который включал в себя два блока (блок по снятию эмоционального напряжения и блок по формированию навыков коммуникативной компетенции).

Рассмотрим полученные результаты. В качестве единицы анализа по проективной методике "Человек-Человек под дождем" были использованы характеристики, заданные авторами и служащие для интерпретации полученных данных.

1. Энергетический ресурс, который включает в себя такие параметры: эстетика рисунка, размер рисунка. Интерпретационные данные по этим параметрам свидетельствуют о том, что 60% обучающихся не способны противостоять стрессовым факторам. Об этом свидетельствуют изменения эстетики рисунка в "худшую сторону"

  1. .Потребность в поддержке и отношение к себе включает параметры, размер фигуры и расположение в рисунке относительно центра, цвет.

Результаты данной характеристики показывают, что у 65% "теряется центр", что свидетельствует об ощущениях внутреннего дискомфорта, о потере ощущения "стержня", размер фигуры в рисунке "Человек под дождем" уменьшается либо увеличивается, это свидетельствует об ощущении собственного бессилия. В цветовой гамме рисунка преимущество отдавалось серо-фиолетовому фону, который по Люшеру определяется как относящийся к дополнительным цветам, хотя в палитре некоторых участниц присутствовали и основные цвета. Это сигнализирует как о наличии негативных тенденций (тревога, страх, огорчения), так и о стремлении к общению, любознательности.

  1. Склонность к активным действиям включает в себя следующие параметры: стиль поведения под дождем, пол, возраст.

Интерпретационные данные по этим параметрам свидетельствуют о том, что у 70% обучающихся отсутствует динамика рисунка, что говорит об уходе от активных действий, пониженной сопротивляемости неблагоприятным факторам. Пол "меняется" на противоположный только у 20% обучающихся, а это - показатель споспобности проявлять активность, ответственность, находить выход из сложных ситуаций. 50% обучающихся отражают "Человека под дождем" моложе своего биологического возраста, что является индикатором актуальности потребности в поддержке.

  1. Адаптивные возможности противостояния стрессу включает в себя следующие параметры: средства защиты от дождя (плащ, зонт), основные (лужи, тучи) и дополнительные образы (солнце и другие объекты окружающего мира).

Результаты, полученные по этой группе, свидетельствуют о том, что 60% обучающихся не способны противостоять стрессовым факторам. Рисуя человека под дождем, участники невольно отождествляют себя с человеком, стоящим под дождем, при этом у обучающихся отсутствуют средства защиты. Наличие в рисунках луж, туч характеризует конкретную стрессовую ситуацию в реальной жизни — это отношения с родителями или отношения с социумом. Только 30% обучающихся использовали дополнительные образы-растения, солнце и объекты окружающего мира. Это своего рода свидетельство о наличии и проявлении потенций к психологической адаптации.

Для определения ресурсов использовалась и проективная методика Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой "Дождь в сказочной стране". В качестве единицы анализа методики выступают следующие параметры:

1. Энергетический ресурс, который включает в себя эстетику рисунка, сюжет. Интерпретационные данные по этому параметру свидетельствуют о том, что 70% обучающихся рисунки выполнили эстетично (аккуратно, старательно), сюжет отражает ситуацию благополучия для испытуемых, в которых они себя чувствуют комфортно.

2. Отношение к себе и самочувствие, который включает в себя образы рисунка, цвет. Показателями данного параметра служит то, что 60% обучающихся при раскрашивании данного сюжета использовали предпочитаемые цвета. Солнце, цветы, сказочные долины, острова любви отражают наличие нереализованных (неосознаваемых) ресурсов.

Анализ выбираемой цветовой гаммы по тесту Люшера отражает наличие у 70% обучающихся таких негативный тенденций как тревожность, стресс, страх. Преобладание дополнительных цветов на основных позициях свидетельствует о наличии внутренних конфликтов и общей подавленности.

Выбор цветов по данной методике идентичен выбору цветов в методике "Человек-Человек под дождем", что свидетельствует о стабильности деструктивного фона, который проявляется в стрессовых состояниях, внутренних конфликтах, сказывается на личностной и социальной неудовлетворенности.

Анализ результатов опросника Спилберга-Ханина также подтверждает наличие высокого уровня ситуативной и личностной тревожности 65% обследуемых обучающихся.

На протяжении 2016 и 2017г. была проведена работа по снятию эмоционального напряжения и повышению коммуникативной компетенции, в которой основным методом была сказкотерапия. Данные повторного диагностического среза, которые проводились в апреле 2017 г., отражают позитивную динамику в состояниях, взаимоотношениях и самоотношении, что проявляется в более гибких формах реакции на происходящее, в адекватном восприятии жизненной ситуации.

Серия проективных техник "Человек-Человек под дождем" свидетельтвуют о повышении уровня адаптивных возможностей у 50%обучающихся, а также использования внутренних ресурсов для разрешения социальных и личностных проблем. У 60%обучающихся стабилизировалось эмоциональное состояние, о чем свидетельствует изменения цветовой гаммы в основных позициях. По данным опросника Спилберга-Ханина на 60% снизился уровень личностной и ситуативной тревожности. Позитивная динамика состояния, поведения отмечена и у остальных испытуемых.

Таким образом, проведенные нами исследования показали эффективность разработанной системы воздействия на психоэмоциональную сферу и поведение обучающихся.

Метод сказкотерапии, используемый в соответствующих блоках программы, позволил, с одной стороны, создать атмосферу доверия между психологом и обучающимися,с другой стороны, повысить коммуникативную компетентность и гармонизировать внутренний мир участников.

Широкий спектр и динамика позитивных изменений у обучающихся подтверждает правомерность выбора сказкотерапии как эффективного метода оказания психологической помощи мамам детей с отклонениями в развитии.

  1. Бурлачук Л.Ф., Грабская И.А., Кочарян А.С. Основы психотерапии: Учебное пособие. - Киев; М., 1999.
  2. Вачков И. Основы технологии группового тренинга: Учебное пособие. - М„ 2000.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с обучающимися "группы риска"

План индивидуальной работы с обучающимися группы риска, с целью выявления семей, находящихся в социльно-опасном положении, обучающихся, склонных к употреблению ПАВ, алкоголя...

План профилактической индивидуальной работы с обучающимися "группы риска" на 2018-2019 учебный год

Обеспечение социальной поддержки детей и подростков "Группы риска", направленной на решение проблем подрастковой безнадзорности и преступности....

Статья "Специфика работы педагога-психолога с обучающимися ОВЗ"

laquo;Специфика работы  с обучающимися  ОВЗ»(из опыта работы)   Необходимым условием успешного обучения  студентов в Лицее является их социально-психологическая адаптац...

Рекомендации классному руководителю колледжа по работе с обучающимися "группы риска"

В рекомендациях представлены основные направления работы классного руководителя с обучающимися "группы риска"....