Сравнение бытовых, волшебных сказок и сказок о животных.
материал на тему

Васильева Дарья Олеговна

Таблица сравнения по основным критериям бытовых, волшебных сказок и сказок о животных. Материал полезен студентам педагогических колледжей и ВУЗов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsa_po_skazkam.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Критерий сравнения

Сказки о животных

Волшебные сказки

Бытовые сказки

1.Основные герои

Животные (петух, заяц, лиса, волк...)

Иван-царевич, Иван-дурак, Иван - крестьянский сын. Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Синеглазка, Царевна-лягушка, Емеля.

Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба Яга, Лихо.

«простые» бедные люди

«бывалый» солдат

2.Начало сказки

Жили-были …

В старые-стародавние времена …

Раз на реке …

Жил себе старик со старушкой …

“В некотором царстве, в некотором государстве...”, “Жили да были...”.

«В некотором царстве, в тридевятом государстве…»

 В старые годы у одного царя было три сына.

Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке говорится.

Поехал старик в поле…

Жили-были мужик да баба.

Старый солдат шёл на побывку.

Жил в деревне бедный мужичок. (подчеркивается нищета мужика: ему и его семье нечего есть, не во что одеться.)

3.Волшебные предметы

Яйцо

Стрела, клубочек, зеркало, золотое блюдечко и наливное яблочко, ковер-самолет, сапоги-скороходы, живая и мертвая вода, молодильные яблочки, меч-саморуб, топор-самосек, ведра, печь,

чудесные пяльцы, игла, кольцо, огниво, волоски, шапка-невидимка, гусли, яйцо, сундук.

Гусли, топор, горшок

4.Особенность

В сказке животные приобретают человеческие черты — думают, говорят, совершают поступки.

Нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете. Так, традиционно главная черта лисицы — хитрость, волк жаден и глуп.

В основе этого вида сказки лежит чудесный мир. Чудесный мир - это предметный, фантастический, неограниченный мир.

Все происходящее в волшебной сказке фантастично и значительно по задаче: ее герой, попадая то в одну, то в другую опасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов — борется не на жизнь, а на смерть.

Социально-бытовые сказки отличаются острой идейной направленностью.

Одобрение или осуждение всегда подается открыто, четко выражается оценка: что безнравственно, что достойно осмеяния. Каждое действие наполнено значительным смыслом, связано с важными сторонами жизни человека.

5.Язык сказки

И стали они жить-поживать по-прежнему.

 шли, шли по лесу…

Делать нечего…

С той поры …

… и стали себе жить-поживать да добра наживать.

“В некотором царстве, в некотором государстве...”, “Жили да были...”.

“Я там был, мед - пиво пил, по усам текло, а в рот не попало”, “Стали они жить - поживать и добра наживать”.

Случилось раз - …

… и стала она в добре поживать, лиха не знавать.

…в чистое поле…

Долго ли, коротко ли,…

Не горюйте, батюшка и матушка,…

отправились  в путь-дорогу.

Разнеслась молва и дошла до барина.

И стал он жить, ни в чем нужды не знать с тех пор, как барина обдурил.

Уговор дороже денег.

6.Примеры сказок

Бобовое зернышко

Война грибов

Волк и козлята

Журавль и цапля

Зайкина избушка

Зимовье зверей

Кот и Лиса

Кот, петух и лиса

Лиса и журавль

Лиса и козёл

Лиса и кувшин

Лиса и рак

Лиса и тетерев

Лиса, заяц и петух

Лиса-исповедница

Лиса-повитуха

Лисичка-сестричка и волк

Маша и медведь

Мужик, медведь и лиса

Нет козы с орехами

О щуке зубастой

Овца, лиса и волк

Баба-яга

Белая уточка

Василиса Прекрасная

Вещий сон

Волшебная дудочка

Волшебное кольцо

Волшебный конь

Гуси-лебеди

Дочь и падчерица

Заколдованная королевна

Иван - коровий сын

Иван - крестьянский сын и чудо-юдо

Иван-царевич и серый волк

Крошечка-Хаврошечка

Лихо одноглазое

Мальчик с пальчик

Морозко

Морской царь и Василиса Премудрая

Никита Кожемяка

Ночные пляски

Пёрышко Финиста ясна сокола

По щучьему веленью

Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что

Правда и Кривда

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Сивка-бурка

Сказка о молодильных яблоках и живой воде

Три царства - медное, серебряное и золотое

Хрустальная гора

Царевна-лягушка

Чудесная рубашка

Барин и мужик

Барин и собака

Барин-кузнец

Горшок

Добрый поп

Докучные сказки

Дочь-семилетка

Дурак и береза

Жена-спорщица

Иванушка-дурачок

Каша из топора

Наговорная водица

Не любо - не слушай

Про нужду

Солдатская шинель

Три калача и одна баранка

Федул и Меланья

Хорошо, да худо

Чего на свете не бывает


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина для начальных классов "Тайная жизнь животных. Животные - охотники"

Внеклассное занятие по окружающему миру. Авторский медиапродукт - презентация PowerPoint для закрепления знаний о животных. Викторина создана с целью повышения интереса к урокам окружающего мира через...

Рабочая программа учебной практики. ПМ.02 Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов МДК.02.01. Типовые технологические процессы обслуживания бытовых машин

Программа  учебной  практики  по  профессиональному  модулю «Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов» разработана на основании Федерального государственног...

Тест по экологии животных 7 класс по главе «Взаимоотношения между животными одного вида»

Тест по экологии животных к учебнику В.Г. Бабенко к главе "Взаимоотношения между животными одного вида" содержит десят вопросов и один вариант ответа на каждый вопрос....

Внеклассное мероприятие по литературному чтению в 5 и 6 классах школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на тему: Волшебный мир сказок Шарля Перро

Внеклассное мероприятие проведено в рамках недели русского языка. Задействованы учащиеся 5 и 6 класса школы-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья.  В мероприятии отражены знан...

конспект урока 7 класс биология «Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда»

конспект урока 7 класс биология «Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда»...

Календарно тематический план ПМ.02 Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов, МДК 02.01 Типовые технологические процессы обслуживания бытовых машин и приборов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Профессиональный модуль  ПМ.02    Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов,   междисциплинарного  курса...

Занятие с детьми старшей группы по развитию речи «Сравнение диких и домашних животных»

Цель: Уточнить и систематизировать представления детей о жизни диких и домашних животных. Учить устанавливать связи между приспособленностью животного к среде и месту обитания, анализировать объекты ж...