конспект урока 7 класс биология «Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда»
план-конспект урока на тему
конспект урока 7 класс биология «Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда»
Цель урока:
- Организовать работу учащихся по ознакомлению с наукой зоологией и предметом её изучения.
Задачи:
1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формировать активную позицию сотрудничества со сверстниками;
- формировать внутреннюю положительную мотивацию к предмету биологии;
- формировать мотив учебной деятельности и личностного смысла учения.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развивать логическое мышление через формирование умения анализировать, обобщать, выделять главное, решать проблемы;
- развивать умение работать с текстом;
- формировать умение оценивать свои действия;
- формировать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
- формировать умение грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами урока;
- формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения.
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- сформировать у учащихся представление о зоологии как науке, изучающей животный мир;
- установить черты сходства и различия между растениями и животными;
- актуализировать знания о средах жизни и местообитаниях животных, их приспособленности к условиям обитания и взаимоотношениях между ними;
- развивать умения выявлять черты приспособленности к различным условиям среды.
Оборудование:
- Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.М Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко - М.: Вентана-Граф, 2015;
- Биология: 7 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений /С.В. Суматохин, В.С. Кучменко - М.: Вентана-Граф, 2017;
- компьютер;
- экран;
- презентация;
- таблицы «Различия растений и животных» и «Взаимоотношения между организмами».
Ход урока
I. Мотивация и целеполагание
- Здравствуйте, ребята.
Слайд 2.Наш урок я хотела бы начать со слов кубинского поэта, писателя и публициста Хосе Хулиана Марти:«Птицам даны крылья, рыбам - плавники, а людям, которые живут в природе, - изучение и познание природы; вот их крылья».
- Друзья мои, в этом году мы продолжим изучение одной из занимательнейших наук о природе - биологии.
Слайд 3.Нашим помощником в познании биологии станет учебник «Биология: 7 кл.», написанный коллективом авторов В.М. Константиновым, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко.
Главный помощник в учебе — учебник.
Он молчаливый и добрый волшебник,
Знания мудрые вечно хранит.
Ты сбереги его праздничный вид!
Сразу в обложку его оберни,
Ручкой не пачкай, не рви и не мни.
Славный учебник научит всему —
Будь благодарен за это ему.
- На наших с вами уроках нам понадобятся рабочие тетради.
Слайд 4. Рабочая тетрадь в 2-х частях авторов С.В. Суматохина и В.С. Кучменко и обыкновенная тетрадь в клеточку, в которую мы будем записывать основные моменты урока.
- Какой же раздел биологии мы будем изучать в этом году?
Слайд 5.Предлагаю вам выполнить задание. Посмотрите на слайд. В контурной мозаике спряталось название этой биологической науки. Найдите и прочитайте его.
- Правильно, эта наука зоология. А что же она изучает? Ответы учащихся.
- Молодцы! Наш урок так и называется «Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда». Слайд 1.Чтобы вернуться на первый слайд с темой урока, необходимо навести указатель мыши на изображение тигра на пятом слайде в левом нижнем углу. Учащиеся записывают число и тему урока.
II. Изложение нового материала
Слайд 6.Современная зоология представляет собой целый комплекс наук, включающий как отдельные отрасли – систематику, морфологию, анатомию, физиологию, эмбриологию и другие, - так и отдельные разделы – малакологию, орнитологию, энтомологию и т.д.Чтобы вернуться на слайд 6, необходимо навести указатель мыши на любое изображение животного на слайде 1.
- Все эти науки изучают многообразный мир царства животных, который на сегодняшний день по данным Всемирного (Международного) союза охраны природы насчитывает более 1,5 млн. видов.
Что же объединяет этот разнообразный и многочисленный мир животных?
Слайд 7.Для тогочтобы выявить характерные особенности этих организмов, предлагаю выполнить следующее задание- заполнить таблицу «Различия растений и животных». Работу выполняйте парами. Для экономии времени учащимся раздаются напечатанные таблицы.
Учащиеся в течение нескольких минут выполняют задание, затем осуществляется проверка. На экране в таблице появляются правильные ответы.
Признак сравнения | Растения | Животные |
По способу питания (автотрофы или гетеротрофы) | автотрофы | гетеротрофы |
Рост (ограниченный или неограниченный) | неограниченный | ограниченный |
Движение (активное или неактивное) | неактивное | активное |
Газообмен ( наличие или отсутствие специальных органов) | отсутствие специальных органов | наличие специальных органов |
Строение клетки (наличие или отсутствие клеточной стенки) | наличие клеточной стенки | отсутствие клеточной стенки |
- Животные распространены по всему земному шару. Они освоили разные среды жизни.
Слайд 8. Посмотрите на рисунок и определите названия сред жизни. На экран проецируетсязадание. Одновременно с ответами учащихся на слайде появляются названия сред жизни:
1- наземно- воздушная
2- водная
3- почвенная
4- организменная.
- Да, вокруг нас четыре замечательных дома – четыре среды обитания, с которыми неразрывно связана судьба большинства населяющих нашу планету животных. Каждое животное приспособилось к жизни в своем доме.
Слайд 9. Подумайте, в каких средах, по вашему мнению, обитают насекомые, конечности которых изображены на рисунке? На экран проецируетсярисунок с конечностями насекомых (медведки, кузнечика, жука-плавунца).
Учащиеся дают ответы.
- Можете ли вы назвать этих насекомых? К какой работе приспособлены их конечности? Учащиеся дают ответы. На экране появляются фотографии и названия данных насекомых.
III. Физкультминутка
Слайд 10.А сейчас, давайте поиграем. Ваша задача – определить среды, в которых живут данные животные, и показать соответствующие движения. Если животное обитает в наземно- воздушной среде, выполняем махи руками через стороны вверх – вниз. Если животное обитает в водной среде, выполняем круговые движения руками вперед поочередно. Если животное обитает в почвенной среде, выполняем энергичные сгибания и разгибания рук в локтях на уровне груди.
IV. Продолжение темы урока
- Животные заселяют разные среды жизни на Земле. В каждой среде животные встречаются только там, где имеются благоприятные для них условия существования.
Слайд 11.Этот наиболее благоприятный для каждого вида животных участок в любой среде обитания называется местом обитания. Например, дельфины и щуки живут в водной среде. Только дельфины обитают в морях и океанах, а щуки предпочитают омуты и заводи рек.
- Всё, с чем взаимодействует животное в своём месте обитания, воздействует на него в той или иной мере. Напомните, как называются окружающие условия, воздействующие на живой организм? Ответы учащихся.
- Правильно, экологические факторы.
V. Самостоятельная работа
- Давайте вспомним группы экологических факторов, выполнив задание 3 на стр. 6 в рабочей тетради. На экран проецируется задание.
Слайд 12.Задание: пользуясь материалом параграфа (стр. 12), назовите экологические факторы, приведите примеры. Завершите схему.
Учащиеся выполняют задание. Затем осуществляется проверка.На экране проецируется дополненная схема.Учащиеся приводят примеры разных групп экологических факторов.
- Сейчас более подробно остановимся на биотических экологических факторах- различных формах влияния живых организмов друг на друга. Эти влияния могут быть прямыми и косвенными и проявляться достаточно полярно.
VI. Работа с учебником
Слайд 13. Пользуясь учебником стр. 12-14, заполним таблицу «Взаимоотношения между организмами».
На экран проецируется таблица. Учащиеся совместно выполняют задание, читая учебник.
Вариант таблицы, который может получиться в ходе работы.
Название взаимоотношения | Значение для 2-х видов, извлекаемое из взаимоотношения: «+» - получает пользу; «-« - получает вред; «0» - нейтральное значение | Примеры взаимоотношений | |
1 вид | 2 вид | ||
Хищничество | + | - | Сокол и голубь, жук и гусеница, щука и плотва |
Паразитизм | + | - | Клещ и собака, блоха и кошка |
Конкуренция | - | - | Горностаи и хорьки, мухоловки и синицы |
Симбиоз | + | + | Рак-отшельник и актиния |
VII. Продолжение
- Животные зависят друг от друга и контактируют не только между собой, но и с растениями, и с другими живыми организмами – бактериями, грибами.
Слайд 14.Расшифруйте ребус и назовите биологическое сообщество, в составе которого существуют животные.
На экран проецируется ребус со словом «биоценоз». Учащиеся разгадывают ребус. На экране появляется отгаданное слово.
- Вспомните, что такое биоценоз? Ответы учащихся: совокупность растений, животных, грибов и бактерий, совместно населяющих участок суши или водоёма. На экране проецируется определение биоценоза.
- Приведите примеры биоценозов.Ответы учащихся: обитатели пруда, болота и т.д.
- Назовите основные формы взаимоотношений организмов в биоценозе? Ответы учащихся: пищевые связи или цепи питания. На экран проецируется схема пищевых связей животных.Слайд 15.
- Какие группы организмов имеются в любом биоценозе? Ответы учащихся: производители (продуценты), потребители (консументы), разрушители (редуценты).
- Итак, из всего сказанного сделаем краткие выводы ( Слайд 16):
1. Современная зоология – это система наук, имеющих важное теоретическое и практическое значение.
2. Животные населяют разные среды жизни и разные места обитания.
3. Животные взаимодействуют не только между собой, но и с абиотической (неживой) частью среды обитания и таким образом существуют в составе биоценозов.
VIII. Закрепление
- Для закрепления изученного материала предлагаю выполнить следующее задание (Слайд 17.): оцените верность утверждений (верно- неверно).
1. Зоология – система наук о животных, изучающих строение, жизнедеятельность животных, их связи со средой обитания, распространение, индивидуальное и историческое развитие, роль в природе и жизни человека.
2. Один из характерных признаков представителей царства Животные- способность к активному движению.
3. К абиотическим факторам среды, влияющим на жизнь животных, относятся разнообразные типы взаимоотношений животных.
4. Паразитизм – это тип взаимоотношений, сложившийся между такими животными, как паук и муха.
5. Виноградная улитка обитает в водной среде.
Учащиеся выполняют задание. После выполнения осуществляется проверка. На экране появляются ответы «верно», «неверно».
- Ребята, проверьте правильность выполнения задания и оцените себя.
На экране появляются критерии оценивания.
IX. Подведение итогов
- Наш урок подходит к концу. Сегодня мы выяснили, что изучает комплексная наука зоология, какие науки входят в её состав. Повторили среды жизни, группы экологических факторов, воздействующих на животных. Вспомнили понятие «биоценоз».
X. Домашнее заданиеСлайд 18.
- Изучить параграфы 1, 2.
- Рабочая тетрадь №5 с.5, №4, 5 с. 6
- Подготовить сообщение о комменсализме, как типе взаимоотношений между животными и его формах (по желанию).
XI. Рефлексия Слайд 19.
И в завершении урока в ваших тетрадях напишите следующие знаки:
!! - если на уроке было всё понятно и интересно;
?! – если вам не всё было понятно, но интересно;
00 - если вам всё было непонятно и неинтересно.
Таблица 1. Различия растений и животных
Признак сравнения | Растения | Животные |
По способу питания (автотрофы или гетеротрофы) | ||
Рост (ограниченный или неограниченный) | ||
Движение (активное или неактивное) | ||
Газообмен ( наличие или отсутствие специальных органов) | ||
Строение клетки (наличие или отсутствие клеточной стенки) |
Таблица 2. Взаимоотношения между организмами
Название взаимоотношения | Значение для 2-х видов, извлекаемое из взаимоотношения: «+» - получает пользу; «-« - получает вред; «0» - нейтральное значение | Примеры взаимоотношений | |
1 вид | 2 вид | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ: "ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ ЖИВОТНЫХ"
Данная методическая разработка представляет собой конспект урока по биологии, включающий в себя основные этапы урока: мотивационный этап, этап актуализации знаний, этап изучения нового материала, закр...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/16/picture-625856-1573915998.jpg)
Проверочная работа. Биологии 5 класс "Биология - как наука о живой природе"
Урок биоглогии 5 класс ФГОС к учебнику Пасечник "Биология - как наука о живой природе". Проверочная работаматериал готов к распечатке для 2 вариантов...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/26/picture-1318205-1614343841.jpg)
Конспект урока по биологии на тему _Деление клетки. Митоз_ (10 класс)
Сформировать знания о митозе, процессах, происходящих в различные периоды митотического цикла и понимание его биологического смысла их роли в передаче наследственной информации и значении деления клет...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/26/picture-1318205-1614343841.jpg)
Конспект урока по биологии на тему Класс насекомые. Общая характеристика, их строение.
Конспект урока по биологии на тему Класс насекомые. Общая характеристика, их строение....
конспект урока по биологии 8 класс
Конспект урока биологии по теме "Внешнее строение и приспособления к полету" 7 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/05/picture-1078546-1549353918.jpg)
Конспект урока по биологии в 5 классе по теме "Бактерии"
Урок- исследование по биологии в 5 классе по теме "Бактерии"...