ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ: "ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ ЖИВОТНЫХ"
план-конспект урока по теме

Данная методическая разработка представляет собой конспект урока по биологии, включающий в себя основные этапы урока: мотивационный этап, этап актуализации знаний, этап изучения нового материала, закрепления и обобщения знаний.. При отборе содержания урока учитывались принципы научности, доступности, 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образование «Ташлинский политехнический техникум»

Преподаватель биологии: Сизова Людмила Михайловна

 

План-конспект по теме: Доказательства происхождения человека от животных

Цель урока: рассмотреть основные доказательства происхождения человека от животных, которыми располагает современная биологическая наука; способствовать пониманию обучающимися места человека в системе живой природы.  

Задачи урока: 

- сформировать представление о месте человека в системе органического мира; расширить знания обучающихся об основных доказательствах происхождения человека от животных; установить основные черты сходства и отличия человека и человекообразных обезьян.

- продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать изучаемый материал, развивать умения самостоятельно работать в группах.

- воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда, чувство коллективизма, сопереживания; способствовать формированию  материалистического мировоззрения обучающихся 

Тип урока:  изучение нового материала            

Форма организации работы: групповая, фронтальная

Оборудование:  мульмедийная установка,  презентация «Доказательство происхождения человека от животных», рабочие карты , листы самооценки, информационный лист    

1. Организационный момент

- приветствие

- проверка присутствующих

- знакомство с условиями работы на уроке: работа на уроке малыми группами, совместное заполнение в ходе урока «Рабочей карты», бальная система оценивания с занесением результатов работы в «Лист самооценки».

- психологический настрой на успешную и плодотворную деятельность

2. Мотивационный этап-(Слайд1)

а) Совместная формулировка темы, цели и задач урока на основе анализа четверостишья 

С. Щипачёва:

              Природа! Человек – твоё творение,

              И этой чести у тебя не отберут,

              Но на ноги поставил с четверенек

              И человеком предка сделал труд.                            

-Как вы думаете ,  о чем  сегодня на уроке пойдет речь? (ответ: о происхождении человека). У разных народов и племен существовали свои легенды, предания, сказания, дающие ответ на вопрос о происхождении человека. А в данном стихотворении изложена научная точка зрения на происхождение человека…Какая? (ответ: происхождение человека от животных). И так записываем число и тему урока( тема урока фиксируется в рабочей карте): «Доказательства происхождения человека от животных» (слайд2)

В ходе урока мы должны решить следующие вопросы ( Слайд 3):

1.Какое положение занимает человек в системе животного мира?

2. Какие имеются доказательства происхождения человека от животных?

3.  Выяснить , чем мы похожи и чем отличаемся от человекообразных обезьян.

б) Обоснование  необходимости изучения данной темы:

Какое практическое значение имеет данная тема, для чего ее необходимо изучать?

(Для того, чтобы знать своё происхождение и не терять связи с живой природой. Выяснить, правду ли говорят, что человек произошёл от обезьяны. Чтобы выполнить задания по данной теме при сдаче дифференцированного зачёта )

3.Актуализация знаний : Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, давай те с вами вспомним(каждый правильный ответ оценивается 1 баллом):

- Кто впервые поместил человека в класс Млекопитающие, отряд Приматы?  К.Линней.

- Кто впервые высказал гипотезу происхождения человека от обезьяноподобных предков, но не смог ее доказать научно?   Ж.Б.Ламарк.

- Кто убедительно доказал , что человек последнее высокоорганизованное звено в цепи развития животных?  Ч.Дарвин.

- Какую теорию создал Дарвин?  Эволюционную

- Что такое эволюция?

4.Изучение нового материала:

Как часто люди бездумно повторяют: «Ну ты и животное!» А на самом деле, это так или нет? Выявлено ли сходство людей и животных? Давайте попробуем всесторонне рассмотреть этот вопрос и разобраться в фактах

Словарная работа(Слайд4):

Процесс исторического развития человека, становления его как вида в процессе формирования общества называется антропогенез (в переводе с греческого antropos – человек и genesis-происхождение, возникновение).

Задание №1: Наша с вами задача заполнить таблицу  “Систематическое положение рода Ноmо sapjens”, и пояснить каждую её позицию. (слайд5) Обучающиеся, используя знания разделов “Зоология” и “Анатомия и физиология человека”, заполняют таблицу на доске и в рабочем листке

СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОДА

ИМПЕРИЯ

Клеточные – тело имеет клеточное строение

ЦАРСТВО

Животные – по способу питания гетеротрофы, могут передвигаться, клетки не имеют пластид и хлорофилла

ТИП

Хордовые – в эмбриогенезе формируется хорда Наличие хорды

Нервная трубка на спиной стороне зародыша

ПОДТИП

Позвоночные или черепные – имеют внутренний скелет

КЛАСС

Млекопитающие -  Наличие млечных, сальных, потовых желёз.

Теплокровность. Зубы трёх видов (коренные, клыки, резцы).

Четырёхкамерное сердце. Волосы на поверхности тела.

Пять отделов позвоночника

ПОДКЛАСС

Плацентарные  -Развитие плода в теле матери и питание его через плаценту.

ОТРЯД

Приматы - пятипалая конечность хватательного типа. Развитый головной мозг, одинаковые типы зубов(клыки, резцы, коренные)

ПОДОТРЯД

Человекообразные (стр.219) - крупный головной мозг(750куб.с.) с большим количеством борозд и извилин, 4 группы крови, внешний облик, размеры тела и способ передвижения

СЕМЕЙСТВО

Люди

РОД

Человек

ВИД

Человек  разумный

Вывод: человек – часть животного мира

Существуют различные доказательства происхождения человека от животных эмбриологические, палеонтологические, генетические, биохимические, сравнительно-анатомические

Сегодня на уроке мы рассмотрим только одну самую большую группу доказательств – сравнительно-анатомичекую. Сравнительная анатомия изучает строение организмов разных видов. На основе сходства в строении можно установить родство организмов. Какие же доказательства происхождения человека от животных представляет сравнительная анатомия?

Задание 2 (Слайд 6-8): В течение 3 минут необходимо ознакомиться с одной из групп сравнительно-анатомических доказательств и аргументировать, почему данные примеры  могут являться доказательством происхождения человека от животных. 1 группа изучает анатомическое сходство органов, место их расположения в организме, 2 группа- рудименты,  3 группа- атавизмы(Алгоритм выполнения заданий представлен в рабочей карте. Макс. количество баллов за правильно выполненное задание -  3б. Слайды 6-8)

Совместная формулировка вывода(Слайд 9) : Факты сравнительной анатомии  являются важнейшими доказательствами родства человека и животных

3. Задание №3: Анализ схемы Эволюции приматов с последующим ответом на вопросы (Слайд10 макс. -3 балла.):

- Кто является близким родственником человека?

- Почему современные человекообразные обезьяны не превращаются в человека?

C:\Users\user\Desktop\vdovina_s-ju.оороро.jpg

 Вывод: Человек является звеном эволюции животного мира

3. Задание №4 (Слайд 11-13)  Рассмотрите предложенные вам рисунки и перечислите основные признаки, по которым человек отличается от человекообразных обезьян: 1группа- рис№1, 2 группа-рис.№2, 3 группа-рис.№3 (Максим.балл – 3):

Задание № 4 (Ответ)

1.Вертикальное положение туловища

2. Крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого отдела черепа.

3. Очень большой мозг

4. S-образный изгиб позвоночника;  

5. Широкая грудная клетка;

6. Подвижная кисть руки;

7. Сводчатая стопа с сильно развитыми пальцами ног;

8. Широкие тазовые кости;

9. Длина передних конечностей меньше нижних.

Вывод(Слайд 14) Особенности строения скелета человека связанны с прямохождением и трудовой деятельностью

5.Физминутка : слайд-шоу «Братья наши меньшие»

6. Закрепление материала( Слайд 15):Тестовое задание. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

1. Наука, изучающая происхождение человека

а) цитология;   б) генетика;   в) антропология.

2. В связи с прямохождением у человека появляется ...

а) сводчатый свод стопы;   б) большая масса тела;   в) маленькие размеры головного мозга.

3. Укажите атавизм:

а) многососковость,  б) третье веко  в) аппендикс

4. Укажите рудимент:

а) хвостатость  б) копчик   в) волосатость

5. Что подтверждает наличие рудиментов  в организме человека:

а) здоровье человека  б) происхождение человека от животных   в) эволюционные изменения в организме человека

Ответы на тесты: 1-в; 2-а; 3-а;  4-б; 5-б.

7. Общий вывод по уроку, рефлексия(Слайд 16): Сравнительно- анатомические исследования доказывают: человек-  часть животного мира, а большое сходство человека и человекообразных обезьян указывает на общность происхождения

8. Подведение итога урока. (Слайд17)

Суммируйте баллы за тестирование с баллами, полученными за работу с заданиями в рабочих листах.  Проанализируйте ошибки. Определите уровень ваших знаний по следующей шкале:

17-20 баллов - оценка «5»

13-16 баллов  -  оценка «4»

10-12 баллов -  оценка «3»

9. Домашнее задание(Слайд 18)

 §59. Письменно ответить на вопрос: какие факты, кроме приведённых на уроке, свидетельствуют о происхождении человека от животных?

РАБОЧАЯ КАРТА

ДАТА УРОКА ________________

ТЕМА УРОКА_____________________________________________________

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: _Антропогенез -это_____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №1:  заполнить таблицу  “Систематическое положение рода Ноmо sapjens”, и пояснить каждую её позицию. Проанализировать и сделать вывод

ИМПЕРИЯ

Клеточные 

ЦАРСТВО

Животные 

ТИП

Хордовые 

ПОДТИП

Позвоночные или черепные 

КЛАСС

Млекопитающие  

ПОДКЛАСС

Плацентарные 

ОТРЯД

Приматы 

ПОДОТРЯД

Человекообразные (стр.219) :

СЕМЕЙСТВО

Люди

РОД

Человек

ВИД

Человек  разумный

Вывод: человек – часть ___________________ мира

Задание 2 В течение 3 минут необходимо ознакомиться с одной из групп сравнительно-анатомических доказательств и аргументировать, почему данные примеры  могут являться доказательством происхождения человека от животных. .

Алгоритм выполнения заданий :

Название группы доказательств: Сравнительно- анатомические

Что учитывают данные доказательства :Рудименты

Рудименты-  это..

Примеры доказательства(с.217):

Вывод: Факты сравнительной анатомии  являются важнейшими доказательствами родства ___________________ и __________________

Задание №3: Анализ схемы Эволюции приматов с последующим ответом на вопросы :

- Кто является близким родственником человека?

- Почему современные человекообразные обезьяны не превращаются в человека?

C:\Users\user\Desktop\vdovina_s-ju.оороро.jpg 

Вывод: Человек является звеном ________________________ животного мира

Задание №4 Рассмотрите предложенные вам рисунки(Приложение1) и перечислите основные признаки, по которым человек отличается от человекообразных обезьян:

1____________________________________________________________________________

2____________________________________________________________________________

3____________________________________________________________________________

Задание №5 Выполнить тест(Слайд)

1-                 2-                 3-               4-                  5-


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кто ты, человек? Природа! Человек – твоё творение, И этой чести у тебя не отберут, Но на ноги поставил с четверенек И человеком предка сделал труд. С. Щипачёв

Слайд 2

ТЕМА УРОКА: Доказательство происхождения человека от животных

Слайд 3

задачи урока: ВЫЯСНИТЬ 1.Какое положение занимает человек в системе животного мира? 2. Какие имеются доказательства происхождения человека от животных? 3. Сходство и отличие человека и человекообразных обезьян.

Слайд 5

ИМПЕРИЯ Клеточные ЦАРСТВО Животные ТИП Хордовые ПОДТИП Позвоночные или черепные КЛАСС Млекопитающие ПОДКЛАСС Плацентарные ОТРЯД Приматы ПОДОТРЯД Человекообразные стр.219 СЕМЕЙСТВО Люди РОД Человек ВИД Человек разумный СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОДА Вывод : человек – часть …………………… мира

Слайд 6

Анатомическое сходство органов и места их расположения в организме

Слайд 7

РУДИМЕНТЫ

Слайд 8

АТАВИЗМЫ

Слайд 9

Факты сравнительной анатомии являются важнейшими доказательствами родства …………… и ………………….. ВЫВОД

Слайд 10

1.Кто является близким родственником человека? 2. Почему современные обезьяны не превращаются в человека? Вывод: Человек является звеном ……………………… животного мира

Слайд 11

Отличия человека и человекообразных обезьян 2.Отличие лицевого и мозгового отдела черепа 3.Головной мозг шимпанзе и человека 1.Положение туловища

Слайд 12

5 . Грудная клетка 4 6. Подвижность кисти

Слайд 13

7.Стопа человека Стопа обезьяны 8.Кости таза обезьяны(а) и человека(б) б а 9. Длинна конечностей

Слайд 14

Задание №4 Рассмотрите предложенные вам рисунки и перечислите основные признаки, по которым человек отличается от человекообразных обезьян (Максим. балл – 3 ) 1.Вертикальное положение туловища; 2. Крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого отдела черепа; 3. Очень большой головной мозг; 4 . S -образный изгиб позвоночника; 5. Широкая грудная клетка; 6. Подвижная кисть ; 7.Сводчатая стопа 8. Широкие тазовые кости; 9. Длина передних конечностей меньше нижних . ВЫВОД: Особенности строения скелета человека связанны с прямохождением и трудовой деятельностью

Слайд 15

Тест(закрепление нового материала) 1. Наука, изучающая происхождение человека а) цитология; б) генетика; в) антропология. 2. В связи с прямохождением у человека появляется ... а) сводчатый свод стопы; б) большая масса тела; в) маленькие размеры головного мозга. 3. Укажите атавизм: а) многососковость , б) третье веко в) аппендикс 4. Укажите рудимент: а) хвостатость б) копчик в) волосатость 5. Что подтверждает наличие рудиментов в организме человека: а) здоровье человека б) происхождение человека от животных в) эволюционные изменения в организме человека Ответы на тесты: 1-в; 2-а; 3-а; 4-б; 5-б

Слайд 16

Шкала перевода баллов в оценку 17-20 баллов - оценка «5» 13-16 баллов - оценка «4» 10-12 баллов - оценка «3»

Слайд 17

ВЫВОД Сравнительно- анатомические исследования доказывают: человек- часть _________ мира А большое сходство человека и человекообразных обезьян указывает на ___________________ их происхождения

Слайд 18

Домашнее задание §59 . Ответить на вопрос: какие факты, кроме приведённых на уроке, свидетельствуют о происхождении человека от животных?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока "Решение показательных уравнений"

Сначала актуализация знаний студентов. Затем дается новый материал: классификация показательных уравнений и основные способы их решения.Учебный материал адаптирован к уровню подготовки студентов по ма...

План-конспект открытого урока по математике на тему «Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве»

Данный план содержит материал по разработке открытого урока по геометрии  на тему "Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве". Цель урока заключается в том, чтобы рассмотреть взаимное р...

План-конспект открытого урока по математике на тему «Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве»

Данный план содержит материал по разработке открытого урока по геометрии  на тему "Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве". Цель урока заключается в том, чтобы рассмотреть взаимное р...

План – конспект открытого урока производственного обучения По профессии «Повар, кондитер» - 1 курс Урок производственного обучения.

План – конспект открытого урока производственного обученияПо профессии «Повар, кондитер» - 1 курсУрок производственного обучения....

ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «Проблемы исполнительского плана в камерно-вокальном сочинении П.И.Чайковского «Ночи безумные» на этапе работы с солистом».

План-конспект открытого урока по междисциплинарному курсу "Концертмейстерский класс" ПМ. 01. Исполнительская деятельность по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (Фортепиа...

План-конспект открытого урока. Специальность 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) Тема урока: «Создание сайта с использованием HTML + CSS»

Тема  программы: «Создание гипертекстовых документов».  Вид занятия: Урок учебной практике.Тип и вид урока: Комбинированный урок обучения умениям и навыка.Методы обучения: нагляд...

Методическая разработка урока.План- конспект открытого урока,по физической культуре.

Основная стойка при ведении мяча: ноги в коленях согнуты, таз опущен, тело наклонено чуть вперед, плечи развернуты, голова поднята. Во время ведения игрок должен быть готов в любой момент изменить нап...