ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ: "ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ ЖИВОТНЫХ"
план-конспект урока по теме
Данная методическая разработка представляет собой конспект урока по биологии, включающий в себя основные этапы урока: мотивационный этап, этап актуализации знаний, этап изучения нового материала, закрепления и обобщения знаний.. При отборе содержания урока учитывались принципы научности, доступности,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доказательства происхождения человека от животных | 113.62 КБ |
презентация к уроку: "Доказательства происхождения человека от животных" | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образование «Ташлинский политехнический техникум»
Преподаватель биологии: Сизова Людмила Михайловна
План-конспект по теме: Доказательства происхождения человека от животных
Цель урока: рассмотреть основные доказательства происхождения человека от животных, которыми располагает современная биологическая наука; способствовать пониманию обучающимися места человека в системе живой природы.
Задачи урока:
- сформировать представление о месте человека в системе органического мира; расширить знания обучающихся об основных доказательствах происхождения человека от животных; установить основные черты сходства и отличия человека и человекообразных обезьян.
- продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать изучаемый материал, развивать умения самостоятельно работать в группах.
- воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда, чувство коллективизма, сопереживания; способствовать формированию материалистического мировоззрения обучающихся
Тип урока: изучение нового материала
Форма организации работы: групповая, фронтальная
Оборудование: мульмедийная установка, презентация «Доказательство происхождения человека от животных», рабочие карты , листы самооценки, информационный лист
1. Организационный момент
- приветствие
- проверка присутствующих
- знакомство с условиями работы на уроке: работа на уроке малыми группами, совместное заполнение в ходе урока «Рабочей карты», бальная система оценивания с занесением результатов работы в «Лист самооценки».
- психологический настрой на успешную и плодотворную деятельность
2. Мотивационный этап-(Слайд1)
а) Совместная формулировка темы, цели и задач урока на основе анализа четверостишья
С. Щипачёва:
Природа! Человек – твоё творение,
И этой чести у тебя не отберут,
Но на ноги поставил с четверенек
И человеком предка сделал труд.
-Как вы думаете , о чем сегодня на уроке пойдет речь? (ответ: о происхождении человека). У разных народов и племен существовали свои легенды, предания, сказания, дающие ответ на вопрос о происхождении человека. А в данном стихотворении изложена научная точка зрения на происхождение человека…Какая? (ответ: происхождение человека от животных). И так записываем число и тему урока( тема урока фиксируется в рабочей карте): «Доказательства происхождения человека от животных» (слайд2)
В ходе урока мы должны решить следующие вопросы ( Слайд 3):
1.Какое положение занимает человек в системе животного мира?
2. Какие имеются доказательства происхождения человека от животных?
3. Выяснить , чем мы похожи и чем отличаемся от человекообразных обезьян.
б) Обоснование необходимости изучения данной темы:
- Какое практическое значение имеет данная тема, для чего ее необходимо изучать?
(Для того, чтобы знать своё происхождение и не терять связи с живой природой. Выяснить, правду ли говорят, что человек произошёл от обезьяны. Чтобы выполнить задания по данной теме при сдаче дифференцированного зачёта )
3.Актуализация знаний : Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, давай те с вами вспомним(каждый правильный ответ оценивается 1 баллом):
- Кто впервые поместил человека в класс Млекопитающие, отряд Приматы? К.Линней.
- Кто впервые высказал гипотезу происхождения человека от обезьяноподобных предков, но не смог ее доказать научно? Ж.Б.Ламарк.
- Кто убедительно доказал , что человек последнее высокоорганизованное звено в цепи развития животных? Ч.Дарвин.
- Какую теорию создал Дарвин? Эволюционную
- Что такое эволюция?
4.Изучение нового материала:
Как часто люди бездумно повторяют: «Ну ты и животное!» А на самом деле, это так или нет? Выявлено ли сходство людей и животных? Давайте попробуем всесторонне рассмотреть этот вопрос и разобраться в фактах
Словарная работа(Слайд4):
Процесс исторического развития человека, становления его как вида в процессе формирования общества называется антропогенез (в переводе с греческого antropos – человек и genesis-происхождение, возникновение).
Задание №1: Наша с вами задача заполнить таблицу “Систематическое положение рода Ноmо sapjens”, и пояснить каждую её позицию. (слайд5) Обучающиеся, используя знания разделов “Зоология” и “Анатомия и физиология человека”, заполняют таблицу на доске и в рабочем листке
СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОДА
ИМПЕРИЯ | Клеточные – тело имеет клеточное строение |
ЦАРСТВО | Животные – по способу питания гетеротрофы, могут передвигаться, клетки не имеют пластид и хлорофилла |
ТИП | Хордовые – в эмбриогенезе формируется хорда Наличие хорды Нервная трубка на спиной стороне зародыша |
ПОДТИП | Позвоночные или черепные – имеют внутренний скелет |
КЛАСС | Млекопитающие - Наличие млечных, сальных, потовых желёз. Теплокровность. Зубы трёх видов (коренные, клыки, резцы). Четырёхкамерное сердце. Волосы на поверхности тела. Пять отделов позвоночника |
ПОДКЛАСС | Плацентарные -Развитие плода в теле матери и питание его через плаценту. |
ОТРЯД | Приматы - пятипалая конечность хватательного типа. Развитый головной мозг, одинаковые типы зубов(клыки, резцы, коренные) |
ПОДОТРЯД | Человекообразные (стр.219) - крупный головной мозг(750куб.с.) с большим количеством борозд и извилин, 4 группы крови, внешний облик, размеры тела и способ передвижения |
СЕМЕЙСТВО | Люди |
РОД | Человек |
ВИД | Человек разумный |
Вывод: человек – часть животного мира
Существуют различные доказательства происхождения человека от животных эмбриологические, палеонтологические, генетические, биохимические, сравнительно-анатомические
Сегодня на уроке мы рассмотрим только одну самую большую группу доказательств – сравнительно-анатомичекую. Сравнительная анатомия изучает строение организмов разных видов. На основе сходства в строении можно установить родство организмов. Какие же доказательства происхождения человека от животных представляет сравнительная анатомия?
Задание 2 (Слайд 6-8): В течение 3 минут необходимо ознакомиться с одной из групп сравнительно-анатомических доказательств и аргументировать, почему данные примеры могут являться доказательством происхождения человека от животных. 1 группа изучает анатомическое сходство органов, место их расположения в организме, 2 группа- рудименты, 3 группа- атавизмы(Алгоритм выполнения заданий представлен в рабочей карте. Макс. количество баллов за правильно выполненное задание - 3б. Слайды 6-8)
Совместная формулировка вывода(Слайд 9) : Факты сравнительной анатомии являются важнейшими доказательствами родства человека и животных
3. Задание №3: Анализ схемы Эволюции приматов с последующим ответом на вопросы (Слайд10 макс. -3 балла.):
- Кто является близким родственником человека?
- Почему современные человекообразные обезьяны не превращаются в человека?
Вывод: Человек является звеном эволюции животного мира
3. Задание №4 (Слайд 11-13) Рассмотрите предложенные вам рисунки и перечислите основные признаки, по которым человек отличается от человекообразных обезьян: 1группа- рис№1, 2 группа-рис.№2, 3 группа-рис.№3 (Максим.балл – 3):
Задание № 4 (Ответ)
1.Вертикальное положение туловища
2. Крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого отдела черепа.
3. Очень большой мозг
4. S-образный изгиб позвоночника;
5. Широкая грудная клетка;
6. Подвижная кисть руки;
7. Сводчатая стопа с сильно развитыми пальцами ног;
8. Широкие тазовые кости;
9. Длина передних конечностей меньше нижних.
Вывод(Слайд 14) Особенности строения скелета человека связанны с прямохождением и трудовой деятельностью
5.Физминутка : слайд-шоу «Братья наши меньшие»
6. Закрепление материала( Слайд 15):Тестовое задание. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
1. Наука, изучающая происхождение человека
а) цитология; б) генетика; в) антропология.
2. В связи с прямохождением у человека появляется ...
а) сводчатый свод стопы; б) большая масса тела; в) маленькие размеры головного мозга.
3. Укажите атавизм:
а) многососковость, б) третье веко в) аппендикс
4. Укажите рудимент:
а) хвостатость б) копчик в) волосатость
5. Что подтверждает наличие рудиментов в организме человека:
а) здоровье человека б) происхождение человека от животных в) эволюционные изменения в организме человека
Ответы на тесты: 1-в; 2-а; 3-а; 4-б; 5-б.
7. Общий вывод по уроку, рефлексия(Слайд 16): Сравнительно- анатомические исследования доказывают: человек- часть животного мира, а большое сходство человека и человекообразных обезьян указывает на общность происхождения
8. Подведение итога урока. (Слайд17)
Суммируйте баллы за тестирование с баллами, полученными за работу с заданиями в рабочих листах. Проанализируйте ошибки. Определите уровень ваших знаний по следующей шкале:
17-20 баллов - оценка «5»
13-16 баллов - оценка «4»
10-12 баллов - оценка «3»
9. Домашнее задание(Слайд 18)
§59. Письменно ответить на вопрос: какие факты, кроме приведённых на уроке, свидетельствуют о происхождении человека от животных?
РАБОЧАЯ КАРТА
ДАТА УРОКА ________________
ТЕМА УРОКА_____________________________________________________
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: _Антропогенез -это_____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №1: заполнить таблицу “Систематическое положение рода Ноmо sapjens”, и пояснить каждую её позицию. Проанализировать и сделать вывод
ИМПЕРИЯ | Клеточные |
ЦАРСТВО | Животные |
ТИП | Хордовые |
ПОДТИП | Позвоночные или черепные |
КЛАСС | Млекопитающие |
ПОДКЛАСС | Плацентарные |
ОТРЯД | Приматы |
ПОДОТРЯД | Человекообразные (стр.219) : |
СЕМЕЙСТВО | Люди |
РОД | Человек |
ВИД | Человек разумный |
Вывод: человек – часть ___________________ мира
Задание 2 В течение 3 минут необходимо ознакомиться с одной из групп сравнительно-анатомических доказательств и аргументировать, почему данные примеры могут являться доказательством происхождения человека от животных. .
Алгоритм выполнения заданий :
Название группы доказательств: Сравнительно- анатомические
Что учитывают данные доказательства :Рудименты
Рудименты- это..
Примеры доказательства(с.217):
Вывод: Факты сравнительной анатомии являются важнейшими доказательствами родства ___________________ и __________________
Задание №3: Анализ схемы Эволюции приматов с последующим ответом на вопросы :
- Кто является близким родственником человека?
- Почему современные человекообразные обезьяны не превращаются в человека?
Вывод: Человек является звеном ________________________ животного мира
Задание №4 Рассмотрите предложенные вам рисунки(Приложение1) и перечислите основные признаки, по которым человек отличается от человекообразных обезьян:
1____________________________________________________________________________
2____________________________________________________________________________
3____________________________________________________________________________
Задание №5 Выполнить тест(Слайд)
1- 2- 3- 4- 5-
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕМА УРОКА: Доказательство происхождения человека от животных
задачи урока: ВЫЯСНИТЬ 1.Какое положение занимает человек в системе животного мира? 2. Какие имеются доказательства происхождения человека от животных? 3. Сходство и отличие человека и человекообразных обезьян.
ИМПЕРИЯ Клеточные ЦАРСТВО Животные ТИП Хордовые ПОДТИП Позвоночные или черепные КЛАСС Млекопитающие ПОДКЛАСС Плацентарные ОТРЯД Приматы ПОДОТРЯД Человекообразные стр.219 СЕМЕЙСТВО Люди РОД Человек ВИД Человек разумный СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОДА Вывод : человек – часть …………………… мира
Анатомическое сходство органов и места их расположения в организме
РУДИМЕНТЫ
АТАВИЗМЫ
Факты сравнительной анатомии являются важнейшими доказательствами родства …………… и ………………….. ВЫВОД
1.Кто является близким родственником человека? 2. Почему современные обезьяны не превращаются в человека? Вывод: Человек является звеном ……………………… животного мира
Отличия человека и человекообразных обезьян 2.Отличие лицевого и мозгового отдела черепа 3.Головной мозг шимпанзе и человека 1.Положение туловища
5 . Грудная клетка 4 6. Подвижность кисти
7.Стопа человека Стопа обезьяны 8.Кости таза обезьяны(а) и человека(б) б а 9. Длинна конечностей
Задание №4 Рассмотрите предложенные вам рисунки и перечислите основные признаки, по которым человек отличается от человекообразных обезьян (Максим. балл – 3 ) 1.Вертикальное положение туловища; 2. Крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого отдела черепа; 3. Очень большой головной мозг; 4 . S -образный изгиб позвоночника; 5. Широкая грудная клетка; 6. Подвижная кисть ; 7.Сводчатая стопа 8. Широкие тазовые кости; 9. Длина передних конечностей меньше нижних . ВЫВОД: Особенности строения скелета человека связанны с прямохождением и трудовой деятельностью
Тест(закрепление нового материала) 1. Наука, изучающая происхождение человека а) цитология; б) генетика; в) антропология. 2. В связи с прямохождением у человека появляется ... а) сводчатый свод стопы; б) большая масса тела; в) маленькие размеры головного мозга. 3. Укажите атавизм: а) многососковость , б) третье веко в) аппендикс 4. Укажите рудимент: а) хвостатость б) копчик в) волосатость 5. Что подтверждает наличие рудиментов в организме человека: а) здоровье человека б) происхождение человека от животных в) эволюционные изменения в организме человека Ответы на тесты: 1-в; 2-а; 3-а; 4-б; 5-б
Шкала перевода баллов в оценку 17-20 баллов - оценка «5» 13-16 баллов - оценка «4» 10-12 баллов - оценка «3»
ВЫВОД Сравнительно- анатомические исследования доказывают: человек- часть _________ мира А большое сходство человека и человекообразных обезьян указывает на ___________________ их происхождения
Домашнее задание §59 . Ответить на вопрос: какие факты, кроме приведённых на уроке, свидетельствуют о происхождении человека от животных?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока "Решение показательных уравнений"
Сначала актуализация знаний студентов. Затем дается новый материал: классификация показательных уравнений и основные способы их решения.Учебный материал адаптирован к уровню подготовки студентов по ма...
План-конспект открытого урока по математике на тему «Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве»
Данный план содержит материал по разработке открытого урока по геометрии на тему "Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве". Цель урока заключается в том, чтобы рассмотреть взаимное р...
План-конспект открытого урока по математике на тему «Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве»
Данный план содержит материал по разработке открытого урока по геометрии на тему "Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве". Цель урока заключается в том, чтобы рассмотреть взаимное р...
План – конспект открытого урока производственного обучения По профессии «Повар, кондитер» - 1 курс Урок производственного обучения.
План – конспект открытого урока производственного обученияПо профессии «Повар, кондитер» - 1 курсУрок производственного обучения....
ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «Проблемы исполнительского плана в камерно-вокальном сочинении П.И.Чайковского «Ночи безумные» на этапе работы с солистом».
План-конспект открытого урока по междисциплинарному курсу "Концертмейстерский класс" ПМ. 01. Исполнительская деятельность по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (Фортепиа...
План-конспект открытого урока. Специальность 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) Тема урока: «Создание сайта с использованием HTML + CSS»
Тема программы: «Создание гипертекстовых документов». Вид занятия: Урок учебной практике.Тип и вид урока: Комбинированный урок обучения умениям и навыка.Методы обучения: нагляд...
Методическая разработка урока.План- конспект открытого урока,по физической культуре.
Основная стойка при ведении мяча: ноги в коленях согнуты, таз опущен, тело наклонено чуть вперед, плечи развернуты, голова поднята. Во время ведения игрок должен быть готов в любой момент изменить нап...
- Мне нравится (1)