Цветник на крови.
статья на тему

Абраменко Людмила Анатольевна

Статья о нашем отношении к братьям меньшим, о гуманности и жесткости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetnik_na_krovi.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Цветник на крови, или о тотальном равнодушии

Людмила Абраменко

".. мне приходили на память люди, всё знакомые люди, которых я наблюдал в этом городе непрерывно с самого детства; и мне было непонятно, ...для чего они читают евангелие, для чего молятся, для чего читают книги... Какую пользу принесло им всё то, что до сих пор  писалось и говорилось, если у них всё та же сердечная грубость ., что было и сто, и триста лет назад?....Эти шестьдесят тысяч жителей поколениями читают и слышат о правде, о милосердии, и всё же...»
А.П. Чехов.

Идёшь по городу, видишь двор, где жители сами посадили цветы и старательно их поливают, - и сердце радуется! Думается:  какие хорошие люди живут, должно быть,  в этом дворе!.  Однако идиллическую картину разрушает бездомная кошка, жалобно просящая поесть…  Но, если цветы здесь поливают регулярно, то кошке не наливают даже воды!... Да что там не дают воды-еды! Здесь животным дают  пинка, если  вдруг кто-то  посмеет их покормить! Здесь кормить голодных животных  ЗАПРЕЩЕНО!! А потому что рядом…. МАШИНЫ!! Приличного вида седовласый гражданин со всей силы пнул несчастного безухого кота и в ярости растоптал еду бедняги, уже однажды пострадавшего от людей ( алкоголики, развлекаясь, сожгли ему уши!). Вместо презрения свирепый гражданин  нашёл в своём дворе горячую поддержку! Соседка, вопреки тому, что ожидаемо от женщины, по природе своей жалеющей обиженных, выбежала защитить вовсе  не Барсика, а разъярённого владельца авто! Осыпая меня нецензурной бранью, она приговаривала: «А ещё учительница!», видимо, считая, что учительнице  полагается молча смотреть на то, как бьют кота!... Позже от женщины, которая  давно  кормит осиротевших животных в окрестных дворах,  я узнала о том, что год назад она ежедневно находила здесь,  у дома № 25 по ул. Строительной,  убитых мурок и записки на кустах: «Не корми кошек!!!»…
В соседнем дворе  (по Уральской, 13)  котят вместе с кошками выгнали из подвала,   и уже другой гражданин, с агрессивным лицом и  двумя   собаками,  прямо на глазах жителей  натравил своих псов на маленьких, ослабленных, запуганных до предела котят, а вечером  пожилые женщины, обливаясь слезами, убирали растерзанных животных….. Этот гражданин  с двумя собаками  - гроза старух своего « славного» двора! Одной из них, кормящей птиц, подливал бензин прямо в кормушку(!) и всё грозил, что бросит туда спичку и всё подожжёт!.... А чтоб птиц не кормила вблизи его машины!...
Стоит ли после этого удивляться, что десятилетний мальчик  на вопрос, кормит ли он котят  в своём доме, ответил: «А зачем?»…
Зверство взрослых на глазах у детей быстро даёт свои плоды – и вот получите: жестокость, возведённая в степень, - жестокость в кубе, и она обязательно ударит по людям – по тем, кто её породил!... Хотя почему мы понимаем,  лишь когда по людям? Почему нам не жалко братьев меньших, как будто они не живые и не чувствуют боль? Почему мы любуемся открытками с кошечками- собачками, забавными  видео с животными в Интернете – и  равнодушно проходим мимо реальных страдающих животных?  Почему  не можем их даже покормить?! А  ведь сейчас не война, не революция, не коллективизация!!.... Хотя в эти трудные эпохи многие делились последним,  в том числе с животными, о чём так проникновенно написал в рассказе «Хлеб для собаки» В. Тендряков. Делились наши мамы и бабушки – люди старшего поколения. Они и сегодня делятся последним: это они, в основном, ходят по дворам и подвалам, жалея несчастных  животных. А от своих ровесников, людей с нормальным и часто хорошим достатком,   я слышу: «Да у нас тут есть женщина 80-ти лет, она кормит!».. И, похоже, это никого не удивляет, не заставляет устыдиться, хотя в школе всех нас совсем другому учили! Читали нам рассказы Чехова, Куприна, Толстого, стихи Есенина и Маяковского про то, что «все мы немножко лошади»…. «Чувства добрые» в нас «пробуждали»..
 Да,  все мы вроде бы на одних и тех же книгах росли! Так откуда же в нас эти жесткость и равнодушие, стремление пройти мимо? Что нужно внушить себе, чтобы искренне подумать: «Меня это не касается!»? В ответ на возмущение часто приходится слышать: «Да, у нас теперь такое жестокое и равнодушное общество!...»  Но всё дело в том, что мы, привычно повторяя эти слова,  не относим их к себе, забыв, что начинать и спрашивать надо с себя!
Мы давно уже живём, как чеховские обыватели, занятые исключительно своим «крыжовником»: своими садами- дачами, машинами- квартирами…. Мы почему-то думаем, что не про нас  слова великого писателя: «Вы взгляните на эту жизнь – наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых… мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами…. И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут своё бремя молча…. Надо, чтобы за дверью каждого довольного,  счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно   напоминал бы стуком, что  есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда, бедность, потери - и его никто не увидит и не услышит, как теперь  он не видит и не слышит других».
«Своё бремя» «молча» несут именно животные. Они не могут поведать сытым людям о своём голодном и жутком существовании. И вот их многие предпочитают не видеть и не слышать. Прикрываясь подленькой фразой: «Всем не поможешь!», -  мы не помогаем НИ-КО-МУ. Удобно!... Звучит как оправдание.  Об этом писал  А. Солженицын:
«Мы-то при  чём? мы ничего не можем…. А мы можем - всё! - но сами себе лжём, чтобы себя успокоить». И дальше – по поводу нашей трусости:  «Мы так безнадёжно расчеловечились».
 Эти слова хочется повторить вслед за писателем, но уже по поводу нашего равнодушия ко всему, что лично нас, нашего благополучия не касается … 
Да, в идеале проблемой осиротевших животных должны заниматься государство и местные власти, но, покуда этого нет, а есть одни обещания, мы сами можем просто взять  и помочь животным в своих домах и дворах. Если каждый поможет хотя бы одному животному, то все  мы вместе  просто поможем всем!! Именно так воспитываю я своих учеников, объясняю им, что  самая трусливая и жалкая фраза, которую им приходится слышать от взрослых, - « Всем не поможешь!»  Не надо всем – помогите хотя бы одному!
Сколько уже об этом написано! … Но нет результата положительного.  Может, потому, что  только у нас это тема для полемики? Это-то и страшно, что кое-кто, забыв о 10-ти заповедях и нравственных уроках великих писателей, призывавших к состраданию и милосердию по отношению к самым беззащитным, готов устроить  дискуссию на тему: «Жалеть или не жалеть страждущих»!   Готов противопоставлять  людей и животных, забывая, что мы не враги, а ДРУЗЬЯ! Подобные дискуссии давно развратили не одно поколение, привели к жестокости, с которой мы сталкиваемся ежедневно! Твердят, что помогать надо людям, а не животным! Но почему не тем и другим?!...
 Так вот в рассказе Тендрякова «Хлеб для собаки» речь как раз о том, как мальчик в страшные годы коллективизации и голода, отдавал свой кусок хлеба собаке!.. Потому что был убеждён, что «ОБЯЗАН С КЕМ-ТО ДЕЛИТЬСЯ», причём  « С САМЫМ несчастным  существом  в поселке»,  с  тем, кто не может помочь себе сам и кому никто, кроме него, не поможет:
 « …МНЕ ВПОЛНЕ БЫЛО ДОСТАТОЧНО, ЧТО Я КОГО-ТО КОРМЛЮ, ПОДДЕРЖИВАЮ ЧЬЮ-ТО ЖИЗНЬ, ЗНАЧИТ, И САМ ИМЕЮ ПРАВО ЕСТЬ И ЖИТЬ. Не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба,  А СВОЮ СОВЕСТЬ».
 У этого мальчика, героя рассказа, она была – совесть. А у нас?....
Абраменко Людмила Анатольевна.